Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"
Оценка 5

Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"

Оценка 5
Педсоветы
docx
дефектология
Взрослым
10.03.2019
Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"
В материале отражены цели, задачи инклюзивного обучения детей с ОВЗ. Принципы инклюзивного образования, ресурсное обеспечение (условия) получения образования детьми с ОВЗ. Особые образовательные потребности детей с ОВЗ. Ожидаемые результаты и противоречия, ограничения инклюзивного образования, противоречия, присущие собственно инклюзивному обучению детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным правам при неравных возможностях.
Выступление на Педагогическом Совете по теме.docx
Доклад   по   теме:   "Внедрение   инклюзивного   образования   в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы" Цель   и   смысл   инклюзивного   образования   детей   с   ОВЗ   в общеобразовательном   (массовом,   неспециальном)   учреждении –   это полноценное   развитие   и   самореализация   детей,   имеющих   те   или   иные нарушения, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательного   стандарта),   важнейших   социальных   навыков   наряду   со сверстниками   с   учетом   их   индивидуально­типологических   особенностей   в познавательном,   Как   эмоционально­волевом   развитии.   физическом, стратегическое   направление   развития   системы   образования   инклюзивное образование требует перестройки образования на всех уровнях. Ориентиры перестройки   системы   образования   в   направлении   инклюзии   детей   с   ОВЗ задаются   основными   принципами   инклюзивного   образования, предусматривающими   реализацию   равных   прав   на   образование   и социализацию при неравных возможностях. Основные принципы инклюзивного образования: ∙   по   отношению   к   ребенку   с   ОВЗ   –   учащемуся   общеобразовательного учреждения:   баланс   академических   знаний   и   социальных   навыков, приобретенных   в   процессе   обучения   ­   адекватный   его   индивидуально­ типологическим особенностям и соответствующий потребностям ребенка и его семьи; ∙ по отношению к одноклассникам ребенка с ОВЗ – учащимся инклюзивного класса:   триединство   ориентиров   ­   на   высокое   качество   освоения общеобразовательной   программы   (академических   знаний),   конструктивную социальную   активность   (развитие   социальной   компетентности)   и сотрудничество (толерантность, взаимопомощь); ∙ по отношению к педагогу – учителю инклюзивного класса: принятие и учет различий, индивидуального своеобразия учащихся; создание ситуации успеха для   всех   учеников;   баланс   коллективного   и   индивидуального   в   учебно­ воспитательном   процессе;   компромисс   между   общим   и   специальным   в обучении;   создание   и   поддержание   атмосферы   принятия,   толерантности, сотрудничества в классе; ∙   по   отношению   к   общеобразовательному   учреждению,   реализующему инклюзивное   образование   детей   с   ОВЗ:   адаптивность   образовательного   образовательной   среды,   учебно­методического   комплекса процесса, учреждения; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и реабилитации; командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения   и   социализации,   его   психолого­педагогическое   сопровождение; развитие   толерантного   взаимодействия   участников   образовательного процесса,   сотрудничество   с   родительской   общественностью;   оптимизация финансово­экономического обеспечения процесса обучения и социализации; ∙ по отношению к системе образования города, района в целом: ∙   оптимизация   ресурсов   городской,   муниципальной   системы   образования   финансово­ (материально­технических, нормативно­методических,   экономических, организационных) по созданию базовых общеобразовательных учреждений для реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ вблизи места   жительства;   поддержка   инноваций   в   инклюзивном   образовании; повышение психолого­педагогической культуры педагогического сообщества и общественности. Реализация  основных принципов  инклюзивного  образования детей с  ОВЗ  в   общеобразовательных   учреждениях   базируется   на содержательных и организационных подходах, способах, формах: следующих 1.   индивидуальный   учебный   план   и   индивидуальная   образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ ­ по развитию академических знаний и жизненных компетенций; 2. социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его; психолого­педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации; 3. психолого­педагогический консилиум образовательного учреждения; 4. индивидуальная психолого­педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ; 5. портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ; 6.   компетентность   учителя   в   области   общего   образования   с   элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации; 7.  повышение  квалификации   учителей   общеобразовательного  учреждения  в области инклюзивного образования; 8.   рабочие   программы   освоения   предметов   образовательной   программы   в условиях   инклюзивного   образования   детей   с   ОВЗ   в   соответствии   с образовательными стандартами; 9. тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения; 10. подготовка тьюторов высшей школой; 11.   