План занятия №39
Тема: Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП и СПП.
Вид занятия: повторительно-обобщающее практическое
занятие
Цель:
Дидактическая:
-повторить ранее изученный материал по теме «Сложное предложение»; вспомнить постановку знаков препинания в ССП;
-закрепить навыки правописания; развивать речь, мышление, память;
-дать понятие о прямой речи; правописание прямой речи; закрепить организацию деятельности учащихся по обобщению знаний и способов деятельности;
-развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
Воспитательная:
- осуществить в студентах принципы нравственных и общечеловеческих ценностей; последовательность в работе.
Методы и приемы:
Дидактические средства
обучения: карточки с индивидуальными заданиями,
учебные пособия, методические указания; словари, справочный материал.
Междисциплинарные связи: русская литература
Литература:
1.Основная:
1.1.Гольцова, Н.Г. Русский язык. 10-11 кл. / Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин.– М.: 2006.-302с.
1.2.Текучев А.В., Панов Б.Т. Грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1986.
2.Дополнительная:
2.1.Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. М.,2014.
2.2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2010.
2.3.Шанский Н.М., Шанская Т.В., Иванов В.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 2012.
2.4.Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru/
Структура занятия
1.Организационная часть.
1)Контроль посещения.
2)Готовность к восприятию занятия.
2.Сообщение темы, целей и основных задач занятия.
-привести в систему знания, полученные ранее по данной теме;
-развивать самостоятельное умение комплексно (многоаспектно) анализировать предложенный текст, узнавать, анализировать, обобщать и сравнивать языковые единицы;
-совершенствовать коммуникативные навыки;
-умело использовать теоретические знания для более эффективного речевого развития
3.Актуализация опорных знаний студентов.
1.Проверка домашнего задания.
4.Мотивация учебной деятельности студентов.
Язык есть исповедь народа,
Его душа и быт родной.
П.А. Вяземский
Как вы понимаете эти слова?
Как нужно относиться к русскому языку?
Поможет ли тема нашего занятия быть более грамотными?
5. Закрепление умений и навыков
6.Структурные элементы занятия, которые обеспечивают достижение дидактической и воспитательной цели, их содержание и последовательность.
1.Осложненное списывание.
2. Анализ предложений
3.Повторение теоретической части.
4.Отработка умений и навыков.
Содержание основной части занятия:
Упражнение1.Осложненное списывание. Спишите предложения, определите их вид. Расставьте знаки препинания, объясняя графически пропущенные орфограммы.
1.Год за годом все меньше и меньше остаёт…ся возле с…лений густых черёмуховых кустов а на их месте торчат (не)лепые искалече…ые сучья.
2. Каждое лето под высоким к…рнизом дома в котором проходило моё де…ство бел…грудые ласточ…ки л…пили свои гнезда.
3. Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цв…тущих одуван..чиков.
4. Дари щедрее людям счаст...е и сам ты будеш... им богат.
2) Анализ предложений.
Комментирование пропущенных орфограмм.
Комментирование пропущенных знаков препинания.
Определение вида предложений.
Почему вы решили, что первое и четвёртое предложения являются ССП? (Обе части этого предложения связаны при помощи интонации и сочинительных союзов.)
Какие предложения являются СПП? Почему? (Предложение второе является СПП, так как части неравноправны, они соединены при помощи интонации и союзного слова.)
Докажите, что предложение 3 является БСП? (Это БСП, так как части соединены только интонацией.)
Повторение теоретической части
В ССП ставится запятая между простыми предложениями, связанными сочинительными союзами:
· а) соединительными (и, да, ни-ни, тоже, также);
· б) противительными (а, но, да, однако, зато);
· в) разделительными (или, либо, то-то, не то - не то).
У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Если части ССП значительно распространены или в них уже есть запятые, то между ними ставится точка с запятой.)
Я спешу туда ж – а там уже весь город. (Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними вместо запятой ставится тире.)
По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы. (Запятая ставится в ССП, если обе части имеют общий второстепенный член или придаточное и соединены повторяющимся союзом.)
