Статья "Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста с ЗПР"
Оценка 4.6

Статья "Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста с ЗПР"

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
дефектология
Взрослым
14.07.2017
Статья "Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста с ЗПР"
У детей с ЗПР нарушения письменной речи начинают проявляться с самого начала обучения в школе. У младших школьников с ЗПР дисграфия фиксируется в 75,2% случаев. Дисграфия как нарушение письма неблагоприятно влияет не только на процесс обучения и усвоение программного материала, но и негативно отражается на формировании личности младших школьников с ЗПР: ведет к формированию низкой самооценки, неуверенности, снижению познавательного интереса, переживанию своего дефекта, негативным реакциям и т.п.
_Korrektsia_disgrafii_u_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta_s_ZPR.docx
Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста с ЗПР Одной из самых распространенных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья являются дети с задержкой психического развития (ЗПР). По данным Министерства образования Российской Федерации дети с ЗПР составляют примерно 50% неуспевающих школьников.  Под   задержкой   психического   развития   в   научной   литературе понимается   нарушение   темпа   психического   развития,   когда   отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально‐волевая сфера)   отстают   в   своем   развитии   от   принятых   психологических   норм   для данного   возраста   (Т.А. Власова,   Г.И.   Жаренкова,   В.И.   Лубовский, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова и др.).  При   задержке   психического   развития   наблюдаются   трудности   в овладении письменной речью, в частности, процессом письма. Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных   речевых   и   неречевых   функций:   слуховой   дифференциации звуков,   правильного   их   произношения,   языкового   анализа   и   синтеза, сформированности   лексико­грамматической   стороны   речи,   зрительного анализа   и   синтеза,   пространственных   представлений.   Несформированность какой­либо   из   указанных   функций   может   вызвать   нарушение   процесса овладения письмом, дисграфию [4]. У детей с ЗПР нарушения письменной речи начинают проявляться с самого начала обучения в школе. У младших школьников с ЗПР дисграфия фиксируется   в   75,2%   случаев   по   данным   Е.В.   Мальцевой  [2].   Согласно исследованиям   В.А.   Ковшикова   и   Ю.Г.   Демьянова,   нарушения   письма обнаруживаются у 92,5 % младших школьников с ЗПР [3]. Дисграфия как нарушение письма неблагоприятно влияет не только на процесс   обучения   и   усвоение   программного   материала,   но   и   негативно отражается на формировании личности младших школьников с ЗПР: ведет к снижению формированию   низкой   познавательного   интереса,   переживанию   своего   дефекта,   негативным   неуверенности, самооценки,   реакциям   и   т.п.   Поэтому   проблема   коррекции   дисграфии   у   младших школьников   с   ЗПР   имеет   важное   значение   не   только   для   преодоления неуспеваемости   данной   категории   учащихся,   но   и   для   предупреждения развития вторичных нарушений. Для   детей   с   ЗПР   характерны   различные   виды   дисграфии: аграмматическая,   на   почве   нарушения   языкового   анализа   и   синтеза, акустическая,   оптическая.   Самым   распространенным   видом   нарушений письма   у   младших   школьников   с   ЗПР   является   дисграфия   на   почве несформированного языкового анализа и синтеза [1]. Для детей с ЗПР характерны следующие ошибки: – персеверации; – антиципации; – вставки; – смешения по акустико­артикуляционному и кинетическому сходству; – пропуски; – аграмматизмы; – контаминации; – слияния слов; – разделение частей слова; – несоблюдение строки в вертикальной и горизонтальной плоскости. Данные   специфические   ошибки   письма   у   младших   школьников свидетельствуют   о   наличии   различных   видов   дисграфии,   наиболее распространенными   из   которых   являются   дисграфия   на   почве   нарушения языкового   анализа   и   синтеза,   оптическая,   аграмматическая.   Все   эти   виды дисграфии   вызваны   нарушениями   в   формировании   высших   психических функций. В этих условиях актуальной является проблема коррекционной помощи учащимся с ЗПР по преодолению дисграфии. Коррекционная работа должна осуществляться на основе следующих принципов: раннего начала коррекции, взаимосвязи развития речи и высших психических функций, речи и моторики, поэтапного формирования умственных действия (П.Я. Гальперин), учета зоны актуального   и   ближайшего   развития   (Л.С.   Выготский),   онтогенетический принцип, принцип системно­деятельностного подхода. Коррекционная   работа   должна   быть   направлена   на   развитие фонематического   восприятия,   языкового   анализа   и   синтеза,   зрительно­ пространственных   функций,   звукопроизношения,   грамматической   стороны речи. Кроме того, необходимо создать условия для развития связной речи, словарного запаса, графо­моторных навыков, пространственного восприятия. Целенаправленная   системная   работа   по   развитию   речевых   и   неречевых функций должна способствовать преодолению нарушений письма. Важным   условием,   обеспечивающим   успешность   коррекционной   является   организация   взаимодействия   всех   субъектов работы, образовательного процесса – учителя, педагога­психолога, родителей. Только при   слаженном   взаимодействии   всех   участников   возможно   преодоление дисграфии у младших школьников с ЗПР. Литература: 1. Логинова,   Е.А.   Нарушения   письма.   Особенности   их   проявления   и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: учеб. пособие / Е.А. Логинова; под ред. Л. С. Волковой. – СПб.: ДЕТСТВО­ПРЕСС, 2004. – 208 с. 2. Мальцева, Е.В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: автореф. дис…. канд. пед. наук / Е.В. Мальцева. – М., 1991. – 26 с. 3. Тараканова, А.А. Особенности операций мышления и их коррекция у   пособие   / младших   школьников   с   нарушениями   письма:   учеб. А.А. Тараканова. – М.: Владос, 2016. – 176 с.  4. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление   /   Л.С.   Цветкова.   –   М.:   Московский   психолого­социальный институт; Воронеж: МОДЕК, 2000. – 304 с.

Статья "Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста с ЗПР"

Статья "Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста с ЗПР"

Статья "Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста с ЗПР"

Статья "Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста с ЗПР"

Статья "Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста с ЗПР"

Статья "Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста с ЗПР"

Статья "Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста с ЗПР"

Статья "Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста с ЗПР"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2017