МБУ ДО «Центр психолого- медико- социального сопровождения» ГО «город Якутск»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБУ ДО ЦПМСС ГО «г.Якутска»
__________________Колодкина Л.Ю.
«_____»__________________2023 г.
Программа
Модернизации
Профессиональной
К о м п е т е н т н о с т и
(для специалистов Территориальных
психолого-медико-педагогических комиссий)
Составила:
Руководитель ТПМПК №1 г. Якутска
Попова И.К.
Якутск, 2023
Содержание
|
1. Введение………………………………………………………….3 стр.
|
2. Краткая аннотация программы ……………………………….4 стр. |
3. Обоснование необходимости программы……………………….5 стр. |
4. Цели и задачи программы………………………………………..6 стр. |
5. Целевая аудитория…………………………………………………6 стр. |
6. Формы и методы обучения……………………………………….6 стр. |
7. Планируемые результаты…………………………………………6 стр. |
8. Тематический план часов Модуль №1……………………………7 стр. |
9. Тематический план часов Модуль № 2 (для начинающих специалистов ПМПК)……………………………………………………8 стр. |
10. Основное содержание программы Модуль №1 ………………10 стр. |
11. Основное содержание программы Модуль №2 ………………13 стр |
12. Список литературы……………………………………………….15 стр. |
13. Шаблон журнала методических часов………………………….17 стр. |
1. Введение
За последние несколько лет система «специального» образования претерпела значительные изменения. В Федеральном законе 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» впервые закреплено понятие «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья» (далее ОВЗ). Данный статус «ребёнок с ОВЗ» подтверждает Психолого – медико – педагогическая комиссия (далее ПМПК). С 1 сентября 2016 года вступил в силу ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а в 2022 году утверждена уже новая редакция этих документов.
Особая роль в системе специального (коррекционного) образования нового типа принадлежит службам сопровождения образования и, прежде всего, психолого-медико-педагогическим комиссиям (ПМПК).
Психолого-медико-педагогическая комиссия является экспертной службой в решении вопросов, связанных с реализацией прав на образование детей с проблемами в обучении и отклонениями в развитии, в возрасте от 0 до 18 лет. Деятельность ПМПК направлена на выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания. Необходимость создания специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
Основанием для создания в образовательной организации специальных условий обучения и воспитания для ребенка, включая оказание психолого-педагогической помощи, является заключение ПМПК. Таким образом, образовательный путь ребёнка, имеющего «особые образовательные потребности, начинается именно с обращения на ПМПК. В этой связи важно, чтобы специалисты ПМПК имели высокий уровень профессионального мастерства, ведь от решения комиссии иногда зависит «судьба ребёнка».
Г.В.Грибанова в «Методических рекомендациях по организации деятельности ПМПК» (2002 г.) отмечает: « Немаловажным для ПМПК остается методическое обеспечение ее деятельности. Современные требования к обследованию ребенка в ПМПК обозначают две ведущие тенденции в отношении методического обеспечения обследования. Первая из них предполагает оснащение всех ПМПК России унифицированным набором стандартизованных экспериментальных методик, тестов, других методических средств. Вторая тенденция заключается в высокопрофессиональном владении этими средствами и гибком индивидуализированном их использовании по отношению к каждому конкретному ребенку. Таким образом, к основным перспективам развития системы ПМПК она относит: «…повышение профессионализма каждого специалиста ПМПК соответствующего профиля в рамках своего предмета».
В современных исследованиях подчеркивается, что профессионализм не сводится лишь к совокупности профессиональных знаний и умений, а определяется еще и уровнем личностно – профессиональных качеств специалиста, направленностью его личности, особенностью его мотивационной деятельностью. Основой профессионализма педагога является профессиональная компетентность, включающая сплав личностных профессионально - значимых особенностей педагогов, их теоретических и методических знаний, а также практических умений, которые необходимы для эффективного осуществления педагогической деятельности.
2. Краткая аннотация программы
Настоящая программа – это представление опыта по организации работы по повышению профессиональной компетентности специалистов Территориальных психолого-педагогических комиссий. Особенность данной программы заключается в том, что она реализуется в виде «методических часов». Она включает в себя два модуля: первый для специалистов действующих комиссии, имеющий достаточный опыт работы, а второй - для специалистов вновь создаваемых ТПМПК или приходящих туда по совместительству, не имеющих практического опыта работы в комиссии.
Качество образования во многом определяется компетентностью педагога в профессиональной деятельности. Профессионализм приходит к педагогу с опытом. Работа в комиссии, требует от специалистов ПМПК высокого профессионализма, постоянного совершенствования, глубоких не только теоретических знаний в области специального образования, но также и наличие большого практического опыта работы, умения донести нужную информацию до родителей, убедить в необходимости выполнения рекомендаций.