адаптивная   образовательная   среда   –   доступность   классов   и   других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения); 12. адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими   средствами   и   технологиями   (техническими   средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа); 13.   адаптивная   образовательная   среда   –   коррекционно­развивающая предметная среда обучения и социализации; 14.   адаптивная   образовательная   среда   –   создание   помещений   (зон)   для отдыха, восстановления работоспособности; 15.  сплочение   ученического   коллектива,   развитие   навыков   сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи; 16.   ориентация   воспитательной   системы   учреждения   на   формирование   и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса. 1.6   Ресурсное   обеспечение   (условия)   получения   образования   детьми   с ОВЗ На первый план выходит нормативно­правовое обеспечение процесса выбора семьей   ребенка   с   ОВЗ   варианта   образования,   его   реализации   и   при необходимости   перехода   на   другой   вариант.   Разработка   нормативно­ правового   механизма   адекватного   и   ответственного   выбора   для   ребенка   с ОВЗ, включая разработку типового контракта, фиксирующего согласованный выбор   и   разделение   ответственности   всех   участников   образовательного процесса,   включая   родителей. Кадровое   обеспечение –   характеристика необходимой   квалификации   кадров   педагогов   (в   области   общей   и специальной   педагогики),   а   также   кадров,   осуществляющих   психолого­ педагогическое   сопровождение   ребенка   с   ОВЗ   в   системе   общего образования. Финансово­экономическое соответствующих   нормативов   и   механизмы   их   исполнения.   Должно   быть предусмотрено подушевое финансирование, размер которого сохраняется вне обеспечение –     параметры зависимости от выбранного уровня образования, степени интеграции ребенка в   общеобразовательную   среду.   Финансово­экономическое   обеспечение устанавливается   с   учетом   необходимости   индивидуальной   специальной поддержки ребенка с ОВЗ. Материально­техническое обеспечение– общие характеристики   инфраструктуры   общего   и   специального   образования, включая   параметры   информационно­образовательной   среды.   Материально­ техническое обеспечение образования детей с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям группы детей с ОВЗ в целом   и   каждой   категории   в   отдельности.   В   связи   с   этим   в   структуре материально­технического обеспечения должно быть: ∙ организация пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ; ∙ организация временного режима обучения; ∙ организация рабочего места ребенка с ОВЗ; ∙ технические средства обеспечения комфортного доступа ребенка с ОВЗ к образованию (ассистирующие средства и технологии); ∙ технические средства обучения для каждой категории детей с ОВЗ (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей); ∙   специальные   учебники,   рабочие   тетради   и   дидактические   материалы, отвечающие особым образовательным потребностям детей на каждой ступени образования; Материально­техническое   обеспечению должно   быть   ориентировано   не только   на   ребенка,   но   и   на   всех   участников   процесса   образования.   Это обусловлено   большей,   чем   в   норме,   необходимостью   индивидуализации процесса инклюзивного образования. Специфика этого состоит в том, что все вовлеченные в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательном   учреждении,   где   можно   осуществлять   подготовку необходимых   индивидуализированных   материалов   для   процесса   обучения ребенка с ОВЗ. Должна быть обеспечена материально­техническая поддержка процесса   координации   и   взаимодействия   специалистов   разного   профиля   и родителей, вовлеченных в процессе образования.   Информационное   обеспечение включает   необходимую   информационно­ методическую   базу   образования   детей   с   ОВЗ   и   характеристики предполагаемых   информационных   связей   участников   образовательного процесса.   Инклюзивное   обучение   требует   координации   действий,   т.е. обязательного   регулярного   и   качественного   взаимодействия   специалистов общего и специального образования, специалистов системы сопровождения. Специалисты   должны   иметь   возможность   обратиться   к   информационным ресурсам   в   сфере   коррекционной   педагогики   и   специальной   психологии, включая   электронные   библиотеки,   порталы   и   сайты,   дистанционный   получить   индивидуальную   консультацию консультативный   сервис, квалифицированных   специалистов.  Должна   быть   организована   возможность регулярного   обмена   информацией   между   специалистами   разного   профиля, специалистами и семьей.   