Практическая работа №1 «Составление родословных»
Оценка 4.9

Практическая работа №1 «Составление родословных»

Оценка 4.9
Лабораторные работы
docx
биология
11 кл
23.04.2020
Практическая работа №1 «Составление родословных»
8.docx

Дата

 

 

Завуч по УР    

Класс

11а

____________Р.С-С.Алиханова

Практическая работа №1

« Составление родословных»

Цель: Ознакомление учащихся с генеалогическим методом изучения родословных.

Задачи:

1) провести исследование родословной А.С.Пушкина;

2) научить учащихся пользоваться генеалогической символикой;

3) составление родословной своей семьи.

Оборудование:

Раздаточный материал:

а) условные обозначения для составления родословной;

б) родословная семьи Пушкиных;

в) родословная европейских царственных фамилий, ведущих род от королевы Виктории.

I. Когда-то свою генеалогию знали только аристократические семьи. Позже их родословные очень пригодились науке – помогли установить закономерности наследования многих заболеваний.

Генеалогический метод – это изучение наследственных признаков человека по родословным.

Русский философ П.А.Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой:

«История рода должна

давать нравственные

уроки и задачи»

Он призывал к активному познанию своего рода, утверждал, что перед каждым родом стоит «заданная» ему историческая задача, которую он «призван решать».

История сохранила для нас несколько родословных хорошо известных людей. Среди них – А.С.Пушкин. Поэт своими предками гордился и не раз в публицистических статьях и в стихотворениях упоминал их.

Стихотворение «Моя родословная»

Смеясь жестоко над собратом,

Писаки русские толпой

Меня зовут аристократом.

Смотри, пожалуй, вздор какой!

Не офицер я, не асессор,

Я по кресту не дворянин,

Не академик, не профессор;

Я просто русский мещанин.

Наш предок Рана мышцей бранной

Святому Невскому служил.

Его потомство гнев венчанный,

Иван IV пощадил.

Водились Пушкины с царями;

Из них был славен не один,

Когда тягался с поляками

Нижегородский мещанин.

Под гербовой моей печатью

Я кипу грамот схоронил

И не якшаюсь с новой знатью,

И крови спесь угомонил.

Я грамотей и стихотворец,

Я Пушкин просто, не Мусин.

Я не богач, не царедворец,

Я сам большой: я мещанин.

II. Работа учащихся с родословной по вопросам:

  1. Возможно ли, что от первого брака А.Ганнибала родилась дочь Поликсена со светлой кожей?
  2. Могли ли Пушкину передаться от матери доминантные гены?
  3. Были ли сходны своими личностными характеристиками мать и отец поэта?
  4. Как на личности А.С.Пушкина и на его творчестве отразились наследственные признаки?

III. Родословная, ведущая род от королевы Виктории демонстрирует передачу наследственного заболевания – гемофилии.

VI. 1) Изучать родословную великих людей занимательно, полезно, но не менее увлекательно, интересно и важно заняться изучением и составлением собственной родословной, узнать, веточкой какого древа являешься ты и где твои корни…

2) Работа учащихся с символикой.

3) Основные правила:

а) ветви (корни дерева должны быть симметричными, а количество ветвей – четными. Число предков с каждым восходящим поколением удваивается;

 б) при заполнении родословной старайтесь, чтобы каждая веточка содержала Ф.И.О., делайте отметки о перенесенных заболеваниях;

в) не откладывайте ни на один день задуманного в работе, особенно это касается людей старшего возраста;

г) работа над родословной бесконечно, она может продолжаться всю жизнь и потребует тщательных изысканий, поэтому нужно запастись терпением, старанием и аккуратностью.

Приложение

Цикличность творчества А.С.Пушкина

https://lh3.googleusercontent.com/w4jbJjUGf-Qb6dneHlI09Cx_wwaDdM_l2_OSYqDtFl0mwHzOHx3NJoUkVYb1IZROMF3UVz-PBmppZOxjS84b6SNxzkl74-XWCey2cZknURNKYTcaoWNxpPUQsAgQkN--SA

1817-1818г.г. – первый творческий подъем, сразу после окончания лицея;

1820г. – год завершения «Руслана и Людмилы», написаны «Бахчисарайский фонтан», начало «Евгения Онегина»;

1825 г. - легкость, влюбленности и ... «Борис Годунов»;

1830 г. - болдинская осень: две последние главы «Онегина», «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», около 30 стихотворений, и все это - легко, играючи.