Данные требования предъявляются не только к специалистам, имеющим опыт работы в комиссии, но и начинающих работу в ПМПК. При этом с первого же дня работы начинающий специалист имеет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и педагоги комиссии с многолетним стажем.
Реализация данной программы будет способствовать эффективному взаимодействию всех специалистов ПМПК (включая «стажистов» и начинающих педагогов), успешной адаптации начинающих педагогов, своевременному и систематическому обогащению новыми знаниями, умениями в области диагностики и консультирования, ознакомлению с педагогическими новинками и нормативными документами в области специального образования для лиц с ОВЗ.
В программу включены лекции, индивидуальные консультации, разработка, подборка раздаточного материала по каждой теме, методическая помощь в подготовке к прохождению аттестации, разработка и совершенствование должностной документации, а также контрольные вопросы и тесты по темам (для начинающих педагогов). Каждый методический час включает: презентационный материал выступающего, теоретический и раздаточный материал для самостоятельного изучения, в том числе и контрольные вопросы /тесты для самоконтроля.
Работа по программе предполагает доверительные взаимоотношения между молодыми и опытными педагогами комиссии, возможность проявить свои творческие способности, поделиться секретами, педагогического мастерства в неформальной атмосфере, исходя их индивидуальных затруднений специалистов.
Отличительная черта данной программы в том, что ее реализация помогает педагогам самостоятельно получать новые знания в процессе подробного рассмотрения проблемных тем, вопросов, возникающих в работе и применять их на практике, вырабатывать «совместный продукт» по результатам проведения методических часов (новые протоколы, бланки, заключения, шаблоны журналов и т.д.).
Участниками и «реализаторами» проведения «методических часов» могут быть как опытные педагоги комиссии, так и начинающие. Тематика и периодичность проведения «методчасов» определяется исходя из потребностей, возможностей специалистов и графика работы комиссий.
3. Обоснование необходимости программы
В апреле 2021 года, согласно приказу Управления образования, был открыт второй дополнительный состав Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее ТПМПК 2).
В составе новой комиссии только руководитель, имела опыт работы педагогом –психологом в ТПМПК, остальные специалисты, пришедшие в комиссию были приглашены по совместительству. В нашем регионе отмечается кадровый дефицит специалистов «дефектологического» профиля. Принятые в новую комиссию специалисты были с первой квалификационной категорией и стажем работы от 5до 10 лет. В связи с этим возникла острая необходимость как можно скорее включить в работу новый состав.
В течение 2-х недель проводилась стажировка специалистов ТПМПК № 2 на базе основного «опытного состава» ТПМПК №1, где специалисты присутствовали при процедуре обследования, знакомились с документацией комиссии, нормативно-правовой базой, диагностическим инструментарием, учились заполнять протоколы, грамотно писать заключения в соответствие со своим профилем работы в комиссии.
Следует отметить, что несмотря на большой опыт работы специалистов основного состава ТПМПК № 1, в процессе обследования, консультирования и ведения документации возникали вопросы требующие проработки или внесения изменений в документооборот, в содержание диагностики, выработки новых шаблонов, бланков, обновления теоретических знаний по нозологиям и мн.др. вопросы.
В связи с этим и возникла необходимость составления программы повышения квалификации для специалистов Территориальных комиссий. Актуальность данной программы подтверждена наличием постоянной потребности в целенаправленном, системном и непрерывном развитии профессиональной компетентности, причем не только специалистов «стажистов», но и вновь пребывающих в комиссию.
Наш город стремительно развивается и ежегодно увеличивается народонаселение нашей столицы, но, к сожалению, количество детей с «особыми образовательными потребностями» увеличивается. Следовательно, остро будет стоять необходимость открытия дополнительных составов ТПМПК, обслуживания города по округам, в котором должна существовать своя территориальная комиссия.
Следовательно, наша программа будет всегда актуальна, востребована и будет дополняться новыми «методчасами», практическим материалом, совместно «вырабатываемыми продуктами», что будет совершенствовать работу комиссий, а значит и повышать качество работы по комплексному психолого-медико-педагогическому обследованию детей с ОВЗ, инвалидность и трудностями в обучении и поведении.
4. Цели и задачи программы
Цель: научно-методическое сопровождение деятельности специалистов Территориальных ПМПК с учетом разного уровня и опыта работы в составе комиссии, повышение и постоянная модернизация уровня профессиональных компетенций и индивидуальных педагогических способностей, обеспечивающих совершенствование механизмов предоставления образовательных услуг детям с ОВЗ, инвалидностью или девиантным поведением.
Задача программы:
1. Обеспечение непрерывности профессионального образования специалистам Территориальных ПМПК, повышение его теоретико-методического уровня и квалификации.
2. Алгоритмизация и технологизация деятельности специалистов ТПМПК при проведении комплексного психолого-медико-педагогического обследовании детей и подростков.