Дети   с   ограниченными   возможностями   здоровья   –   это   дети,   состояние здоровья   которых   препятствует   освоению   образовательных   программ   или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети­ инвалиды   либо   другие   дети   в   возрасте   от   0   до   18   лет,   не   признанные   в установленном   порядке   детьми­инвалидами,   но   имеющие   временные   или постоянные   отклонения   в   физическом   и   (или)   психическом   развитии   и нуждающиеся   в   создании   специальных   условий   обучения   и   воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно­ двигательного   аппарата,   интеллекта,   с   выраженными   расстройствами эмоционально­волевой   сферы,   включая   аутистические   нарушения,   с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития. Диапазон   различий   в   развитии   детей   с   ОВЗ   чрезвычайно   велик:   от практически   нормально   развивающихся,   испытывающих   временные   и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением   центральной   нервной   системы;   от   ребенка,   способного   при специальной   поддержке   на   равных   обучаться   вместе   с   нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом,   но   и   в   каждой   входящей   в   нее   категории   детей   с   различными нарушениями развития. Особые образовательные потребности детей с ОВЗ Дети   с   ОВЗ   наряду   с   характерными   для   их   сверстников   познавательными интересами   и   образовательными   потребностями   имеют   специфические   – особые ­ потребности обучения. Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку определяются спецификой нарушения психического развития. Они определяют особую логику построения учебного процесса для детей с теми или иными нарушениями, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить  особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ, как­то: 1. начать специальное – коррекционное ­ обучение ребенка сразу же после выявления   первичного   нарушения   развития,   как   можно   раньше   при подготовке ребенка к школьному обучению; 2.   индивидуализировать   обучение   в   большей   степени,   чем   требуется   для нормально развивающегося ребенка; 3.   ввести   в   содержание   обучения   ребенка   специальные   разделы,   не присутствующие   в   программах   образования   нормально   развивающихся сверстников; 4.   использовать   специальные   методы,   приемы   и   средства   обучения   (в   том числе   специализированные   компьютерные   технологии),   обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения и облегчающие усвоение учебного материала; 5.   обеспечить   особую   пространственную   и   временную   организацию образовательной среды; 6.   максимально   раздвинуть   образовательное   пространство   за   пределы образовательного учреждения. Учет   особых   образовательных   потребностей   различных   категорий   детей   с ОВЗ,   обусловленных   характером   (типом)   и   выраженностью   нарушений, ориентация   на   максимальное   удовлетворение   этих   потребностей   наряду   с необходимостью   реализации   общего   стандарта   образования   ­   необходимое условие   эффективности   инклюзивного   обучения.   Только   удовлетворяя особые   образовательные   потребности   такого   ребенка,   можно   открыть   ему путь к общему образованию. Цели, задачи, ожидаемые результаты инклюзивного образования Целью   инклюзивного   образования является   преодоление   социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в  создание   адаптивной   образовательной   среды, социуме. Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи: 1. удовлетворение   как   общих,   так   и   особых   образовательных   потребностей ребенка с ОВЗ 2. обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта,   обеспечивающей индивидуальных и семейных ресурсов; 3. построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов   содержания   обучения,   а   также   методов,   приемов   и   средств достижения   тех   образовательных   задач,   которые   в   условиях   нормы достигаются традиционными способами; 4.  интеграция   процесса   освоения   знаний   и   учебных   навыков   и   процесса развития социального опыта, жизненных компетенций; .обеспечение   психолого­педагогического   сопровождения   процесса 5   интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам; 6. разработка специализированных программно­методических комплексов для обучения детей с ОВЗ; 7. координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования; 8. обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;  формирование   толерантного   восприятия   и   отношения   участников 9. образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ. Ожидаемые результаты: 1. выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;  повышение   профессиональной   компетентности   педагогов   в   вопросах 2.   реализация   конституционных   прав   детей   с   ОВЗ   на   образование   в соответствии с их возможностями 3.   получение   ими   образования   в   соответствии   с   индивидуальными возможностями; 4. реализация себя в обществе; 5. повышение качества жизни; 6.  улучшение   социально­экономического  положения  семей,  воспитывающих детей с ОВЗ. 1.4 Противоречия, ограничения инклюзивного образования Поскольку   инклюзивное   образование   призвано   обеспечить   равные   права   в получении   общего   образования   детей   с   ОВЗ   с   учетом   их   возможностей   и ограничений, его реализация на практике предполагает увязывания в единой системе   интересов   всех   участников   образовательного   процесса,   включая детей с ОВЗ.Согласование интересов участников инклюзивного образования с позиции   учеников,   администрации   общеобразовательного   педагогов, учреждения является по своей сути внутренне противоречивым процессом.