Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"
Оценка 5
Педсоветы
docx
дефектология
Взрослым
10.03.2019
В материале отражены цели, задачи инклюзивного обучения детей с ОВЗ. Принципы инклюзивного образования, ресурсное обеспечение (условия) получения образования детьми с ОВЗ. Особые образовательные потребности детей с ОВЗ. Ожидаемые результаты и противоречия, ограничения инклюзивного образования, противоречия, присущие собственно инклюзивному обучению детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным правам при неравных возможностях.
Выступление на Педагогическом Совете по теме.docx
Доклад по теме: "Внедрение инклюзивного образования в
общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"
Цель и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ в
общеобразовательном (массовом, неспециальном) учреждении – это
полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные
нарушения, освоение ими общеобразовательной программы (государственного
образовательного стандарта), важнейших социальных навыков наряду со
сверстниками с учетом их индивидуальнотипологических особенностей в
познавательном,
Как
эмоциональноволевом развитии.
физическом,
стратегическое направление развития системы образования инклюзивное
образование требует перестройки образования на всех уровнях. Ориентиры
перестройки системы образования в направлении инклюзии детей с ОВЗ
задаются основными принципами инклюзивного образования,
предусматривающими реализацию равных прав на образование и
социализацию при неравных возможностях.
Основные принципы инклюзивного образования:
∙ по отношению к ребенку с ОВЗ – учащемуся общеобразовательного
учреждения: баланс академических знаний и социальных навыков,
приобретенных в процессе обучения адекватный его индивидуально
типологическим особенностям и соответствующий потребностям ребенка и
его семьи;
∙ по отношению к одноклассникам ребенка с ОВЗ – учащимся инклюзивного
класса: триединство ориентиров на высокое качество освоения
общеобразовательной программы (академических знаний), конструктивную
социальную активность (развитие социальной компетентности) и
сотрудничество (толерантность, взаимопомощь);
∙ по отношению к педагогу – учителю инклюзивного класса: принятие и учет
различий, индивидуального своеобразия учащихся; создание ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в учебно
воспитательном процессе; компромисс между общим и специальным в
обучении; создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности,
сотрудничества в классе;
∙ по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему
инклюзивное образование детей с ОВЗ: адаптивность образовательного
образовательной среды,
учебнометодического комплекса
процесса,
учреждения; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации
и реабилитации; командное взаимодействие педагогов, организующих процесс
обучения и социализации, его психологопедагогическое сопровождение;
развитие толерантного взаимодействия участников образовательного
процесса, сотрудничество с родительской общественностью; оптимизация
финансовоэкономического обеспечения процесса обучения и социализации;
∙ по отношению к системе образования города, района в целом:
∙ оптимизация ресурсов городской, муниципальной системы образования
финансово
(материальнотехнических,
нормативнометодических,
экономических, организационных) по созданию базовых общеобразовательных
учреждений для реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ вблизи
места жительства; поддержка инноваций в инклюзивном образовании;
повышение психологопедагогической культуры педагогического сообщества
и общественности.
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в
общеобразовательных учреждениях базируется на
содержательных и организационных подходах, способах, формах:
следующих
1. индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная
программа учащегося – ребенка с ОВЗ по развитию академических знаний и
жизненных компетенций; 2. социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и
вне его; психологопедагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе
обучения и социализации;
3. психологопедагогический консилиум образовательного учреждения;
4. индивидуальная психологопедагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
5. портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;
6. компетентность учителя в области общего образования с элементами
специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
7. повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в
области инклюзивного образования;
8. рабочие программы освоения предметов образовательной программы в
условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с
образовательными стандартами;
9. тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
10. подготовка тьюторов высшей школой;
11. адаптивная образовательная среда – доступность классов и других
помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности
среды учреждения);
12. адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса
ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами
обеспечения комфортного и эффективного доступа);
13. адаптивная образовательная среда – коррекционноразвивающая
предметная среда обучения и социализации;
14. адаптивная образовательная среда – создание помещений (зон) для
отдыха, восстановления работоспособности;
15. сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества,
взаимодействия и взаимопомощи; 16. ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и
развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного
процесса.
