ГБОУ СПО «Кунгурский лесотехникум»
Методическая работа
Тема: «Методические указания по выполнению практических работ по географии в 10 классе»
Работу составила:
Преподаватель
Высшей категории:
Гафнер Елена Андреевна
2019 год
Аннотация к работе.
Примерная программа по географии для первого курса СПО завершает формирование у студентов представлений о географической картине мира, которая опирается на понимание взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов.
Особое место в программе уделено практическим работам с различными источниками географической информации – картами, статистическими материалами геоинформационными системами, усилена практическая составляющая курса, которая предполагает разнообразную самостоятельную, творческую и познавательную деятельность учащихся;
Практические и самостоятельные работы в обучении географии имеют большое значение, поскольку они способствуют восприятию у студентов трудолюбия, росту самостоятельности, обеспечивают формирование умения применять знания и добывать новые. Отбор содержания производится на основе реализации следующих принципов: практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся учреждений НПО и СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнение общегражданских ролей.
етрадь для практических работ составлена в полном
соответствии с требованиями стандарта по географии и отражает основные направления
формирования практических знаний и умений согласно действующей программе
учебного курса «География» (10, 11 классы). Содержит практические работы по
курсу, а также необходимые контурные карты.
Пособие предназначено для работы обучающихся на
уроке или дома.
Роль практических работ и организация учебной деятельности
студентов на уроках географии
План
1. Введение……………………………………………………………………………….2
1.1. Аспекты организации современного урока...................................................2
1.2. Требования к современному уроку…………………………………………3
2. Роль практических работ в процессе обучения и организация учебно-познавательной деятельности студентов на уроке…………………………………….6
3. Место и роль практических работ по дисциплине «География» в курсе СПО.....10
3.1. Цели и задачи проведения практических работ, подготовка к ним, ожидаемый результат......................................................................................................12
3.2. Выбор средств обучения при выполнении практических работ...............15
3.3. Формы организации деятельности и самостоятельной работы студентов при выполнении практических работ…………………………………………………17
4. Творческий и эстетический подход к выполнению практических работ..............19
5. Типология (виды) занятий практической направленности.....................................21
5.1. Повторение и закрепление ранее усвоенных знаний…………………….21
5.2. Систематизация и обобщение новых знаний, умений и навыков.............22
5.3. Применение полученных знаний на практике……………………………23
6. Межпредметные связи при выполнении практических работ................................25
7. Контроль качества знаний студентов при выполнении практических работ. Критерии оценки………………………………………………………………………..26
8. Решение проблемы неуспеваемости студентов (при выполнении практических работ) по дисциплине «География», посредством проведения практических работ29
9. Заключение………………………………………………………………………...…31
10. Список используемой литературы…………………………………………...……32
11. Приложение…………………………………………………………………………33
11.1. Список практических работ.
11.2. Задания к практическим работам.
11.3. Примеры выполненных работ студентами.
11.4. График успеваемости студентов по дисциплине «География» среди групп специальностей (МЛ, ТД, БД, БУ, МН).
Введение.
Практические и самостоятельной работы в обучении географии имеют большое значение, поскольку они способствуют восприятию у студентов трудолюбия, росту самостоятельности, обеспечивают формирование умения применять знания и добывать новые.
Выполнение предусмотренных программой практических работ вооружает обучающихся жизненно важных знаний, умений, навыков в т.ч. политехнического характера, чтение карт различного сод-е, диаграмм, графиков, наблюдение за природными процессами и фиксация их результатов, выполнение простейших мероприятий по ОПС (охрана природной среды).
Качество и эффективность урока зависят от многих взаимосвязанных факторов и прежде всего от правильной его организации. Любой учитель, изучив основы «технологии» обучение может значительно повысить уровень своего мастерства и эффективности урока. Ценность и значение времени урока в судьбе студентов и школьников определяют учителя. Каким быть хорошему уроку? Как сделать его источником радостного и вдохновенного труда учащегося школой самостоятельности и творчества. Учитывая разнообразные методы организации учебной деятельности на уроках, выделим роль практических работ по дисциплине «География», которые рассматривает более подробно.
1.1. Аспекты организации современного урока.
1. Совместная целеустремленная деятельность, количества учащихся по приобретению знаний, умений, навыков осуществляется под руководством учителя.
2. Результаты учения зависят от индивидуальных возможностей и способностей студента.
3. Развитие мышления, переход к новому способу действия в процессе обучения, продуктивное и репродуктивное мышление тесно связаны между собой.
4. Преподавателю для правильного подхода к проблемам урока необходимо знать и применять основные компоненты процесса обучения.
5. Содержание обучение определено программами. Общая цель урока всегда конкретизируется в дидактических целях (подцелях): образовательной, развивающей, воспитывающей.
6. Мотивация обучения – это сложные процесс детерминации поведения учащихся, создание таких условий, при которых стремление к учебной деятельности становится сильнее всех остальных влечений обучающихся. Мотивация выполняет 3 функции: побуждающую, направляющую (организующую), смыслообразующую.
1.2. Требования к современному уроку.
Урок – это систематически применяемая, для решения задач обучения, воспитания, развития, студентов. Форма организации деятельности постоянного состава студентов в определенный отрезок времени.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, того, чего преподаватель хочет добиться; затем происходит выбор средства и определяет способ обучения.
В основе рациональной организации урока лежат требования, соблюдения которых позволяет учителю повысить коэффициент полезной деятельности учащихся и качество подготовки. Эти требования позволяют упорядочить урок, повысить его эффективность. Эта совокупность требований является и критерием качества проведенного урока. Урок начинается с его подготовки, готовится к работе кабинет, оборудование, наглядность, литература.
На уроке решается множество разнообразных задач, но на одном уроке все перечисленные требования не могут быть реализованы. Они реализуются в системе уроков.
Требование к структуре говорят о необходимости:
- правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения).
- определить тип урока (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом).
- связать данный урок предыдущими и последующими уроками.
- отобрать и применить сочетания методов изучения нового материала.
- обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся.
- продумать систему повторения и закрепления материала.
- найти должное место домашним заданиям, которые являются тщательно продуманным продолжением данного урока и подготовкой к следующему, минимум по объему, своевременным и всем понятным, учитывая индивидуальные возможности учащихся.
Требование к подготовке и организации урока сводятся к следующим:
- обеспечить на уроке охрану здоровья студентов.
- планирование системы уроков по данной теме (отбор учебного материала к каждому уроку, определить его объемы и сложность и наметить все виды работ).
- своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал, ТСО.
- обеспечить разнообразие типов урока в системе уроков по данной теме.
- создать возможность для студентов часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством преподавателя.
Требования к содержанию урока и процессу обучения:
- урок должен быть воспитывающим, должны выполняться требования, вытекающие из основных дидактических принципов (обеспечить изучение основ науки, систематичность и прочность знаний, учет индивидуальных возможностей, связь знаний с жизнью и т.д. должна быть мотивация к обучению).
- процесс поиска истины должен быть строго обоснованным умозаключение доказательным. Практические работы должны включать элементы творческого поиска.