3. Обеспечивать обмен передовым опытом диагностической и консультативной работы между участниками проекта.
4. Разработка единых подходов и критериев к формированию индивидуальных заключений и документации специалистов комиссии (педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, врачей, социальных педагогов).
5. Совершенствование и постоянное пополнение диагностического инструментария, технологических карт и служебной документации, через выработку новых вариантов бланков, шаблонов, инструкций, протоколов.
6. Развитие сотрудничества, единого командного подхода в деятельности специалистов ПМПК.
Реализация программы для специалистов ТПМПК опирается на следующие принципы:
- принцип безопасности: создание атмосферы доброжелательности, гарантии конфиденциальности данных специалистов, участвующих в реализации программы просветительской направленности;
- принцип деятельностного подхода: формирование новых знаний, нового опыта у педагогов в ходе совместной работы;
- принцип единства методологических подходов в деятельности ПМПК при проведении комплексного психолого-медико-педагогического обследования и определении условий получения образования детьми с ОВЗ, инвалидностью;
- принцип сотрудничества, единого командного подхода в деятельности специалистов ПМПК.
Целевая аудитория: руководители и специалисты Территориальных психолого-медико-педагогических комиссий: педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги, врачи (при необходимости).
Формы и методы обучения: программа состоит из двух модулей, реализуемых в формате «методических часов»: 1 – основной, для специалистов основного состава, включающий опытных педагогов, 2- для начинающих специалистов комиссии. В программе Моделя №1 и №2 есть темы, которые прорабатываются на совместных «общих» методических часах. Методы и приёмы обучения- метод поиска и анализа информации, метод обобщения и систематизации материала, изучения и разработки документов, изучения литературы, структурирования материала и др.
Срок реализации программы: 1 год учебный год.
Планируемые результаты:
1. Формирование готовности конструктивно взаимодействовать со специалистами комиссии по вопросам комплексной диагностики и консультированию детей и подростков с ОВЗ, инвалидностью и трудностями в обучении и их родителей (з/п).
2. Формировать и совершенствовать теоретические и практических знания специалистов комиссии, необходимые для определения образовательного маршрута и специальных условий обучения и воспитания для каждого варианта отклоняющегося развития.
3. Сформировать и совершенствовать умения определять индивидуальную образовательную и коррекционную траекторию для включения ребёнка в образовательное пространство дошкольного/школьного учреждения.
4. Повышение уровня владения навыками проведения заседаний ПМПК (в том числе в дистанционном формате) и навыками взаимодействия с различными специалистами педагогического и других профилей (врачи, специалисты бюро МСЭ, социальные работники и т.д.).
5. Повышение уровня владения нормативно- правовым и диагностическим инструментарием в работе, совершенствование должностной и отчётной документации с использованием информационных технологий.
Тематический план методических часов
( для специалистов постоянно действующего состава ПМПК)
Модуль № 1
№ |
Наименование темы м/ч |
Форма работы (лекция, практ. зан., консульт.) |
Раздаточный материал |
Продуктивность м/ч |
Самост. работа и форма контроля |
1.
|
Проведение опроса о наличии интересующих тем, трудностей, проблемных вопросов для подбора тематики методчасов Входное тестирование на уровень владения знаниями по профилю работы и нормативной документацией о работе ПМПК для лиц ОВЗ |
Анкетирование (Гугл- форма) Тестирование |
Эл. тест в гугл форме, Тест и решение практических заданий |
Анализ запросов специалистов комиссии. Утверждение тематического плана модуля на уч.год. |
|
2. |
Особенности обследования детей с ТМНР в условиях ПМПК (выездное обследование маломобильных детей) |
Лекция.
Совместный методчас для модуля №1 и №2 |
Презентация. Методические материалы. Диагностические пакеты для обследования данной категории |
Подготовка материалов для обследования данной категории. Разработка протокола для ТМНР. Разработка дополнительных спецусловий в коллегиальное заключение |
Апробирование нового варианта протокола по результатам обследования лиц с ТМНР. |
3. |
Формулировка заключений, включающих рекомендации по сопровождению тьютора и ассистента |
Лекция Совместный методчас для модуля №1 и №2 |
Презентация Нормативная документ-я ознакомление с проф. стандартом тьютора, ассистента |
Разработка памятки для внесения дополнений в протокол и заключения ПМПК |
Контрольные вопросы по теме. |
4. |
Организация диагностической сессии и особенности составления рекомендаций для детей с девиантным поведением в условиях ПМПК |
Лекция Совместный методчас для модуля №1 и №2 |
Презентация, теоретический материал. Подборка разработок в интернет-ресурсах |
Разработка спец.условий для включения в коллегиальное заключение для лиц с девиант. Поведением. |
Внедрение новых спецусловий в коллег.заключение по результатам обследования на ПМПК лиц с девиант. поведением. |
5. |
Классификация речевых нарушений. Особенности обследования специалистами ПМПК «неговорящих» детей и детей с речевой патологией. |
Лекция.
