МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ И.С. ТУРГЕНЕВА"
Кафедра: менеджмента и государственного управления
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
по дисциплине: "Основы государственного и муниципального управления"
Тема: Государственное управление и регулирование сферы образования в Российской Федерации
Студент Болдёнков Д.С.
Группа 81 ГУ-з
Специальность 38.03.04
Форма обучения заочная
Руководитель Старикова Любовь Ивановна
Орёл, 2019
СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ
В общем виде, управление – это любая целенаправленная деятельность, которая включает 2 стадии: формирование цели и достижение цели.
С1– это цель, заданная системой.
С2 – это цели, задаваемые внешней средой.
П – конечный продукт. Это могут быть как материальные, так и нематериальные вещи (документы, решения, финансовые инструменты и др.)
ОС – система управления, которая контролирует результат.
УВИ – управляющая воздействия интенсивного типа. Оно предполагает улучшение использования существующей техники и технологий.
УВЭ – управляющая воздействия экстенсивного типа. Она предполагает вовлечение дополнительных ресурсов Р.
Р – дополнительные ресурсы.
В процессе взаимодействия СУ и ОУ могут меняться местами. Они – многоуровневые структуры.
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В состав Федерации включено 85 субъектов, которые делятся по типам: республики – 22; края – 9, области – 46; автономные области – 1; автономные округи – 4; города федерального значения – 3.
Республика в Российской Федерации – это унитарные демократические правовые государства. В отличие от остальных субъектов, республика имеет собственную Конституцию, она имеет право устанавливать собственный государственный язык наряду с русским, который будет использоваться в государственных учреждениях. Республика имеет право ввести своё гражданство (Ингушетия, Дагестан, Татарстан и др.).
Город федерального значения, края, области – данные субъекты считаются государственно – территориальными единицами. Статус их определяет Конституция РФ и устав – учредительный акт субъекта. Устав субъекта принимают соответствующие представительные органы, он обладает наивысшей юридической силой в отношении правовых актов и законов территориального образования. На территориях государственным языком считается общефедеральный – русский (города федерального значения: Севастополь, Москва, Санкт-Петербург; Краснодарский край, Пермский край; Омская область, Курганская область и др.).
Автономная область и автономный округ – это сложившиеся национально-территориальные формы самоопределившихся народов в составе страны. Эти образования равноправны с другими субъектами РФ. Основной особенностью данной группы является то, что каждое образование территориальной включается в какой-либо другой субъект РФ (область или край). Например: Еврейская АО, Ханты-Мансийский АО.
Городское поселение – город или посёлок, местное самоуправление в котором осуществляется непосредственно населением или через выборные органы местного самоуправления.
Сельское поселение – единичный сельский населённый пункт, или же объединение нескольких сельских населённых пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением или через выборные органы местного самоуправления.
Муниципальный район – несколько поселений, объединенных общей территорией, местное самоуправление в которых осуществляется в целях решения вопросов местного значения.
Городской округ – это городское поселение, не входящее в состав муниципального района, местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения.
Внутригородская территория города федерального значения – это отдельная часть территории города федерального значения, в пределах которого гражданами осуществляется местное самоуправление.
УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ВЕТВИ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ПРЕЗИДЕНТ |
|||||
|
Законодательная |
Исполнительная |
Судебная |
Первые лица |
|
Государственное управление |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ |
Федеральное собрание: 1) Совет Федерации 2) Государственная Дума
|
Правительство Российской Федерации: - министерства; - агентства; - службы; - надзоры |
Конституционный суд РФ
Верховный суд РФ (Арбитражный суд) |
Председатель Правительства РФ, министры, Мировой судья |
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ |
Областной Совет народных депутатов
|
- правительство области; - администрации; - департаменты; - управления; - комитеты. |
Следственный комитет
Конституционный суды субъектов РФ
Мировые суды |
- Президент республик; - губернатор; - председатель Правительства области; - руководители краёв; - руководители областных администраций. |
|
|
МЕСТНЫЙ УРОВЕНЬ |
Городской Совет народных депутатов |
- городская администрация; - отделы администрации; - сельские поселения; - администрации муниципального образования |
Городской, межрайонный, районный суды |
- глава администрации муниципального и городского районов; - мэр. |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В настоящее время руководство образованием в Российской Федерации на федеральном уровне власти осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки РФ) и подчиненная ему Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Эта система сложилась в ходе реформы исполнительной власти в 2004 году.
Система органов, осуществляющих государственное управление образованием, включает в себя как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов РФ. Правительство РФ, обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования.
В настоящее время одной из основных задач Правительства РФ является выполнение национального проекта в сфере образования. Возглавляет систему органов управления образованием Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:
1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;
4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;
5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;
6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Правовая основа государственного управления в сфере образования Российской Федерации
Государственное управление в области образования осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования и науки находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Содержание государственного управления в данной сфере заключается в том, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют соответствующие приоритетные направления развития образования и науки, обеспечивают формирование системы педагогических и научных организаций, осуществление межотраслевой координации образовательной, научной и научно-технической деятельности, разработку и реализацию образовательных, научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции образования и науки, реализацию достижений науки и техникиГабов А.А. Организация управления в сфере образования в России и Германии // Проблемы современной юридической науки и практики: сборник статей студентов, аспирантов и молодых ученых: в 2 т. Т. 1. - Красноярск: СФУ, 2011. - С. 276..
