Практическая работа №2
Тема: «Управление персоналом в организации»
Цель: Знакомство с понятием «управление персоналом» и составляющими элементами управления персоналом в организации.
Оборудование: инструкция по практической работе, листы формата А-4, вычислительная техника, карандаш, ручка, линейка.
Литература:
1. Герчикова А. А. Менеджмент. - М .: Контроллинг, 2000
2. Мескон М. Х., Альберт М., Хедуоры Ф. Основы менеджмента. - М .: Дело, 2008
3. Скрипко Т.А., Ланда А.А. Менеджмент. Навч.посибник. - М .: Центр учебной литературы, 2006
4. Шегда А. В. Основы менеджмента: Учебное пособие. - М .: Общество
«Знание», КОО, 2007
Порядок выполнения
1. Повторить теоретический материал
2. Составить общее для группы ранжирование предметов по степени их важности.
3. Сравнить результаты группового и индивидуального решения. 4. Сделать выводы.
План занятия
1. Знакомство с понятием «управление персоналом» и составляющими элементами управления персоналом в организации.
2. Определение связи между мотивацией и функциями управления персоналом.
3. Ознакомление с методами подбора и отбора персонала.
4. Усвоение понятия «профессиональное развитие». Ознакомление с основными формами профессионального развития персонала.
Для достижения поставленных целей организация должна быть обеспечена соответствующими трудовыми ресурсами, то есть специалистами. Управление человеческими ресурсами (персоналом) заключается в следующем:
• подбор, отбор и сохранение необходимого для организации персонала;
• профессиональное обучение и развитие персонала;
• оценка деятельности каждого работника с точки зрения его вклада в реализацию целей организации;
• вознаграждение персонала.
Основная задача управления персоналом состоит в обеспечении организации необходимым количеством специалистов соответствующей квалификации в нужное время и создании условий для эффективного их использования.
Эффективность использования каждого работника определяется его способностями выполнять необходимые функции и желанием их выполнять, то есть мотивацией.
Факторы, влияющие на трудовую мотивацию человека, такие:
• вознаграждение;
• оценка результатов труда;
• профессиональное развитие и возможности служебного роста;
• уровень общей культуры и прочее.
Процесс принятия работников на новые вакантные должности включает следующие этапы:
• определение требований к должности на вакантное место;
• привлечение или подбор кандидатов; • отбор претендентов;
• принятие на работу.
Требования к работнику на определенной должности определяются традиционно в должностной инструкции. При подборе кандидатов наряду с должностными инструкциями могут использоваться квалификационные карты и карты компетенции.
Главная задача этапа привлечения претендентов - это формирование достаточно многочисленной группы квалифицированных претендентов для последующего отбора
Известны такие методы привлечения (подбор) кандидатов:
• поиск в самой организации;
• подбор извне с помощью своих сотрудников;
• использование объявлений в средствах массовой информации;
• пользование услугами, предоставляемыми государственными службами занятости;
• пользование услугами негосударственных агентств;
• посещение учебных заведений.
Основными методами отбора кандидатов являются:
• анализ личных данных;
• собеседование;
• тестирование.
В современных условиях бурного развития научно-технического прогресса профессиональные знания очень быстро устаревают. Поэтому одним из важных условий успешного развития любой организации является развитие персонала.
Профессиональное развитие - это процесс подготовки работника к выполнению новых производственных функций, перемещение на новые должности, решения новых задач.
Существуют такие формы (направления) профессионального развития:
• профессиональное обучение;
• планирование и развитие карьеры;
• подготовка резерва руководителей.
Методы профессионального обучения делят на 2 группы:
1. Обучение на рабочем месте.
2. Обучение за пределами рабочего места.
На рабочем месте могут использоваться следующие методы профессионального обучения:
• инструктаж;
• ученичество и наставничество;
• ротация.
За пределами рабочего места используют методы:
• лекция;
• практические занятия, обсуждение практических ситуаций;
• деловые игры;
• заочное обучение;
• самостоятельное обучение.
При определении целесообразных методов обучения следует учитывать основные принципы обучения людей. Они следующие.
1. Актуальность предусматривает, что предмет обучения должен иметь отношение к профессиональным или личных интересов.
2. Участие - люди должны принимать активное участие в процессе обучения и усваивать полученные знания на практике.
3. Повторение - позволяет запомнить материал и довести до автоматизма освоены навыки.
4. Обратная связь - людям необходимая информация об их успехах в учебе для корректировки своих усилий в обучении.
Профессиональная карьера - это последовательность должностей, занимал человек в течение своей профессиональной жизни. Планирование карьеры состоит в определении целей развития карьеры и путей, ведущих к их достижению.
Задание
Директор руководит обувной фабрикой на протяжении 15 лет. Через два года он собирается выйти на пенсию. Как опытный руководитель он понимает, что должен заблаговременно определить и подготовить себе замену на посту директора фабрики. Это тем более важно потому, что фабрика переживает не лучшие времена - объем производства падает, конкуренция зарубежных производителей увеличивается, а конкурентная способность продукции фабрики низкая. Сотрудники фабрики в течение трех месяцев не получали зарплату, техническое оборудование требует замены. Директор фабрики рассматривает три кандидатуры на свою должность, но ему трудно сделать выбор. Некоторые характеристики претендентов на должность директора приведены в табл. 2.
Дайте расширенный и обоснованный ответ на следующий вопрос:
1. Кого бы вы посоветовали в качестве замены действующего директора и почему?
|
претендент l |
претендент 2 |
претендент 3 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
возраст |
45 |
41 |
54 |
||
образование |
выше, инженерэкономист |
выше, инженертехнолог |
выше, инженермеханик |
||
Пол |
мужская |
женская |
мужская |
||
На какой должности |
Начальник отдела сбыта и снабжения (1 год) |
главный технолог (5 лет) |
Главный инженер (11 лет) |
||
опыт работы |
3 года - ген.директор ООО «Горизонт» - установка металлических дверей, 15 лет - служба в армии, |
1 год - заместитель .. главного технолога, 3 года - начальник цеха, 3 года - инженер по снабжению 3 года - инженер- |
4 года главный инженер, 5 лет - начальник производства, 4 года - начальник цеха, 3 года - |
||
|
экономист, начальник фин.части полка |
технолог (все на фабрике) |
бригадир, 6 лет - токарь (все на заводе металлических конструкций) |
||
навык Общение |
хороший |
отличный |
средний |
||
странности |
добра |
отличная |
исключительна я |
||
Авторитет в коллективе |
средний |
высокий |
высокий |
||
аналитические способности |
хорошие |
исключительные |
хорошие |
||
настойчивость |
исключительная |
высокая |
высокая |
||
Контрольные вопросы:
1. Дать определение понятиям «управление персоналом» и составляющими элементами управления персоналом в организации.
2. Определение связи между мотивацией и функциями управления персоналом.
3. Какие вы знаете методами подбора и отбора персонала.
4. Какие вы знаете основные формы профессионального развития персонала.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.