Практический материал из опыта работы "Экологическое воспитание на уроках при обучении учащихся с ОВЗ"
Оценка 4.8

Практический материал из опыта работы "Экологическое воспитание на уроках при обучении учащихся с ОВЗ"

Оценка 4.8
Особые потребности
docx
дефектология +1
Взрослым
28.05.2019
Практический материал из опыта работы "Экологическое воспитание на уроках при обучении учащихся с ОВЗ"
Экологическая культура, формирующаяся в процессе экологического воспитания, включает следующие основные компоненты: - интерес к природе; - знания о природе и ее охране; - эстетические и нравственные чувства к природе; - позитивная деятельность в природе; - мотивы, определяющие поступки детей в природе. Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания.
Экологическое воспитание на уроках при обучении учащихся с ОВЗ.docx
Воспитание экологической культуры в урочной деятельности. Экологическая культура, формирующаяся в процессе экологического воспитания,  включает следующие основные компоненты: ­ интерес к природе; ­ знания о природе и ее охране; ­ эстетические и нравственные чувства к природе; ­ позитивная деятельность в природе; ­ мотивы, определяющие поступки детей в природе. Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе  непрерывного экологического воспитания. Взаимосвязь задач, форм и методов экологического воспитания младших школьников Задачи работы 1. Обогащать детей знаниями о природе;  упорядочивать и систематизировать знания  и представления детей о природе. Формы и методы Рассказы о природе, об отдельных  представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках. Решение экологических задач по установлению  отдельных связей и зависимостей между  объектами животного и растительного мира. Составление рассказов о своих домашних  питомцах, растениях, о своих чувствах к красоте  природы. Проводить: а) экскурсии в природу; б) ежедневные наблюдения за природой; в) дежурства в уголке природы по уходу за  разнообразными растениями. Организация рисования, занятий по ручному  труду с природным материалом, чтение стихов,  слушание экологических сказок, отражать свое  отношение и в словах (нравится, красиво). Организация проектной деятельности,  познавательных игр, экскурсий и др. 2. Воспитывать положительное отношение к миру природы. 3. Побуждать детей к проявлению  познавательного интереса к миру природы  (в частности, к миру растений). 4. Побуждать детей проявлять свои чувства и отношения к объектам природы и  действиям по обследованию их (или уходу  за ними). 5. Создавать мотивацию детей к изучению  природных явлений. Необходимыми принципами экологического воспитания младших школьников являются обеспечение максимальной наглядности и практического взаимодействия с объектами  окружающего мира.  В зависимости от средств обучения могу осуществляться и разные формы экологического  воспитания: ­ по количеству детей: индивидуальные и групповые; ­ по организации представления объектов: выставки, экскурсии; ­ по организации актуализации знаний: викторины, КВН, экологические игры и др.; ­ по организации деятельности детей: дежурства, поручения, коллективный труд в природе  и др. Знания детей о природе могут систематизироваться и в процессе дидактических игр. В первую очередь, это относится к системе дидактических игр, которые могут включать и  элементы подвижной игры: «Кто скорей найдет, с какого дерева листок?», «Кто больше  соберет листьев дуба, березы?», «Кто найдет самый большой (красный) лист клена?» и т.д. Для дидактической игры характерно наличие игровой задачи. Такими задачами  являются, например: ­ определение предмета по каким­то признакам («Угадай цветок по описанию»); ­ сознательное запоминание и воспроизведение («Чего не стало?», «Что изменилось?»); ­ классификация предметов по признакам («Лиственные и хвойные деревья», «Назови  цветы садовые и лесные»); ­ установление различия и сходства («Подбери пару», лото и др.). Игровая задача дает возможность установить результат игры, определить победителя. В  соответствии с игровой задачей дети выполняют игровые действия: подбор предметов или  картинок, складывание, выкладывание картинок, составление алгоритма,  последовательности.      Дидактическая игра «Что сначала, что – потом?» Организующий момент дидактической игры – правила, которые указывают, что и как надо  делать, каковы ограничения деятельности.  Например, на основании изучения темы «Лекарственные растения» можно  провести экологическую игру «Что? Где? Когда?»  Конкурс знатоков голосов природы (дети  слушают магнитофонную запись с голосами  птиц,  животных) Когда я проводила открытый урок по русскому языку по теме «Предложение», то  учебный материал связала с уроком «Развитие речи». Урок стал интегрированным. Дети  узнали много о местной речке «Медведице», её обитателях. Таким образом, расширились   познания детей о родном крае, узнали,  как не навредить природе нашего края.    