Требования к технике проведения урока:
- урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к обучению и потребность к знаниям.
- темп и ритм урока должен быть оптимальными, действия преподавателя и студентов завершенными.
- полный контакт преподавателя и студентов, педагогический такт, атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.
- смена видов деятельности, разнообразные методы обучения, самостоятельность и активность студентов.
Непрерывное совершенствование учебного процесса это обобщающее требование, поэтому заниматься проблемой совершенствования учебного процесса надо специально и заниматься непрерывно и ежедневно, улучшая качество современного урока.
2. Роль практических работ в процессе обучения т организация
учебно-познавательной деятельности студентов на уроке.
Любая практическая работа начинается с установления ее места в системе уроков по данной теме. Преподавателю нужно уточнить сроки проведения работы, сразу после объяснения нового материала или на последующих уроках. Практическая работа может занимать целый урок или рассчитывается на часть урока, в подобных случаях особенно важна высокая организованность на уроке, тщательная подготовка всего необходимого. Некоторые практические требуют большего времени, чем один урок или 2 урока, остаточная часть невыполненной работы студенты могут выполнить в качестве домашнего задания.
Определенная подготовительная работа проделывается до урока, повторяется теоретическая часть, готовятся контурные карты и атласы, составляются таблицы и схемы, повторяются определения и т.д. Все это позволяет продуктивнее использовать время урока, помогает учащимся лучше понять цель работы и средства ее достижения.
До урока учитель определяет основную цель урока и выделяет те главные умения, знания, навыки, которыми должен обладать студент, чтобы выполнить практическую работу, нужно определить, что учащийся может определить самостоятельно, а что необходимо дать в готовом виде, в методических рекомендациях.
Для организации практических работ на уроке для более эффективного их использования применяются такие формы учебно–познавательной деятельности.
Фронтальная, когда все студенты одновременно выполняют одинаковую общую для всех работу, всей группой обсуждают, сравнивают и обобщают ее результаты, например: сравнительная характеристика регионов мира Африка и Латинская Америка или Европа и Северная Америка, где студенты не всегда самостоятельно могут выявить все главные сходства и отличия регионов.
Преподаватель ведет работу со всей группой одновременно, общается со студентами непосредственно по ходу своего рассказа, объяснения, показа, вовлекает всех студентов в обсуждение рассматриваемых вопросов (учитывая их реальные возможности), особенно тех, которые имеют слабые знания, умения, навыки или пассивные. Это способствует установлению доверительных отношений между преподавателем и учащимися, а также между студентами. Воспитывается чувство коллективизма, формируется устойчивые познавательные интересы.
Такой подход преподавателя при фронтальной работе позволяет, и слушать и делиться своими мнениями, знаниями с другими, анализировать чужие мнения. При такой форме преподаватель излагает материал всей группе и в условиях массового обучения эта форма является незаменимой и наиболее распространенной.
Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно иллюстративного изложения, например: Почему Индия – ключевая страна третьего мира богатая природными ресурсами и с развитой экономикой имеет столько социальных проблем? Хотя бывшие менее развитые страны (ЮАР, Саудовская Аравия) их уже давно решили.
Другая форма организации учебной работы является индивидуальная, где каждый студент получает для самостоятельного выполнения задания, здесь можно учитывать его индивидуальные возможности и способности.
Индивидуальная работа встречается на каждом практическом занятии, где студент может использовать учебник, карты атласа, схемы и таблицы, а так же дополнительную литературу и СМИ.
Решаются различные дидактические задача для формирования и закрепления знаний, умений, навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательскими навыками, такую форму проще использовать при закреплении, повторении, однако она не мене эффективна и при самостоятельном изучении нового материала особенно при его предварительной домашней проработке.
Групповая форма организации учебной деятельности, где главными признаками являются:
- разделение на данном уроке группы на подгруппы для решения конкретных учебных задач;
- обеспечение каждой подгруппы определенным заданием, либо одинаковым, либо дифференцированным, которое выполняется сообща под непосредственным руководством лидера или преподавателя;
- выполнения задания в подгруппе таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого его члена;
- подбор состава подгруппы с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для количества могли реализоваться учебные возможности каждого его члена.
При групповой форме работы студентов на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней учащемуся, как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов консультантов. Это объясняется тем, что при фронтальной и индивидуальной формах учителю труднее помогать сразу всем студентам. Пока он работает с одним – двумя, остальные вынуждены дожидаться своей очереди. Совсем иное положение таких студентов в группе. Причем помогающий студент получает не меньше пользы, поскольку его знания актуализируются, приобретают гибкость, закрепляются в процессе объяснения. Консультант руководит работой группы лишь по предмету, в котором он лучше разбирается.
Групповая форма работы студентов при выполнении практической работы наиболее применима при обработке навыков разговорной речи на уроках, при изучении текстов, исторических документов и все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой.
Успех групповой формы зависит от мастерства преподавателя, от умения его распространять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа, и каждый ее участник в отдельности ощущали работу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением преподаватель обязан выражать заинтересованность в успехе, как сильных, так и слабых учащихся, вселять им уверенность в своих силах.
Каждая из рассматриваемых форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи, которые взаимно дополняют друг друга.
3. Место и роль практических работ по дисциплине
«География» в курсе СПО
Практические и самостоятельные работы в обучении географии имеют
большое значение, поскольку они способствуют воспитанию у студентов трудолюбия,
росту самостоятельности. Обеспечивают формирование умений применять знания на
практике и добывать новые.
Выполнение предусмотренных программой практических работ вооружает учащихся жизненно важными знаниями, умениями, навыками, в т.ч. политического характера: чтение карт различного содержания, диаграмм, графиков. Наблюдения, за экономическими процессами в мировом хозяйстве, участие природоохранных мероприятиях и т.д.
Специфика географии, как школьного предмета, заключается в том, что необходимым условием успешного его усвоения является умение пользоваться различными источниками информации для получения географических знании: картографическими, статическими, текстовыми и др., именно в ходе выполнения системы практических работ студенты учатся работать с различными источниками географической информации, овладевают приемами учебной работы, необходимыми для подготовки к самостоятельной деятельности.
В данной работе показаны практические работы для курса Экономической и социальной географии мира 10 класса, разработанные с учетом особенностей содержания данного курса, места его в системе как средне – профессионального, так и школьного географического образования.
Особое внимание в разработке уделяется характеристике приемов учебной работе с помощью, которой студенты и учащиеся должны выполнить те или иные практические и самостоятельные работы (в последних главах приведена методика проведения практических работ по всем разделам и темам курса, дана система самоконтроля).
Предложенные методические рекомендации являются примером того, как на практике могут быть реализованы требования программ к развитию умений школьников и студентов.
В методике обучения географии, невозможно дать готовые рецепты для каждой конкретной ситуации, поскольку в реальной практике очень многое определяется мастерством учителя, его подготовкой по предмету, его личностными качествами, а так же особенностями студентов.
