Практическая работа "Государственное управление и регулирование сферы образования в Российской Федерации"
Оценка 4.6

Практическая работа "Государственное управление и регулирование сферы образования в Российской Федерации"

Оценка 4.6
docx
24.01.2020
Практическая работа "Государственное управление и регулирование сферы образования в Российской Федерации"
Практическая работа.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ И.С. ТУРГЕНЕВА"

 

 

 

Кафедра: менеджмента и государственного управления

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: "Основы государственного и муниципального управления"

                      

 

Тема: Государственное управление и регулирование сферы образования в Российской Федерации

 

 

Студент                                                                        Болдёнков Д.С.

 

Группа                                                                          81 ГУ-з

Специальность                                                             38.03.04

 

Форма обучения                                                          заочная

                                                                                                                 

 

Руководитель                                                            Старикова Любовь Ивановна

                                                                                                                

 

 

 

 

 

 

Орёл, 2019

СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ

 

         В общем виде, управление – это любая целенаправленная деятельность, которая включает 2 стадии: формирование цели и достижение цели.

 

 

 

 

 

 

 


С1– это цель, заданная системой.

С2 – это цели, задаваемые внешней средой.

П – конечный продукт. Это могут быть как материальные, так и нематериальные вещи (документы, решения, финансовые инструменты и др.)

ОС – система управления, которая контролирует результат.

УВИ – управляющая воздействия интенсивного типа. Оно предполагает улучшение использования существующей техники и технологий.

УВЭ – управляющая воздействия экстенсивного типа. Она предполагает вовлечение дополнительных ресурсов Р.

Р – дополнительные ресурсы.

         В процессе взаимодействия СУ и ОУ могут меняться местами. Они – многоуровневые структуры.

 

 

 

 

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

         В состав Федерации включено 85 субъектов, которые делятся по типам: республики – 22; края – 9, области – 46; автономные области – 1; автономные округи – 4; города федерального значения – 3.

         Республика в Российской Федерации – это унитарные демократические правовые государства. В отличие от остальных субъектов, республика имеет собственную Конституцию, она имеет право устанавливать собственный государственный язык наряду с русским, который будет использоваться в государственных учреждениях. Республика имеет право ввести своё гражданство (Ингушетия, Дагестан, Татарстан и др.).

         Город федерального значения, края, области – данные субъекты считаются государственно – территориальными единицами. Статус их определяет Конституция РФ и устав – учредительный акт субъекта. Устав субъекта принимают соответствующие представительные органы, он обладает наивысшей юридической силой в отношении правовых актов и законов территориального образования. На территориях государственным языком считается общефедеральный – русский (города федерального значения: Севастополь, Москва, Санкт-Петербург; Краснодарский край, Пермский край; Омская область, Курганская область и др.).

         Автономная область и автономный округ – это сложившиеся национально-территориальные формы самоопределившихся народов в составе страны. Эти образования равноправны с другими субъектами РФ. Основной особенностью данной группы является то, что каждое образование территориальной включается в какой-либо другой субъект РФ (область или край). Например: Еврейская АО, Ханты-Мансийский АО.

         Городское поселение – город или посёлок, местное самоуправление в котором осуществляется непосредственно населением или через выборные органы местного самоуправления.

Сельское поселение – единичный сельский населённый пункт, или же объединение нескольких сельских населённых пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением или через выборные органы местного самоуправления.

Муниципальный район – несколько поселений, объединенных общей территорией, местное самоуправление в которых осуществляется в целях решения вопросов местного значения.

         Городской округ – это городское поселение, не входящее в состав муниципального района, местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения.

         Внутригородская территория города федерального значения – это отдельная часть территории города федерального значения, в пределах которого гражданами осуществляется местное самоуправление.

        

        


УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ВЕТВИ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

ПРЕЗИДЕНТ

 

Законодательная

Исполнительная

Судебная

Первые лица

 

Государственное управление

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Федеральное собрание:

1)   Совет Федерации

2)   Государственная Дума

 

 

Правительство Российской Федерации:

- министерства;

- агентства;

- службы;

- надзоры

Конституционный суд РФ

 

Верховный суд РФ (Арбитражный суд)

Председатель Правительства РФ, министры,

Мировой судья

 

 

 

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

 

Областной Совет народных депутатов

 

 

- правительство области;

- администрации;

- департаменты;

- управления;

- комитеты.