Совместный методчас для модуля №1 и №2 |
Презентация. Методические материалы. Диагностические пакеты для обследования речи |
Памятка по речевым нарушениям для специалистов комиссии |
Выработка дополнений к общему протоколу и заключению. |
6. |
Введение электронного документооборота ПМПК. Новые электронные шаблоны баз данных, журналов учёта рабочего времени и т.д. |
Практикум по заполнению и ведению эл. документации. Совместный методчас для модуля №1 и №2 |
Перечень документации ПМПК. Эл. шаблоны журналов |
Разработка инструкции по заполнению и ведению эл. документации. |
Контроль руководителя ТПМПК 1 раз в год |
7. |
Процедура обследования и формирование заключения для выпускников 9/11 классов по определению спецусловий сдачи ГИА. |
Лекция.
Совместный методчас для модуля №1 и №2 |
Презентация. Методи. Рекомендации по сдаче ГИА для лиц ОВЗ Протоколы, заключения |
Памятка по заполнению протоколов на выпускников |
Выработка дополнений к общему протоколу и заключению для выпускников с ОВЗ |
8. |
Алгоритм психолого-педагогического консультирования родителей (з/п), педагогов и детей специалистами ПМПК |
Лекция
Совместный методчас для модуля №1 и №2 |
Презентация Регламент консультирования |
Разработка единого бланка консультирования и шаблона заявления родителей о согласии на процедуру консультирования |
Внедрение новых шаблонов бланка и заявления по результатам консультирования всеми специалистами ПМПК |
9. |
Самообразование специалистов ПМПК. Шаблон плана самообразования. |
Лекция Совместный методчас для модуля №1 и №2
|
Презентация. Подбор методического материала. |
Контрольный срез по уровню проведения работы по самообразованию специалистов ПМПК. Уточнение тем самообразования педагогов ПМПК |
Проверка планов самообразования с учётом дополнительного материала лекции. |
10. |
Подведение итогов учебного года. Отчётность ПМПК. Мониторинг. Отчётная документация специалистов ПМПК. Совместный методчас для модуля №1 и №2
|
Практикум. Тренинг по заполнению новой формы мониторинга качества работы ППк СОШ и ДОУ |
Новые формы шаблонов отчётов в форме Гугл-опроса |
Инструкция по заполнению мониторинга новой формы отчёта |
Сдача отчётов в новой форме. Контроль руководителя ТПМПК. Сбор отчётов. |
Тематический план методических часов
( для специалистов, начинающих работу в ПМПК)
Модуль № 2
№ |
Наименование темы м/ч |
Форма работы (лекция, практ. зан., консульт.) |
Раздаточный материал |
Продуктивность м/ч |
Самост. работа и форма контроля |
1. |
Общая организация деятельности ПМПК. Содержание, основные направления. Нормативная база |
Лекция |
Презентация, подборка нормативной документации План работы комиссии на уч.г. |
|
Тестирование- 10 вопросов для самоконтроля по теме. |
2. |
Основная документация ПМПК. Заключения, протоколы, формулировки, используемые при составлении заключения. |
Тренинг по заполнению протоколов, заключений новыми специалистами по результатам обследования по своему профилю |
Шаблоны, протоколов, заключений, бланков. Список, утверждённой документации ПМПК |
Памятки по заполнению, памятка с формулировками заключений |
Итоговое оформление протокола и заключения на основе описания диагностического случая. |
3. |
Диагностическая документация специалиста ПМПК. Классификация по возрастам на основе МКБ-10, Ознакомление с перечнем, утвержденных методик ПМПК. Особенности использования пакетов диагностических методик на ПМПК |
Лекция, тренинг |
Диагностические пакеты по возрастам. |
Разработка личного комплекта диагностического обследования по своему профилю работы в комиссии для детей от 0-18 лет. |
Контрольные вопросы. |
4. |
Деятельность специалистов ПМПК (дефектолог (олиго, сурдо, тифло), логопеда, психолога по выявлению особых образовательных потребностей детей |
|
|
|
|
5. |
Диагностика детей раннего возраста в условиях ПМПК. Документация, Диагностический инструментарий. |
Лекция, просмотр видеоматериалов по процедуре обследования, посещение «Службы ранней помощи» |
Диагностические материалы, шаблоны протоколов обследования детей раннего возраста |
Подбор индивидуального инструментария специалистами, памятка для обследования по своему профилю. Разработка анкеты для родителей. |
Контрольные вопросы |
6. |
Дистанционная форма обследования детей в условиях ПМПК. Положение, Процедура. Документация. |
Практикум. Просмотр видео заседаний. |
Презентационный материал по возрастам для обследования в дистанционном формате, Положение. Шаблоны документов для дист./обслед |
Разработка технологической карты обследования каждым спец-ом. |
|
7. |
Речевые расстройства при РАС. Диагностика материалы и особенности обследования детей с РАС на ПМПК. |
Лекция, видео показ обследования реб-ка с РАС. |
Презентация и диагностич. материал |
Составление технологической карты обследования |
|
8. |
Аттестация специалистов ПМПК. Составление электронного портфолио специалиста ПМПК. Положение об аттестации педагогических работников. |
Индивид. консультирование |