Разнообразие практических работ при изучении дисциплины География определяется особенностями содержания данного курса социальная и экономическая география мира, используемые при его изучении источниками знаний, а так же уровнем предшествующей подготовки студентов, их возрастным возможностям.
В курсе дисциплины при выполнении практических работ у студентов углубляются и расширяются знания о мировом хозяйстве, населении и его размещении, экономике регионов мира и т.д. При выполнении практических значительно усилены хозяйственная оценка природных условий мира, изучение экономических проблем мира позволяет ориентироваться на высокий уровень самостоятельности студентов.
При выполнении практической работы студенты учатся пользоваться различными источниками информации, картографическими (карты атласа), статистическими (диаграммы, таблицы, схемы, графики) и т.д.
По примерной программе учебной дисциплины 2008г. № 03-1180 от 29.05.2007г.
При получении профессии НПО и специальности СПО социально-экономического профиля обучающихся учреждений НПО и СПО изучают географию в объеме 39 час. При освоении специальности СПО гуманитарного профиля в объеме 78 часов. Особое место в программе уделено практическим работам с различными источниками географической информации – картами, статистическими материалами, геоинформационными системами.
Практико-ориентированные задания, проектная деятельность обучаемых, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов является неотъемлемой часть учебного процесса.
Практические работы предложены в каждом разделе программы, выполнение которых, при изучении учебной дисциплины «География» в объеме 39 часов не обязательно (посмотреть по школьному курсу количество практических работ), по учебному плану 78 часов за год из них 19 практических часов по специальностям (0601, 0602), по специальностям (2602, 1706) 39 часов в год из них 19 часов практические работы по школьному курсу 78 часов в год из них 19 часов практические работы.
3.1. Цели и задачи проведения практических работ,
подготовка к ним, ожидаемый результат.
Практические работы ориентированы на достижение следующих целей:
Освоение системы географических знаний о целостном многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человека и путях их решения, методах обучения географического производства, разнообразии его объектов и процессов.
Овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкономических процессов и явлений.
Развитие познавательных интересов интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира его регионов и крупнейших стран.
Воспитание патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережное отношение к ОПС.
Использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а так же географической информации.
Нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития.
Понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.
При выполнении практических работ составляются картосхемы, отражающие различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия. Составление карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.
Использование статистической информации и геоинформационных систем разной формы и содержания, обработке, анализированных представлений географической информации в графической и картографической форме, экономическая оценка использования природных ресурсов в различных отраслях мирового хозяйства, составление культурных традиций разных народов, выявление, объяснение международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций в русле решения глобальных проблем человечества и т.д.
Ожидаемые результаты
В результате выполнения практической работы дисциплины «География» обучающийся должен знать (понимать):
- основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований.
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальное сочетание, численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их географическую специфику, различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций, проблемы современной урбанизации.
- географические аспекты отраслевой территориальной структуры мх, размещения его основных отраслей, географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда (МГРТ), географические аспекты глобальных проблем человечества.
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда (МГРТ)
Уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов, явлений.
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкономическими объектами, процессами и явлениям, их изменениями под влиянием разнообразных факторов.
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели и т.д.
- сопоставлять географические карты различной тематики.
3.2. Выбор средств обучения при выполнении практических работ
Средства обучения – это материальные субъекты, которые используются преподавателем и студентом для освоения новых знаний к ним относятся учебники, атласы, контурные карты, средства наглядности, таблицы, рисунки, схемы, графики и т.д. эффективность использования средств обучения достигается при определенном сочетании их с содержанием и методами обучения. Связь средств и методов обучения неоднозначна. Средства обучения чаще всего могут использоваться в сочетании с различными методами и, наоборот, для использования одного метод, например ТСО с использованием видеофильмов.
Средствами преподавания пользуются в основном преподаватели для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения – студенты для усвоения новых знаний.
Средствами преподавания могут сочетаться с различными методами обучения, например при выполнении практической работы. Создание комплексной карты Индии преподаватель дает характеристику страны, выделяя ее контрасты, как новой индустриальной и как развивающейся страны третьего мира, после чего демонстрируется фильм, наглядно показывающий жизнь населения в стране, таким образом, демонстрация становится источником визуальной информации, она выполняет функцию средства познания, студенты должны сформировать выводы об уровне жизни в Индии посмотрев фильм и создавая карту страны. Зрительное восприятие студентов во время демонстрации так же должно быть организованно, студент запоминает лучше то, на чем был зафиксирован его взгляд. Даются предварительно методические рекомендации.
В использовании средств обучения необходимо соблюдать меру и пропорции, определяемые закономерностями обучения. Так отсутствие или недостаточное количество наглядных средств снижает качество знаний, уменьшает познавательный интерес, затрудняет образное восприятие. Однако большое количество демонстраций создает развлекательное настроение студентов.
Все графики, карты на доске должны быть хорошо видны или использовать раздаточный материал. При выполнении практических работ по географии это карты атласа, методические указания и учебники.
Виды практических работ по социально
географической географии мира
по источникам используемой географической информации
- карта - текст - профиль
-диаграмма - рисунок - картинка
- схема, таблица - геоинформационная система - ТСО, фото
- комплекс источников географической информации - карты атласа |
по содержанию
характеристика размещения населения, роль трудовых миграций в м.х.
характеристика природных ресурсов мира их размещения и использование
уровень жизни населения в странах
создание комплексной карты страны |
3.3. Формы организации деятельности и самостоятельной
работы студентов при выполнении практической работы
(фронтальная, индивидуальная, групповая)
Под самостоятельной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность студентов, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие знаний, умений, навыков, обобщение и систематизацию знаний, все это соответствует при выполнении практических работ.
Самостоятельная работа на уроке при выполнении практических работ это такое средство обучения, которое
- в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретно дидактической цели и задаче.
- формирует у студентов на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знания, умения, навыка для решения определенной темы познавательных задач. Например
- вырабатывает у учащихся установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке информации при решении новых познавательных задач.
Например. Составление комплексной карты Великобритании, где студенты должны сформулировать выводы об уровне жизни, в стране начиная с экономического роста индустрии, сельского хозяйства, инфраструктуры в государстве, развитию транспорта и т.д. поэтапно составляя картосхему, где наглядно выявляются центры и отрасли специализации, самостоятельно выявляя причины возникновения такого размещения промышленных узлов, отсюда напрашиваются соответствующие выводы наглядно доказывая и выводя правильные решения, до которых студенты доходят самостоятельно.
Самостоятельные работы соответствуют учебным возможностям студента, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой, в учебном процессе используются рез. выводы самостоятельной, в том числе и домашней работах.
На практической работе, обеспечивая сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессов работы.
При составлении картосхем и формулировании выводов, самостоятельная работа направлена на развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления, вызывая интерес и желание студентов выполнить работу до конца.
4. Творческий и эстетический подходы к
выполнению практических работ
Творческие задания и работы являются успехом системы самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность позволяет получать принципиально новые знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний, задания такого типа одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.
