Практическая работа
«Способы преодоления затруднений у обучающихся
при освоении трудных тем предметного содержания»
по теме «Трудные темы предметного содержания»
1. Тема «Правописание Н и НН в разных частях речи».
2. Суть возникающих затруднений у обучающихся по выбранной теме:
а) обучающиеся допускают ошибки из-за неумения правильно определять части слов;
б) обучающиеся не справляются с определением всех существенных признаков орфограммы и проводят ложную аналогию между разными написаниями;
в) у обучающихся не получается применить приёмы распознавания орфографических явлений и правил.
3. Причины неуспешного выполнения обучающимися заданий по выбранной теме:
а) обучающиеся не помнят, что в ходе изучения правил правописания Н и НН в разных частях речи нужно выделять не только суффиксы, но и другие значащие части слов: например, в словах «длиный», «стариный», «туманый» выделяют суффиксы -АН-, -ИН-, не выделяя корень, и пишут одну Н;
б) обучающиеся не учитывают всех существенных признаков орфограммы: например, при работе с причастиями и прилагательными принимают во внимание лишь один признак – полнота или краткость («солённые (грибы) – полное причастие, пишется две Н»);
в) обучающиеся не умеют распознавать приёмы орфографических явлений: например, не умеют находить зависимые от причастия слова («плавленный сыр, в слове «плавленый» надо писать две Н, потому что есть пояснительное слово «сыр», плавленый (что?) сыр»).
4. Задания (не менее 10 разных по формату), направленные на преодоление затруднений у обучающихся по выбранной теме.
1) Работа с опорным материалом. При изучении темы «Буквы Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени» предлагаем обучающимся рассмотреть таблицу с разным написанием кратких и полных форм причастий и прийти к определенному выводу:
2) Словарная работа. Запись слов в ученический словарик, их использование в словосочетаниях или предложениях:
3) Работа с учебной статьёй по теме «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных». Предлагается прочитать текст, проанализировать предложенные теоретические сведения и ответить на вопрос: почему возникают трудности в написании Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных? И далее следует правило. Затем обучающимся даётся подсказка, как необходимо выстраивать логику рассуждения, применяя данное правило:
4) Сравнительный анализ. При изучении темы «Буквы Н и НН в наречиях на -О, -Е» обучающимся необходимо сравнить написание Н и НН в прилагательных и образованных от них наречиях, сделать самостоятельно вывод, т.е. сформулировать правило, и привести свои примеры:
5) Раздаточный материал. Таблица «Различия причастий и отглагольных прилагательных»: надо изучить и запомнить, так как у обучающихся возникают в правописании ошибки, связанные именно с неправильным определением части речи:
6) Работа с дополнительными источниками информации по теме: например, рубрика «Знаете ли вы, что…»:
7) Упражнения по орфографии в учебнике:
8) Творческое задание поискового характера по теме «Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»:
9) Задание 5 в формате ОГЭ подразумевает орфографический анализ, включающий в себя разные виды орфографических правил, в том числе правило правописания Н и НН:
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ВСПОМИНАЮ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от последующих согласных.
2) ПРИБРЕЖНЫХ — написание приставки определяется её значением – присоединение.
3) БОЖЕСТВЕННЫХ – в имени прилагательном, образованном от имени существительного с помощью суффикса -ЕНН-, пишется НН.
4) ЗДОРОВЬЕ – в приставке перед буквой, обозначающей звонкий согласный, пишется буква З.
5) О ЛИТЕРАТУРЕ – в окончании формы предложного падежа имени существительного 1-го склонения пишется буква Е.
10) Задание 15 в формате ЕГЭ полностью направлено на проверку знаний правописания Н и НН в разных частях речи:
Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Шум прибоя растёт, осе(1)ий ледя(2)ой ветер вздымает и беше(3)о срывает волны, разнося по воздуху брызги и резкий запах моря.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.