        Условные обозначения для составления родословной

         Женщина

         Мужчина

Пробанд (лицо, по отношению к которому составляется      родословная (исследуется наследственность семьи)) обозначается стрелочкой под углом 450

                       

                   

                  Зарегистрированный брак

Внебрачная связь (незарегистрированный, «гражданский» брак, «пробный брак)

Внебрачная связь одного из супругов:

                     женщины

                     мужчины

Развод (черта пересекает середину линии, обозначающий брак, под углом 450)

                      Повторный брак разведенной женщины

                      Повторный брак разведенного мужчины

                       мужчина

                       женщина

                       Бесплодный брак

Смерть в младенчестве (здесь пробанд – это второй ребенок, девочка) – символ сплошь зачерняется, помещается чуть выше линии, на которой расположены символы, обозначающие остальных детей, родившихся в данной семье; размер символа несколько меньше, чем символ, обозначающий живых детей

                     

                       Аборт спонтанный

                       Аборт медицинский

Пять беременностей, которые завершились следующим образом: 1-й (девочка) и 4-й (мальчик) существуют, 2-й и 3-й ребенок умерли сразу после рождения, последняя беременность была прервана по желанию женщины (медицинский аборт)

                   

Пол ребенка неизвестен (беременность прервалась слишком рано, когда еще не представлялось возможным определить пол ребенка и/или такая задача не была поставлена)

Преждевременная смерть (до 45-летнего возраста):

                      женщины

                      мужчины

Преждевременная смерть ребенка в семье:

                       девочки

                       мальчика

                        Второй зарегистрированный брак вдовы

                        Второй зарегистрированный брак вдовца

                        Внебрачная связь вдовы

                        Внебрачная связь вдовца

                         Оба мужа этой женщины умерли до достижения ими

                         45-летнего возраста

                       

                          Обе жены этого мужчины умерли до достижения ими

                          45-летнего возраста

                             

 

Решение генетических задач и составление родословных

https://1.bp.blogspot.com/-pKOgG6l7xf8/VyY71CpzatI/AAAAAAAAGPI/-xLcK52ExvcSpX8GL6RK9ljBHBpzTnGJACLcB/s200/r5.gif

Практическая работа 

«РЕШЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ И СОСТАВЛЕНИЕ РОДОСЛОВНЫХ»

Цель:  формирование умения анализировать и решать задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание, составлять и анализировать родословные.

Задачи:

1) отработать навыки по решению генетических задач: пользоваться генетической символикой, записывать условие и схему задачи.

2) уметь объяснять закономерности наследования признаков при составлении родословных

 

Ход работы

 

Памятка 1. Правила составления родословных. 

1.      Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали. Поколения нумеруются римскими цифрами, а члены родословной – арабскими.

2.      Составление родословной начинают с пробанда. Расположите символ пробанда (в зависимости от пола – квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх.

3.      Сначала рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения (слева направо), соединив их графическим коромыслом.

4.      Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака.

5.      На линии родителей изобразите символы ближайших родственников и  их супругов, соединив их степени родства.

6.      На линии пробанда укажите его двоюродных и т. д. братьев и сестер, соединив их соответствующим образом с линией родителей.

7.      Выше линии родителей укажите линию бабушек и дедушек.

8.      Если у пробанда есть дети или племенники, расположите их на линии ниже линии пробанда.

9.      После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите обладателей или гетерозиготных носителей признака (чаще всего гетерозиготные носители признака определяются уже после составления и анализа родословной).

10.  Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной.

11.  Если в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности.

Теперь попробуем сами составить родословную, для этого важно знать ряд правил смотри памятку 2.

Памятка 2.

Анализ родословных.

1.      Аутосомно-доминантное наследование:

1)      Признак встречается в родословной часто, практически во всех поколениях, одинаково часто и у мальчиков, и у девочек;

2)      Если один из родителей является носителем признака, то этот признак проявится либо у всего потомства, либо у половины.

1)      Ошибка! Ошибка связи. Признак встречается редко, не во всех поколениях, одинаково часто и у мальчиков, и у девочек;

2)      Признак может проявиться у детей, даже если родители не обладают этим признаком; 

3)      Если один из родителей является носителем признака, то он не проявится у детей или проявится у половины потомства.

2.      Наследование, сцепленное с полом:

1)      Х-доминантное наследование:

·             Чаще признак встречается у лиц женского пола;

·            Если мать больна, а отец здоров, то признак передается потомству независимо от пола, он может проявляться и у мальчиков, и у девочек;

·            Если мать здорова, а отец болен, то у всех дочерей признак будет проявляться, а у сыновей нет;

2)      Х-рецессивное наследование:

·            Чаще признак встречается у лиц мужского пола;

·            Чаще признак проявляется через поколение;

·           Если оба родителя здоровы, но мать гетерозиготна, то признак часто проявляется у 50% сыновей;

·            Если отец болен, а мать гетерозиготна, то обладателями признака могут быть и лица женского пола;

3)      Y-рецессивное наследование:

·            Признак встречается только у лиц мужского пола;

·           Если отец несет признак, то, как правило, этим признаком обладают и все сыновья;

Основные этапы решения задач.