Такие задания учитывают дифференцированные способности студентов (учащихся). Студенты с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны преподавателя. Больше времени на выполнение задания.
На практическом занятии таким студентам можно предложить задания поискового типа при работе с учебником, например: Найти пути трудовой миграции в мире и отметить на карте, используя материал учебника, карту учебника и карту атласа и сделать выводы получившихся результатов, в данном случае наглядно показаны миграционные пути в Европу, а в тексте указаны их причины. В итоге студент формирует сам выводы о причинах миграции в мире. Так же могут служить задания творческого плана на заранее поставленные вопросы к тексту, графику, таблице, сделать их анализ, сравнение. Можно предложить задания реферативного типа, работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой.
Сильные студенты нуждаются в увеличении познавательно материала и в усложнении их содержания (задания поискового, творческого типа, работа над которыми способствует развитию и усвоению знаний на более высоком уровне).
Каждую практическую работу можно основательно дополнить при выполнении домашнего задания, используя дополнительную литературу хрестоматийного типа, сделать выводы, используя СМИ, тематические журналы, например при изучении отдельных стран (Китай, Япония, Великобритания и т.д.). При составлении картосхемы всегда учитывается эстетический аспект, так как выполнение этой работы требует аккуратности, четкой наглядности, чтобы прочитать карту и грамотного оформления. Часто при выполнении практической работы по дисциплине «География» нужно создать картосхему, где обязательно нужно учитывать точность и правильность ее заполнения в соответствии с картой атласа, поэтому эстетически цветовое решение играет очень важное значение при оценивании работы и успехе ожидаемого результата.
5. Типология (виды) занятий практической направленности
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, того, чего преподаваетль хочет добиться; затем происходит выбор средства, то есть того, что поможет преподавателю достигнуть желаемой цели, а уже потом определяется способ обучения, то есть, как преподаватель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Выделяется 5 видов уроков, которые, несомненно, можно применять на практических занятиях.
5.1. Повторение и закрепление ранее усвоенных знаний.
Практические работы в повторении и закреплении знаний, умений, навыков играют очень важную роль. Во-первых, студенты упражняются в работе с разными источниками справочной литературы (атласы, энциклопедии, справочники и т.д.), где закрепляются предварительные знания, умения, навыки, усвоенные при первичной отработке материала и дальнейшее их развитие. Во-вторых, проводят элементарные исследования, анализируют и сравнивают применяя знания, умения, навыки по учебным и практическим поводам (сравнение 2-х или нескольких регионов мира по территории, по экономике развития, по использованию природных ресурсов и т.д.). В-третьих, некоторые практические задания, какие есть у учащихся в знании прошлого материала проблемы, мешающие дальнейшему продвижению, чтобы системой соответствующих мер ликвидировать эти проблемы и обеспечить нормальное прохождение программы (продумать методические указания).
При хорошо организованном закреплении студенты вынуждены деятельно мыслить, повышать работоспособность, увеличивать плотность урока и использовать творческие способности.
5.2. Систематизация и обобщение новых знаний, умений, навыков.
Урок этого типа нацелен на решение 2-х основных дидактических задач: установление уровня овладения студентами теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности, имеющим решающее значение для овладения предметов в целом, и проверка, оценка знаний, умений и навыков студентов по всему программному материалу, изучаемому на протяжении для длительных периодов.
Такие практические занятия стимулируют студентов к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала, что позволяет осознать системный характер учебного материла, раскрыть способы решения типовых задач и постепенно овладеть опытом их переноса на нестандартные ситуации при решении возникающих новых задач.
Практические работы, где используются обобщение и систематизация знаний предусматривают определенную специфику урока, когда преподаватель каждый раз при проведении урока заранее обозначает вопросы – проблемы для повторения, указывает заранее источники, которыми необходимо воспользоваться, проводит при необходимости обзорные лекции, задает заранее студентам для коллективно группового выполнения вне урока, проводит консультации, как групповые, так и индивидуальные, собеседования по ходу подготовки студентов к предстоящему уроку, дает рекомендации по самостоятельной работе. Распространенными видами уроков обобщения и систематизации являются уроки, на которых проводятся проблемные дискуссии, углубляется и систематизируется определенное содержание изученного раздела программы или программного материалов целом, а так же уроки, на которых студенты целенаправленно (отдельно или группами) решают творческие задачи практического характера. Например, при изучении региона Африка (отводится по программе 2 пары (на спец. 080110) или 1 на спец 190605). Нужно систематизировать и изучить материал во время практической работы, где используется фронтальная форма повторение и изучение, может применяться и групповая (студенты – консультанты) и закрепить тему при выполнении заданий указанных в методических рекомендациях и составить картосхему субрегионов Африки, входе которой могут возникнуть вопросы создавшие проблемную ситуацию (вопросы проблемного характера):
- по каким причинам страны Северной Африки увеличили объем производств в мировом хозяйстве?
- почему страны Тропической Африки, имея огромные запасы природных ресурсов, остаются самыми отсталыми.
Студенты сами обобщают и систематизируют знания, приобретенные в ходе дискуссии (фронтальной и групповой форме), оформляют их в картосхеме и формируют выводы. Так же примерами такого типа урока могут служить и практическая работа № __.
5.3. Применение полученных знаний на практике
Использовать приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни студентам необходимо уметь:
- для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.
- нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные систему и ресурсы Интернета, правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития.
- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
6. Межпредметные связи при выполнении практических работ
При совершенствовании практических работ в программе по курсу дисциплины «География» было уделено много внимания обеспечению более тесной связи их содержания с основными вопросами курса установлению преемственности предшествующими курсами географии и другими дисциплинами, например экологией и экологическими основами природопользования. Каждый раздел программы дисциплины «География» тесно взаимосвязывает вопросы воздействия природы и о-ва много вопросов тесно связанных с экономической географией региона Пермского края, особенно касается вопросов отраслей промышленности, используя природные ресурсы и т.д.
Охрана окружающей среды и решение глобальных проблем человечества, демографии и размещения населения объединяют вопросы экологического права, а также истории, философии, социологии и т.д.
В целом наука география имеет широкие аспекты познания и связана знаниями, умениями. Навыками со всем гуманитарным и естественно научным циклом знаний широко применяется на практике.
Современный человек тесно связан с быстро меняющимся миром, расстояния и границы уменьшаются за счет использования Интернета, видеофильмов, СМИ и т.д.(заочные путешествия), а так же в современное время стало распространенным путешествия по свету, что необходимо применять знания по географии.
7. Контроль качества знаний студентов при
выполнении практических работ
Контроль и проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения, он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения. Суть проверки состоит в выявлении уровня освоения знаний студентами, который должен соответствовать образовательному стандарту по дисциплине. Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную и развивающую функции.
Работа на практике должна носить исследовательский характер, что накладывает на преподавателя особую ответственность по организации работы на возможно более высоком уровне самостоятельности студентов. Некоторые практические сводятся к тому, чтобы продуктивнее использовать время на уроке, особенно при большом объеме изучаемого материала, всю подготовительную работу студенты выполняют дома (теоретическое обоснование работы, готовит литературу, контурные карты, таблицы, карты атласа и т.д.).