Нормативка.Шаблон эл. портфолио, критерии аттестации для учителей – логопедов, дефектологов, психологов. |
Разработка личного портфолио и подготовка к прохождению аттестации. |
Проверка оформления портфолио по критер-ным баллам. |
|
В план включаются 9 совместных метод. часов с модулем №1 |
Итого 17 часов. |
|
|
|
10. Основное содержание программы Модуль №1
Тема |
Краткое содержание |
Контрольные вопросы |
Проведение опроса о наличии интересующих тем, трудностей, проблемных вопросов для подбора тематики метод.часов |
|
Педагог определяет тематику вопросов, требующих проработки и дополнительной информации |
Входное тестирование на уровень владения знаниями по профилю работы и нормативной документацией о работе ПМПК для лиц ОВЗ |
Тест состоит из 20 теоретических вопросов и одного практического задания. |
По ответам на вопросы определяется перечень «проблемных» тем. |
Особенности обследования детей с ТМНР в условиях ПМПК (выездное обследование маломобильных детей) |
Особенности раннего развития детей ЧС ТМНР. Структура нарушения развития при ТМНР. Ранняя помощь семьям с детьми с ТМНР. Особенности диагностики и консультирования детей с ТМНР. Дистанционная диагностика для ТМНР. Формирования заключения для ребёнка с ТПМР в условиях ПМПК. Особенности выездного обследования для маломобильных детей с ТМНР. Выбор образовательного маршрута для ребёнка с ТМНР. Ознакомление с проектом нового протокола обследования лиц с ТМНР (обсуждение и принятие итогового варианта) |
1.Кто
относится к категории детей с ТМНР? 2. Особенности обследования ребёнка ТМНР
в условиях ПМПК? 3.Особенности организации дистанционного и выездного ПМПК
для детей с ТМНР? 4.Какие варианты ФАОП предусмотрены для детей с ТМНР
дошк./ |
Формулировка заключений, включающих рекомендации по сопровождению тьютора и ассистента |
Изучение нормативно-правовой документации по деятельности тьютора/ассистента (Профессиональный Стандарт тьютора/ассистента, метод. рекомендации, приказы). Каким категориям лиц с ОВЗ предоставляются услуги тьютора/ассистента. Формулировка и указание перечня трудовых функций в заключениях ПМПК. |
1.Что входит в перечень трудовых функций тьютора? 2. Что входит в обязанности ассистента? 3. В чём разница между тьютором и ассистентом? 4. Каким категориям лиц с ОВЗ предоставляются услуги тьютора и ассистента? |
Организация диагностической сессии и особенности составления рекомендаций для детей с девиантным поведением в условиях ПМПК |
Нормативное регулирование деятельности ПМПК при организации обследования лиц с нарушениями поведения. Определение понятия, критериев и видов «девиантного» и «делинквентного» поведения. Технология экспертно-диагностического обследования несовершеннолетних с нарушениями поведения. Диагностический инструментарий Ознакомление с программно- методическим комплексом дифференциальной диагностики нарушений поведения несовершеннолетних. Описание результатов обследования (протокол). Разработка рекомендаций по созданию специальных условий обучения и воспитания , организации профилактической работы. |
1.Какое поведение называют девиантным, а какое делинквентным? 2.Виды девиантного поведения?3.Организационная модель обследования несовершеннолетних с нарушениями поведения в условиях ПМПК? 4.Диагностические критерии в обследовании лиц с девиантным поведением?5. Назовите методики, применяемые для углубленной диагностики девиантного поведения? 6. Предлагаю рассмотреть кейс случая с описанием, какие рекомендации вы можете дать в данном случае как специалист ПМПК? |
Классификация речевых нарушений. Особенности обследования специалистами ПМПК «неговорящих» детей и детей с речевой патологией. |
Классификация речевых нарушений (по Р.И.Лалаевой, М.Е. Мастюковой, Р.Е.Левиной, В.М.Акименко). Диагностический инструментарий в работе ПМПК по обследованию детей с нарушениями речи и «неговорящих» детей. Специфика обследования «неговорящих» детей специалистами ПМПК. Специальные условия, рекомендуемые логопедом и специалистами ПМПК детям с речевыми нарушениями и «неговорящим» детям. |
1.Какой классификацией пользуются учителя – логопеды ПМПК? 2. Назовите нарушения письменной речи? 3.В чём специфика обследования «неговорящих» детей в условиях ПМПК? 4. Какие методики используются для обследования речи детей раннего возраста? 5. Особенности обследования речи детей с заиканием? 6. Какое речевое заключение ставится при умственной отсталости? |
Введение электронного документооборота ПМПК. Новые электронные шаблоны баз данных, журналов учёта рабочего времени и т.д. |
Перечень обязательной документации специалиста ПМПК. Номенклатурный документооборот ПМПК. Правильность ведения должностной документации специалистом ПМПК. Конфиденциальность в работе с документацией и правила хранения и передачи конфиденциальной информации. Новые шаблоны ведения рабочей документации (журналы), новый электронный вариант ведения базы данных детей, прошедших ПМПК (практич. занятие по заполнению новых электронных шаблонов документооборота). |
