Практические задания по теме:
«Системы счисления».
Часть1
Приложения к методическому пособию:
«Системы счисления».
Нечаева Ирина Владимировна ,
учитель информатики
высшей категории
Содержание
1). Задания к теме: «Понятие о системах счисления»…………………….………….2
2). Задания к теме: «Представление чисел в позиционных системах счисления» …….2
3). Задания к теме: «Двоичная система счисления»…………………..…………….3
4). Приложение. Таблица чисел в различных системах счисления. Таблица методов перевода чисел из системы счисления в систему счисления……………………….………...5
Тема 1: «Понятие о системах счисления»
Задания
1.1. Запишите год,
месяц и число своего рождения с
помощью
римских цифр.
1.2. Запишите с помощью старинной русской
системы
счисления (пример 2) сумму 2357 руб. 53 коп.
1.3. Придумайте свою непозиционную систему счисления.
1.4. Какой числовой эквивалент имеет цифра 6 в числах
6789, 3650, 16 и 69?
1.5. Что вы можете сказать о числах VVV и 555?
Тема 2: «Представление чисел в позиционных системах счисления»
Задания
2.1. Запишите в развернутом виде числа:
а). А10=143511 б). А3=120112
в). А6=532104
А8=14351 А4=120112 А7=532104
А7=143511 А9=120110 А8=532104
А16=143511 А16=120110 А10=532104
2.2. Запишите в десятичной системе счисления числа:
а). А9=8881 б). А7=6321 в). А4=2233
А5=423,1 А3=21012 А3=10201
А3=120 А9=78613 А8=7603
А16=2Е5А,12 А5=4411 А7=6542
А4=100,21 А16=FF,33 А16=1A3,4F
2.3. Как записывается в десятичной системе счисления число, если считать его написанным во всех системах счисления — от двоичной до девятеричной включительно?
а). 10101 б). 11011 в). 10111
2.4. Доказать правильность.
“Несерьезные” вопросы |
Серьезные ответы |
Когда 2х2=100? Когда 2х2=11? Когда 10 – число нечетное?
Когда 2х3=11? Когда 3х3=13? |
В двоичной системе В троичной системе В системах счисления с нечетными основаниями 3, 5, 7 и т.д. В пятеричной системе В шестеричной системе |
2.5.Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней можно записать числа:
а). 341, 123, 222, 111. б). 232, 141, 333, 101.
в). 343, 241, 332, 144.
2.6. Текст и решение следующей задачи приводятся по книге "Занимательная арифметика" Якова Исидоровича Перельмана.
В бумагах одного чудака математика найдена была его автобиография. Она начиналась следующими удивительными словами:
"Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте — всего 11 лет — способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была рке и маленькая семья из 10 детей. Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей, из которых 1/10 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 130 руб. в месяц" и т.д.
Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка?
2.7.Заполните таблицу ряда первых чисел в различных системах счисления до конца:
Десятичная |
девятичная |
восьмеричная |
семеричная |
шестеричная |
пятеричная |
четверичная |
троичная |
двоичная |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
10 |
11 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
10 |
11 |
100 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
10 |
11 |
12 |
|
6 |
6 |
6 |
6 |
10 |
11 |
12 |
20 |
|
7 |
7 |
7 |
10 |
11 |
12 |
13 |
|
|
8 |
8 |
10 |
11 |
12 |
13 |
20 |
|
|
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|
|
|
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
20 |
|
|
|
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
|
|
|
12 |
13 |
14 |
15 |
20 |
|
|
|
|
13 |
14 |
15 |
16 |
|
|
|
|
|
14 |
15 |
16 |
|
|
|
|
|
|
15 |
16 |
17 |
|
|
|
|
|
|
16 |
17 |
|
|
|
|
|
|
|
17 |
18 |
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.8. Запишите по 3 числа, следующие за каждым из данных:
а). 2224 б). 10112 в). 2035 г).7879 д). 5556 е). 10103
2.9. Запишите по 3 числа, предшествующие каждому из данных:
а). 1015 б). 10012 в). 4516
г). 6809 д). 6627 е). 30025
2.10. Сообразите, какие числа нужно вписать вместо точек:
а).42,43,…..,100,101,102,…..,……111
б).775,…..,…..1000,1001,1002
в).122,…..201,202,……211
В каких системах счисления записаны эти ряды чисел?
