Практические задания по теме "Системам счисления" часть 1
Оценка 4.8

Практические задания по теме "Системам счисления" часть 1

Оценка 4.8
Раздаточные материалы
doc
информатика
8 кл—11 кл
02.04.2023
Практические задания по теме "Системам счисления" часть 1
практические задания по теме "Системам счисления" часть 1
практические Задания по СС(методичка часть 1.doc

    

 

 

Практические задания по теме:

 «Системы счисления».

Часть1

 

Приложения к методическому пособию:

«Системы счисления».

 

 

Нечаева Ирина Владимировна ,

учитель информатики

высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1). Задания к теме: «Понятие о системах счисления»…………………….………….2

2). Задания к теме: «Представление чисел в позиционных системах счисления» …….2

3). Задания к теме: «Двоичная система счисления»…………………..…………….3

4). Приложение. Таблица чисел в различных системах счисления. Таблица методов перевода чисел из системы счисления в систему счисления……………………….………...5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   


Тема 1: «Понятие о системах счисления»

Задания

1.1. Запишите год, месяц и число своего рождения с
помощью римских цифр.

 

1.2. Запишите с помощью старинной русской системы
счисления (пример 2) сумму 2357 руб. 53 коп.

 

1.3. Придумайте свою непозиционную систему счисления.

 

1.4. Какой числовой эквивалент имеет цифра 6 в числах

6789, 3650, 16 и 69?

 

1.5. Что вы можете сказать о числах VVV и 555?

 

 

Тема 2: «Представление чисел в позиционных системах счисления»

Задания

2.1. Запишите в развернутом виде числа:


а). А10=143511     б). А3=120112     в). А6=532104

     А8=14351            А4=120112        А7=532104

     А7=143511              А9=120110           А8=532104

     А16=143511             А16=120110         А10=532104

 

2.2. Запишите в десятичной системе счисления числа:

 

а).  А9=8881        б). А7=6321        в). А4=2233

           А5=423,1            А3=21012             А3=10201

           А3=120              А9=78613             А8=7603

           А16=2Е5А,12        А5=4411                   А7=6542

             А4=100,21           А16=FF,33               А16=1A3,4F

 

2.3. Как записывается в десятичной системе счисления число, если считать его написанным во всех системах счисления — от двоичной до девятеричной включительно?

 

а). 10101   б). 11011   в). 10111

 

2.4. Доказать правильность.

 

 

 

Несерьезные  вопросы

Серьезные ответы

Когда 2х2=100?

Когда 2х2=11?

Когда 10 – число нечетное?

 

Когда 2х3=11?

Когда 3х3=13?

В двоичной системе

В троичной системе

В системах счисления с нечетными основаниями 3, 5, 7 и т.д.

В пятеричной системе

В шестеричной системе

2.5.Какое минимальное основание должна иметь сис­тема счисления, если в ней можно записать числа:

 

а). 341, 123, 222, 111.             б). 232, 141, 333, 101.

    

                 в). 343,  241, 332, 144.

 

2.6. Текст и решение следующей задачи приводятся по книге "Занимательная арифметика" Якова Исидоровича Перельмана.

 

В бумагах одного чудака математика найдена была его автоби­ография. Она начиналась следующими удивительными словами:

"Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней де­вушке. Незначительная разница в возрасте — всего 11 лет — способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была рке и маленькая семья из 10 детей. Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей, из которых 1/10 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 130 руб. в месяц" и т.д.

Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка?

 

2.7.Заполните таблицу ряда первых чисел в различных системах счисления до конца:

Десятичная

девятичная

восьмеричная

семеричная

шестеричная

пятеричная

четверичная

троичная

двоичная

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

10

3

3

3

3

3

3

3

10

11

4

4

4

4

4

4

10

11

100

5

5

5

5

5

10

11

12

 

6

6

6

6

10

11

12

20

 

7

7

7

10

11

12

13

 

 

8

8

10

11

12

13

20

 

 

9

10

11

12

13

14

 

 

 

10

11

12

13

14

20

 

 

 

11

12

13

14

15

 

 

 

 

12

13

14

15

20

 

 

 

 

13

14

15

16

 

 

 

 

 

14

15

16

 

 

 

 

 

 

15

16

17

 

 

 

 

 

 

16

17

 

 

 

 

 

 

 

17

18

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

2.8. Запишите по 3 числа, следующие за каждым из данных:

а). 2224   б). 10112   в). 2035   г).7879   д). 5556   е). 10103

2.9. Запишите по 3 числа, предшествующие каждому из данных:

а). 1015   б). 10012   в). 4516 

 г). 6809   д). 6627   е). 30025

2.10. Сообразите, какие числа нужно вписать вместо точек:

а).42,43,…..,100,101,102,…..,……111 

б).775,…..,…..1000,1001,1002            

в).122,…..201,202,……211                                               

В каких системах счисления записаны эти ряды чисел?      