1) От восхода до захода весел плеск да скрип каната. (Саян.) 2) Лишь составы идут за составами да кого-то скликают гудки. (Фат.) 3) Не курские, а местные поют здесь соловьи. (Фат) 4) Зацветает степь лесами, а в лесах поля цветут. (Фат.) 5) Всё спит кругом, а может, и не спит, а только притворяется искусно. (Ванш.) 6) Укажите сложносочиненные предложения. 7) Опять свой наряд обновили в зеленых побегах леса и нас на заре разбудили счастливых скворцов голоса. (Матус.) 8) Мы долго искали сухое пристанище для ночлега и наконец наткнулись на костер. (Наг.) 9) Холодно и за весь май черёмуха не успела отцвести. (Пришв.) 10) Начиналось наводнение и были закрыты мосты. (Пауст.) 11) Есть ещё надежда и надо спешить. (Як.)
1) Большие совы бесшумно, неожиданно взвивались с меж и лошадь всхрапывала, шарахалась. (Бун.) 2) Еще сотня шагов и показались штабеля бревен. (Квтл.) 3) Дождь переставал по временам и тогда на кустах порхало множество разнообразных птиц. (Гонч) 4) На одуванчик только дунь и весь он разлетится. (Марш.) 5) Осенний полдень светел и на север уходят тучи. (Бун.)
а) Укажите сложносочиненные предложения, в которых не нужны запятые перед союзом в, так как имеется общий второстепенный член.
б) Выделите предложения открытой и закрытой структуры. Отметьте случаи, когда между частями имеют место отношения: 1) одновременности; 2) временной последовательности; 3) причинно- следственные; 4) модально-временные отношения.
1) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой. (Бун.) 2) На солнцепеке было совсем тепло и пахло землей. (А.Н.Т.) 3) Ореховые сережки начали пылить и под каждой порхающей в орешнике птичкой взлетает дымкой.(Пришв.) 4) К концу дня дождь перестал и начал заметно стихать. (Ч.) 5) Луна только еще всходила и в темноте было трудно разобраться. (Гайд.).
1. Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных (П.). 2. Мой Езерский происходил от тех вождей, чей в древни веки парус дерзкий поработил брега морей (П.). 3. Двое уже ехали вперед к месту, откуда должны были пускать (Л. Т.). 4. Это была та пучина, куда ему страшно было заглянуть (Л. Т.). 5. Я написала слова, что долго сказать не смела (Ахм.). 6. Глаз не свожу с горизонта, где метели плн-шут чардаш (Ахм.). 7. Был хмурый холодноватый день, какие выдаются среди лета (Пауст.). 8. Утро, когда начинается этот рассказ, наступило пасмурное, но теплое (Пауст.). 9. Он позволил открыть свой портфель, откуда при радостных криках собравшихся были извлечены злополучные свечи и мыло (Зощ.). 10. Практически у всех народов Европы, например, в самых известных европейских странах очень мало таких личных имен, которые по происхождению являются чисто французскими, чисто немецкими, чисто английскими и так далее (Горбач.).
1. Нравственность оторванная от жизни так же безнравственна как жизнь утратившая всякое нравственное содержание (Г. Плеханов). 2. Величие и достоинство науки состоит исключительно в той пользе которую она приносит людям увеличивая производительность их труда и укрепляя природные силы их ума (Д. Писарев). 3. Ростов ехал по тому направлению которое ему указали и по которому виднелись вдалеке башня и церковь (Л. Т.). 4. Письмо Николушки было прочитано сотни раз и те которые считались достойными его слушать должны были приходить к графине которая не выпускала его из рук (Л. Т.). 5. Рожденный ползать летать не может (М. Г.). 6. Наученный горьким опытом я понял что тропа эта зверовая и опасаясь как бы она не завела меня в сторону бросил ее (Аре.). 7. Студенты сдавшие экзамены уехали на практику.
1. От странной лирики где каждый шаг – секрет где пропасти налево и направо где под ногой как лист увядший слава по-видимому мне спасенья нет (Ахм.). 2. Элен улыбнулась с таким видом который говорил что она не допускала возможности чтобы кто-то мог видеть ее и не быть восхищенным (Л. Т.). 3. Туман стал так силен что несмотря на то что рассвело не видно было в десяти шагах перед собой (Л. Т.). 4. Ему показалось даже что ежели бы не было этой окружающей его со всех сторон комариной атмосферы этого комариного теста которое под рукой размазывалось по потному лицу и этого беспокойного зуда по всему телу то здешний лес потерял бы для него свой характер и свою прелесть (Л. Т.). 5. Дома у себя я застал гостя старого приятеля который поздоровавшись начал мне жаловаться что пока ехал ко мне то заблудился в лесу и у него отстала хорошая дорогая собака (Т.). 6. Когда душа носит в себе великую печаль когда человек не настолько сладил с собой чтобы примириться с несправедливостью ему нужны даль и горы море и теплый кроткий воздух для того чтобы грусть не превратилась в ожесточение в отчаяние чтобы он не зачерствел (Герц.). 7. Есть много слов которые произносишь по привычке не думая о том что скрыто за ними (М. Г.). 8. Чем больше говорил Акимов тем очевиднее становилось мужикам что у этого техника первая забота на уме не пути сообщения по рекам Сибири а царь со своими душегубами министрами сенаторами генералами жандармами (Г. Марков). 9. Между тем лесок до сих пор сливавшийся с чернотой ночи так что его нельзя было и разглядеть начал смутно проступать потому что сзади него пожелтело и засветилось (Сол.).
