В практических рекомендациях для воспитателей в работе с воспитанниками при разводе родителей,говорится о том, что многие люди беспомощны при встрече со своими чувствами и чувствами других, они не подготовлены говорить о чувствах и принимать их. Именно игра развивает способности ребенка анализировать свои чувства и управлять ими.В практических рекомендациях для воспитателей в работе с воспитанниками при разводе родителей,говорится о том, что многие люди беспомощны при встрече со своими чувствами и чувствами других, они не подготовлены говорить о чувствах и принимать их. Именно игра развивает способности ребенка анализировать свои чувства и управлять ими.
«Практические рекомендации для воспитателей в работе
с воспитанниками при разводе родителей»
Почему ребенок ведет себя неадекватно при разводе родителей?
Чем мы можем ему помочь?
На самом деле, ребенок так себя ведет, потому, что
плохо себя чувствует.
Чувства – это причина поведения ребенка,
а его действия – результат.
Многие люди беспомощны при встрече со своими чувствами и
чувствами других, они не подготовлены говорить о чувствах и
принимать их.
Что делать в данном случае воспитателю?
Как добиться эффективного общения с ребенком?
Задача воспитателя в данной ситуации постараться понять
чувства ребенка и помочь ему в преодолении плохого
самочувствия.
В центре высказывания воспитателя по отношению к
ребенку, должно находиться описание чувств.
(Тебе сегодня грустно, печально, давай поиграем – станет
легче).
Мы должны объяснять воспитателям о важности знакомства
детей с различными эмоциями через такие игры, как: «Азбука
настроения»; «Эмоциональный словарь»; «Кубик настроений» и
др. игры и упражнения.Понять самочувствие ребенка поможет воспитателю
упражнение
«На что похоже настроение?»
(проигрывание с подгруппой из 5 человек)
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное
явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения
лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в
спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу.
Взрослый обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение (грустное,
веселое, смешное, злое и т. д.). Интерпретируя ответы детей, учтите,
что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы
свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
Именно игра развивает способности ребенка анализировать свои
чувства и управлять ими.
Снятию негативных переживаний и отреагированию агрессивных
тенденций способствуют упражнение «Черная метка»
Дети сидят в кругу. Ведущий зажав в ладошке «черную метку»
рассказывает о своих обидах, неудачах, страхах в детстве. Говорит, что с
помощью «черной метки» можно избавиться от этих неприятностей.
Нужно только подумать о них, рассказать и сильно зажать «метку» в
ладошке. «Метка» передается по кругу. Если ребенок не может говорить,
только вспомнить и постараться все отдать «метке». Когда «метка»
снова доходит до ведущего, он рвет ее на глазах детей, и все вместе они
проговаривают: «Уходи мой страх, исчезай обида!» Ведущий спрашивает:
Кому «метка» помогла? Кому стало легче?
С этой же целью проводится играупражнение
«Мусорное ведро»
Дети пишут на листах бумаги свои негативные мысли,
неприятные случаи, истории, ситуации, сминают листы и
выбрасывают их в ведро (забывая это навсегда).
Снизить психоэмоциональное напряжение, восстановить
эмоциональное равновесие и подключить внутренние резервы организма
помогают оздоровительные игры, они могут стать лекарством длямалыша (очень полезно музыкальное сопровождение, замечательным
материалом для лепки является кулинарное тесто (соленое тесто), работа с
природным материалом и т. далее).
Важно создать атмосферу доброты, поддержки и эмпатии
через
упражнения: «Я и мое имя»; « Рисуем имя»; «Мы очень
любим»; «Ласковое имя» и т. далее
Для закрепления положительных эмоций отработки проблемы, можно
применять упражнение «Мое будущее
».
По кругу дети произносят свое желаемое, а все дети громко повторяют:
«В будущем ты сможешь….» и тогда желание должно сбыться.
- Упражнение «Ладошка» закрепляет положительные
качества ребенка, где нет места тревожности.
«Я горжусь, что я….» Дети сидят полукругом с закрытыми
глазами. Ведущий просит представить лист бумаги, на
котором красивыми большими буквами написано: «Я
горжусь, что я….». После того, как дети внимательно
рассмотрят красивые буквы, ведущий предлагает им
мысленно «дописать» это предложение, а затем рассказать
группе, что удалось дописать - закончить фразу.
К Новому году:
- Упражнение «Елочка»
Нарядим елочку волшебными игрушками, внутри которых
будет спрятано: крепкая дружба, веселый смех, четность,
ласковая улыбка или что-нибудь другое.
Упражнения «Задувание свечи» (загадывание желаний)
и «Новогодний салют» помогут детям снять мышечные
зажимы и снизят психоэмоциональное
напряжение,
создадут атмосферу праздника.
Упражнения на расслабление, на снятие мышечных зажимов
и снижение психоэмоционального напряжения: «Тряпичная
кукла», «Огонь–лед», «Зайчики» (игра на барабанах), «Ловим
комаров», «Росток», «Воздушный шарик» и др.
Спасибо за внимание.Материал подготовлен – педагогомпсихологом – Е.М. Бондарь