Следственный комитет

 

Конституционный суды субъектов РФ

 

Мировые суды

- Президент республик;

- губернатор;

- председатель Правительства области;

- руководители краёв;

- руководители областных администраций.

 

 

МЕСТНЫЙ

УРОВЕНЬ

Городской Совет народных депутатов

- городская администрация;

- отделы администрации;

- сельские поселения;

- администрации муниципального образования

Городской, межрайонный, районный суды

- глава администрации муниципального и городского районов;

- мэр.

 

 

 


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В настоящее время руководство образованием в Российской Федерации на федеральном уровне власти осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки РФ) и подчиненная ему Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Эта система сложилась в ходе реформы исполнительной власти в 2004 году.

Система органов, осуществляющих государственное управление образованием, включает в себя как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов РФ. Правительство РФ, обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования.

В настоящее время одной из основных задач Правительства РФ является выполнение национального проекта в сфере образования. Возглавляет систему органов управления образованием Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:

1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Правовая основа государственного управления в сфере образования Российской Федерации

Государственное управление в области образования осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования и науки находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Содержание государственного управления в данной сфере заключается в том, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют соответствующие приоритетные направления развития образования и науки, обеспечивают формирование системы педагогических и научных организаций, осуществление межотраслевой координации образовательной, научной и научно-технической деятельности, разработку и реализацию образовательных, научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции образования и науки, реализацию достижений науки и техникиГабов А.А. Организация управления в сфере образования в России и Германии // Проблемы современной юридической науки и практики: сборник статей студентов, аспирантов и молодых ученых: в 2 т. Т. 1. - Красноярск: СФУ, 2011. - С. 276..

Общие вопросы управления в области образования и разграничения компетенции в данной области определяются главой III «Управление системой образования» Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».

Разграничение компетенции РФ и ее субъектов по вопросам образования, проведенное в комментируемом Законе, берет свое начало еще в Конституции России от 12.12.1993 г. Конституция Российской Федерации [Текст], принятая 12 декабря 1993г. с поправками от 30 декабря 2011 года//Российская газета. -2012.- 21 янв. -№7., закрепившей в ст. 71-73 основы распределения полномочий между Федерацией и ее субъектами. Пунктом «е»ст. 72 Конституции РФ общие вопросы образования отнесены к совместному ведению России и ее субъектов.

Компетенция РФ в области образования - это совокупность властных полномочий, отнесенных Конституцией и законодательством РФ к ведению РФ в сфере образованияГребнев Л.С., Кузнецов М.Н., Понкин И.В. О новом федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 // Нравственные императивы в праве. - 2010. - № 2 (8). - С. 22.. Полномочия предполагают единство прав и обязанностей: Российская Федерация, «центр» не только вправе решать определенные Законом вопросы в сфере образования, но и обязаны это делать.

Федеральные органы государственной власти и управления - это высшие органы законодательной и исполнительной власти РФ - Президент, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

Систему государственного управления образованием в РФ регулирует постановление Правительства РФ от 09.01.1992 г. N 21Постановление Правительства РФ от 9 января 1992 г. №21 «О системе государственного управления образованием в Российской Федерации» // СПС Гарант.. В целях создания системы государственного управления образованием в Российской Федерации, соответствующей задачам его функционирования и развития в условиях осуществления экономической реформы, Правительство Российской Федерации сформировал следующую систему органов государственного управления образованием:

Министерство образования и науки РФ;

Министерства образования республик в составе РФ;

Управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований;

Комитеты (департаменты) образования городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Органы управления образованием районов, городов, районов, округов (в городе) могут быть созданы по решению органов местного самоуправления.

