Пр. раб. №6 Рациональные уравнения и неравенства.docx
Практическая работа №6
Решение рациональных уравнений и неравенств
Цель работы:
1 Корректировать знания, умения и навыки по теме: «Решение рациональных уравнений и
неравенств».
2 Закрепить и систематизировать знания по теме.
3 Определить уровень усвоения знаний, оценить результат деятельности студентов.
1 Необходимый теоретический материал
Определение 1. Рациональным уравнением называется уравнение вида
, где
,
( )P x
( )Q x
( )
P x
( )
Q x
0
многочлены.
Основными методами решения рациональных уравнений являются:
1) Приведение рационального выражения к общему знаменателю и решение полученного
уравнения.
2) Разложение на множители.
3) Введение новых неизвестных и сведение исходного уравнения к квадратному или другому
простому уравнению относительно новых неизвестных.
При решении рациональных уравнений необходимо обязательно учесть:
1) область определения уравнения;
2) дробь превращается в ноль, когда числитель
равен нулю.
Таким образом,
2 Примеры.
1) Решить уравнение:
7
1
х
4
x
22
x
3
2
2
x
x
38
1
Решение.
7
1
х
х
(2
х
4
)1
3
2
2
х
х
38
1
0
28 5
x
2
(2
19
x
2
x
)1
66
0
66
0
x
2
5
x
2
19
1
x
0
Ответ: - 2,2; 6.
x
x
x
6
2,2
1
x1=6,x2=−2,2
2) Решить уравнение:
2
x
5
x
7
2
x
6
3
x
9
2
x
18
1
3
x
Решение.
7
2
x
)(6
x
(
x
)1
(
x
3
)(6
x
)3
1
3
x
0
x
2
)(6
11
x
)(1
x
24
x
)3
(
x
0
2
x
(
x
x
11
)(6
x
x
24
)(1
0
)3
0
8
3
6
3
x = - 8
x
x
x
x
x
1
Ответ: - 8.
3) Решить уравнение: (x2 + 2х)2 (х + 1)2 = 0.
Решение. Применяя формулу a2 b2=(a b)(a + b), имеем
(x2 + 2х)2 (х + 1)2 = (x2 + 2х – х 1)(х2 + 2х + х + 1) = (х2 + х 1)(х2 + 3х + 1).
Тогда данное уравнение равносильно совокупности уравнений:
х2 + х – 1 = 0, х2 + 3х + 1 = 0,
откуда получаем, что решения исходного уравнения есть x1,2=
−1±√5
2
,
x3,4=
−3±√5
2
29 О т в е т : x1,2=
−1±√5
2
,
x3,4=
−3±√5
2
4)
Решить уравнение:
(x+1) (x+3) (x+5)(x+7)=−15
Решение. Сгруппируем 1ый и 4ый, 2ой и 3ий множители и перемножим их:
(x2+8x+7)(x2+8x+15)=−15
Пусть x2+8x=a , тогда
(a+7)(a+15)=−15
a2+22a+120=0
a=−10,a=−12
[x2+8x=−10
x2+8x=−12
⇔[x=−4±√6
x=−6
x=−2
❑
Ответ: −6,−2,−4±√6.
Определение 2. Рациональные неравенства – неравенства вида
(<,
0), где
,
,
( )P x
( )Q x
( )
P x
( )
Q x
0
многочлены.
Основной метод решения рациональных неравенств – метод интервалов.
Алгоритм метода интервалов:
1. Найти ОДЗ.
2. Найти все нули функции, превратив неравенство в соответствующее уравнение.
3. Нанести нули на ОДЗ, обозначить все полученные интервалы.
4. На каждом интервале проверить, выполняется неравенство или нет, взяв для этого по
одному числу на каждом интервале и подставив его в неравенство.
5. Объединение подходящих интервалов составляет множество решений исходного
неравенства.
30 Примеры.
