Практическая работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли»

  • Лабораторные работы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, перекристаллизация, перегонка. Из грязного раствора поваренной соли получить кристаллы поваренной солиФормирование диалектико-материалистического мировоззрения Умение пользоваться химическими приборами, наблюдать и сравнивать Закрепить на практике понятие о методах разделения веществ. Совершенствовать навыки безопасного обращения с лабораторным оборудованием и реактивами. Получить кристаллы поваренной соликонспект урока по химии для 8 класса
Иконка файла материала поурочка химия.docx

Дата: ____________

8 - 2

Практическая работа №2

«Очистка загрязненной поваренной соли»

ТЕМА

ЦЕЛЬ

Очистка веществ методом отстаивания, фильтрации, перекристаллизации и перегонки

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения Умение пользоваться химическими приборами, наблюдать и сравнивать Закрепить на практике понятие о методах разделения веществ. Совершенствовать навыки безопасного обращения с лабораторным оборудованием и реактивами. Получить кристаллы поваренной соли

СОДЕРЖАНИЕ

Методы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, перекристаллизация, перегонка. Из грязного раствора поваренной соли получить кристаллы поваренной соли

ХИМ ЭКСПЕРИМЕНТ

Очистка раствора медного купороса методом фильтрования и перекристаллизации

 

Термины

Отстаивание, фильтрование, перекристаллизация, перегонка, фильтрат, выпаривание

ОБОРУДОВАНИЕ

Стакан с грязным раствором поваренной соли, штатив, чашка для выпаривания, спички, колба, воронка, фильтровальная бумага, спиртовка

ДОМ ЗАДАНИЕ

Стр 62, §2-3 пересказ

ПЛАН УРОКА.

I. Проверка знаний.

·        Назовите основные правила ТБ при выполнении химического эксперимента.

·        Перечислите правила обращения с реактивами.

·        Назовите меры предосторожности при работе в кабинете химии.

II. Формирование новых знаний. Практическая работа.

Как же выделяют чистые вещества из смесей?

Способы разделения смесей

Дистилляция (вода-поваренная соль)

Фильтрование(вода-песок)

Кристаллизация (вода-сахар)

Отстаивание(вода-мел)

Выпаривание (вода-поваренная соль)

Центрифугирование (вода-мел)

Перегонка (нефть)

Магнитная сепарация (железо-медь)

 

Для этого существует несколько способов. Опишем некоторые из них.Чтобы задача выглядела полезной с практической точки зрения, рассмотрим очистку воды. Допустим, в нашем рапоряжении есть около полулитра загрязненной воды. В любом населенном пункте найти такую воду - не проблема (можно взять воду из лужи или пруда). Приступим к ее очистке сначала 25простыми, а потом все более сложными методами.

1. ОТСТАИВАНИЕ. а) Нальем грязную воду в химический стакан и дадим спокойно постоять.

б) Тот же стакан через 30 минут. Наиболее крупные частицы примесей осели на дно. Жидкость в верхней части стакана стала светлее. Если на поверхности имеется тонкая радужная пленка - значит, вода загрязнена не только частичками 26почвы, ила, но и нефтепродуктами.

2. ФИЛЬТРОВАНИЕ. Осторожно сольем жидкость с осадка в воронку, в которую вставлен фильтр из пористой бумаги. Воронка находится в другом сосуде, в котором скапливается уже гораздо более чистая вода. На фильтре оcтаются мелкие частицы примесей. Полученная вода еще не пригодна для питья, так как в ней содержатся бактерии, а также растворенные органические вещества и соли. Но полученная нами вода уже вполне пригодна для того, чтобы помыть доску или полить цветок.

 

313. ПЕРЕГОНКА или ДИСТИЛЛЯЦИЯ. Соберем прибор, показанный на рисунке, перельем загрязненную воду в перегонную колбу, поместим туда же кипелки (мелкие кусочки фарфора или кирпича, которые нужны для спокойного кипения жидкости), включим стеклянный холодильник (охлаждается водопроводной водой) и нагреем жидкость в колбе до кипения. Вода превращается в пар, который через стеклянную насадку попадает в холодильник и конденсируется. Термометр в верхней части колбы должен показывать 100 градусов - температуру кипения воды. Первые 1-2 мл дистиллята следует отбросить, потому что в воде могут находиться примеси легких нефтепродуктов (бензина). Когда перегонка подходит к концу, следует быть внимательным и оставить немного жидкости в колбе, чтобы не перегонялись другие, более высококипящие примеси (следы тяжелых нефтепродуктов). Остаток в колбе содержит все ранее растворенные в воде соли, остатки механических загрязнений и выглядит не очень привлекательно. Зато воду, собранную на выходе из прибора, можно безбоязненно пить. С помощью перегонки в лаборатории можно очищать не только воду, но и другие жидкости.

Таким образом, не только неоднородные смеси (вода с частицами почвы), но и однородные смеси (растворы) могут быть разделены с помощью перегонки. Отстаиванием и фильтрованием однородные смеси (растворы) разделить невозможно.

31a

1. Вводная беседа по вопросам:

·        Определите понятие «вещество»;

·        Как называют признаки, по которым возможно одно вещество отличить от другого.

2. Цель работы: ознакомление с некоторыми веществами и изучение 

    их физических свойств, совершенствование навыков обращения с 

    лабораторным оборудованием.

3. Инструктаж.

4. Выполнение работы.

5. Подведение итогов, оформление работы.

III. Домашнее задание (инструктаж).

Стр 62, завершение оформления работы.