Практическое занятие № 9. Составление и разбор словосочетаний и предложений, исправление ошибок в построении простых и сложных предложений
Цель: определить уровень знаний студентов по теме «Основные виды синтаксических единиц», умение выявлять грамматические ошибки в чужом и в своем тексте.
Задачи:
Образовательные:
1)систематизация знаний студентов о словосочетании;
2) отработка умения использовать теоретические знания по синтаксису,
3) закрепление навыков правописания;
Развивающие:
1) развитие познавательной активности и коммуникативных компетенций учащихся,
2) развитие познавательной самостоятельности;
3) формирование аналитического навыка;
Воспитательные:
1) воспитание ответственности за качество своих знаний;
2) воспитание у учащихся желание говорить грамотно и правильно строить свою речь.
Тип занятия: комбинированный урок.
Вид занятия: практикум.
Форма работы: групповая, индивидуальная;
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала. Лекция преподавателя с элементами беседы. Слово преподавателя:
Грамматические синтаксические нормы.
Согласование слов в предложении.
1. Сказуемое при собирательных существительных со значением количества (большинство, меньшинство, ряд часть).
Если в роли подлежащего выступают слова большинство, меньшинство, ряд, часть, то сказуемое рекомендуется употреблять в форме единственного числа в следующих случаях:
1) Зависимое от слов большинство, меньшинство, ряд, часть существительное стоит в форме единственного числа: Большинство населения проголосовало против этого.
2) Зависимое от слов большинство, меньшинство, ряд, часть существительное отсутствует: Большинство проголосовало против этого кандидата.
3) Зависимое от слов большинство, меньшинство, ряд, часть существительно или местоимение обозначает предмет, над которым совершают (совершили или будут совершать) действие; сказуемое при этом употребляется в форме страдательного залога: Большинство вопросов президенту было задано французскими журналистами.
В остальных случаях сказуемое при подлежащем, имеющем в своем составе слова большинство, меньшинство, ряд, часть, рекомендуется употреблять в форме множественного числа: Большинство из нас никогда не были в горах.
Тест №1. Выберите правильный вариант, обращайте внимание на согласование подлежащего и сказуемого.
1. Большинство студентов нашей группы успешно а) защитило б) защитили курсовой проект.
2. Еще один ряд предложений а) возник, б) возникли у главного инженера.
3. Меньшинство сотрудников всё-таки а) проголосовало, б) проголосовали против.
4. а) Засеяно, б) Засеяны сто двадцать гектаров.
5. Несколько сотрудников а) отказалось, б) отказались от сверхурочной работы.
6. Три заявления о приёме на работу а) лежали, б) лежало на столе.
7. Тридцать два человека а) работало, б) работали на новом участке.
8. Сто сорок один депутат а) участвовал, б) участвовали в работе сессии.
9. На строительство нового объекта а) получен, б) получено миллион долларов.
10. Тысяча человек а) отправилась, б) отправились на переподготовку.
11. а) Прошли б) Прошло годы.
12. а) Прошло б) Прошли полтора часа.
13. Многие студенты нашего вуза а) работали, б) работало летом на производстве.
14. Много сотрудников этого предприятия а) прошло, б) прошли переподготовку в связи с требованиями, предъявляемыми к современному специалисту.
15. а) Новый, б) Новая эколог города в) выступил г) выступила с заявлением.
2. Сказуемое при числительных.
1) При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во мн.ч.
2) При составном числительном, оканчивающемся на один, сказуемое, как правило, ставится в ед.ч.
3) При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в ед.ч. и согласуется в роде.
4) При существительных лет, месяцев, дней, часов сказуемое обычно ставится в ед.ч.
5) При словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое обычно ставится в ед.ч.
Тест №2. Выберите правильный вариант.
1. Группа студентов-первокурсников а) занимается, б) занимаются в спортзале.
2. Собака Кинг а) пропала, б) пропал два дня назад.
3. а) Прошло, б) Прошли четыре дня, обусловленные контрактом.
4. Администрация завода, особенно замдиректора и главный инженер, много времени а) уделяет, б) уделяют решению социальных проблем.
5. а) Построено, б) Построены три новых дома для переселенцев.
6. Абсолютное большинство хорошо а) подготовлены, б) подготовлено к сдаче экзамена.
7. Двое других свидетелей а) подписало, б) подписали протокол.
8. В Москву а) было свезено, б) были свезены девяносто тысяч пудов колокольной меди.
3. Употребление деепричастий и деепричастных оборотов.
Основное правило построения предложения с деепричастиями заключается в следующем. Если в предложении употребляется деепричастие (или деепричастный оборот), при нём должно быть существительное или местоимение, стоящее в форме именительного падежа и называющее субъект действия (т.е. того, кто выполняет обозначенное деепричастием действие). Например, Проведя эксперимент в условиях Севера, исследователи получили интересные сведения об адаптационных способностях растения. Структура этого предложения является правильной, т.к. при деепричастном обороте проведя эксперимент в условиях Севера употреблено сущ. в Им.п. исследователи (это слово называет субъекта действия – тех, кто проводил эксперимент)
Тест №3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:
1. Возражая против отдельных положений доклада,
а) началась дискуссия.
б) большую роль играет культура спора.
в) присутствующие в целом согласились с докладчиком.
г) Выступление в целом произвело впечатление.
2. Называя одним и тем же словом в чём-то сходные предметы,
а) мы отвлекаемся от несущественных деталей.
б) несущественные детали не принимаются во внимание.
в) происходит обобщение признаков.
г) учитываются самые существенные признаки.
3. Храня память о прошлом,
а) учёным понадобилось много времени на изучение старинных летописей.
б) монастыри стали неотъемлемой частью русской истории.
в) изучение истории имеет большое значение.
г) это помогает лучше понять настоящее.
4. Взобравшись на крышу сарая,
а) у меня закружилась голова.
б) крыша едва не провалилась подо мной.
в) мне хорошо был виден лес за рекой.
г) я втащил за собой деревянную лестницу.
Тест № 4. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Выберите один вариант ответа.
1. а) При подлёте к комете космический аппарат напоминал готового к сражению рыцаря, который закован в прочные латы.
б) Из холма, который природа склеила из громадных уродливых камней, сквозь трубочку тонкой струйкой бежала вода.
в) Получение продуктов питания из воды и минеральных солей, которые можно научиться извлекать из земли, навсегда решит проблему голода.
г) Утром за всполохом ромашек не видно ни телёнка, который пасётся на лугу, ни гусей.
2. а) Юпитер – это планета-гигант, которая содержит в себе более 2/3 массы всей нашей планетной системы.
б) Труднее было ликвидировать безграмотность в республиках, где русский язык был иностранным.
в) У картины есть одна особенность, которая отличает её от других шедевров этого ряда.
г) Совокупность разных организмов и неживых компонентов среды, которые тесно связаны между собой потоками вещества и энергии, называются экосистемой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.