Пр. раб. №2 Преобразование рациональных и иррациональных выражений.docx
Практическая работа №2
Выполнение тождественных преобразований рациональных и
иррациональных выражений
Цель работы:
1 Корректировать знания, умения и навыки по теме: «Выполнение тождественных
преобразований рациональных и иррациональных выражений».
2 Закрепить и систематизировать знания по теме.
3 Определить уровень усвоения знаний, оценить результат деятельности студентов.
1 Необходимый теоретический материал
Выражениями в алгебре называют записи, состоящие из чисел и букв, соединенных знаками
действий.
2
a
2
b
c
;
x
2
9
;
nx
;
3
x
x
4
1
– алгебраические выражения.
В зависимости от операций различают рациональные и иррациональные выражения.
Алгебраические выражения называют рациональными, если относительно входящих в него букв
а, b, с, … не выполняется никаких других операций, кроме операций сложения, умножения,
вычитания, деления и возведения в целую степень.
Алгебраические выражения, содержащие операции извлечения корня из переменной или
возведения переменной в рациональную степень, не являющуюся целым числом, называются
иррациональными относительно этой переменной.
Тождественным преобразованием данного выражения называется замена одного выражения
другим, тождественно равным ему на некотором множестве.
В основе тождественных преобразований рациональных и иррациональных выражений лежат
следующие теоретические факты.
1 Свойства степеней с целым показателем:
, n N; а1=а;
a n
aa
a
множителей
n
, n N, а0; а0=1, а0;
a
n
1
a
n
, а0;
n
a
m
mn
a
a
, а0;
n
a
m
:
a
a
mn
, а0;
a
mn
mn
a
4 , а0, b0;
m
a
b
a
b
m
m
m
ab
, а0, b0.
mm
ba
2 Формулы сокращенного умножения:
2
a
2
b
a
ab
b
a
2
a
b
2
;
;
2
ab
2
b
a
3
2
3
ba
a
b
3
2
3
ab
3
b
;
3
a
3
a
b
ab
2
ab
b
;
2
где а, b, с – любые действительные числа;
2
ax
bx
xa
c
x
x
1
2
x
, где а0, х1 и х2 – корни уравнения
2
ax
bx
0
c
.
3 Основное свойство дроби и действия над дробями:
, где b0, с0;
ca
cb
ca
:
a
cb
:
b
a
c
b
c
a
b
c
;
a
c
b
d
ad
bc
cd
;
a
b
c
d
ac
bd
;
.
a
b
c
:
d
ad
bc
4 Определение арифметического корня и его свойства:
n
ab
n
n
a
;
b
n
a
b
n
n
a
b
, b0;
n
k
a
n
k
a
;
;
;
n k
kn
a
a
2
an
2
n
a
,
2
n
1
a
2
n
1
a
где а, b – неотрицательные числа, n N, n2, m N, m2.
2 Примеры
2x−2y
y
x2−y2= 2(x−y)∙3y2
∙ 3y2
y(x−y)(x+y)
1)
Ответ:
6y
x+y
= 6y
x+y
5 a−b
=
√a−√b
=
(√a−√b)(√a+√b)
√a−√b
=√a+√b
a−b
√a
√a−√b
√a
−1
√a−a
2 b
1−√a−1b =
2)
√a− b
√a
=
1−√b
a
Ответ: √a+√b
3)
2
2
a
3+b
a−b − 1
3
1
1
3−b
a
3
=
2
2
a
3+b
3
3)(a
2
1
1
2
3 +a
3b
3+b
3)− 1
1
1
a
3 −b
3
(a
1
1
3−b
1
1
1
2
2
2
3−a
= a
3+b
3−a
3b
3−b
3
3)(a
(a
2
1
1
2
1
1
3−b
3+a
3b
3+b
3) =
2
2
a
3+b
3)3− 1
3
3)3
−(b
(a
1
1
1
a
3−b
3
1
=
1
1
−a
3b
3
a−b =¿
3√ab
a−b
−3√ab
a−b
¿−
Ответ:
3. Задания к практической работе.