1.      Определите тип наследования признака – доминантный или рецессивный. Для этого выясните:

1)      Часто ли встречается изучаемый признак (во всех поколениях или нет);

2)      Многие ли члены родословной обладают признаком;

3)      Имеют ли место случаи рождения детей, обладающих признаком, если у родителей этот признак не проявляется;

4)      Имеют ли место случаи рождения детей без изучаемого признака, если оба родителя им обладают;

5)      Какая часть потомства несет признак в семьях, если его обладателем является один из родителей.

2. Определите, наследуется ли признак сцеплено с полом. Для этого выясните:

1)      Как часто встречается признак у лиц обоих полов; если встречается редко, то лица какого пола несут его чаще;

2)      Лица какого пола наследуют признак от отца и матери, несущих признак;

3. Исходя из результатов анализа, постарайтесь определить генотипы всех членов родословной. Для определения генотипов прежде всего выясните формулу расщепления потомков в одном поколении.

Работа №1. Решить задачу на моногибридное скрещивание

 

1 вариант.

В семье здоровых супругов родился ребенок – альбинос. Какова была вероятность того, что такой ребенок появится в этой семье, если известно, что бабушка по отцовской линии и дедушка по материнской линии у этого ребенка были альбиносами. (Альбинизм – рецессивный ген).

 

2 вариант.

При скрещивании серых кур с белыми все потомство оказалось серыми. При скрещивании F1 с белыми получено 185 особей, из которых было 91 белых и 94 серых. Каковы генотипы исходных форм и их потомков в обоих скрещиваниях.

 

Работа №2. Решить задачу на дигибридное скрещивание.

 

1 вариант.

У матери ребенка круглое лицо и тонкие кости, у отца продолговатый овал лица, нормальная толщина костей. Какие дети могут родится в этой семье, если мать гетерозиготна по 1 паре признаков.  Примечание: круглое лицо и тонкие кости - доминантные признаки.

2 вариант.

У человека близорукость доминирует над нормальным зрением, а цвет карих глаз – над голубыми. Какое потомство и в каком отношении следует ожидать от брака от гетерозиготного мужчины с женщиной, имеющей голубые глаза и нормальное зрение.

 

Работа №3. Анализ представленной родословной

задание: Определить, какой цвет волос является рецессивным, а какой доминантным признаком; восстановить генотипы всех лиц в родословной.

 http://gov.cap.ru/HOME/20/!2014/Upload/petrova/sayt/electron%20uchebnic/hjj.gif

              1 вариант                                                        2 вариант

 

http://gov.cap.ru/HOME/20/!2014/Upload/petrova/sayt/electron%20uchebnic/lab%20rab.files/image001.gif      

Работа №4. Составление родословной своей семьи

 

  Задание: Пользуясь приведенной символикой, составьте родословную собственной семьи по одному из альтернативных признаков (см.таблицу).

 

Признак

доминантный

рецессивный

1. Цвет волос

темные

светлые

2. Структура волос

вьющиеся

прямые

3. Цвет глаз

карие

голубые, серые

4. Рост

низкий

высокий

5. Пигментация кожи

Наличие веснушек

отсутствие

6. Уши

оттопыренные

прижатые

7. Зрение

близорукость (дальноз.)

нормальное зрение

8. Зрение

нормальное

дальтонизм

9. Резус-фактор

положительный

отрицательный

10. Слух

Нормальный

глухота

 

Сделайте вывод по проделанной работе.


 

Скачано с www.znanio.ru

Дата Завуч по

Дата Завуч по

Писаки русские толпой Меня зовут аристократом

Писаки русские толпой Меня зовут аристократом

Как на личности А.С.Пушкина и на его творчестве отразились наследственные признаки?

Как на личности А.С.Пушкина и на его творчестве отразились наследственные признаки?

Условные обозначения для составления родословной

Условные обозначения для составления родословной

Пол ребенка неизвестен (беременность прервалась слишком рано, когда еще не представлялось возможным определить пол ребенка и/или такая задача не была поставлена)

Пол ребенка неизвестен (беременность прервалась слишком рано, когда еще не представлялось возможным определить пол ребенка и/или такая задача не была поставлена)

Ход работы Памятка 1. Правила составления родословных

Ход работы Памятка 1. Правила составления родословных

Если мать здорова, а отец болен, то у всех дочерей признак будет проявляться, а у сыновей нет; 2)

Если мать здорова, а отец болен, то у всех дочерей признак будет проявляться, а у сыновей нет; 2)

У человека близорукость доминирует над нормальным зрением, а цвет карих глаз – над голубыми

У человека близорукость доминирует над нормальным зрением, а цвет карих глаз – над голубыми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020