Практическая работа "Изучение свойств спиртов и фенолов".
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
химия
10 кл
27.04.2018
На данном уроке учащиеся знакомятся со свойствами кислородсодержащими органическими соединениями, которые включают полярную функциональную группу, определяющую их физические и химические свойства; изучают особые свойства многоатомных спиртов; определяют роль функциональной группы в формировании физических свойств и химической активности спиртов и фенолов.
Практическая работа №3 Спирты.docx
Практическая работа №4
Изучение свойств спиртов и фенолов.
Цель работы: познакомиться со свойствами кислородсодержащих органических
соединений, которые включают полярную функциональную группу, определяющую их
физические и химические свойства; изучить особые свойства многоатомных спиртов;
определить роль функциональной группы в формировании физических свойств и
химической активности спиртов и фенолов.
Экспериментальная задача I. Уровень III
Изучение растворимости спиртов в воде.
1. В три пробирки наливаем по 1 мл этанола, пропанола и глицерина.
2. Рассчитываем относительные молекулярные массы спиртов.
3. Располагаем пробирки в штативе в порядке увеличения относительной
молекулярной массы спиртов.
4. Добавляем в каждую пробирку по 2 мл дистиллированной воды.
5. Наблюдаем за растворимостью спиртов.
6. Записываем результаты в таблицу.
Этанол
….. бутанол
Название
спирта
Структурная
формула
Мr
Растворимость
в воде
Содержимое пробирок оставляем для выполнения Экспериментальной задачи II.
Глицерин
Окисление этанола оксидом меди (II)
В пламени спиртовки сильно прокаливают медную проволоку,
имеющую на конце петлю. Затем опускают ее в пробирку с 1 мл этанола.
Вопросы и задания
1. Какого цвета становится медная проволока после прокаливания? Почему?
Напишите уравнение реакции.
2. Какого цвета становится проволока после ее опускания в этанол? Появляется ли
запах? Какому веществу он соответствует? Свои рассуждения подтвердите
уравнениями реакций.
Окисление этилового спирта хромовой смесью
Выполнение опыта:
Налили в пробирку 2 мл 5%го раствора дихромата калия, 1 мл 20%го раствора серной
кислоты и 0,5 мл этилового спирта, получили смесь………..цвета. Пробирку нагрели.
Наблюдаем изменение цвета раствора на и чувствуем характерный запах …….альдегида.
Экспериментальная задача II. Уровень III
Сравнение отношения спиртов к гидроксиду меди (II).
1. Берем сухую чистую пробирку.
2. Наливаем в нее 23 мл раствора сульфата меди (II).
3. Приливаем в избытке объем раствора гидроксида натрия.
4. Наблюдаем образование осадка гидроксида меди ______ цвета.
5. Делим полученный гидроксид меди (II) на три части (пробирки). 6. Первая пробирка будет контрольной.
7. Во вторую пробирку добавляем 1 мл раствора этанола из 1 задачи.
8. В третью пробирку добавляем 1 мл раствора глицерина из 1 задачи.
9. Встряхиваем вторую и третью пробирки.
10. Наблюдаем ________________________ в пробирке с глицерином вследствие
образования _________________________.
11. В пробирке с этанолом _________________.
12. Делаем вывод: качественной реакцией на _____________ спирты является
реакция их с _________________.
Экспериментальная задача III. Уровень III
Растворимость фенола в воде, образованиеи разложение фенолята натрия
В пробирку помещают несколько кристаллов фенола и 2 мл воды.
Пробирку закрывают пробкой и энергично встряхивают.
Осторожно нагревают содержимое пробирки, а затем снова охлаждают.
В пробирку вносят 2–3 капли раствора гидроксида натрия и каплю фенолфталеина. К
содержимому пробирки добавляют при встряхивании по каплям раствор фенола до
исчезновения окраски. Полученный раствор разделяют на две части и к одной из них (для
сравнения) добавляют 2 капли раствора соляной кислоты.
Вопросы и задания
1. Сделайте вывод о зависимости растворимости фенола в воде от температуры.
2. Что при расслоении представляют собой верхний и нижний слои?
3. Объясните наблюдаемые явления при добавлении растворов щелочи и соляной кислоты.
Напишите уравнения реакций.
4. Охарактеризуйте кислотные свойства фенолов в ряду: фенол, нафтол, резорцин.
5. Сравните отношение фенолов и спиртов к щелочам? В чем отличие?
β
Реакции фенолов с хлоридом железа (III)
В пробирку с 0,5 мл раствора фенола добавляют 2–3 капли раствора хлорида железа (III).
Вопросы и задания
1. Объясните изменения окраски при добавлении раствора хлорида железа (III).
2. Напишите уравнение реакции. К какому типу относится данная реакция?
Отчетные задания
1. Приведите химические реакции всех превращений, наблюдаемых в практической
Вариант 1
2. Как изменяется растворимость спиртов с увеличением молекулярной массы?
3. Приведите схему образования межмолекулярных водородных связей на примере
работе.
пропанола1.