Целесообразней зачет по каждой работе подразделять на 3 части. На уроке в личном журнале преподаватель оценивает уровень знаний, умений, навыков при выполнении работы и общее знание материала, регулярная проверка практических работ в контурных картах с формулировкой выводов и уровня ответов на дополнительные вопросы можно вывести вполне объективную общую оценку.
Критерии оценок.
«5» ставится, когда картосхема выполнена аккуратно и грамотно, учитывая общепринятое оформление карт. Выполнены все требования методических рекомендаций, правильно используются условные обозначения. Эстетическое оформление работы соответствует правилам. Грамотно сформулированы выводы, где выявляется теоретическая часть с использованием тезауруса предмета. Использование справочной литературы и дополнительной литературы, СМИ, работа выполнена в срок.
«4» - картосхема выполнена недостаточно аккуратно, есть ошибки в оформлении карты или ошибки при ответах на вопросы и формулирование выводов, используется тезаурус предмета, правильно оформлена карта, достаточно полно используется материал учебника, приветствуется творческое выполнение работы.
«3» - выполнена только картосхема правильно и грамотно, не сформулированы выводы, нет подтверждения из текста учебника, не аккуратность и поверхностность выполнения работы.
«2» - картосхема сделана не верно, нет выводов, либо работа не закончена.
«1» - работа не выполнена или студент к работе не приступал.
Дополнения к критериям:
«5» - заслуживает работа, в которой правильно даны ответы по содержанию и нет недочетов в оформлении.
«4» - есть небольшие недочеты в оформлении работы и несущественные недочеты по содержанию.
«3» - есть не точности по сути раскрываемых вопросов, небрежное оформление.
«2» - есть серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков оформления.
«1» - полное отсутствие знаний, умений, навыков.
Таким образом, при организации практической работы общими методическими условиями будут следующие:
- подготовка учащихся к предстоящей работе путем обучения (или повторения), действиям необходимым для ее выполнения.
- четкое определение цели работы и доведения ее до студентов.
- выбор наиболее рационального выполнения работы (формы деятельности, формы фиксации результатов работы) в зависимости от индивидуальных особенностей обучаемых.
- проверка результатов работы, комментирование ошибок.
8. Решение проблемы неуспеваемости студентов
по дисциплине «География» посредством
проведения практических работ
Под неуспеваемость понимается несоответствие результатов обучения дидактическим требованиям.
Исследования установили три группы причин неуспеваемости.
1. Социально – экономическая.
2. Причины биопсихического характера.
3. Педагогические причины, которые чаще всего являются результатами низкого уровня работы учебного заведения и преподавателя.
Проблемы неуспеваемости студентов.
- недостаточное развитие мышления и других познавательных процессов, неготовность студентов к напряженному интеллектуальному труду.
- низкий уровень навыков труда студентов здесь важна работа всех преподавателей их планов и индивидуальной работы.
- нежелание студента и отсутствие интереса (некоторые студенты избирательны и больше своего времени уделяют более значительным для них предметам, например, те по которым есть экзамены или специальные предметы, по которым они получают квалификацию и диплом).
- слабые способности по данной дисциплине (поэтому часто ставить плохие оценки и наказывать бессмысленно).
Исходя из вышеуказанных причин неуспеваемости студентов наиболее эффективными формами повышения качества знаний, могут быть практические работы, именно они составлены с учетом всех уровней обучения студентов, где им представляется право выбора, где учитывается работа с атласами, справочниками и таблицами, где есть все необходимые данные, которые следует использовать, предлагается текст учебника. Так как все практические работы по дисциплине «География» составлены на основе учебника «География» 10 класса Р.П. Максаковского, так же студент вправе повысить уровень оценки своей работы, дополнительным материалом используя свои творческие способности. Есть критерии выполнения работ на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Для специальностей 2602 и 1706 предлагается 10 работ, для специальностей 0601, 0602- 19 работ, что позволяет увеличить накопляемость оценок и получить зачеты по изучены блокам тем учитывается и медлительность и скурпулезность выполнения работы студентами, есть возможность выполнить дома и используя формы организации студентов на уроке (фронтальная, групповая и индивидуальная) дают положительные результаты, как выполнения практических заданий, так и успеваемости по предмету в целом.
9. Заключение.
В новой программе по географии много внимания уделено подготовке студентов к активному участию в трудовой деятельности, убеждению их в действительности географических знаний. Большое значение придается обучению студентов и учащихся умениям (специальным), отражающим особенности данного учебного предмета и обще учебным содействием развитию умственных способностей, овладению навыками. Самостоятельного приобретения знаний организация своего труда, все это является важным фактором успеваемости обучения и нормализации учебной нагрузки, поэтому развитие знаний, умений, навыков при выполнении практической работы. Это систематическая и целенаправленная их организации и проведения – необходимая составная часть процесса обучения дисциплины «География», от которой зависит качества обучения в целом.
Данные практической работы могут быть предложены учителям школ и СПО по дисциплине «География» составлены с учетом требования программы к развитию географических знаний школьников и могут быть под редактированы преподавателями с учетом возможностей и способностей учащихся.
10. Список используемой литературы
1. Ю.Б. Зотов «Огранизация современного урока», 1984г. М. Просвещение.
2. И.П. Кириченко «Теория и методика обучения», М.2004г.
3. Н.М. Яковлев, А.М. Сохор «Методика и техника урока в школе», М.Просвещение, 1985г.
4. И.Ф. Исаев «Профессионально-педагогическая культура преподавателя», М.Академия, 2002г.
5. Г.М. Шеламова «Этикет делового общения», М.Академия, 2005г.
6. Р.Р. Кашапов «Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха», Ижевск, 1996г.
7. В.А. Сластерин, В.П. Каширин «Психология и педагогика», М.Академия, 2001г.
8. Федеральный базовый учебный план для учреждения реализующие программы общего образования.
9. Прим. Программа учебной дисциплины «География», М. 2008г.
10. И.И. Баринова «Самостоятельные и практические работы по физической географии России, М. Просвещение, 1999г.
11. В.П. Максаковский «География 10 класс», М. Просвещение, 2007г.
12. Гладкий, Лавров «Социальная и экономическая география мира» справочник, М. Просвещение, 2006г.
13. Справочник «Страны мира» 2008г.
14. Государственный образовательный стандарт СПО, М. 1997г.