Задания экологического характера на уроках русского языка, которые я применяю: 1.«Угадай, что за зверь по описанию» Летом у него шерсть серая, а зимой белая, уши длинные, а хвост короткий. Зверек этот пугливый. (Заяц) Этот зверь живет в лесу. Шерсть у него рыжая, хвост пушистый, мордочка длинная. Зверь этот хитрый. (Лиса) ­ Какие слова помогли вам угадать  зверька? Дети называют имена прилагательные и  объясняют, что они обозначают.  (серый, белый, рыжий – цвет; короткий, длинный –  размер; пугливый, хитрый – характер. 2. Викторины «Что? Где? Когда?» или «Знаешь ли ты птиц?» ­ Какая птица быстрее всех летает? (Стриж) ­ Небольшая птичка, которая обычно гнездится на елях и соснах? ­Герой одной из басен Крылова. (Чиж) 3. Закончи предложения: 1) С октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая – … и …  (густая и пушистая). 2) Изменяется окраска шерсти у …, …, … . (у зайца, белки, песца). 4. Из перечисленных животных выбери в первый столбик диких животных, во второй – домашних. Выдели орфограмму. Белка, еж, лошадь, кролик, заяц, лиса, коза, баран, барсук, бобр, лось, корова, медведь, бык. 5. Спишите, выделяя орфограммы, расположите части текста так, как идут времена года. Тут и лето настало. Солнышко печет, земля цветет. Собрались девушки в лес гулять. Раз зимой выпало снегу по колено. Выбежали ребятишки на улицу играть. А потом стали снежную бабу лепить. Вот и зима миновала. Пришла весна. Стало солнышко пригревать. Потекли ручьи. Все ребята рады. 6. Словарные слова, при знакомстве с которыми можно развивать у детей экологическую грамотность. Заяц лисица овощи ягода Воробей береза орех экскурсия Сорока животное осина Ворона земляника растение Медведь малина яблоко. При знакомстве со словарными словами: завод, фабрика, машина  обязательно говорим о  загрязнении окружающей среды этими предприятиями и транспортом, влиянии  деятельности человека на чистоту окружающей среды и меры по её защите. На уроке чтения детям предлагается огромное количество произведений о родной  природе, посвящённых разным временам года, животным, птицам. В стихотворениях И.  Бунина, Ф. Тютчева, С. Есенина, А.Пушкина и др. мы учимся наблюдать предметы и  явления природы, восхищаться ими. Читая произведения писателей Н.Сладкова,  И.Соколова­Микитова, Е.Пермяка и др. мы учимся наблюдать за природой,  прислушиваться к ней, сопереживать и любить её, а главное защищать и беречь.  Часто на уроках применяю инсценирование природоведческих  сказок. Содержание таких уроков мероприятий обусловлено включением в них сюжетно­ролевых и театрализованных игр экологической тематики: «В гостях у Айболита», «Зоопарк»,  «Лесной заповедник». Кроме того, они позволяют осуществлять интеграцию различных  видов детской деятельности: изобразительной, речевой, познавательной, игровой и др. Большую роль в развитии познавательного интереса имеет работа с художественной  литературой (природоведческой сказкой, поэзией), которая включает чтение сказок,  беседы, просмотр кукольной театрализации. Межпредметными могут быть задачи и задания, которые требуют подключения знаний из  различных предметов, или те, которые составлены на материале одного предмета, но  используются с определённой познавательной целью в преподавании другого предмета. Например, на уроке математики при изучении темы “Решение задач” можно использовать  задачи, содержащие экологическую информацию. На уроках математики  я использую задачи и задания на экологическую тему. Например: В  клумбе росли цветы: 10 Анютиных глазок, а ромашек на 5 больше. Сколько цветов всего  выросло на  клумбе. Подробно говорим, как выглядят данные цветы, выбираем их на  картинках.  Задача. Журавль живёт на 10 лет меньше филина, а филин – на 10 лет дольше скворца. На  сколько лет продолжительность жизни журавля больше, чем скворца? Задача. Продолжительность жизни бурого медведя 50 лет, белого медведя – 30 лет, а  дикого кабана – 20 лет. Как, одним словом, назвать продолжительность жизни всех трёх  вместе? На уроках «Мир природы» у учащихся формируются элементарные представления и  понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и  обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают  некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. По ФГОС структура курса представлена следующими разделами:  1.Сезонные  изменения  в природе: Долгота дня Времена года (Осень, Зима, Весна, Лето). 2.Неживая природа. 3.