В а р и а н т 1
6 Упростить выражение:
x2+xy
x2−y2
а)
; д)
−1
√a−a
2 b
1−√a−1b
; и)
x−y
1
1
3
x
4+x
2y
4
∙x
1
1
1
1
2y
4+x
4 y
2
1
1
x
2+y
2
.
б)
в)
г)
ab
ab−ab2
; е)
p2−2p
p2−4p+4 ; ж)
a2+b2
a2−b2−a−b
;
a+b
x+y
y
xy2
: y2+x2+2xy
;
1
7
3−a
a
3
4
1
a
3−a
3
; з)
2
2
a
3+b
a−b − 1
3
1
1
a
3−b
3
;
В а р и а н т 2
Упростить выражение:
m2−4
m2−2m ; д)
а)
−1
3√a2−a
3 b
−1
6√a+a
3 √b
; и)
a−1
1
a+a
2 +1
1
: a
2+1
3
a
2−1
1
+2a
2
.
б)
в)
г)
ax2−ax
ax ; е)
2ab−a
4b2−4b+1 ; ж)
y
c+d
c−d−c−d
;
c+d
2x−2y
. 3y2
x2−y2;
5
1
a
4+a
4
9
1
4−a
a
4
; з)
a−b
√a−√b
− a+b
√a+√b ;
Упростить выражение:
В а р и а н т 3
7 a2+3a
9−a2
а)
; д)
3√x2−3√xy
3√x−3√xy ; и)
(
1
1
1
a+a
2b
2
+
1
1
1
a−a
2b
2)∙ a3−b3
a2+ab+b2.
б)
в)
г)
ax2−ax
ax ; е)
c
b−c +
b2−3bc
b2−c2 ;
x2+6xy+9y2
4x2+12xy ; ж)
a2−1
a−b
∙7a−7b
a2+a ;
4
4
a
3b+ab
3
3√a+3√b ; з)
√x
1
1
x
2+y
2
+¿
√y
1
1
x
2−y
2
;
В а р и а н т 4
Упростить выражение:
p2−25q2
;
2p−10q
а)
4√a2−4√ad
4√3a−4√a2d ; ж)
г)
4x2
x2−9
∙3a−ax
4x
; и)
√x+1
x√x+x+√x :
1
x2−√x
6cd−18c
(d−3)2
; д)
3y2+24y
y2+16y+64
; е)
б)
в)
3
−1
b
2 −b
2
−1
1
b
2+b
2
ab−5a2− 15b−25a
b
; з)
−a
3
3
2−b
2
a−b ;
a−b
1
1
a
2−b
2
b2−25a2 ;
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
для проведения практической работы №2
Тема занятия: Преобразование рациональных и иррациональных выражений
Цель выполнения работы:
1. Корректировать знания, умения и навыки по теме: «Выполнение тождественных
преобразований рациональных и иррациональных выражений».
2. Закрепить и систематизировать знания по теме.
8 Необходимо знать: свойства степеней с целым показателем; формулы сокращенного
умножения; основное свойство дроби и действия над дробями; определение
арифметического корня и его свойства.
Необходимо уметь: применять основные теоретические факты при тождественном
преобразовании выражений.
Оборудование (приборы, материалы, дидактическое обеспечение):
основные теоретические положения; задание и инструкционная карта для проведения
практического занятия.
Порядок выполнения работы, методические указания:
ознакомиться с теоретическими положениями по данной теме;
изучить схему решения задач;
выполнить задания практической работы;
сформулировать вывод;
подготовить отчёт о выполненной работе.
Содержание отчета: отчет по практической работе должен содержать: основные
определения, рассуждения по решению задач, необходимые вычисления, ответ; вывод
по работе.
9
Практические работы по математике для студентов 1 курса всех специальностей СПО
Практические работы по математике для студентов 1 курса всех специальностей СПО
Практические работы по математике для студентов 1 курса всех специальностей СПО
Практические работы по математике для студентов 1 курса всех специальностей СПО
Практические работы по математике для студентов 1 курса всех специальностей СПО
Практические работы по математике для студентов 1 курса всех специальностей СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.