15. Программа развития СПО России на 2000-2005гг., М. СПО, 2000г. № 4
16. Источники интернет.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Перечень практических работ по географии (2010 – 2011 учебный год)
№ п/п |
Перечень практических работ |
Кол-во, час |
1. |
Политическая карта мира |
1 |
2 |
Природные ресурсы мира |
1 |
3 |
Размещение и миграции населения |
1 |
4 |
Научно - техническая революция и мировое хозяйство (НТР и МХ) |
1 |
5 |
Воздействие НТР и МХ |
1 |
6 |
Горнодобывающая промышленность |
1 |
7 |
Топливно-энергетическая промышленность мира |
1 |
8 |
Промышленность мира |
1 |
9 |
Сельское хозяйство стран мира |
1 |
10 |
Транспорт стран мира |
1 |
11 |
Создание комплексной карты Великобритании |
1 |
12 |
Сельско - хозяйственные районы Франции |
1 |
13 |
Размещение населения Германии |
1 |
14 |
Размещение населения Японии |
1 |
15 |
Сельское хозяйство Китая |
1 |
16 |
Экономическая карта Индии |
1 |
17 |
Субрегионы Африки |
1 |
18 |
Страны Латинской Америки |
1 |
19 |
Глобальные проблемы человечества |
1 |
|
ИТОГО: |
19 |
Практическая работа №1
по теме: «ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА»
ЦЕЛЬ: Закрепить знания по политической карте мира, знать местоположение стран. Уметь нанести их на контурную карту.
ОБОРУДОВАНИЕ .'Атласы, контурные карты мира.
ХОД РАБОТЫ:
1. Вспомнить местоположение стран по;
- территории.
- выхода к морю,
- островные государства,
- не имеющие выхода к морю.
2. Страны по экономическому развитию:
- высокоразвитые и развитые.
- Страны «Большой восьмерки»
- Страны ОПЕК
- Ключевые страны третьего мира.
- Слаборазвитые страны.
3. Нанести по памяти на контурную карту, отмечая границы, страны мира.
4. Итог.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите страны гиганты.
2. Как изменилась политическая карта во второй половине 20 века? Приведите примеры.
Источники литературы:
♦ Максаковский В.П.Учебник географии 10 кл.
♦Справочник страны - мира
Практическая работа №2
Тема: Природные ресурсы мира.
Цель : Познакомить с размещением природных ресурсов мира (водные лесные, земельные, рекреационные). Показать страны обладающие запасами мирового значения: водных, лесных, земельных и рекреационных ресурсов. Отметить их на карте.
Обеспечение занятия: контурные карты мира, цветные карандаши или пасты, карты атласа лесные, земельные, водные ресурсы.
Ход работы:
1. По карте земельных ресурсов отметить:
- малоиспользуемые земли.
-страны, обладающие большим массивом леса.
- обрабатываемые земли.
2. По карте водных ресурсов отметить:
- страны обеспеченные водными ресурсами.
- страны малообеспеченные водными ресурсами.
3.Самостоятельно отметить рекреационные ресурсы;
-туризм.
- курорты
3. Сделать вывод, какие страны самые богатые природными ресурсами и почему?
4. Вопросы для самоконтроля:
1. Какие природные ресурсы еще можно выделить?
2. Почему не все страны обладают природными ресурсами ?
3. Источники литературы.
Учебник география 10 кл. Максаковский Ь.П. Карты атласа 10 кл.
Практическая работа № 3.
Тема: Размещение и миграция населения
Цель : Знать и уметь показывать высокую плотность населения в мире, крупнейшие центры по регионам.
Правильно размещать плотность населения по агломерациям мира. Уметь показать главные центры и направления миграции .
Обеспечение занятия : контурная карта мира, карты в атласе:
Плотность населения и урбанизация, цветные пасты.
Ход работы:
1. Штриховкой отметить наиболее плотные районы мира по населению
-от 200 до 600 человек на 1 км2 и более;
- от 50 до 200 человек на 1 км
- до 10 человек и мене на 1 км ;
2. Найти и отметить крупнейшие агломерации мира. Подписать города
3. Отметить направления мировой миграции. —> Направление миграций.
Вопросы для самоконтроля.
1. По каким причинам совершаются миграции в мире .
2. Что значит ложная урбанизация.
Источники литературы.
Учебник география Максаковский 10 кл. карты атласа.
Практическая работа №4
Тема: Научно техническая революция и мировое хозяйство (НТР)
Цель: Знать и уметь выявить причины возникновения НТР и мировое хозяйство, в чем их взаимосвязь. Уметь показать на карте сотрудничество стран мира по отраслям промышленности и рост НТР.
Обеспечение занятия : атласы, контурная карта мира, линейка, цветные
пасты.
Ход работы:
L Назвать причины возникновения и черты НТР.
2. Привести примеры стран и их индивидуальных направленностей по отраслям промышленности в MX.
3. Показать на примере одной из отраслей мировой промышленности ее роль в мировом хозяйстве .
■ —......... -........................................... > экспорт
---------------- ► импорт и т. д.
Вопросы для самоконтроля.
1. Что значит постиндустриальные страны .
2. Что означает «порт вызова». Привести примеры.
Источники литературы.
Учебник география 10 кл. Максаковский В.П.
Карты атласа.
Практическая работа № 5.
Тема: Воздействие научно-технической революции (НТР) на мировое хозяйство (MX).
Цель: Уметь показать аграрные , индустриальные и постиндустриальные страны . Отметить на карте отрасли промышленности этих категорий стран.
Обеспечение занятия: контурная карта мира, атласы, цветные пасты.
Ход работы:
1. Отметить на контурной карте условными знаками:
|
2. Привести примеры преобладающих отраслей категорий этих стран (в условных обозначениях своими значками отметить эта отрасли) и показать на карте.
Вопросы для самоконтроля.
1. Какими еще способами может влиять НТР на MX,
2. Какие страны достигли высоких результатов по достижению НТР, Почему?Источники литературы
3. .Учебник география 10 кл, Максаковский БД
Практическая работа № 6.
«ГОРНОДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ»
НЕРУДНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.
ЦЕЛЬ: Знать крупнейшие месторождения нерудных полезных ископаемых. Уметь находить их по карте.
ОБОРУДОВАНИЕ: Карта «Полезные ископаемые мира», атласы, контурные карты мира
ХОД РАБОТЫ:
1. Вспомнить и показать по карте нерудные полезные ископаемые
|
|
драгоценные камни алмазы, камни - самоцветы
2. Отметить на контурной карте крупнейшие месторождения нерудных полезных ископаемых.
3. Определить их роль в мировом хозяйстве.
4. Подготовить и оформить контурную карту к сдаче.
Вопросы для самоконтроля:
1. В каких странах развита горнодобывающая промышленность?
2. Почему месторождения полезных ископаемых и центра промышленности в мире совпадает не всегда?
Источники литературы:
♦Максаковский В.П.Учебник географии 10 кл.
♦Справочник страны – мира.
Практическая работа № 7
«ТОПЛИ8НО - ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ МИРА»
ЦЕЛЬ: Знать минеральные ресурсы и их месторождения, относящиеся к топливным. Отметить условными обозначениями на контурной карте.
ОБОРУДОВАНИЕ: Карта «Полезные ископаемые мира», атласы, контурные карты.
ХОД РАБОТЫ:
1. Вспомнить минеральные ресурсы топливной промышленности (отмечая крупнейшие месторождения на контурной карте общепринятыми знаками)
- каменный уголь
-нефть, газ
- горючие сланцы
- -торф
2. Составные части электроэнергетики.