1) Решить неравенство:
2(x−4)
(x−1)(x−7)
≤ 1
x−2
В ответ запишите наибольшее целое решение неравенства.
Решение. Перенесем дробь из правой части в левую
2(x−4)
(x−1)(x−7)
− 1
x−2
≤0
Приводим к общему знаменателю дроби в левой части неравенства.
Общим знаменателем будет произведение знаменателей дробей: (x 1)(x 7)(x 2).
2(x−4)(x−2)
(x−1)(x−7)(x−2)
− (x−1)(x−7)
(x−1)(x−7)(x−2)
≤0
2(x−4)(x−2)−(x−1)(x−7)
(x−1)(x−7) (x−2)
≤0
Выполним действия (раскроем скобки) в числителе левой части:
2(x 4)(x 2) (x 1)(x 7) = 2(x2 6x + 8) (x2 8x + 7) = 2x2 12x + 16 x2 + 8x 7 =
= x2 4x + 9.
x2−4x+9
(x−1)(x−7)(x−2)
≤0
Дискриминант многочлена x2 4x + 9 равен 42 4∙9 = 16 36 = 20 < 0. Поэтому разложить на
множители числитель дроби нельзя.
Найдем нули числителя и знаменателя. Для этого решим уравнения для каждого множителя в
числителе и знаменателе левой части:
x2 4x + 9 = 0, решений нет,
х 1 = 0, х = 1,
x 7 = 0, x = 7,
x 2 = 0, x = 2.
31 Наносим нули на числовую ось в порядке возрастания. Они разбивают ось на четыре интервала. Для
каждого интервала определим знак левой части.
Для определения знака достаточно выбрать любое число из интервала и подставить в левую часть
неравенства. Например, из интервала (2;7) выбираем число 3 и подставляем в левую часть неравенства
в каждую из скобок:
x2 4x + 9 > 0 (для всех значений х, так как дискриминант отрицателен);
x 1 > 0 для х = 3,
х 7 < 0 для х = 3,
х 2 > 0 для х = 3.
Если число "минусов" (то есть отрицательных скобок) нечетно, то в итоге на интервале ставим
"минус", если число "минусов" четно или они отсутствуют, то на интервале ставим знак "плюс". В
нашем случае на интервале (2;7) ставим "минус".
Обратите внимание, что точки на кривой являются "выколотыми" (пустые кружочки). Так
отмечаются на оси нули знаменателя левой части.
Теперь проведем через указанные точки кривую знаков (делать это необязательно):
Выбираем те интервалы, где кривая знаков проходит под числовой осью (там где стоят "минусы"):
(−∞;1)∪(2;7)
. Это и есть решение нашего неравенства.
Если бы знак неравенства будет другим ( ≥ ), то нужно выбирать интервалы, помеченные знаком
"плюс".
Заметим, что число 7 не входит в решения системы (выколотая точка), поэтому самым большим
целым числом входящим в множество решений будет число 6. Его и запишем в ответ задачи.
Ответ: 6.
2) Решить неравенство:
x2+2x−8
x2 ≤0
В ответ запишите сумму всех целых решений неравенства.
32 Решение. Разложим числитель левой части неравенства на скобки.
Для этого найдем решения уравнения.
x2 + 2x 8 = 0,
x1 = 4, x2 = 2.
Мы получим разложение на множители
x2 + 2x 8 = (x x1)(x x2) = (x + 4)(x 2).
(x+4) (x−2)
x2 ≤0
Найдем нули числителя и знаменателя: x1 = 4, x2 = 2, x3 = 0.
Нанесем эти числа на ось, при этом нули знаменателя будут выколотыми точками, а нули числителя
нет.
Расставим знаки на каждом интервале, с учетом того, что x2 всегда больше или равен нулю. В
результате должно получиться то, что изображено на рисунке выше.
Поскольку знак неравенства ≤ , то мы выбираем те интервалы, над которыми стоит знак "".