Живая природа: Растения Животные Человек Основными задачами, которые необходимо решать в этот период, будут следующие: развитие представлений о взаимосвязи живой и неживой природы; закрепление представлений о солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в  жизни живой природы, смене времён года; изучение воды и её свойств, формирование представлений о роли и участии воды в жизни  живой природы; воспитание интереса и бережного отношения к природе. В системе предметов образовательной школы курс «Мир природы и человека» входит в  обязательную часть предметных областей учебного плана и реализует познавательную и  социокультурную цели: формирование естествоведческих знаний, развития у учащихся младших классов  понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе, раскрывающими  взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии.  Для достижения поставленных целей изучения «Мир природы и человека» необходимо  формирование академических и жизненных компетенций и решение следующих  практических задач: уточнить  имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые  знания об основных её элементах;  на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о  взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к  условиям внешней среды;  вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные  описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ;  формировать  знания учащихся о природе своего края;  формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить   детей бережному отношению к природе.  Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования  естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных  классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. Классификация методов экологического воспитания младших школьников на уроках "Мир природы и человека»: Объяснительно ­ иллюстративные: Беседа. Объяснения. Ответ. Репродуктивные: Задачи экологического содержания. Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Опорные схемы. Объяснение. Наблюдения.  Частично­поисковые: Загадки. Ребусы. Кроссворды. Викторины. Интересные упражнения.  Фенологические рассказы. Опорные схемы. Исследовательские: Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Проверка народных примет о взаимосвязи в природе путем наблюдений. Проблемные задачи. Пример: 1 класс. Тема: Времена года. Зима. 3 часа. Содержание занятий. Приход зимы. Зимующие птицы. Как мы помогаем зимой птицам. Народные загадки, пословицы и поговорки, приметы при изучении темы "Зима". Белое, а не сахар, мягкое, а не вата, без ног, а идет (Снег). Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой) Много снега ­ много хлеба. Зимой земля отдыхает, чтобы летом расцвести. Светлые столбы около солнца ­ к морозу. Кошка в клубок ­ мороз на порог. Снег падает крупными снежками ­ на потепление. Беседа  и просмотр видео о зимующих птицах. Практическая работа по подкормке птиц.  На  уроках мы часто обращаемся к  содержанию Красной книге, чтобы дети не забывали,  что всё, что нам даёт природа, может быть в конце концов, исчерпано. Например,  подснежники, кувшинки, лилии в нашей местности взяты под охрану.  Предлагаю детям  получить сведения и самостоятельно. Вместе с родителями,  используя   дополнительную  литературу, дети,  готовят ответ на вопрос: «Какую пищу нельзя сыпать  птичкам в кормушки?» или  «Животные, занесённые в Красную книгу» и т.д.  Под экологическим воспитанием детей мною понимается, прежде всего, воспитание  человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые  живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной  жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что  происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей.  Поэтому на учителя возложена очень ответственная миссия воспитания этой человечности  в маленьких гражданах, которые взрослея, понесут эти жизненные ценности следующим  поколениям.

Практический материал из опыта работы "Экологическое воспитание на уроках при обучении учащихся с ОВЗ"

Практический материал из опыта работы "Экологическое воспитание на уроках при обучении учащихся с ОВЗ"

Практический материал из опыта работы "Экологическое воспитание на уроках при обучении учащихся с ОВЗ"

Практический материал из опыта работы "Экологическое воспитание на уроках при обучении учащихся с ОВЗ"

Практический материал из опыта работы "Экологическое воспитание на уроках при обучении учащихся с ОВЗ"

Практический материал из опыта работы "Экологическое воспитание на уроках при обучении учащихся с ОВЗ"

Практический материал из опыта работы "Экологическое воспитание на уроках при обучении учащихся с ОВЗ"

Практический материал из опыта работы "Экологическое воспитание на уроках при обучении учащихся с ОВЗ"

Практический материал из опыта работы "Экологическое воспитание на уроках при обучении учащихся с ОВЗ"

Практический материал из опыта работы "Экологическое воспитание на уроках при обучении учащихся с ОВЗ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2019