ТЭС ГЭС АЭС ПЭС СЭС ВЭС
Альтернативные источники энергии.
Отметить крупные электростанции на контурной карте.
3. Подготовить и оформить контурную карту к сдаче.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите нетрадиционные источники энергии
2. Почему многие мировые проспекты АЭС «заморожены»?
Источники литературы:
♦Максаковский В.П.Учебник географии 10 кл. ♦Справочник страны – мира
Практическая работа № 8.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ МИРА
ЦЕПЬ: Знать крупнейшие центры отраслей промышленности в мровом хозяйстве, их географическое расположение. Уметь нанести на контурную карту.
ОБОРУДОВАНИЕ: «Экономическая карта мира», атласы, контурные карты мира.
ХОД РАБОТЫ:
1. Вспомнить мировые отрасли промышленности, центры, имеющие мировое значение на карте обозначить условными знаками.
|
-Машиностроение (4 региона) |
|
-деревообрабатывающая |
|
- текстильная ( |
|
- химическая (4 региона) |
|
-легкая, пищевая |
2.Отметить на контурной карте крупнейшие центры в мировом хозяйстве.
3. Роль отраслей промышленности в мировом хозяйстве.
4. Оформить и подготовить к сдаче контурные карты.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите страны лидеры по деревообрабатывающей промышленности
2. Назовите страны, где развиты все виды промышленности.
Источники литературы:
♦Максаковский В.П.Учебник географии 10 кл.
♦Справочник страны - мира
Практическая работа № 9.
Тема: Сельское хозяйство стран мира.
Цель: Знать главные направления отраслей сельского хозяйства в мире. Уметь показать на карте главные сельскохозяйственные районы.
Обеспечение занятия: карты атласа, атсроклиматические ресурсы мира, карты регионов мира, цветные карандаши или пасты.
Ход работы:
Отметить на контурной карте мира следующие обозначения:
- посевы пшеницы;
- посевы кукурузы;
- посевы риса;
- малоиспользуемые земли
- -районы свиноводства и мясного животноводства
- горно-пастбищное и кочевое животноводство;
- мясомолочное животноводство и КРС;
2. Сделать вывод о размещении главных отраслей сельского хозяйство по странам мира.
Вопросы для самоконтроля.
1. Что такое марикультура?
2. Назвать отрасли растениеводства и животноводства.
Источники литературы,
Учебник география 10 кл. МаксаковскийВ П Карты атласа 10 кл
Практическая работа№10
Тема: Транспорт стран мира.
Цель : Уметь показать главные транспортные магистрали мира. Отметить их на карте . Знать роль транспорта в мировом хозяйстве.
Обеспечение занятия: карта транспорта мира, цветные пасты или карандаши , контурная карта мира.
Ход работы.
1. Отметить на карте :
- крупные аэропорты мира ;
- железнодорожные узлы;
- крупнейшие направления нефти и газопроводов;
- крупные порты мира;
2. Сделать выводы о развитии транспортной системы мира.
Вопросы для самоконтроля.
1. Что значит «дешевые флаги».
2. Какие преимущества у автомобильного транспорта.
3. Приведите примеры электронного вида транспорта .
Источник литературы.
Учебник географии 10 кл. Максаковский В, П.
Практическая работа№11
Практическая работа№11.
СОЗДАНИ.Е КОМПЛЕКСНОЙ КАРТЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ,
ЦЕЛЬ: составить комплексную карту Великобритании, учитывать все правила составления карты, аккуратность. Уметь пользоваться атла- сомться атласом, познакомиться с экономикой Англии.
' ОБОРУДОВАНИЕ: Контурная карта Великобритании, атлас, учебник географии Максаковского, цветные карандаши, пасты.
Ход работы:
1. Найти и отметить крупнейшие центры Англии.
Лондон, Бирмингем, Лидс, Глазго, Манчестер, Ливерпуль, Оксфорд и т.д.
2. Отметить главные отрасли специализации в промышленности.
- |
Машиностроение |
|
- черная металлургия |
|
цветная металлургия |
- |
нефтеперерабатывающая |
- |
химическая |
|
деревообрабатывающая |
3. Найти и отметить крупнейшие месторождения полезных ископаемых (по атласу).
4. Цветом выделить районы сельского хозяйства.
—
- полеводство (зерновые культуры)
- мясо-молочное животноводство
- овощеводство, плодоводство
- горно-пастбищное животноводство
- малоиспользуемые земли
5. Подписать карту, отметить все условные обозначения, провести четкие гра ни цы госуда рства.
Сделать вывод (в тетради) об экономике
Великобритании Уровень ее развития, сочетание с природными ресурсами
Практическая работа 12
Тема: Сельское хозяйство Франции.
ЦЕЛЬ: Составить комплексную карту Франции. Развивать навыки и умения составления правильной карты. Уметь пользоваться атласом. Воспитывать аккуратность, Познакомиться с уровнем развития сельского хозяйства Франции.
ОБОРУДОВАНИЕ: Контурная карта Франции, атлас, учебник географии,
цветные карандаши, пасты.
ХОД РАБОТЫ:
1. Найти и отметить крупнейшие центры Франции:- Париж, Марсель, Лион, Тулуза.
2. Цветов выделить главные районы сельского хозяйства.
| _ ___^] - зерноаые
- мясомолочное животноводство
- овощеводство, плодоводство
- горно-пастбищное животноводство
- малоиспользуемые земли
-виноградарство
- леса
3. Подписать карту, отметить все условные обозначения, провести четкие границы государства.
4. Сделать вывод (в тетради) об уровне сельского хозяйства Франции и природные предпосылки.
Вопросы для самоконтроля:
1. С чем связан высокий уровень сельского хозяйства стран?
2. Почему Франция развивает промышленность и сельское хозяйство?
Источники литературы:
♦ Максаковский В.П.Учебник географии 10 кл.
❖ Справочник страны - мира
Практическая работа №13.
По теме: Размещение населения в Германии
ЦЕЛЬ: Познакомиться с промышленностью и размещением населения Германии. Составить комплексную карту Германии. Уметь пользоваться атласом, правильно составить карту, воспитывать аккуратность,
ОБОРУДОВАНИЕ: Контурная карта Германии, атлас, учебник географии,
цветные карандаши, пасть!.
ХОД РАБОТЫ:
1. Найти и отметить следующие центры Германии: Берлин, Гамбург, Ганновер, Мюнхен, Эрфурт, Дюссельдорф,Штутгарт, Магдебург, Дрезден, Шверин, бремен.
2. Отметить главные отрасли промышленности страны
- черная металлургия
-цветная металлургия
-химическая машиностроение электротехническая- нефтехимическая полиграфическая
3. Выделить центры размещения населения условными знаками.
свыше 3 млн. чел. свыше 1 млн. чел. до 'I млн. чел.
4. Подписать карту, отметить все условные обозначения, провести четкие границы государства.
5. Сделать вывод о размещении промышленности и размещения населения Германии. В чем причина такого размещения населения?
6. Вопросы для самоконтроля.Почему в Германии нет крупных агломераций?Какую демографическую политику проводит государство.