4. В одной пробирке содержится пропанол2, а в другой – этиленгликоль. Как их
распознать? Предложите схему распознавания и составьте необходимые уравнения
реакций. Практическая работа №4
Изучение свойств спиртов и фенолов.
Цель работы: познакомиться со свойствами кислородсодержащих органических
соединений, которые включают полярную функциональную группу, определяющую их
физические и химические свойства; изучить особые свойства многоатомных спиртов;
определить роль функциональной группы в формировании физических свойств и
химической активности спиртов и фенолов.
Экспериментальная задача I. Уровень III
Изучение растворимости спиртов в воде.
7. В три пробирки наливаем по 1 мл этанола, пропанола и глицерина.
8. Рассчитываем относительные молекулярные массы спиртов.
9. Располагаем пробирки в штативе в порядке увеличения относительной
молекулярной массы спиртов.
10. Добавляем в каждую пробирку по 2 мл дистиллированной воды.
11. Наблюдаем за растворимостью спиртов.
12. Записываем результаты в таблицу.
Этанол
….. бутанол
Название
спирта
Структурная
формула
Мr
Растворимость
в воде
Содержимое пробирок оставляем для выполнения Экспериментальной задачи II.
Глицерин
Окисление этанола оксидом меди (II)
В пламени спиртовки сильно прокаливают медную проволоку,
имеющую на конце петлю. Затем опускают ее в пробирку с 1 мл этанола.
Вопросы и задания
1. Какого цвета становится медная проволока после прокаливания? Почему?
Напишите уравнение реакции.
2. Какого цвета становится проволока после ее опускания в этанол? Появляется ли
запах? Какому веществу он соответствует? Свои рассуждения подтвердите
уравнениями реакций.
Окисление этилового спирта хромовой смесью
Выполнение опыта:
Налили в пробирку 2 мл 5%го раствора дихромата калия, 1 мл 20%го раствора серной
кислоты и 0,5 мл этилового спирта, получили смесь………..цвета. Пробирку нагрели.
Наблюдаем изменение цвета раствора на и чувствуем характерный запах …….альдегида.
Экспериментальная задача II. Уровень III
Сравнение отношения спиртов к гидроксиду меди (II).
13. Берем сухую чистую пробирку. 14. Наливаем в нее 23 мл раствора сульфата меди (II).
15. Приливаем в избытке объем раствора гидроксида натрия.
16. Наблюдаем образование осадка гидроксида меди ______ цвета.
17. Делим полученный гидроксид меди (II) на три части (пробирки).
18. Первая пробирка будет контрольной.
19. Во вторую пробирку добавляем 1 мл раствора этанола из 1 задачи.
20. В третью пробирку добавляем 1 мл раствора глицерина из 1 задачи.
21. Встряхиваем вторую и третью пробирки.
22. Наблюдаем ________________________ в пробирке с глицерином вследствие
образования _________________________.
23. В пробирке с этанолом _________________.
24. Делаем вывод: качественной реакцией на _____________ спирты является
реакция их с _________________.
Экспериментальная задача III. Уровень III
Растворимость фенола в воде, образованиеи разложение фенолята натрия
В пробирку помещают несколько кристаллов фенола и 2 мл воды.
Пробирку закрывают пробкой и энергично встряхивают.
Осторожно нагревают содержимое пробирки, а затем снова охлаждают.
В пробирку вносят 2–3 капли раствора гидроксида натрия и каплю фенолфталеина. К
содержимому пробирки добавляют при встряхивании по каплям раствор фенола до
исчезновения окраски. Полученный раствор разделяют на две части и к одной из них (для
сравнения) добавляют 2 капли раствора соляной кислоты.
Вопросы и задания
1. Сделайте вывод о зависимости растворимости фенола в воде от температуры.
2. Что при расслоении представляют собой верхний и нижний слои?
3. Объясните наблюдаемые явления при добавлении растворов щелочи и соляной кислоты.
Напишите уравнения реакций.
4. Охарактеризуйте кислотные свойства фенолов в ряду: фенол, нафтол, резорцин.
5. Сравните отношение фенолов и спиртов к щелочам? В чем отличие?
β
Реакции фенолов с хлоридом железа (III)
В пробирку с 0,5 мл раствора фенола добавляют 2–3 капли раствора хлорида железа (III).
Вопросы и задания
1. Объясните изменения окраски при добавлении раствора хлорида железа (III).
2. Напишите уравнение реакции. К какому типу относится данная реакция?
Отчетные задания
1. Приведите химические реакции всех превращений, наблюдаемых в практической
Вариант 2
2. Какова роль радикала в процессе растворения спирта?
3. Приведите схему образования межмолекулярных водородных связей на примере
работе.
метанола.
4. Почему кислотные свойства одноатомных спиртов и многоатомных спиртов
отличаются? У какого спирта – этанола или этиленгликоля – кислотные свойства
сильнее? В чем это проявляется? Практическая работа №4
Изучение свойств спиртов и фенолов.