1.Какую рабочую документацию обязан вести специалист ПМПК?2. Какая информация относиться к разряду «конфиденциальной»? 3. Правила хранения и передачи «конфиденциальной информации? 4. Как правильно сохранять информацию на цифровых носителях? |
Процедура обследования и формирование заключения для выпускников 9/11 классов по определению спец.условий сдачи ГИА. |
Нормативно- правовая документация обеспечения итоговой аттестации для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Категории участников ГИА, имеющих право на льготную форму сдачи экзаменов. Перечень документов предоставляющих на ПМПК для получения спец.условий. Условия при сдаче ГИА, рекомендуемые ПМПК для различных категорий лиц с ОВЗ и инвалидностью. Особенности процедуры обследования выпускников на ПМПК. Структура протокола и заключения ПМПК для выпускников 9/11 кл, претендующих на ГВЭ. |
1.Какой документ определяет порядок сдачи итоговой аттестации лицами с ОВЗ и инвалидностью? 2.Назовите категории выпускников, которые могут претендовать на льготную форму сдачи ГИА? 3. Перечислите документы, требующиеся для прохождения ПМПК для лиц с ОВЗ и инвалидностью? 4. Какие спец.условия могут быть рекомендованы для лиц с ОВЗ сдающих ГВЭ на дому? 5. Особенности формирования заключения ПМПК для обучающихся, сдающих ГИА в медицинских учреждениях? |
Алгоритм психолого-педагогического консультирования родителей (з/п), педагогов и детей специалистами ПМПК |
Стратегия и тактика консультативной работы специалистами ПМПК с родителями (з/п) детей. Виды и формы консультаций. Алгоритм проведения консультации для родителей, педагогов и детей. Дистанционная форма консультирования. Оформление результатов консультации (бланк, шаблон). Разработка рекомендаций по результатам консультирования. Регламент консультативной работы. |
1.Перечислите виды и формы консультативной работы? 2. Назовите алгоритм процесса консультирования для родителей? 3. С какого возраста ребёнок может самостоятельно обратиться за консультацией специалиста ПМПК? 4. Как формируются рекомендации по результатам консультирования? |
Самообразование специалистов ПМПК. Шаблон плана самообразования. |
Цель и задачи самообразования. Источники самообразования. Формы работы по самообразованию Алгоритм составления плана и работы над темой самообразования. Отслеживание результативности работы по самообразованию. Подведение итогов и анализ результатов. |
1.Перечислите основные направления работы по самообразованию? 2. Назовите этапы работы по самообразованию? 3. Перечислите формы работы по самообразованию 4.Как подвести итоги эффективности работы по самообразованию? |
Подведение итогов учебного года. Отчётность ПМПК. Мониторинг. Отчётная документация специалистов ПМПК. |
Алгоритм подведения итогов работы за учебный год. Виды отчётности ПМПК (федеральная, региональная, муниципальная). Требования к отчётной документации. Отчёты специалистов ПМПК (статистический, годовой за у/г). Мониторинг результативности работы ПМПК. Мониторинг работы ППк ОУ. |
1.Перечислите виды федеральной, региональной, муниципальной отчётности ПМПК? 2. Как составляется аналитический отчёт работы ПМПК за учебный год. |
11. Основное содержание программы Модуль №2
Тема |
Краткое содержание |
Контрольные вопросы |
Общая организация деятельности ПМПК. Содержание, основные направления. Нормативная база |
Нормативно – правовые основы деятельности ТПМПК. Стандарт деятельности ПМПК. Цели, задачи. Основные направления работы. Этапы обследования. Регламент диагностической деятельности. Материальная база, оснащённость. |
1.Первым этапом обследования ребёнка на ПМПК является? 2. С какой целью организуется деятельность ПМПК? 3. Что необходимо сделать в случае несогласия родителей с решением ПМПК?4. Кто создаёт ПМПК? 5. Перечислите специальные условия, которые может рекомендовать ПМПК для лиц с ОВЗ |
Основная документация ПМПК. Заключения, протоколы, формулировки, используемые при составлении заключения. |
Номенклатура ПМПК. Перечень бланков и документов ПМПК. Формулировки заключений специалистов ПМПК (памятки). Тренинг по заполнению протоколов и заключений на примерах из кейсов случаев. Командная работа. Коллегиальное заключение комиссии. |
1.Перечислите документацию, предоставляемую родителями на ПМПК. 2. Какие обязательные документы заполняются в день проведения обследования на ПМПК? 3. Особенности работы в команде ПМПК при принятии коллегиального решения? 4. Заполните протокол и определите спецусловия на примере из кейса случает по описанию. |
Диагностическая документация специалиста ПМПК. Классификация по возрастам на основе МКБ-10, Ознакомление с перечнем, утвержденных методик ПМПК. Особенности использования пакетов диагностических методик на ПМПК |
Структура диагностических методик. Перечень методик, используемых на ПМПК. Классификация МКБ -10, особенности определения степени ограничения жизнедеятельности. Алгоритм использования диагностических пакетов специалистами ПМК. Обзор диагностических средств для логопедического обследования, Цели и задачи педагогического обследования учителем – дефектологом, Особенности использования психологических методик в процессе обследования. |