Общие вопросы управления в области образования и разграничения компетенции в данной области определяются главой III «Управление системой образования» Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».
Разграничение компетенции РФ и ее субъектов по вопросам образования, проведенное в комментируемом Законе, берет свое начало еще в Конституции России от 12.12.1993 г. Конституция Российской Федерации [Текст], принятая 12 декабря 1993г. с поправками от 30 декабря 2011 года//Российская газета. -2012.- 21 янв. -№7., закрепившей в ст. 71-73 основы распределения полномочий между Федерацией и ее субъектами. Пунктом «е»ст. 72 Конституции РФ общие вопросы образования отнесены к совместному ведению России и ее субъектов.
Компетенция РФ в области образования - это совокупность властных полномочий, отнесенных Конституцией и законодательством РФ к ведению РФ в сфере образованияГребнев Л.С., Кузнецов М.Н., Понкин И.В. О новом федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 // Нравственные императивы в праве. - 2010. - № 2 (8). - С. 22.. Полномочия предполагают единство прав и обязанностей: Российская Федерация, «центр» не только вправе решать определенные Законом вопросы в сфере образования, но и обязаны это делать.
Федеральные органы государственной власти и управления - это высшие органы законодательной и исполнительной власти РФ - Президент, Федеральное Собрание, Правительство РФ.
Систему государственного управления образованием в РФ регулирует постановление Правительства РФ от 09.01.1992 г. N 21Постановление Правительства РФ от 9 января 1992 г. №21 «О системе государственного управления образованием в Российской Федерации» // СПС Гарант.. В целях создания системы государственного управления образованием в Российской Федерации, соответствующей задачам его функционирования и развития в условиях осуществления экономической реформы, Правительство Российской Федерации сформировал следующую систему органов государственного управления образованием:
Министерство образования и науки РФ;
Министерства образования республик в составе РФ;
Управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований;
Комитеты (департаменты) образования городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Органы управления образованием районов, городов, районов, округов (в городе) могут быть созданы по решению органов местного самоуправления.
Указанные органы управления образованием реализуют единое руководство системой государственных учреждений дошкольного, школьного, профессионально-технического, среднего специального, педагогического и внешкольного образования на федеральном, республиканском, региональном и территориальном уровняхАспекты правовых основ организации и деятельности органов общественного управления образованием в РФ/сост.Л.А. Горкина. Научные труды РАЮН. Вып. 11. В 2 т. Т. 2. - М.: Юрист, 2011. - С.1061..
Разграничение предметов ведения и полномочий в сфере образования
Конкретное полномочие органа государственной власти означает юридическое закрепленное за органом государства право и одновременно, как правило, обязанность принятия правовых актов и осуществление иных властных мер, направленных на решение конкретных задач и функций данного органа.
В соответствии с этим к ведению федеральных органов государственной власти, в том числе и органов исполнительной власти, в области образования подлежат следующие вопросы:
- формирование и осуществление федеральной политики в области образования;
- правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции;
- обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования;
- разработка и реализация федеральных целевых и международных программ в области образования;
- формирование федеральных государственных органов управления образованием, а также ведомственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов;
- согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;
- установление порядка создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных учреждений;
- установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
- разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях;
- установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием;
- установление порядка лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, а также осуществляют ряд других функций в данной сфере.
Федеральные органы исполнительной власти устанавливают общие принципы финансирования образовательных услуг; образовательный ценз педагогических работников; ставки заработной платы и должностных окладов работников федеральных государственных образовательных учреждений; социальной поддержки различным категориям обучающихся, воспитанников и педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений, а также осуществляют регулирование других вопросов в области образования.
Базовыми нормативными актами, определяющими задачи органов местного самоуправления в области образования, являются статья 43 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 года, Федеральный закон «Об образовании», Федеральные законы «Об утверждении федеральной программы развития образования», «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию», «О компенсационных выплатах на питание обучающимся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и другие правовые акты. Данные законы детализируются в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах Минобразования России, региональном законодательствеПонятие категории в виде дефиниций «управление образованием», «государственное управление образованием»: проблемы соотношения в науке административного права. Проблемы науки конституционного и административного права/сост. В.В. Евдокимова. Сборник научных трудов. - Екатеринбург, 2007. - С.59..
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов относятся:
организация предоставления общедоступного и бесплатного школьного образования по основным образовательным программам, за исключением финансового обеспечения образовательного процесса, отнесенного к полномочиям субъектов РФ;
организация предоставления дополнительного образования детям и бесплатного дошкольного образования;
создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений;
обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
учет детей, подлежащих обязательному обучению по программам основного общего образования;
опека и попечительство.
Также следует отметить, что не всегда четко определены вопросы, которые должны решаться на региональном или муниципальном уровнях управления, что в ряде случаев порождает дублирование и параллелизм в их деятельности.
Разграничение компетенции в области образования между федеральными органами законодательной и исполнительной власти определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти определяется Правительством Российской Федерации. Разграничение компетенции в области образования между органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также между их органами регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.