Статья "Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста с ЗПР"
Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
дефектология
Взрослым
14.07.2017
У детей с ЗПР нарушения письменной речи начинают проявляться с самого начала обучения в школе. У младших школьников с ЗПР дисграфия фиксируется в 75,2% случаев. Дисграфия как нарушение письма неблагоприятно влияет не только на процесс обучения и усвоение программного материала, но и негативно отражается на формировании личности младших школьников с ЗПР: ведет к формированию низкой самооценки, неуверенности, снижению познавательного интереса, переживанию своего дефекта, негативным реакциям и т.п.
Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста с ЗПР
Одной из самых распространенных категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья являются дети с задержкой психического развития
(ЗПР). По данным Министерства образования Российской Федерации дети с
ЗПР составляют примерно 50% неуспевающих школьников.
Под задержкой психического развития в научной литературе
понимается нарушение темпа психического развития, когда отдельные
психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально‐волевая
сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для
данного возраста (Т.А. Власова, Г.И. Жаренкова, В.И. Лубовский,
М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова и др.).
При задержке психического развития наблюдаются трудности в
овладении письменной речью, в частности, процессом письма. Процесс письма
в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности
определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации
звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза,
сформированности лексикограмматической стороны речи, зрительного
анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность
какойлибо из указанных функций может вызвать нарушение процесса
овладения письмом, дисграфию [4].
У детей с ЗПР нарушения письменной речи начинают проявляться с
самого начала обучения в школе. У младших школьников с ЗПР дисграфия
фиксируется в 75,2% случаев по данным Е.В. Мальцевой [2]. Согласно
исследованиям В.А. Ковшикова и Ю.Г. Демьянова, нарушения письма
обнаруживаются у 92,5 % младших школьников с ЗПР [3].
Дисграфия как нарушение письма неблагоприятно влияет не только на
процесс обучения и усвоение программного материала, но и негативно
отражается на формировании личности младших школьников с ЗПР: ведет к снижению
формированию низкой
познавательного интереса, переживанию своего дефекта, негативным
неуверенности,
самооценки,
реакциям и т.п. Поэтому проблема коррекции дисграфии у младших
школьников с ЗПР имеет важное значение не только для преодоления
неуспеваемости данной категории учащихся, но и для предупреждения
развития вторичных нарушений.
Для детей с ЗПР характерны различные виды дисграфии:
аграмматическая, на почве нарушения языкового анализа и синтеза,
акустическая, оптическая. Самым распространенным видом нарушений
письма у младших школьников с ЗПР является дисграфия на почве
несформированного языкового анализа и синтеза [1].
Для детей с ЗПР характерны следующие ошибки:
– персеверации;
– антиципации;
– вставки;
– смешения по акустикоартикуляционному и кинетическому сходству;
– пропуски;
– аграмматизмы;
– контаминации;
– слияния слов;
– разделение частей слова;
– несоблюдение строки в вертикальной и горизонтальной плоскости.
Данные специфические ошибки письма у младших школьников
свидетельствуют о наличии различных видов дисграфии, наиболее
распространенными из которых являются дисграфия на почве нарушения
языкового анализа и синтеза, оптическая, аграмматическая. Все эти виды
дисграфии вызваны нарушениями в формировании высших психических
функций. В этих условиях актуальной является проблема коррекционной помощи
учащимся с ЗПР по преодолению дисграфии. Коррекционная работа должна
осуществляться на основе следующих принципов: раннего начала коррекции,
взаимосвязи развития речи и высших психических функций, речи и моторики,
поэтапного формирования умственных действия (П.Я. Гальперин), учета зоны
актуального и ближайшего развития (Л.С. Выготский), онтогенетический
принцип, принцип системнодеятельностного подхода.
Коррекционная работа должна быть направлена на развитие
фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза, зрительно
пространственных функций, звукопроизношения, грамматической стороны
речи. Кроме того, необходимо создать условия для развития связной речи,
словарного запаса, графомоторных навыков, пространственного восприятия.
Целенаправленная системная работа по развитию речевых и неречевых
функций должна способствовать преодолению нарушений письма.
Важным условием, обеспечивающим успешность коррекционной
является организация взаимодействия всех субъектов
работы,
образовательного процесса – учителя, педагогапсихолога, родителей. Только
при слаженном взаимодействии всех участников возможно преодоление
дисграфии у младших школьников с ЗПР.
Литература:
1. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и
коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: учеб.
пособие / Е.А. Логинова; под ред. Л. С. Волковой. – СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС,
2004. – 208 с.
2. Мальцева, Е.В. Недостатки речи у детей с задержкой психического
развития младшего школьного возраста: автореф. дис…. канд. пед. наук / Е.В.
Мальцева. – М., 1991. – 26 с. 3. Тараканова, А.А. Особенности операций мышления и их коррекция у
пособие /
младших школьников с нарушениями письма: учеб.
А.А. Тараканова. – М.: Владос, 2016. – 176 с.
4. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и
восстановление / Л.С. Цветкова. – М.: Московский психологосоциальный
институт; Воронеж: МОДЕК, 2000. – 304 с.
Статья "Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста с ЗПР"
Статья "Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста с ЗПР"
Статья "Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста с ЗПР"
Статья "Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста с ЗПР"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.