1.Особенности обследования детей на ПМПК различных нозологических групп.2. Этапы диагностического обследования. 3. Приёмы выявления детей с трудностями обучения и поведения.4.Приведите описание особых образовательных потребностей у детей с РАС? |
Деятельность специалистов ПМПК (дефектолог (олиго, сурдо, тифло), логопеда, психолога по выявлению особых образовательных потребностей детей |
Основные задачи деятельности учителя – дефектолога. Особенности дефектологического обследования детей дошк/школьного возраста. Особенности дефектологического обследования детей с НОДА, РАС, ТМНР. Специфика и алгоритм проведения обследования детей нарушением слуха (сурдопедагогическое обследование) и детей с нарушением зрения (тифлопедагогическое обследование). Определение специальных образовательных условий для детей с дефицитарностью анализаторных систем. |
1.Алгоритм и основная стратегия комплексного обследования ребенка с ОВЗ в процессе психолого-медико-педагогического консультирования. 2. Основные задачи деятельности учителя-дефектолога (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога – по выбору). 3. Специфика логопедического обследования на ПМПК. 4. Тактики работы с детьми разного возраста в деятельности педагога-психолога ПМПК. |
Особенности проведение логопедического обследования. Структура и технология определения специальных образовательных условий для различных категорий детей с тяжелыми нарушениями речи |
||
Стратегия и тактика проведения психологического обследования различных категорий детей. Особенности использования различных диагностических приемов в деятельности педагога-психолога ПМПК с детьми разного возраста. Роль и функция педагога-психолога как координатора междисциплинарной деятельности специалистов. |
||
Диагностика детей раннего возраста в условиях ПМПК. Документация, Диагностический инструментарий. |
Обследование на ПМПК детей раннего возраста (презент.). Бланки. Протокол. Диагностический инструментарий для обследования детей раннего возраста. Анкетирование родителей. Тест психомоторного развития Гриффитса. Заключение ПМПК по результатам обследования. Примерные формулировки заключений специалистов. Протокол обследования детей раннего возраста (тренинг по заполнению). |
1.Перечислите основные этапы развития детей раннего возраста. 2. Какие методики используются в дефектологическом обследовании детей раннего возраста. 3. Особенности обследования детей НОДА раннего возраста. 4. Признаки отставания в психомоторном развитии? |
Дистанционная форма обследования детей в условиях ПМПК. Положение, Процедура. Документация. |
Дистанционная форма обследования и консультированияна ПМПК (в период пандемии). Положение о дистанционном формате обследования. Нормативка РФ, регионального уровня. Этапы диагностического обследования. Маршрутизатор для родителей, обязанности специалистов при дистанционном обследовании. Диагностический материал для дистанционного обследования. Документация для дистанционной работы. Технические условия. Выдача заключения и рекомендаций. |
1.В каких случаях может быть использована дистанционная форма обследования? 2.Перечислите основные этапы дистанционного обследования и консультирования. 3. Назовите цели и задачи подготовительного этапа. 4. Назовите технические условия, необходимые для обеспечения дистанционного обследования. 5. Расскажите об особенностях дистанционного обследования для «неговорящих» лиц с ОВЗ. |
Речевые расстройства при РАС. Диагностика материалы и особенности обследования детей с РАС на ПМПК. |
Клиническая классификация РАС. Речевые расстройства при аутизме. Основные диагностические критерии. Скрининговые методы выявления РАС. Диагностический и стимульный материал для обследования детей с РАС. Организация пространства для обследования. Использование методов альтернативной коммуникации. Алгоритм проектирования индивидуальных образовательных траекторий для детей с РАС. |
1.Какие диагностические и скрининговые методик используются в диагностике детей с РАС? 2. Перечислите специальные условия, рекомендуемые ПМПК для включения детей с РАС в образовательное пространство.3.Какие логопедические заключения использует учитель- логопед по результатам обследования? |
Аттестация специалистов ПМПК. Составление электронного портфолио специалиста ПМПК. Положение об аттестации педагогических работников. |
Положение об аттестации педагогических работников. Этапы прохождения аттестации. Формирование портфолио (папки) достижений педагога. Критерии аттестации специалистов ПМПК. Работа по самообразованию специалиста ПМПК. |
Подготовить портфолио (папку) достижений для прохождения аттестации. Пройти аттестацию. |
12. Список литературы:
1. Борисова Н. В., Прушинский С. А. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. – М.: РООИ «Перспектива», 2009.
