В ходе представленной практической работы повторяются и закрепляются теоретические знания учащихся по теме «Свойства кислот, оснований, оксидов, солей»; продолжается совершенствование умений учащихся по применению теоретических знаний для решения практических задач; развиваются такие мыслительные операции как анализ, синтез, целеполагание, умозаключение; воспитывается бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих через соблюдение правил техники безопасности.
Практическая работа Свойства кислот, оснований, оксидов, солей.docx
Практическая работа № 6: «Свойства кислот, оснований, оксидов, солей»
Задачи:
1. повторить и закрепить теоретические знания учащихся по теме «Свойства кислот,
оснований, оксидов, солей»;
2. продолжить совершенствование умений учащихся по применению теоретических
знаний для решения практических задач;
3. развивать такие мыслительные операции как анализ, синтез, целеполагание,
умозаключение;
4. воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих через
соблюдение правил техники безопасности.
Мотивация и целеполагание:
В XVIII веке, подробно исследовав состав соляной кислоты, английский химик
Гемфри Дэви не нашел в ней кислорода. Зато водород обнаруживался и в ней, и во всех
известных тогда кислотах, причем в обязательном порядке. Поэтому Г.Дэви сделал
предположение, что именно водород «отвечает» за общие свойства кислот (кислый вкус,
одинаковую окраску индикаторов и т. д.). К этой мысли приходили потом и другие
химики.
Представьте себя одним из химиков и докажите опытным путем, что соляная
кислота обладает химическими свойствами, сходными со свойствами растворов других
кислот, например серной.
Выполнение практической работы:
Задание для 1 ряда: «Осуществить реакции, характерные для раствора соляной
кислоты».
Цели исследования:
опираясь на теоретические знания общих химических свойств кислот, предположите
химические свойства соляной кислоты;
проверьте экспериментально ваши предположения;
сделайте вывод.
Оснащение и оборудование:
раствор соляной кислоты, универсальная лакмусовая бумажка, гранулы цинка, оксид меди
(II), спички, спиртовка, держатель для пробирок, гидроксид натрия, раствор
фенолфталеина, карбонат натрия, нитрат серебра, 5 чистых пробирок;
Задание для 2 ряда: «Осуществить реакции, характерные для раствора серной
кислоты».
Цели исследования:
опираясь на теоретические знания общих химических свойств кислот, предположите
химические свойства серной кислоты;
проверьте экспериментально ваши предположения;
сделайте вывод.
Оснащение и оборудование: раствор серной кислоты, универсальная лакмусовая бумажка, гранулы цинка, оксид меди
(II), спички, спиртовка, держатель для пробирок, гидроксид натрия, раствор
фенолфталеина, карбонат натрия, нитрат бария, 5 чистых пробирок;
При выполнении работы заполните таблицу, руководствуясь предложенным алгоритмом.
Свойства / Этапы
Выводы
работы
Теоретический
анализ
Прогнозирование
(предполагаемые
химические
свойства с
уравнениями
реакций в
молекулярном
виде)
Эксперимент (и
уравнения
реакций в
сокращенном
ионном виде)
1.Изменение цвета
индикатора.
2.Взаимодействие с
металлами.
3. Взаимодействие с
оксидами металлов.
4. Взаимодействие с
гидроксидами
металлов.
5. Взаимодействие с
солями.
III. Интеллектуальная часть:
Выполните следующие задания:
1й уровень: перед вами учитель поставил три пробирки, наполненные одинаковыми по
внешнему виду жидкостями. Но предупредил, что только одна пробирка содержит
соляную кислоту, а в других находятся вода и щелочь. Ваша задача теоретически с
помощью индикаторов определить, в какой из пробирок находится кислота.
2й уровень: В трёх склянках, с которых отлетели этикетки с названием веществ,
находятся растворы соляной, серной и фосфорной кислот. Используя таблицу
«Определение ионов», теоретически найдите каждое вещество.
3й уровень: В школьном химическом кабинете пролили на пол немного соляной кислоты,
и к концу урока она полностью испарилась. Хотя хлороводород сильно токсичен и при
вдыхании оказывает раздражающее действие, ученики не почувствовали никакого
постороннего запаха. Сколько молекул HCl оказалось в воздухе, если масса
хлороводорода, перешедшего в газообразное состояние, равна 1 г?
АЛГОРИТМ (в виде направляющих вопросов):
I. Теоретический анализ: Используя текст учебника или записи в тетрадях, ответьте на вопросы, какими
химическими свойствами могут обладать растворы кислот и запишите их в таблицу:
1. Как в кислотах изменяют цвет индикаторы?
2. С какими металлами могут взаимодействовать кислоты?
3. С какими оксидами реагируют кислоты?
4. С любыми ли основаниями взаимодействуют кислоты?
5. Назовите случаи протекания реакций между кислотами и солями.
II. Прогнозирование:
1.Исходя из теоретического анализа и имеющихся на столе реактивов, предположите
химические свойства соляной кислоты и серной кислоты.
2. Запишите их в таблицу.
3. Составьте возможные реакции в молекулярном виде.
III. Эксперимент:
1. Руководствуясь правилами техники безопасности при работе с кислотами, проведите
предполагаемые реакции.
2. Для опытов берите жидкости объемом не более 0,5 см по высоте пробирки.
3. Запишите результаты эксперимента в таблицу.
4. Составьте уравнения наблюдаемых реакций в сокращенном ионном виде.
IV. Выводы: (подтверждают ли результаты эксперимента выдвинутую гипотезу?).
Рефлексия и подведение итогов:
Какие теоретические знания вам понадобилось привлечь для решения практических
задач?
Домашнее задание: подготовиться к практической работе №7.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.