2.11. Запишите следующие числа по схеме Горнера:
а). А10 =0,234 б). А10=0,342 в). А10=0,285
А10=5678 А10=6721 А10=4930
А10 =456,46 А10=364,72 А10=567,24
А10 =456,46 А10=364,72 А10=567,24
Тема 3: «Двоичная система счисления»
Задания
3.1. Этот случай вполне мог иметь место во времена "золотой лихорадки". На одном из приисков старатели были возмущены действиями Джо Макдональда — хозяина салуна, принимавшего от них в уплату золотой песок. Очень уж необычными были гири, с помощью которых тот взвешивал золото: 1, 2, 4, 8, 16, 32 и 64 грамма. Джо утверждал, что с помощью такого набора гирь он может взвесить любую порцию золотого песка, не превышающую 100 граммов. Прав ли Джо Макдональд? Какой наибольший вес могут "взять" такие гири? Как с помощью названных гирь набрать вес:
а) 25 г. б) 48 г. в) 72 г. г) 105 г.?
3.2. Некогда был пруд, в центре которого
рос один лист
водяной
лилии. Каждый день число таких листьев удваива
лось, и на десятый день поверхность пруда уже была запол
нена
листьями лилий. Сколько дней понадобилось, чтобы
заполнить
листьями половину пруда? Сосчитайте, сколько
листьев
выросло к десятому дню.
3.3. Воспользуйтесь формулой (5) для перевода следующих чисел из двоичной системы счисления в десятичную:
1) 1000 2) 0001 3) 0110
4) 0011 5) 0101 6) 0111
7) 0100 8) 1001 9) 0010
Полученные числа впишите в соответствующие клетки квадрата.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Сложите числа в каждом столбце, каждой строке или в любой из диагоналей — и убедитесь, что данный квадрат магический.
3.4. Используя метод разностей переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную:
а). 347 б). 329 в). 401
266 273 257
625 578 670
703 746 726
999 925 929
4. Приложение
ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЯ ЧИСЕЛ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ СЧИСЛЕНИЯ
10-тичная |
8-ричная |
16-ричная |
2-ичная |
0 |
0 |
0 |
0000 |
1 |
1 |
1 |
0001 |
2 |
2 |
2 |
0010 |
3 |
3 |
3 |
0011 |
4 |
4 |
4 |
0100 |
5 |
5 |
5 |
0101 |
6 |
6 |
6 |
0110 |
7 |
7 |
7 |
0111 |
8 |
10 |
8 |
1000 |
9 |
11 |
9 |
1001 |
10 |
12 |
A |
1010 |
11 |
13 |
B |
1011 |
12 |
14 |
C |
1100 |
13 |
15 |
D |
1101 |
14 |
16 |
E |
1110 |
15 |
17 |
F |
1111 |
2
10 8
16
|
МЕТОД ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ 10-ТИЧНОГО ЧИСЛА НА 2 МЕТОД ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ 10-ТИЧНОГО ЧИСЛА НА 8 МЕТОД ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ 10-ТИЧНОГО ЧИСЛА НА 16 |
2 8 10 16 |
СХЕМА ГОРНЕРА
AnPn+An-1Pn-1+……+A5P5+A4P4+A3P3+A2P2+A1P1+A0P0+……
|
8 2
16 2 |
ЗАМЕНА ЦИФР 8-РИЧНОГО ЧИСЛА НА ТРИАДЫ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЦИФР 2-ИЧНОЙ СС
ЗАМЕНА ЦИФР 16-РИЧНОГО ЧИСЛА НА ТЕТРАДЫ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЦИФР 2-ИЧНОЙ СС |
8
2 16 |
ЗАМЕНА ТРИАД 2-ИЧНОГО ЧИСЛА СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ЦИФРАМИ 8-РИЧНОЙ СС
ЗАМЕНА ТЕТРАД 2-ИЧНОГО ЧИСЛА СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ЦИФРАМИ 16-РИЧНОЙ СС |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.