Источники литературы: ФМаксаковский В.П.Учебник географии 10 кл. ♦Справочник страны – мира.
Практическая работа№14
РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЯПОНИИ.
ЦЕЛЬ: Познакомиться с промышленностью и размещением населения Японии, сравнить с Германией. Правильно составить карту. Уметь пользоваться атласом, аккуратность.
ОБОРУДОВАНИЕ: Контурная карта Японии, атлас, учебник географии,цветные карандаши, пасты.
ХОД РАБОТЫ:
1. Отметить крупнейшие промышленные центры Японии.
Саппоро, Токио, Иокогамма, Осака, Китакюсю, Кобе; Нагасаки.
2. Выделить центры промышленности.
-черная металлургия
. цветная металлургия
- химическая машиностроение
- автомобилестроение судостроение
текстильная
3. Отметить центры размещения населения.
- свыше 10 млн. чел.
-свыше 5 млн. чел.
- свыше 1 млн. чел.
-
4. Подписать карту, отметить все условные обозначения, провести четкие границы государства.
5. Сделать вывод (в тетради) Уровень развития экономики страны. Причины данного размещения и сравнить с размещением населения в Германии. В чем различия?
Вопросы для самоконтроля:
1. Сравните размещение населения Японии и Германии. В чем причины такого размещения?
2. Почему в стране много мини-заводов.
Источники литературы:
❖ Максаковский В.П.Учебник географии 10 кл.
Справочник страны - мира
Практическая работа№15
СОЗДАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КАРТЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КИТАЯ,
ЦЕЛЬ: Углубить и расширить знания о сельском хозяйстве Китая. Уметь •' пользоваться атласом. Составить комплексную карту сельского хозяйства Китая/правильно ее оформить, грамотно и аккуратно.
ОБОРУДОВАНИЕ: Контурная карта Китая, атлас, учебник географии,
цветные карандаши, паоты.
ХОД РАБОТЫ:
1. Отметить крупные промышленные центры Китая.
Пекин, Тяньцзынь, Шанхай, Мааньшань, Сиань, Ухань.
2. Отметить районы сельскохозяйственных угодий
Пшеница ' молочно-мясное
-овцеводство ;
- Кукуруза - свиноводство';
-Чай хлопок - КРС
- малоиспользуемые
3. Ареалом отметить:
«желтый; зеленый, сухой, холодный» Китай. Объяснить почему?
4. Подписать карту, отметить все условные обозначения, провести четкие границы государства.
5. Сделать вывод (в тетради). Причины разнообразия сельско- хозяйственных культур и направлений. Роль сельского хозяйства в Китае.
Вопросы для самоконтроля:
1. Почему Китай называют контрастной страной?
2. Почему Китай не экспортирует свои минеральные ресурсы?
Источники литературы:
♦
Максаковский
В.П.Учебник географии 10 кл.
Практическая работа№16
СОЗДАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КАРТЫ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАРТА ИНДИИ.
ЦЕЛЬ: Изучить промышленность и сельское хозяйство Индии, гриродные ресурсы. Уметь пользоваться атласом, гравильно и аккуратно оформть карту.
ОБОРУДОВАНИЕ: Контурная карта Индии, атлас, учебник географии, цветные карандаши, пасты.
ХОД РАБОТЫ:
1. Отметить 4 круглых города - столицы Индии. Дели, Ченнаи, Мумбаи,, Калькутта.
2. Найти и о! метить на карте крупнейшие месторождения полезных ископаемых.
3. Отметить обрабатывающую промышленность:
- машиностроение,
-металлообработка
- химическая;
- электротехническая
-текстильная
-лесная
4.Отметить районы сельско- хозяйственных угодий: ]
- зерновые культуры
-посевы ряса, чая
-мясо- молочное животноводство
-горно-пастбищное животноводство
-малоиспользуемые земли
5. Подписать карту, отметить условные обозначения, четко выделить границы государства.
6. Сделать вывод (в тетради). Уровень экономики и сельского хозяйства страны.
7. Их развитие и причины.
Вопросы для самоконтроля:
1. Почему имея огромные запасы природных ресурсов Индия, имеет много социальных проблем
2. Назовите промышленные узлы.
Источники литературы:
ФМаксаковский В.П.Учебник геогпаЛии 10 кп
Практическая работа№17.
Тема: Субрегионы Африки.
Цель : Познакомиться с субрегионами Африки, уметь выделить их на карте . Выявить главные хозяйственные отрасли каждого региона.
Обеспечение занятия: контурная и комплексная карта Африки, цветные пасты или карандаши .
Ход работы.
1. Ареалом выделить субрегионы Африки: _ — - Северная Африка;
- Тропическая Африка;
- ЮАР;
2. Отметить крупнейшие агломерации Африки.
3. Отметить в условных обозначениях и на карте главные направления отраслей хозяйства субрегионов Африки .
4. Сделать вывод о развитии, проблемах и роли в современном мире каждого региона Африки.
Вопросы для самоконтроля.
1. Что такое апартеид?
2. Почему Африку называют континентом бедствия.
Источники литературы:
1.Учебник географии 10 класс Максаковский В.П.
2.Карты атласа.
Практическая работа№18
Тема: Страны Латинской Америки.
Цель : Выделить главные направления хозяйства стран Латинской Америки , сравнить со странами Африки. Отметить на контурной карте центры промышленности и специализации стан Латинской Америки.
Обеспечение занятия: контурные карты Латинской Америки , карты атлара Африки и Латинской Америки, цветные пасты или карандаши.
Ход работы.
1. На контурной карте отметить отрасли промышленности : -машиностроение;
(3 - черная металлургия;
- цветная металлургия;
- химическая промышленность;
- легкая и текстильная промышленность;
2. Нанести на контурной карте главные сельскохозяйственные районы (условные обозначения сделать самостоятельно).
Сделать вывод: сравнить развитие стран Африки и Латинской Америки, в чем причина различий .
Вопросы для самоконтроля.
1. Назвать причины ложной урбанизации в Латинской Америке.
2. Роль США в развитии стран.
Источник литературы.
Учебник географии 10 кл. Максаковский В.П
Практическая работа №19
Тема: Глобальные проблемы человечества.
Цель : Обобщить знания о глобальных проблемах человечества, их взаимосвязь в современном мире. Отметить центры современных проблем.
Обеспечение занятия: контурная карта мира,
карты атласа, цветные пасты или карандаши .
Ход работы.
1. Отметить на карте :
$ - точки военных действий ;
ф - страны, население которых голодает или недоедает ; ® - районы экологических бедствий ;
Ф - территории демографического взрыва.
2. Назвать развитые и отсталые района мира.
3. Сделать вывод о взаимосвязи глобальных проблем.
Вопросы для самоконтроля.
1. Назвать все глобальные проблемы мира.
2. Почему проблему отсталости бедных стран нужно решать всем миром?
Источник литературы.
1. Учебник географии 10 кл. Максаковский в.п.
2. Гладкий, Лавров «Дайте планете шанс».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.