В основе   этого   процесса   лежат   противоречия   самого   процесса   обучения, которые обостряются, усугубляются в условиях инклюзии, а в частности, это противоречия: 1. между общественным характером образования и индивидуальной формой овладения знаниями, социальными навыками; 2.   между   ориентацией   учителя   на   работу   с   классным   коллективом   и индивидуальным подходом к учащимся; 3. между объективной оценкой результатов освоения учебной программы и индивидуальным   оцениванием   достижений   учащегося   по   отношению   к   его возможностям; 4. между стандартизацией, регламентацией образования и его оптимизацией в конкретных условиях; 5. между стремлением участников процесса к успеху и достижениям – с одной стороны ­ и заботой о сохранении и укреплении здоровья – с другой; Однако   на   первый   план   выходят   противоречия,   присущие   собственно инклюзивному обучению детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным правам при неравных возможностях, а именно противоречия: 1.   между   потребностью   детей   с   ОВЗ   учиться,   развиваться   вместе   со сверстниками и их ограниченными возможностями делать это, как другие; 2.   между   затратами,   усилиями   на   обучение   детей   с   ОВЗ   и   аналогичными затратами и усилиями по отношению к их сверстникам; 3. между общим и специальным в обучении детей с ОВЗ, имеющим нарушения различного генеза; 4.   между   гуманистическим   эффектом   и   экономической   эффективностью инклюзии; Инклюзивное   образование   в   настоящий   момент   имеет   ряд   ограничений организационно­ нормативно­правового,   финансово­экономического, методического,   социокультурного   свойства. Первая   группа ограничений связана   с   недостаточной   разработанностью   нормативно­правовой   базы инклюзивного   образования   детей   с   ОВЗ   –   как   федерального,   так   и регионального уровня. Вторая группа ограничений обусловлена дефицитом финансирования   образовательных   учреждений.   Ограниченность   субсидий, выделяемых   школам   на   развитие   и   поддержку   функционирования, существенно затрудняет создание условий для осуществления инклюзивного образования.   Вместе   с   тем,   подготовка   образовательных   учреждений   и осуществление   инклюзивного   обучения   детей   с   ОВЗ   сопряжены   со значительными   дополнительными   финансовыми   затратами   ­   как   на совершенствование   материально­технической   базы   учреждений,   так   и   на заработную   плату   педагогов,   повышение   их   квалификации.   Третья   группа ограничений   связана   с   необходимостью   учета   специфики,   индивидуально­ типологических   особенностей   детей   с   ОВЗ   в   организации   учебно­ воспитательного   процесса   в   условиях   стандартизации   и   регламентации   Эффективная   и   адекватная   инклюзия   предполагает образования. необходимость  разработки индивидуальных  вариативных учебных планов и программ   на   основе   государственных   стандартов,   их   организационное   и методическое   обеспечение.   Наконец,   наиболее   сущностными   являются ограничения социокультурного и психологического свойства, обусловленные особенностями массового и индивидуального сознания людей по отношению к людям с инвалидностью в российском обществе. Для нашей страны культурно обусловлено, традиционно и весьма инерционно восприятие детей с ОВЗ в контексте   специального   (коррекционного)   образования.   Согласно   таким представлениям,   сложившимся   на   протяжении   нескольких   десятилетий, развитие   детей   с   нарушениями   может   происходить   только   в   условиях сегрегации, отделения от общества. Эти ограничения существенно затрудняют реализацию проектов инклюзивного образования, и вместе с тем, определяют основные векторы развития и поиска ресурсов.

Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"

Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"

Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"

Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"

Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"

Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"

Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"

Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"

Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"

Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"

Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"

Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"

Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"

Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"

Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"

Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"

Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"

Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"

Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"

Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"

Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"

Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"

Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"

Доклад по теме:"Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательную практику: цель, задачи, перспективы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2019