1) (Когда ), [ ].
2) [ ], (который ).
3) [ , (что ), ].
4) [ ], (потому что ).
5) [ потому], (что ).
7.Подведение итогов.
8.Домашнее задание.
1. Работа с теоретическим материалом по теме.
2. Выполнить упражнение 8 из практической работы.
Инструкционная карта № 39
для проведения практического занятия по дисциплине «Русский язык»
1. Тема занятия: Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП и СПП. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной.
2. Цель
-повторить ранее изученный материал по теме «Сложное предложение»; вспомнить постановку знаков препинания в ССП;
-закрепить навыки правописания; развивать речь, мышление, память;
-дать понятие о прямой речи; правописание прямой речи; закрепить организацию деятельности учащихся по обобщению знаний и способов деятельности;
-развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
2.1. После изучения студент должен
знать:
· особенности ССП и СПП;
· знаки препинания при ССП и СПП;
· знаки препинания при прямой речи и косвенной;
уметь:
· применять теоретические знания на практике;
· находить в тексте ССП и СПП;
· производить замену прямой речи косвенной.
3. Материально-техническое оснащение рабочего места: раздаточный материал с заданиями практикума.
4. Инструктаж по технике безопасности _____________________________
5. Краткие сведения из теоретической части
Сложное предложение – единица синтаксиса, состоящая из двух или нескольких предикативных частей, образующих смысловое, структурное и интонационное единство.
В отличие от простого предложения, заключающего в себе одну предикативную единицу и состоящего из слов и словосочетаний, СП состоит из двух или нескольких предикативных единиц, по структуре подобных простым предложениям. Предикативные единицы СП называются его предикативными частями, а не предложениями, т.к. они не обладают смысловой интонационной законченностью, а эти признаки наряду с предикативностью являются определяющими.
По основным структурным признакам, в частности, наличию или отсутствию союзов и союзных слов между предикативными частями, СП делятся на союзные (с союзами или союзными словами между предикативными частями) и бессоюзные предложения (предложения, предикативные части которых соединены без союзов и союзных слов): Ведь счастье зачастую оказывается не там, где его ждешь (Б.); Оно появляется, и мы не замечаем его (Б.); Досыта не налетаешься на звенящих ТУ – не узнаешь прелесть ходьбы по лесным тропинкам.
В зависимости от типа союза сложные союзные предложения делятся на ССП (сложносочиненные), предикативные предложения, предикативные части которых соединяются сочинительными союзами (и, да, но, а, ни-ни, тоже, также, или, иль, и т.д.), и СПП, предикативные части которых соединяются подчинительными союзами и союзными словами (который, потому что, если, когда, что, и т.д.).
Средства связи предикативных частей СП: союзы, союзные слова, местоименно-относительные слова (тот, такой, каждый, весь, там, так, туда и т.д.); интонация.
6. Содержание и последовательность выполнения заданий
6.1. Тема
6.2. Цель
6.3. Осложненное списывание.
6.4. Анализ предложений
6.5.Повторение теоретической части.
6.6.Отработка умений и навыков.
7. Методические указания по выполнению и оформлению.
7.1. Выполнение работ на бланках по инструкции преподавателя, рекомендованными средствами и в изложенной последовательности.
8. Рекомендованная литература
Литература:
1.1.Гольцова, Н.Г. Русский язык. 10-11 кл. / Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин.– М.: 2006.-302с.
1.2.Текучев А.В., Панов Б.Т. Грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1986.
2.Дополнительная:
2.1.Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. М.,2014.
2.2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2010.
2.3.Шанский Н.М., Шанская Т.В., Иванов В.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 2012.
2.4.Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.