Практическая работа №1
Тема. Фонетик күнекмәләрҙе формалаштырыу (Башҡорт теле – дәүләт теле. Башҡорт алфавиты).
Цель: совершенствование и развитие произносительных навыков, а также же навыков чтения, письменной и устной речи.
Содержание работы
Звуки речи и буквы башкирского языка - Башҡорт теленең өн һәм хәрефтәре
Башкирский язык - один из древних и своеобразных языков. В отличие от других языков он полнее вобрал в себя звуковое богатство мира, в частности, башкирский язык отличается не только от русского, но и от других тюркских языков наличием специфических гласных и cогласных звуков ә, ө, ҫ, ң, ҙ, ҫ, һ, ҡ, ғ.
Из них ә, ө, ҫ, ң, ҙ, ҫ, һ сходны со звуками английского языка.
Ср.:
ә: башк. әсәй - мать, англ. thank - благодарность;
ө: башк. өй - дом, англ. bird - птица;
ү: башк. үлән - трава, англ. throw - бросать, кидать;
ң: башк. моң - мелодия, англ. thing - вещь;
ҙ: башк. беҙ - мы, англ. there - там;
ҫ: башк. кеҫә - карман, англ. think - думать;
һ: башк. һауа - воздух, англ. heart - сердце.
В башкирском языке имеется 9 гласных фонем [а, о, у, ы, ә, ө, ү, э(е), и], 8 из которых составляют пары по твердости и мягкости:
а — ә, у — ү, о — ө, ы — э(е).
Гласные а, у, о, ы называются гласными заднего ряда (твердые гласные), произносятся более твердо.
Гласные ә, ү, ө, э(е), и называются гласными переднего ряда (мягкие гласные), произносятся мягче.
[а]. В башкирском языке [а] имеет более заднеязычную, более широкую артикуляцию, чем соответствующий русский гласный [а]. Например: башк. атай — отец, ағай — старший брат, апай — старшая сестра; рус. армия, палатка.
[и]. Гласный звук переднего ряда [и] мало отличается от русского [и], произносится так же. Например: башк. билдә — знак; рус. диван.
[о]. Огубленный гласный звук заднего ряда. Для данного звука по сравнению с русским характерна краткость. Например: башк. он — мука, тот — держи; рус. он, тот.
[ө]. Губной переднерядный звук. Характеризуется большей открытостью, хотя звучание его и сосредоточено главным образом в надгортанном резонаторе.
Данный звук есть и в английском языке. Например: башк. өй — дом; англ. bird — птица; башк. бөгөн — сегодня; англ. first — первый.
[у]. Гласный звук [у] заднего ряда, огубленный, долгий, верхнего подъема. Звук [у] в башкирском языке в начале слова и между согласными произносится как русский [у], а между гласными в середине слова и в конце слова как ў [w]. Например: урам — улица, ҡурай — курай, тау — гора, тауыҡ — курица.
[ү]. Губной переднерядный. Данный звук есть в английском и немецком языках. Звук [ү] в начале слова и между согласными произносится как [у] мягкое, а между гласными и в конце слова, как ү[w], т.е. примерно как немецкое и английское [u]. Например: башк. үлән — трава, кеүек — как; англ. throw — бросать, кидать.
[ы]. Звук [ы] похож на заударный русский [ы]: тын — тихо, ысыҡ — роса. Но для данного звука по сравнению с русским характерна краткость. Например: башк. был — этот; рус. тыл, тыква.
[э]. Переднерядный негубной звук. В открытых слогах, особенно под ударением, мало чем отличается от остальных гласных с нормальной долготой, хотя и считается по сравнению с ними кратким. Для данного звука по сравнению с русским характерна краткость. Например: башк. элек — раньше; рус. эпоха, электрик.
[ә]. Широкий переднерядный долгий. При произношении звука [ә] язык почти не поднимается, челюсть опускается вниз; опустите кончик языка к нижним зубам и Вы получите звук [ә]. Гласный [ә] переднего ряда более открытый, чем русский [э].
Данный звук есть и в английском языке. Примеры: башк. әсәй — мать, әкиәт — сказка; англ. thank — благодарность, bag — сумка.
Задание 1. Произнесите слова. Следите, чтобы при произнесении гласного звука [ә] расстояние между челюстями было большое.
Әсәй, әбей, бесән, бесәй, әкиәт, әйтә, әлбиттә, әллә, әсе, кисә, сәскә, сәсән.
Задание 2. Произнесите слова. Обратите на разницу в звучании башкирского звука [а] и русского звука[а].
Бар-бар, бал-бал, ал-Алла, аша – Аша.
Задание 3. Произнесите слова. Следите за правильностью артикуляции звуков [ө] и [о].
Төй-той, көй-ҡой, көр-ҡор, көрә-ҡора, бөрә-бора, төрә-тора.
Задание 4.Произнесите группы слов. Следите за правильностью артикуляции звуков [ү] и [у]. Һуҙ-һүҙ, туҙ-түҙ, ҡуҙ-күҙ, һуҙҙы-һүҙҙе, туҙҙы-түҙҙе, ҡуҙҙы-күҙҙе.
Задание 5.Прочитайте следующие слова и следите за правильностью артикуляции звуков, переведите, поставьте ударения.
Ауыл, ағастар, өҫтәлдәр, ишек, ҡайҙан, кемгә, туҡта, кафедралар, кемгә, иң ҙур, бик матур, күрҙеңме? әйттегеҙме?
Задание 6.Прочитайте и переводите текст.
Мәктәптәрҙә һәр бала көтөп алған, ҡыҙыҡлы ваҡиғаларға бай булған яңы уҡыу йылы башланды. Һәр беребеҙҙең күңелендә бөтмәҫ ҡыуаныс, йөҙҙәрҙә шатлыҡ йылмайыуы балҡый. Мәктәп – һәр кемдең тормошонда иң мөһим осор. Ошонда балалар белем нигеҙҙәренә эйә булалар, кешелеклелек, яуаплылыҡ, изгелек кеүек сифаттар тәрбиәләнә. Байрам менән һеҙҙе, ҡәҙерле коллегалар, ҡәҙерле уҡыусылар! Яңы уҡыу йылында уңыштар, яҡшы билгеләр, һаулыҡ-сәләмәтлек, тырышлыҡ, бәхет теләйбеҙ! Яңы уҡыу йылы яңы идеяларға, уңыштарға бай булһын, уҡыусыларыбыҙ беҙҙе тәрән белемдәре, яҡшы тәрбиә сифаттары менән һөйөндөрһөн!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.