Дата: ____________
|
||||||||||||||||
ПЛАН УРОКА. I. Проверка знаний. · Назовите основные правила ТБ при выполнении химического эксперимента. · Перечислите правила обращения с реактивами. · Назовите меры предосторожности при работе в кабинете химии. II. Формирование новых знаний. Практическая работа. Как же выделяют чистые вещества из смесей?
Для этого существует несколько способов. Опишем некоторые из них.Чтобы задача выглядела полезной с практической точки зрения, рассмотрим очистку воды. Допустим, в нашем рапоряжении есть около полулитра загрязненной воды. В любом населенном пункте найти такую воду - не проблема (можно взять воду из лужи или пруда). Приступим к ее очистке сначала простыми, а потом все более сложными методами.
2. ФИЛЬТРОВАНИЕ. Осторожно сольем жидкость с осадка в воронку, в которую вставлен фильтр из пористой бумаги. Воронка находится в другом сосуде, в котором скапливается уже гораздо более чистая вода. На фильтре оcтаются мелкие частицы примесей. Полученная вода еще не пригодна для питья, так как в ней содержатся бактерии, а также растворенные органические вещества и соли. Но полученная нами вода уже вполне пригодна для того, чтобы помыть доску или полить цветок.
3. ПЕРЕГОНКА или ДИСТИЛЛЯЦИЯ. Соберем прибор, показанный на рисунке, перельем загрязненную воду в перегонную колбу, поместим туда же кипелки (мелкие кусочки фарфора или кирпича, которые нужны для спокойного кипения жидкости), включим стеклянный холодильник (охлаждается водопроводной водой) и нагреем жидкость в колбе до кипения. Вода превращается в пар, который через стеклянную насадку попадает в холодильник и конденсируется. Термометр в верхней части колбы должен показывать 100 градусов - температуру кипения воды. Первые 1-2 мл дистиллята следует отбросить, потому что в воде могут находиться примеси легких нефтепродуктов (бензина). Когда перегонка подходит к концу, следует быть внимательным и оставить немного жидкости в колбе, чтобы не перегонялись другие, более высококипящие примеси (следы тяжелых нефтепродуктов). Остаток в колбе содержит все ранее растворенные в воде соли, остатки механических загрязнений и выглядит не очень привлекательно. Зато воду, собранную на выходе из прибора, можно безбоязненно пить. С помощью перегонки в лаборатории можно очищать не только воду, но и другие жидкости. Таким образом, не только неоднородные смеси (вода с частицами почвы), но и однородные смеси (растворы) могут быть разделены с помощью перегонки. Отстаиванием и фильтрованием однородные смеси (растворы) разделить невозможно.
1. Вводная беседа по вопросам: · Определите понятие «вещество»; · Как называют признаки, по которым возможно одно вещество отличить от другого. 2. Цель работы: ознакомление с некоторыми веществами и изучение их физических свойств, совершенствование навыков обращения с лабораторным оборудованием. 3. Инструктаж. 4. Выполнение работы. 5. Подведение итогов, оформление работы. III. Домашнее задание (инструктаж). Стр 62, завершение оформления работы. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.