Цель работы: познакомиться со свойствами кислородсодержащих органических
соединений, которые включают полярную функциональную группу, определяющую их
физические и химические свойства; изучить особые свойства многоатомных спиртов;
определить роль функциональной группы в формировании физических свойств и
химической активности спиртов и фенолов.
Экспериментальная задача I. Уровень III
Изучение растворимости спиртов в воде.
13. В три пробирки наливаем по 1 мл этанола, пропанола и глицерина.
14. Рассчитываем относительные молекулярные массы спиртов.
15. Располагаем пробирки в штативе в порядке увеличения относительной
молекулярной массы спиртов.
16. Добавляем в каждую пробирку по 2 мл дистиллированной воды.
17. Наблюдаем за растворимостью спиртов.
18. Записываем результаты в таблицу.
Этанол
….. бутанол
Название
спирта
Структурная
формула
Мr
Растворимость
в воде
Содержимое пробирок оставляем для выполнения Экспериментальной задачи II.
Глицерин
Окисление этанола оксидом меди (II)
В пламени спиртовки сильно прокаливают медную проволоку,
имеющую на конце петлю. Затем опускают ее в пробирку с 1 мл этанола.
Вопросы и задания
1. Какого цвета становится медная проволока после прокаливания? Почему?
Напишите уравнение реакции.
2. Какого цвета становится проволока после ее опускания в этанол? Появляется ли
запах? Какому веществу он соответствует? Свои рассуждения подтвердите
уравнениями реакций.
Выполнение опыта:
Окисление этилового спирта хромовой смесью Налили в пробирку 2 мл 5%го раствора дихромата калия, 1 мл 20%го раствора серной
кислоты и 0,5 мл этилового спирта, получили смесь………..цвета. Пробирку нагрели.
Наблюдаем изменение цвета раствора на и чувствуем характерный запах …….альдегида.
Экспериментальная задача II. Уровень III
Сравнение отношения спиртов к гидроксиду меди (II).
1. Берем сухую чистую пробирку.
2. Наливаем в нее 23 мл раствора сульфата меди (II).
3. Приливаем в избытке объем раствора гидроксида натрия.
4. Наблюдаем образование осадка гидроксида меди ______ цвета.
5. Делим полученный гидроксид меди (II) на три части (пробирки).
6. Первая пробирка будет контрольной.
7. Во вторую пробирку добавляем 1 мл раствора этанола из 1 задачи.
8. В третью пробирку добавляем 1 мл раствора глицерина из 1 задачи.
9. Встряхиваем вторую и третью пробирки.
10. Наблюдаем ________________________ в пробирке с глицерином вследствие
образования _________________________.
11. В пробирке с этанолом _________________.
12. Делаем вывод: качественной реакцией на _____________ спирты является
реакция их с _________________.
Экспериментальная задача III. Уровень III
Растворимость фенола в воде, образованиеи разложение фенолята натрия
В пробирку помещают несколько кристаллов фенола и 2 мл воды.
Пробирку закрывают пробкой и энергично встряхивают.
Осторожно нагревают содержимое пробирки, а затем снова охлаждают.
В пробирку вносят 2–3 капли раствора гидроксида натрия и каплю фенолфталеина. К
содержимому пробирки добавляют при встряхивании по каплям раствор фенола до
исчезновения окраски. Полученный раствор разделяют на две части и к одной из них (для
сравнения) добавляют 2 капли раствора соляной кислоты.
Вопросы и задания
1. Сделайте вывод о зависимости растворимости фенола в воде от температуры.
2. Что при расслоении представляют собой верхний и нижний слои?
3. Объясните наблюдаемые явления при добавлении растворов щелочи и соляной кислоты.
Напишите уравнения реакций.
4. Охарактеризуйте кислотные свойства фенолов в ряду: фенол, нафтол, резорцин.
5. Сравните отношение фенолов и спиртов к щелочам? В чем отличие?
β
Реакции фенолов с хлоридом железа (III)
В пробирку с 0,5 мл раствора фенола добавляют 2–3 капли раствора хлорида железа (III).
Вопросы и задания
1. Объясните изменения окраски при добавлении раствора хлорида железа (III).
2. Напишите уравнение реакции. К какому типу относится данная реакция?
Отчетные задания
Вариант 3
1. Приведите химические реакции всех превращений, наблюдаемых в практической
работе.
2. Как влияют ОН группы на растворимость спиртов? 3. Приведите схему образования межмолекулярных водородных связей на примере
этанола.
4. Почему спирты с малой молекулярной массой горят прозрачным пламенем? Чем
объясняется высокая растворимость многоатомных спиртов?
Практическая работа "Изучение свойств спиртов и фенолов".
Практическая работа "Изучение свойств спиртов и фенолов".
Практическая работа "Изучение свойств спиртов и фенолов".
Практическая работа "Изучение свойств спиртов и фенолов".
Практическая работа "Изучение свойств спиртов и фенолов".
Практическая работа "Изучение свойств спиртов и фенолов".
Практическая работа "Изучение свойств спиртов и фенолов".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.