2. Грибанова Г. И. Психолого-медико-педагогическая комиссия. Методические рекомендации по организации деятельности/ Школьный психолог – 2002 - №26.
3. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями развития. – М.: Книголюб, 2005.
4. Психолого-педагогическое консультирования и сопровождение развития ребенка. / Под ред. Л. М. Шипицыной. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС., 2003.
5. Забрамная С.Д. Материалы для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. -М.,1981.
6. Отбор во вспомогательные школы (методические рекомендации для членов республиканских и областных медико-психологических комиссий). - М., 1980. 23.Оудсхоорн Д.Н. Детская и подростковая психиатрия. М., "Социальная и клиническая психиатрия", 1993.-320с.
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико- педагогической комиссии».
8. Рабочая книга психолого-медико-педагогического Консилиума ( методическое пособие и рабочие материалы для деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов и консультаций) / Под общей ред. М.М. Семаго/ -М., 2000.
9. Семаго М.М., Ахутина Т.В., Семаго Н.Я., Светлова Н.А., Береславская М. И. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / под общей ред. М.М.Семаго - М., АРКТИ, 1999. – 138с.
10. Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы
помочь/А.О. Дробинская. – М: 2005. – 95.
11. Под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Никашиной Н.А. Обучение детей с задержкой психического развития/ под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А.Никашиной. – М. 1981. – 118.
12. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1/ С.Г. Шевченко, Н.В. Бабкина, А.Д .Вильшанская. – М: 2005. – 93.
13. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии/ Т.А. Власова, М.С.Певзнер. – М: 1973. – 173.
14. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273.
15. Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. (в ред. от 27.05.2000 г. № 78-ДВ)
16. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» № 3185-1 от 02.07.1992 (в ред. от 21.07.1998 г.)
17. Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организационно-методическом обеспечении деятельности психолого-медико-педагогических комиссий от 26 июня 2014 года N МОН-П-2653.
18. Методические рекомендации Минобрнауки РФ « О совершенствовании деятельности психолого – медико- педагогических комиссий» № ВК -1074/07 от 23.05.2016 г.
Анализ итогов программы:
В ходе реализации программы значительно повысился уровень теоретических и практических знаний специалистов ТПМПК № 1 и №2 по вопросам комплексной диагностики и консультированию детей и подростков с ОВЗ, инвалидностью и трудностями в обучении и их родителей (з/п). Для начинающих специалистов нового состава (ТПМПК №2) значительно легче прошёл период адаптации к новой работе, используемое наставничество и проработка «сложных» тем дала возможность быстро включиться в диагностическую работу, создать каждому специалисту свой диагностический инструментарий, быстро овладеть правилами ведения должностной документации ПМПК. В процессе проведения методических часов специалисты нового и действующего состава прошли аттестацию.
ТПМПК № 1
Учитель – логопед (декабрь 2022 года) на высшую категорию (подтверждение);
Педагог – психолог (март 2023 г.) на высшую категорию (подтверждение);
Учитель – дефектолог (октябрь 2022 г. – на СЗД по должности учитель – дефектолог); Учитель – дефектолог, руководитель ТПМПК (октябрь 2023г. проходит на высшую категорию (подтверждение);
Врач-психиатр (апрель 2023 г.)- на 1 категорию.
ТПМПК № 2
Руководитель ТПМПК, педагог-психолог (март 2022 г.)- на высшую категорию (подтверждение);
Учитель – логопед (май 2023 г.) на высшую категорию (впервые);
Педагог – психолог (апрель 2022 г) - на высшую категорию (впервые);
Учитель – дефектолог (декабрь 2021 г.) - на высшую категорию (впервые);
Данные показатели наглядно доказывают эффективность проводимой работы по повышению профессиональной компетенции специалистов ПМПК.
Приложение 1
Шаблон журнала методических часов
№ |
Дата провед-я |
Тема методического часа (МЧ) |
Краткое содержание рассмотренных вопросов на МЧ |
Решение по результатам МЧ |
Присутствовали на МЧ |
Кто проводил |
Раздатка спец-ам |
|
|
|
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.