Практический материал из опыта работы "Экологическое воспитание на уроках при обучении учащихся с ОВЗ"
Оценка 4.8
Особые потребности
docx
дефектология +1
Взрослым
28.05.2019
Экологическая культура, формирующаяся в процессе экологического воспитания, включает следующие основные компоненты:
- интерес к природе;
- знания о природе и ее охране;
- эстетические и нравственные чувства к природе;
- позитивная деятельность в природе;
- мотивы, определяющие поступки детей в природе.
Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания.
Экологическое воспитание на уроках при обучении учащихся с ОВЗ.docx
Воспитание экологической культуры в урочной деятельности.
Экологическая культура, формирующаяся в процессе экологического воспитания,
включает следующие основные компоненты:
интерес к природе;
знания о природе и ее охране;
эстетические и нравственные чувства к природе;
позитивная деятельность в природе;
мотивы, определяющие поступки детей в природе.
Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе
непрерывного экологического воспитания.
Взаимосвязь задач, форм и методов экологического воспитания младших школьников
Задачи работы
1. Обогащать детей знаниями о природе;
упорядочивать и систематизировать знания
и представления детей о природе.
Формы и методы
Рассказы о природе, об отдельных
представителях растительного и животного мира,
особенностях их внешнего вида, повадках.
Решение экологических задач по установлению
отдельных связей и зависимостей между
объектами животного и растительного мира.
Составление рассказов о своих домашних
питомцах, растениях, о своих чувствах к красоте
природы.
Проводить:
а) экскурсии в природу;
б) ежедневные наблюдения за природой;
в) дежурства в уголке природы по уходу за
разнообразными растениями.
Организация рисования, занятий по ручному
труду с природным материалом, чтение стихов,
слушание экологических сказок, отражать свое
отношение и в словах (нравится, красиво).
Организация проектной деятельности,
познавательных игр, экскурсий и др.
2. Воспитывать положительное отношение к
миру природы.
3. Побуждать детей к проявлению
познавательного интереса к миру природы
(в частности, к миру растений).
4. Побуждать детей проявлять свои чувства
и отношения к объектам природы и
действиям по обследованию их (или уходу
за ними).
5. Создавать мотивацию детей к изучению
природных явлений.
Необходимыми принципами экологического воспитания младших школьников являются
обеспечение максимальной наглядности и практического взаимодействия с объектами
окружающего мира.
В зависимости от средств обучения могу осуществляться и разные формы экологического
воспитания:
по количеству детей: индивидуальные и групповые;
по организации представления объектов: выставки, экскурсии;
по организации актуализации знаний: викторины, КВН, экологические игры и др.;
по организации деятельности детей: дежурства, поручения, коллективный труд в природе
и др.
Знания детей о природе могут систематизироваться и в процессе дидактических игр.
В первую очередь, это относится к системе дидактических игр, которые могут включать и
элементы подвижной игры: «Кто скорей найдет, с какого дерева листок?», «Кто больше
соберет листьев дуба, березы?», «Кто найдет самый большой (красный) лист клена?» и т.д. Для дидактической игры характерно наличие игровой задачи. Такими задачами
являются, например:
определение предмета по какимто признакам («Угадай цветок по описанию»);
сознательное запоминание и воспроизведение («Чего не стало?», «Что изменилось?»);
классификация предметов по признакам («Лиственные и хвойные деревья», «Назови
цветы садовые и лесные»);
установление различия и сходства («Подбери пару», лото и др.).
Игровая задача дает возможность установить результат игры, определить победителя. В
соответствии с игровой задачей дети выполняют игровые действия: подбор предметов или
картинок, складывание, выкладывание картинок, составление алгоритма,
последовательности.
Дидактическая игра «Что сначала, что – потом?»
Организующий момент дидактической игры – правила, которые указывают, что и как надо
делать, каковы ограничения деятельности.
Например, на основании изучения темы «Лекарственные растения» можно
провести экологическую игру «Что? Где? Когда?»