Записываем решение неравенства, при этом выколотые точки соответствуют круглым скобкам, а
закрашенные точки соответствуют квадратным скобкам.
[−4;0)∪(0;2]
.
Целые решения неравенства: 4, 3, 2, 1, 1, 2.
Их сумма равна 7.
Ответ: 7.
3 Задания к практической работе.
В а р и а н т 1
1. Решите уравнение:
а)
2
x
2
x
9
12
2
x
x
;
9
x−2+ 5
6
x=3
б)
33 2. Решите неравенство:
а) (х+2)(х-4)≤0;
б) 3х2-2х-21≤0;
в)
;
х
5
2
х
3
0
г)
4
2
х
х
х
2
.0
д) х3+х2-9х-9>0;
е)
(
х
2
х
2
()2
х
3
)1
х
4
.0
В а р и а н т 2
x−5+ 8
3
x=2
б)
1. Решите уравнение:
3
x
2
x
4
16
2
x
2
x
;
16
а)
2. Решите неравенство:
а) (х+3)(х-2)≤0;
б) 4х2-3х-10≤0;
в)
4
х
4
2
х
;0
г)
2
х
х
х
3
2
;0
д) х3+2х2-7х-14<0;
е)
(
х
х
2
2
()3
х
х
)1
2
.0
1. Решите уравнение:
В а р и а н т 3
34 а)
x
x
2
2
1
4
x
2
x
5
;
1
5
x−3− 8
x=3
б)
2. Решите неравенство:
а) (х+4)(х-3)≤0;
б) 20+3х -2х2≥0;
в)
х
31
6
.0
х
г)
2
2
х
х
х
3
.0
д) х3-2х2-5х+10>0;
е)
(
х
2
х
2
()5
х
х
2
)1
3
.0
В а р и а н т 4
1. Решите уравнение:
а)
5
x
2
x
14
4
2
x
; б)
2
4
x
x−3− 10
8
x =2
2. Решите неравенство:
а)(х+2)(х-5)≤0;
б) 3х2-7х-20 ¿ 0;
в)
;
2
х
3
х
2
0
г)
2
х
4
х
5
х
.0
д) х3+3х2-5х-15
0; е)
¿
(
х
2
х
2
()7
х
)2
6
х
8
.0
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
35 для проведения практической работы №6
Тема занятия: Решение рациональных уравнений и неравенств.
Цель выполнения работы:
1. Корректировать знания, умения и навыки по теме: «Решение рациональных
уравнений и неравенств».
2. Закрепить и систематизировать знания по теме.
Необходимо знать: основные методы решения рациональных уравнений, алгоритм
метода интервалов для решения рациональных неравенств.
Необходимо уметь: применять основные методы решения рациональных уравнений в
каждом конкретном случае, применять метод интервалов при решении рациональных
неравенств.
Оборудование (приборы, материалы, дидактическое обеспечение):
основные теоретические положения; задание и инструкционная карта для проведения
практического занятия.
Порядок выполнения работы, методические указания:
ознакомиться с теоретическими положениями по данной теме;
изучить схему решения задач;
выполнить задания практической работы;
сформулировать вывод;
подготовить отчёт о выполненной работе.
Содержание отчета: отчет по практической работе должен содержать: рассуждения
по решению задач, необходимые вычисления, ответ; вывод по работе.
36
Практические работы по математике для студентов 1 курса всех специальностей СПО
Практические работы по математике для студентов 1 курса всех специальностей СПО
Практические работы по математике для студентов 1 курса всех специальностей СПО
Практические работы по математике для студентов 1 курса всех специальностей СПО
Практические работы по математике для студентов 1 курса всех специальностей СПО
Практические работы по математике для студентов 1 курса всех специальностей СПО
Практические работы по математике для студентов 1 курса всех специальностей СПО
Практические работы по математике для студентов 1 курса всех специальностей СПО
Практические работы по математике для студентов 1 курса всех специальностей СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.