1.6 Ресурсное обеспечение (условия) получения образования детьми с
ОВЗ
На первый план выходит нормативноправовое обеспечение процесса выбора
семьей ребенка с ОВЗ варианта образования, его реализации и при
необходимости перехода на другой вариант. Разработка нормативно
правового механизма адекватного и ответственного выбора для ребенка с
ОВЗ, включая разработку типового контракта, фиксирующего согласованный
выбор и разделение ответственности всех участников образовательного
процесса, включая родителей. Кадровое обеспечение – характеристика
необходимой квалификации кадров педагогов (в области общей и
специальной педагогики), а также кадров, осуществляющих психолого
педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в системе общего
образования. Финансовоэкономическое
соответствующих нормативов и механизмы их исполнения. Должно быть
предусмотрено подушевое финансирование, размер которого сохраняется вне
обеспечение –
параметры
зависимости от выбранного уровня образования, степени интеграции ребенка
в общеобразовательную среду. Финансовоэкономическое обеспечение
устанавливается с учетом необходимости индивидуальной специальной
поддержки ребенка с ОВЗ. Материальнотехническое обеспечение– общие
характеристики инфраструктуры общего и специального образования,
включая параметры информационнообразовательной среды. Материально
техническое обеспечение образования детей с ОВЗ должно отвечать не только
общим, но и особым образовательным потребностям группы детей с ОВЗ в
целом и каждой категории в отдельности. В связи с этим в структуре
материальнотехнического обеспечения должно быть: ∙ организация пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;
∙ организация временного режима обучения;
∙ организация рабочего места ребенка с ОВЗ;
∙ технические средства обеспечения комфортного доступа ребенка с ОВЗ к
образованию (ассистирующие средства и технологии);
∙ технические средства обучения для каждой категории детей с ОВЗ (включая
специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные
на удовлетворение особых образовательных потребностей);
∙ специальные учебники, рабочие тетради и дидактические материалы,
отвечающие особым образовательным потребностям детей на каждой ступени
образования;
Материальнотехническое обеспечению должно быть ориентировано не
только на ребенка, но и на всех участников процесса образования. Это
обусловлено большей, чем в норме, необходимостью индивидуализации
процесса инклюзивного образования. Специфика этого состоит в том, что все
вовлеченные в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный
доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в
образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку
необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения
ребенка с ОВЗ. Должна быть обеспечена материальнотехническая поддержка
процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и
родителей, вовлеченных в процессе образования.
Информационное обеспечение включает необходимую информационно
методическую базу образования детей с ОВЗ и характеристики
предполагаемых информационных связей участников образовательного
процесса. Инклюзивное обучение требует координации действий, т.е.
обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов общего и специального образования, специалистов системы сопровождения.
Специалисты должны иметь возможность обратиться к информационным
ресурсам в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии,
включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный
получить индивидуальную консультацию
консультативный сервис,
квалифицированных специалистов. Должна быть организована возможность
регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля,
специалистами и семьей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние
здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или
затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети
инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в
установленном порядке детьмиинвалидами, но имеющие временные или
постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и
нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с
разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно
двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами
эмоциональноволевой сферы, включая аутистические нарушения, с
задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и
относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым
поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при
специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально
развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к
их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в
целом, но и в каждой входящей в нее категории детей с различными
нарушениями развития.
Особые образовательные потребности детей с ОВЗ
Дети с ОВЗ наряду с характерными для их сверстников познавательными
интересами и образовательными потребностями имеют специфические –
особые потребности обучения.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий,
поскольку определяются спецификой нарушения психического развития. Они
определяют особую логику построения учебного процесса для детей с теми
или иными нарушениями, находят свое отражение в структуре и содержании
образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру
потребности, свойственные всем детям с ОВЗ, както:
1. начать специальное – коррекционное обучение ребенка сразу же после
выявления первичного нарушения развития, как можно раньше при
подготовке ребенка к школьному обучению;
2. индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для
нормально развивающегося ребенка;
3. ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не
присутствующие в программах образования нормально развивающихся
сверстников;
4. использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том
числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие
реализацию «обходных путей» обучения и облегчающие усвоение учебного
материала;
5. обеспечить особую пространственную и временную организацию
образовательной среды; 6. максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы
образовательного учреждения.
Учет особых образовательных потребностей различных категорий детей с
ОВЗ, обусловленных характером (типом) и выраженностью нарушений,
ориентация на максимальное удовлетворение этих потребностей наряду с
необходимостью реализации общего стандарта образования необходимое
условие эффективности инклюзивного обучения. Только удовлетворяя
особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему
путь к общему образованию.
Цели, задачи, ожидаемые результаты инклюзивного образования
Целью инклюзивного образования является преодоление социальных,
физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с
ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в
создание адаптивной образовательной среды,
социуме.
Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи:
1.
удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей
ребенка с ОВЗ
2. обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с
учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта,
обеспечивающей
индивидуальных и семейных ресурсов;
3. построение обучения особым образом – с выделением специальных задач,
разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств
достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы
достигаются традиционными способами;
4. интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса
развития социального опыта, жизненных компетенций; .обеспечение психологопедагогического сопровождения процесса
5
интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия
ребенку и его семье, помощи педагогам;
6. разработка специализированных программнометодических комплексов для
обучения детей с ОВЗ;
7. координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей,
вовлеченных в процессе образования;
8.
обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;
формирование толерантного восприятия и отношения участников
9.
образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.
Ожидаемые результаты:
1. выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;
повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах
2. реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в
соответствии с их возможностями
3. получение ими образования в соответствии с индивидуальными
возможностями;
4. реализация себя в обществе;
5. повышение качества жизни;
6. улучшение социальноэкономического положения семей, воспитывающих
детей с ОВЗ.
1.4 Противоречия, ограничения инклюзивного образования
Поскольку инклюзивное образование призвано обеспечить равные права в
получении общего образования детей с ОВЗ с учетом их возможностей и
ограничений, его реализация на практике предполагает увязывания в единой
системе интересов всех участников образовательного процесса, включая
детей с ОВЗ.Согласование интересов участников инклюзивного образования с
позиции учеников,
администрации общеобразовательного
педагогов, учреждения является по своей сути внутренне противоречивым процессом.В
основе этого процесса лежат противоречия самого процесса обучения,
которые обостряются, усугубляются в условиях инклюзии, а в частности, это
противоречия:
1. между общественным характером образования и индивидуальной формой
овладения знаниями, социальными навыками;
2. между ориентацией учителя на работу с классным коллективом и
индивидуальным подходом к учащимся;
3. между объективной оценкой результатов освоения учебной программы и
индивидуальным оцениванием достижений учащегося по отношению к его
возможностям;
4. между стандартизацией, регламентацией образования и его оптимизацией в
конкретных условиях;
5. между стремлением участников процесса к успеху и достижениям – с одной
стороны и заботой о сохранении и укреплении здоровья – с другой;
Однако на первый план выходят противоречия, присущие собственно
инклюзивному обучению детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным
правам при неравных возможностях, а именно противоречия:
1. между потребностью детей с ОВЗ учиться, развиваться вместе со
сверстниками и их ограниченными возможностями делать это, как другие;
2. между затратами, усилиями на обучение детей с ОВЗ и аналогичными
затратами и усилиями по отношению к их сверстникам;
3. между общим и специальным в обучении детей с ОВЗ, имеющим нарушения
различного генеза;
4. между гуманистическим эффектом и экономической эффективностью
инклюзии;
Инклюзивное образование в настоящий момент имеет ряд ограничений
организационно
нормативноправового,
финансовоэкономического, методического, социокультурного свойства. Первая группа ограничений
связана с недостаточной разработанностью нормативноправовой базы
инклюзивного образования детей с ОВЗ – как федерального, так и
регионального уровня. Вторая группа ограничений обусловлена дефицитом
финансирования образовательных учреждений. Ограниченность субсидий,
выделяемых школам на развитие и поддержку функционирования,
существенно затрудняет создание условий для осуществления инклюзивного
образования. Вместе с тем, подготовка образовательных учреждений и
осуществление инклюзивного обучения детей с ОВЗ сопряжены со
значительными дополнительными финансовыми затратами как на
совершенствование материальнотехнической базы учреждений, так и на
заработную плату педагогов, повышение их квалификации. Третья группа
ограничений связана с необходимостью учета специфики, индивидуально
типологических особенностей детей с ОВЗ в организации учебно
воспитательного процесса в условиях стандартизации и регламентации
Эффективная и адекватная инклюзия предполагает
образования.
необходимость разработки индивидуальных вариативных учебных планов и
программ на основе государственных стандартов, их организационное и
методическое обеспечение. Наконец, наиболее сущностными являются
ограничения социокультурного и психологического свойства, обусловленные
особенностями массового и индивидуального сознания людей по отношению к
людям с инвалидностью в российском обществе. Для нашей страны культурно
обусловлено, традиционно и весьма инерционно восприятие детей с ОВЗ в
контексте специального (коррекционного) образования. Согласно таким
представлениям, сложившимся на протяжении нескольких десятилетий,
развитие детей с нарушениями может происходить только в условиях
сегрегации, отделения от общества. Эти ограничения существенно затрудняют реализацию проектов инклюзивного
образования, и вместе с тем, определяют основные векторы развития и поиска
ресурсов.
Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"
Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"
Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"
Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"
Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"
Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"
Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"
Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"
Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"
Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"
Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"
Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.