Конкурс знатоков голосов природы (дети слушают магнитофонную запись с голосами
птиц, животных)
Когда я проводила открытый урок по русскому языку по теме «Предложение», то
учебный материал связала с уроком «Развитие речи». Урок стал интегрированным. Дети
узнали много о местной речке «Медведице», её обитателях. Таким образом, расширились
познания детей о родном крае, узнали, как не навредить природе нашего края.
Задания экологического характера на уроках русского языка, которые я применяю:
1.«Угадай, что за зверь по описанию»
Летом у него шерсть серая, а зимой белая, уши длинные, а хвост
короткий. Зверек этот пугливый. (Заяц)
Этот зверь живет в лесу. Шерсть у него рыжая, хвост пушистый, мордочка
длинная. Зверь этот хитрый. (Лиса)
Какие слова помогли вам угадать зверька? Дети называют имена прилагательные и
объясняют, что они обозначают. (серый, белый, рыжий – цвет; короткий, длинный –
размер; пугливый, хитрый – характер.
2. Викторины «Что? Где? Когда?» или «Знаешь ли ты птиц?»
Какая птица быстрее всех летает? (Стриж)
Небольшая птичка, которая обычно гнездится на елях и соснах?
Герой одной из басен Крылова. (Чиж)
3. Закончи предложения:
1) С октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает
новая – … и … (густая и пушистая).
2) Изменяется окраска шерсти у …, …, … . (у зайца, белки, песца).
4. Из перечисленных животных выбери в первый столбик диких животных, во
второй – домашних. Выдели орфограмму.
Белка, еж, лошадь, кролик, заяц, лиса, коза, баран, барсук, бобр,
лось, корова, медведь, бык.
5. Спишите, выделяя орфограммы, расположите части текста так, как идут
времена года.
Тут и лето настало. Солнышко печет, земля цветет. Собрались
девушки в лес гулять.
Раз зимой выпало снегу по колено. Выбежали ребятишки на улицу играть. А потом стали снежную бабу лепить.
Вот и зима миновала. Пришла весна. Стало солнышко пригревать.
Потекли ручьи. Все ребята рады.
6. Словарные слова, при знакомстве с которыми можно развивать у детей
экологическую грамотность.
Заяц лисица овощи ягода
Воробей береза орех экскурсия
Сорока животное осина
Ворона земляника растение
Медведь малина яблоко.
При знакомстве со словарными словами: завод, фабрика, машина обязательно говорим о
загрязнении окружающей среды этими предприятиями и транспортом, влиянии
деятельности человека на чистоту окружающей среды и меры по её защите.
На уроке чтения детям предлагается огромное количество произведений о родной
природе, посвящённых разным временам года, животным, птицам. В стихотворениях И.
Бунина, Ф. Тютчева, С. Есенина, А.Пушкина и др. мы учимся наблюдать предметы и
явления природы, восхищаться ими. Читая произведения писателей Н.Сладкова,
И.СоколоваМикитова, Е.Пермяка и др. мы учимся наблюдать за природой,
прислушиваться к ней, сопереживать и любить её, а главное защищать и беречь.
Часто на уроках применяю инсценирование природоведческих сказок.
Содержание таких уроков мероприятий обусловлено включением в них сюжетноролевых и
театрализованных игр экологической тематики: «В гостях у Айболита», «Зоопарк»,
«Лесной заповедник». Кроме того, они позволяют осуществлять интеграцию различных
видов детской деятельности: изобразительной, речевой, познавательной, игровой и др.
Большую роль в развитии познавательного интереса имеет работа с художественной
литературой (природоведческой сказкой, поэзией), которая включает чтение сказок,
беседы, просмотр кукольной театрализации.
Межпредметными могут быть задачи и задания, которые требуют подключения знаний из
различных предметов, или те, которые составлены на материале одного предмета, но
используются с определённой познавательной целью в преподавании другого предмета.
Например, на уроке математики при изучении темы “Решение задач” можно использовать
задачи, содержащие экологическую информацию.
На уроках математики я использую задачи и задания на экологическую тему. Например: В
клумбе росли цветы: 10 Анютиных глазок, а ромашек на 5 больше. Сколько цветов всего
выросло на клумбе. Подробно говорим, как выглядят данные цветы, выбираем их на
картинках.
