Практическая работа №2 Тема: «Управление персоналом в организации»

  • pdf
  • 26.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Практическая работа №2.pdf

Практическая работа №2

Тема: «Управление персоналом в организации»

 

Цель: Знакомство с понятием «управление персоналом» и составляющими элементами управления персоналом в организации.

 

Оборудование: инструкция по практической работе, листы формата А-4, вычислительная техника, карандаш, ручка, линейка.

Литература:

1.            Герчикова А. А. Менеджмент. - М .: Контроллинг, 2000

2.            Мескон М. Х., Альберт М., Хедуоры Ф. Основы менеджмента. - М .: Дело, 2008

3.            Скрипко Т.А., Ланда А.А. Менеджмент. Навч.посибник. - М .: Центр учебной литературы, 2006

4.            Шегда А. В. Основы менеджмента: Учебное пособие. - М .: Общество

«Знание», КОО, 2007

 

Порядок выполнения

1.  Повторить теоретический материал

2.  Составить общее для группы ранжирование предметов по степени их важности.

3.  Сравнить результаты группового и индивидуального решения. 4. Сделать выводы.

 

План занятия

1.                     Знакомство с понятием «управление персоналом» и составляющими элементами управления персоналом в организации.

2.                     Определение связи между мотивацией и функциями управления персоналом.

3.                     Ознакомление с методами подбора и отбора персонала.

4.                     Усвоение понятия «профессиональное развитие». Ознакомление с основными формами профессионального развития персонала.

 

 КРАТКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 

Для достижения поставленных целей организация должна быть обеспечена соответствующими трудовыми ресурсами, то есть специалистами. Управление человеческими ресурсами (персоналом) заключается в следующем:

       подбор, отбор и сохранение необходимого для организации персонала;

       профессиональное обучение и развитие персонала;

       оценка деятельности каждого работника с точки зрения его вклада в реализацию целей организации;

       вознаграждение персонала.

 

Основная задача управления персоналом состоит в обеспечении организации необходимым количеством специалистов соответствующей квалификации в нужное время и создании условий для эффективного их использования.

Эффективность использования каждого работника определяется его способностями выполнять необходимые функции и желанием их выполнять, то есть мотивацией.

Факторы, влияющие на трудовую мотивацию человека, такие:

       вознаграждение;

       оценка результатов труда;

       профессиональное развитие и возможности служебного роста;

       уровень общей культуры и прочее.

Процесс принятия работников на новые вакантные должности включает следующие этапы:

       определение требований к должности на вакантное место;

       привлечение или подбор кандидатов; • отбор претендентов;

       принятие на работу.

Требования к работнику на определенной должности определяются традиционно в должностной инструкции. При подборе кандидатов наряду с должностными инструкциями могут использоваться квалификационные карты и карты компетенции.

Главная задача этапа привлечения претендентов - это формирование достаточно многочисленной группы квалифицированных претендентов для последующего отбора

Известны такие методы привлечения (подбор) кандидатов:

       поиск в самой организации;

       подбор извне с помощью своих сотрудников;

       использование объявлений в средствах массовой информации;

       пользование услугами, предоставляемыми государственными службами занятости;

       пользование услугами негосударственных агентств;

       посещение учебных заведений.

Основными методами отбора кандидатов являются:

       анализ личных данных;

       собеседование;

       тестирование.

В современных условиях бурного развития научно-технического прогресса профессиональные знания очень быстро устаревают. Поэтому одним из важных условий успешного развития любой организации является развитие персонала.

Профессиональное развитие - это процесс подготовки работника к выполнению новых производственных функций, перемещение на новые должности, решения новых задач.

Существуют такие формы (направления) профессионального развития:

       профессиональное обучение;

       планирование и развитие карьеры;

       подготовка резерва руководителей.

Методы профессионального обучения делят на 2 группы:

1.  Обучение на рабочем месте.

2.  Обучение за пределами рабочего места.

На рабочем месте могут использоваться следующие методы профессионального обучения:

  инструктаж;

  ученичество и наставничество;

  ротация.

За пределами рабочего места используют методы:

  лекция;

  практические занятия, обсуждение практических ситуаций;

  деловые игры;

  заочное обучение;

  самостоятельное обучение.

При определении целесообразных методов обучения следует учитывать основные принципы обучения людей. Они следующие.

1.                     Актуальность предусматривает, что предмет обучения должен иметь отношение к профессиональным или личных интересов.

2.                     Участие - люди должны принимать активное участие в процессе обучения и усваивать полученные знания на практике.

3.                     Повторение - позволяет запомнить материал и довести до автоматизма освоены навыки.

4.                     Обратная связь - людям необходимая информация об их успехах в учебе для корректировки своих усилий в обучении.

Профессиональная карьера - это последовательность должностей, занимал человек в течение своей профессиональной жизни. Планирование карьеры состоит в определении целей развития карьеры и путей, ведущих к их достижению.

 

Задание 

Директор руководит обувной фабрикой на протяжении 15 лет. Через два года он собирается выйти на пенсию. Как опытный руководитель он понимает, что должен заблаговременно определить и подготовить себе замену на посту директора фабрики. Это тем более важно потому, что фабрика переживает не лучшие времена - объем производства падает, конкуренция зарубежных производителей увеличивается, а конкурентная способность продукции фабрики низкая. Сотрудники фабрики в течение трех месяцев не получали зарплату, техническое оборудование требует замены. Директор фабрики рассматривает три кандидатуры на свою должность, но ему трудно сделать выбор. Некоторые характеристики претендентов на должность директора приведены в табл. 2.

 

 

Дайте расширенный и обоснованный ответ на следующий вопрос:

1. Кого бы вы посоветовали в качестве замены действующего директора и почему?

 

 

претендент l

претендент 2

претендент 3

1

2

3

4

возраст

45

41

54

образование

выше, инженерэкономист

выше, инженертехнолог

выше, инженермеханик

Пол

мужская

женская

мужская

На какой должности

Начальник отдела сбыта и снабжения (1 год)

главный технолог (5 лет)

Главный инженер    (11

лет)

опыт работы

3 года - ген.директор ООО «Горизонт» - установка металлических дверей,

15 лет - служба в армии,

1 год - заместитель ..

главного технолога, 3 года - начальник цеха,

3 года - инженер по снабжению

3 года - инженер-

4             года главный инженер,

5             лет -

начальник производства,

4 года - начальник цеха,

3 года -

 

экономист,

начальник фин.части полка

технолог (все на фабрике)

бригадир,

6 лет - токарь (все на заводе металлических конструкций)

навык Общение

хороший

отличный

средний

странности

добра

отличная

исключительна

я

Авторитет в коллективе

средний

высокий

высокий

аналитические способности

хорошие

исключительные

хорошие

настойчивость

исключительная

высокая

высокая

Контрольные вопросы:

1.                     Дать определение        понятиям    «управление        персоналом»        и составляющими элементами управления персоналом в организации.

2.                     Определение связи между мотивацией и функциями управления персоналом.

3.                     Какие вы знаете методами подбора и отбора персонала.

4.                     Какие вы знаете основные формы профессионального развития персонала.