Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
Учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Зябкина О.А.
Практическая работа
«Амфотерные соединения» ( инструкция к работе)
Ц е л ь : совершенствовать умения решать экспериментальные задачи,
осуществлять превращения, анализировать результаты опытов.
О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы :
1) 3 пронумерованные пробирки с растворами солей сульфата цинка,
хлорида аммония, хлорида бария;
2) чистые пробирки, спиртовка, зажим пробирочный;
3) реактивы: 5%ный раствор гидроксида натрия, растворы сульфата
алюминия, соляной кислоты, нитрата меди (II) и хлорида меди (II); алюминий в
гранулах или порошке.
ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;
2) не смешивать реактивы без согласования с заданием;
3) спиртовку тушить, накрывая колпачком;
4) использовать минимальные количества реактивов.
Х о д р а б о т ы
З а д а н и е 1. Проверьте свою готовность к выполнению практической
работы – выберите и подчеркните верные суждения:
1) Все амфотерные гидроксиды нерастворимы в воде.
2) Амфотерные соединения образуют только металлы побочных подгрупп.
3) Алюминий получают электролизом раствора оксида алюминия
в расплавленном криолите.
4) Растворимые соли элементов, образующих амфотерные гидроксиды,
гидролизуются по катиону.
5) Атомы элементов, образующих амфотерные соединения, имеют
на внешнем уровне 3 электрона.
З а д а н и е 2. Качественное определение ионов металлов.
С помощью одного реактива определите каждое из трех веществ
(растворы сульфата цинка, хлорида аммония, хлорида бария), находящихся
в пробирках без этикеток. Заполните таблицу, запишите уравнения реакций вмолекулярном и ионном виде (за справкой обратитесь к таблице
«Качественное определение ионов»).№ пробирки, результат наблюдения
I
II
I
Метод определения
Реактив
Формула вещества
В ы в о д . Одной из качественных реакций на ионы металла, образующего
амфотерные соединения, является реакция с _____________. В результате
образуется определяемое вещество _______________________
___________.
З а д а н и е 3. Экспериментальная задача.
Опытным путем проведите цепочку превращений:
Al2(SO4)3
→
Al(OH)
3
→
Na[Al(OH)
4]
→
AlCl
3
Действуйте по следующему плану:
1) Запишите уравнения предполагаемых реакций и обменяйтесь тетрадями с
соседом для проверки. (Если сомневаетесь, обратитесь к учителю.)
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2) Определите вещества, необходимые для соответствующих реакций.
3) Проведите необходимые опыты и сделайте вывод, ответив на вопрос: «В
чем заключается амфотерность металла?».
З а д а н и е 4. Проблемный опыт.
1) В 2 пробирки с растворами нитрата меди (II) и хлорида меди (II) добавьте
по 1 грануле (или немного порошка) алюминия. Что наблюдаете?
2) Попробуйте объяснить происходящие изменения и различия в
проведенных реакциях, ответив на следующие в о п р о с ы :а) Почему алюминий, относящийся к элементам главной подгруппы, не
растворяется в воде (как другие аналогичные металлы) без обработки горячей
щелочью?
б) Какой газ и почему выделился при взаимодействии хлорида меди (II) с
алюминием?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 4А. Мысленный эксперимент.
Подумайте и ответьте:
1) Хром в промежуточной степени окисления образует амфотерный оксид.
Какие соединения могут образоваться при его взаимодействии: а) с
концентрированным раствором соляной кислоты; б) с концентрированным
раствором щелочи? Напишите уравнения этих реакций.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2) Алюминий растворили в концентрированном растворе щелочи. Затем
пропускали через образовавшийся раствор углекислый газ до полного
прекращения выделения осадка, который затем отфильтровали и прокалили,
получив вещество белого цвета. Запишите уравнения проведенных реакций.
Назовите полученное вещество.
___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 5. Дополнительный проблемный опыт «Взаимодействие
алюминия с раствором карбоната натрия».
В раствор карбоната натрия добавляют порошок алюминия и нагревают
раствор. При этом выделяется газ. Реакция идет энергично. При определении
газа выясняется, что это водород.
П р о б л е м а :
1) В растворе соли нет ионов водорода, которые могли бы
восстанавливаться.
2) Алюминий покрыт оксидной пленкой, предохраняющей его от окисления.
3) При вытеснении металлом другого катиона металла должен образоваться
металл.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________