Практические приемы, способствующие повышению мотивации обучающихся в обучении химии.
«Наука не может быть скучной,
особенно самая шумная и яркая
область науки – химия».
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Мне, как молодому учителю казалось, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавание в школе очень скоро развеяло эту иллюзию.
Особое значение приобретает вопрос о том, как мотивировать обучающихся к изучению предмета.
Известно, что химия – особая наука. Она обладает собственным химическим языком. В первую очередь это химические знаки, с помощью которых записывают формулы и химические уравнения. Овладеть правилами их использования – обязательное условие дальнейших успехов. Это требует некоторых усилий, зато со временем окупается.
Однако, не смотря на кажущуюся простоту существуют препятствия: «Как не растерять интерес к предмету и мотивировать обучающихся на углубленное изучение химии».
Но что же такое мотивация? Как добиться ее
повышения?
Просматривая разные трактовки
термина мотивации, можно остановиться на следующем:
-Мотивация – совокупность всех факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждений к жизненно необходимым целям, то есть направляющих поведение на удовлетворение потребностей. К мотивации относят все то, что реально побуждает или может побуждать активность.
В своей практике я применяю следующие методы:
· метод проектов;
· игровые методы;
· метод кейсов («casestudy») — ситуационный семинар, решение ситуационных задач, представляет собой описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения;
· проблемный семинар — представляет собой модель обучения на основе дискуссии: мозговой штурм, дискуссия в стиле ток-шоу, симпозиум, дебаты, сократический семинар, дерево решений и т. д.
Это те методы, без которых современный урок уженевозможно представить.
Но сегодня я бы хотела остановиться на практическом методе – это:
1. практические работы - основанные на выполнении учащимися лабораторных и практических работ;
2. Урок – «химическое шоу», вызывающий особый интерес у детей.
И так, практические работы.
Цель этих работ – помочь обучающимся применять теоретические знания на практике, более глубоко осмыслить изученный материал, прочнее его усвоить, а также способствовать формированию практостических умений и навыков.
На ум сразу приходит китайская мудрь «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму».
Конечно, у нас имеются интерактивные доски, мы современные, любой опыт можем показать по экрану, но мы не сможем сформировать практические умения и навыки, так как все дети разные (аудиалы, визуалы и кенестетики).
Формы проведения практических и лабораторных работ зависят от:
· Темы
· Цели
· Наличия оборудования и реактивов
· Успешности усвоения теоретического материала.
Усвоение теоретического материала проверяется следующим образом. Мной была разработана диагностическая таблица. Перед началом изучения нового раздела она вклеивается в тетрадь. Таблица включает в себя:
· Темы уроков и практических работ.
Учащиеся после изучения темы отмечают знаками успешность ее освоения («+» - понял, «?» - понял частично, есть вопросы, «!» - не понял, «-» - пропустил, нужна консультация).
Тема урока |
Успешность освоения |
Коррекция1 |
Коррекция 2 |
Предмет химии. |
+ |
|
|
Понятие о веществах и их превращениях |
|
|
|
Вещества простые и сложные. Практическая работа №1 «Правила работы в химической лаборатории» |
|
|
|
Атомы. Химические элементы. Относительная атомная масса. |
|
|
|
Химические формулы. Относительная молекулярная масса. |
! |
- |
+ |
Вычисление массовой доли химического элемента в соединении. |
+- |
+ |
|
Валентность. |
? |
- |
+ |
Составление формул по валентности. |
|
|
|
Количество вещества. Моль. |
|
|
|
Молярная масса. |
|
|
|
Молярный объём газов. |
|
|
|
Химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций |
|
|
|
Практическая работа № 2 «Химические и физические явления» |
|
|
|
Проверочная работа №1 Решение расчётных задач с понятиями |
|
|
|
Когда я проверяю тетради, то в первую очередь обращаю внимание на эту таблицу, анализ которой, помогает понять, как происходит освоение материала. Для себя отмечаю тех детей, которым нужна консультация. После проведения консультации в колонке «Коррекция 1» ставится соответственный знак, если необходимо, то назначается еще одна консультация. Когда все темы освоены и отработаны, то и практическая работа не вызывает затруднения, а только познание и изумление.
Урок – «химическое шоу»
Мной был разработан сценарный план занятия для обучающихся из зрелищных и увлекательных экспериментов.
Я перевоплощаюсь в «Профессора химии» и показываю короткие, но зрелищные эксперименты, выполнены в забавном, захватывающем и веселом стиле.
Такие как:
· Несгораемый платок;
· Светофор;
· Фараоновы змеи;
· Волшебная вода;
· Пенный джин;
· Вулкан;
· Огонь без спичек;
· Кровь без раны и многие другие
Демонстрации дарят изумление, восторг и удивление детям. Опыты разрабатываются с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Такие уроки имеют своей целью не развлечение, а обучение с интересом.
Так как химия наука не только теоретическая, но и практическая, это позволяет привлечь внимание, как к предмету, так и к изучаемой теме. Урок - «Химическое шоу» выполняет несколько функций: не только закрепляет теоретический материал, знания по ТБ, навыки работы с оборудованием, но и повышает мотивацию, даже если это носит игровой момент.
Во время проведения таких уроков ассистентами вызываются, ученики с низкой мотиваций они заинтересовываются, и потом долгое время рассказывают о том, что видели и наблюдали.
Химическое шоу – помогает мотивировать в детях стремления к познанию и обучению, а также заинтересовывают на проектную деятельность.(Что для нас не маловажно!!!).
Не все будут химиками, но если ученики уходят с урока в восторге с определенным багажом знаний, то я своей цели добилась.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.