 

2.11. Запишите следующие числа по схеме Горнера:

 

а). А10 =0,234          б). А10=0,342            в). А10=0,285

          А10=5678              А10=6721               А10=4930

          А10 =456,46          А10=364,72             А10=567,24

          А10 =456,46         А10=364,72           А10=567,24 

 

          Тема 3: «Двоичная система счисления»

 

Задания

3.1. Этот случай вполне мог иметь место во времена "золотой лихорадки". На одном из приисков старатели были возмущены действиями Джо Макдональда — хозяина салу­на, принимавшего от них в уплату золотой песок. Очень уж необычными были гири, с помощью которых тот взве­шивал золото: 1, 2, 4, 8, 16, 32 и 64 грамма. Джо утверж­дал, что с помощью такого набора гирь он может взвесить любую порцию золотого песка, не превышающую 100 грам­мов. Прав ли Джо Макдональд? Какой наибольший вес могут "взять" такие гири? Как с помощью названных гирь набрать вес:

 

а) 25 г.       б) 48 г.        в) 72 г.        г) 105 г.?

 

 

3.2. Некогда был пруд, в центре которого рос один лист
водяной лилии. Каждый день число таких листьев удваива­
лось, и на десятый день поверхность пруда уже была запол­
нена листьями лилий. Сколько дней понадобилось, чтобы
заполнить листьями половину пруда? Сосчитайте, сколько
листьев выросло к десятому дню.

 

3.3.    Воспользуйтесь формулой (5) для перевода следую­щих чисел из двоичной системы счисления в десятичную:

 

 

1) 1000         2) 0001        3) 0110

4) 0011          5) 0101         6) 0111

7) 0100         8) 1001         9) 0010

Полученные числа впишите в соответствующие клетки квадрата.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Сложите числа в каждом столбце, каждой строке или в любой из диагоналей — и убедитесь, что данный квадрат магический.

 

 

 

3.4. Используя метод разностей переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную:

 

а). 347                б). 329          в). 401

     266                      273               257

     625                      578               670

     703                      746               726

     999                    925              929

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.    Приложение

 

ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЯ ЧИСЕЛ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ СЧИСЛЕНИЯ

10-тичная

8-ричная

16-ричная

2-ичная

     0

    0

    0

  0000

     1

    1

    1

  0001

     2

    2

    2

  0010

     3

    3

    3

  0011

     4

    4

    4

  0100

     5

    5

    5

  0101

     6

    6

    6

  0110

     7

    7

    7

  0111

     8

   10

    8

  1000

     9

   11

    9

  1001

     10

   12

    A

  1010

     11

   13

    B

  1011

     12

   14

    C

  1100

     13

   15

    D

  1101

     14

   16

    E

  1110

     15

   17

    F

  1111

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           2

   

 10                     8  

               

                         16        

 

МЕТОД ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ  10-ТИЧНОГО ЧИСЛА НА 2

МЕТОД ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ  10-ТИЧНОГО ЧИСЛА НА 8

МЕТОД ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ  10-ТИЧНОГО ЧИСЛА НА 16

     2

     8    10                                                 

    16

СХЕМА ГОРНЕРА

 

AnPn+An-1Pn-1+……+A5P5+A4P4+A3P3+A2P2+A1P1+A0P0+……

 

   

    8                      2                

       

    16                    2

ЗАМЕНА ЦИФР 8-РИЧНОГО ЧИСЛА НА  ТРИАДЫ

СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЦИФР 2-ИЧНОЙ СС

 

ЗАМЕНА ЦИФР 16-РИЧНОГО ЧИСЛА НА  ТЕТРАДЫ

СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЦИФР 2-ИЧНОЙ СС

                             8

  

  2                         

                            16

ЗАМЕНА ТРИАД 2-ИЧНОГО ЧИСЛА СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ЦИФРАМИ 8-РИЧНОЙ СС

 

ЗАМЕНА ТЕТРАД 2-ИЧНОГО ЧИСЛА СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ЦИФРАМИ 16-РИЧНОЙ СС

 

 

 

 


Практические задания по теме: «Системы счисления»

Практические задания по теме: «Системы счисления»

Тема 1: «Понятие о системах счисления»

Тема 1: «Понятие о системах счисления»

Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей, из которых 1/10 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 130 руб

Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей, из которых 1/10 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 130 руб

Некогда был пруд, в центре которого рос один лист водяной лилии

Некогда был пруд, в центре которого рос один лист водяной лилии

Приложение ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЯ

Приложение ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2023