Задача. Журавль живёт на 10 лет меньше филина, а филин – на 10 лет дольше скворца. На
сколько лет продолжительность жизни журавля больше, чем скворца?
Задача. Продолжительность жизни бурого медведя 50 лет, белого медведя – 30 лет, а
дикого кабана – 20 лет. Как, одним словом, назвать продолжительность жизни всех трёх
вместе?
На уроках «Мир природы» у учащихся формируются элементарные представления и
понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и
обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают
некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
По ФГОС структура курса представлена следующими разделами:
1.Сезонные изменения в природе: Долгота дня
Времена года (Осень, Зима, Весна, Лето).
2.Неживая природа.
3.Живая природа:
Растения
Животные
Человек
Основными задачами, которые необходимо решать в этот период, будут следующие:
развитие представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;
закрепление представлений о солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в
жизни живой природы, смене времён года;
изучение воды и её свойств, формирование представлений о роли и участии воды в жизни
живой природы;
воспитание интереса и бережного отношения к природе.
В системе предметов образовательной школы курс «Мир природы и человека» входит в
обязательную часть предметных областей учебного плана и реализует познавательную и
социокультурную цели:
формирование естествоведческих знаний, развития у учащихся младших классов
понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе, раскрывающими
взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии.
Для достижения поставленных целей изучения «Мир природы и человека» необходимо
формирование академических и жизненных компетенций и решение следующих
практических задач:
уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые
знания об основных её элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о
взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к
условиям внешней среды;
вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные
описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ;
формировать знания учащихся о природе своего края;
формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить
детей бережному отношению к природе.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных
классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Классификация методов экологического воспитания младших школьников на уроках "Мир
природы и человека»:
Объяснительно иллюстративные: Беседа. Объяснения. Ответ.
Репродуктивные: Задачи экологического содержания.
Наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Опорные схемы. Объяснение. Наблюдения.
Частичнопоисковые: Загадки. Ребусы. Кроссворды. Викторины. Интересные упражнения.
Фенологические рассказы. Опорные схемы.
Исследовательские: Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Проверка народных
примет о взаимосвязи в природе путем наблюдений. Проблемные задачи.
Пример:
1 класс.
Тема: Времена года. Зима. 3 часа. Содержание занятий. Приход зимы. Зимующие птицы.
Как мы помогаем зимой птицам.
Народные загадки, пословицы и поговорки, приметы при изучении темы "Зима".
Белое, а не сахар, мягкое, а не вата, без ног, а идет (Снег).
Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)
Много снега много хлеба.
Зимой земля отдыхает, чтобы летом расцвести.
Светлые столбы около солнца к морозу.
Кошка в клубок мороз на порог.
Снег падает крупными снежками на потепление.
Беседа и просмотр видео о зимующих птицах. Практическая работа по подкормке птиц.
На уроках мы часто обращаемся к содержанию Красной книге, чтобы дети не забывали,
что всё, что нам даёт природа, может быть в конце концов, исчерпано. Например,
подснежники, кувшинки, лилии в нашей местности взяты под охрану.
Предлагаю детям получить сведения и самостоятельно. Вместе с родителями, используя
дополнительную литературу, дети, готовят ответ на вопрос: «Какую пищу нельзя сыпать
птичкам в кормушки?» или «Животные, занесённые в Красную книгу» и т.д.
Под экологическим воспитанием детей мною понимается, прежде всего, воспитание
человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые
живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной
жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что
происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей.
Поэтому на учителя возложена очень ответственная миссия воспитания этой человечности
в маленьких гражданах, которые взрослея, понесут эти жизненные ценности следующим
поколениям.
Практический материал из опыта работы "Экологическое воспитание на уроках при обучении учащихся с ОВЗ"
Практический материал из опыта работы "Экологическое воспитание на уроках при обучении учащихся с ОВЗ"
Практический материал из опыта работы "Экологическое воспитание на уроках при обучении учащихся с ОВЗ"
Практический материал из опыта работы "Экологическое воспитание на уроках при обучении учащихся с ОВЗ"
Практический материал из опыта работы "Экологическое воспитание на уроках при обучении учащихся с ОВЗ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.