Указанные органы управления образованием реализуют единое руководство системой государственных учреждений дошкольного, школьного, профессионально-технического, среднего специального, педагогического и внешкольного образования на федеральном, республиканском, региональном и территориальном уровняхАспекты правовых основ организации и деятельности органов общественного управления образованием в РФ/сост.Л.А. Горкина. Научные труды РАЮН. Вып. 11. В 2 т. Т. 2. - М.: Юрист, 2011. - С.1061..

Разграничение предметов ведения и полномочий в сфере образования

Конкретное полномочие органа государственной власти означает юридическое закрепленное за органом государства право и одновременно, как правило, обязанность принятия правовых актов и осуществление иных властных мер, направленных на решение конкретных задач и функций данного органа.

В соответствии с этим к ведению федеральных органов государственной власти, в том числе и органов исполнительной власти, в области образования подлежат следующие вопросы:

- формирование и осуществление федеральной политики в области образования;

- правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции;

- обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования;

- разработка и реализация федеральных целевых и международных программ в области образования;

- формирование федеральных государственных органов управления образованием, а также ведомственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов;

- согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;

- установление порядка создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных учреждений;

- установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

- разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях;

- установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием;

- установление порядка лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, а также осуществляют ряд других функций в данной сфере.

Федеральные органы исполнительной власти устанавливают общие принципы финансирования образовательных услуг; образовательный ценз педагогических работников; ставки заработной платы и должностных окладов работников федеральных государственных образовательных учреждений; социальной поддержки различным категориям обучающихся, воспитанников и педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений, а также осуществляют регулирование других вопросов в области образования.

Базовыми нормативными актами, определяющими задачи органов местного самоуправления в области образования, являются статья 43 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 года, Федеральный закон «Об образовании», Федеральные законы «Об утверждении федеральной программы развития образования», «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию», «О компенсационных выплатах на питание обучающимся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и другие правовые акты. Данные законы детализируются в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах Минобразования России, региональном законодательствеПонятие категории в виде дефиниций «управление образованием», «государственное управление образованием»: проблемы соотношения в науке административного права. Проблемы науки конституционного и административного права/сост. В.В. Евдокимова. Сборник научных трудов. - Екатеринбург, 2007. - С.59..

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов относятся:

организация предоставления общедоступного и бесплатного школьного образования по основным образовательным программам, за исключением финансового обеспечения образовательного процесса, отнесенного к полномочиям субъектов РФ;

организация предоставления дополнительного образования детям и бесплатного дошкольного образования;

создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений;

обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

учет детей, подлежащих обязательному обучению по программам основного общего образования;

опека и попечительство.

Также следует отметить, что не всегда четко определены вопросы, которые должны решаться на региональном или муниципальном уровнях управления, что в ряде случаев порождает дублирование и параллелизм в их деятельности.

Разграничение компетенции в области образования между федеральными органами законодательной и исполнительной власти определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти определяется Правительством Российской Федерации. Разграничение компетенции в области образования между органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также между их органами регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ

СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ

Сельское поселение – единичный сельский населённый пункт, или же объединение нескольких сельских населённых пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением или через выборные органы местного…

Сельское поселение – единичный сельский населённый пункт, или же объединение нескольких сельских населённых пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением или через выборные органы местного…

УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ВЕТВИ ВЛАСТИ

УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ВЕТВИ ВЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ

Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства; 6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов

Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства; 6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов

Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г

Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Федеральные органы исполнительной власти устанавливают общие принципы финансирования образовательных услуг; образовательный ценз педагогических работников; ставки заработной платы и должностных окладов работников федеральных государственных образовательных учреждений;…

Федеральные органы исполнительной власти устанавливают общие принципы финансирования образовательных услуг; образовательный ценз педагогических работников; ставки заработной платы и должностных окладов работников федеральных государственных образовательных учреждений;…

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в

Также следует отметить, что не всегда четко определены вопросы, которые должны решаться на региональном или муниципальном уровнях управления, что в ряде случаев порождает дублирование и…

Также следует отметить, что не всегда четко определены вопросы, которые должны решаться на региональном или муниципальном уровнях управления, что в ряде случаев порождает дублирование и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2020