Цели: На примере жизни людей, которые удостоены звания Праведники Народов Мира, показать студентам, как важно оставаться человеком, поставленным перед смертельным выбором.
Задачи:
Образовательные: сформировать понятие «Праведники Народов Мира», анализировать документы, находить общие черты и различия на основе сравнения событий и документов. Анализировать и выделять главное в полученной информации, делать выводы.
Развивающие: Развивать интерес к истории своей страны и народов мира, а также способствовать развитию познавательной и творческой активности обучающихся.
Воспитательные: воспитывать гордость за своих соотечественников, удостоенных звания Праведника Народов Мира.
Оборудование:
Компьютер, видеопроектор, презентация.
Практический семинар.docx
Практический семинар
Тема: «Смертельный выбор»
Цели: На примере жизни людей, которые удостоены звания Праведники Народов Мира,
показать студентам, как важно оставаться человеком, поставленным перед
смертельным выбором.
Задачи:
Образовательные:
сформировать понятие «Праведники Народов Мира»,
анализировать документы, находить общие черты и различия на основе сравнения
событий и документов. Анализировать и выделять главное в полученной информации,
делать выводы.
Развивающие: Развивать интерес к истории своей страны и народов мира, а также
способствовать развитию познавательной и творческой активности обучающихся.
Воспитательные: воспитывать гордость за своих соотечественников, удостоенных
звания Праведника Народов Мира.
Оборудование:
Компьютер, видеопроектор, презентация.
Ход семинара
В работе семинара принимают участие студенты 1 курса по 6 человек из каждой
группы. Всего 5 групп.
Вступительное слово преподавателя
Тема нашего семинара «Смертельный выбор». Наша с вами задача состоит в том, что
бы определить, кто эти люди, перед которыми стал такой сложный выбор.
Вторая мировая война это одно из трагических событий в истории человечества и одна
из страниц в этой войне, о которой не часто вспоминают на уроках истории это
Холокост, в результате которого более 6 миллионов людей было уничтожено, только
потому, что они были евреями. Эта война стала для многих испытанием, в котором
действительно многие ВСЁ узнали о себе. В эти страшные годы, когда рушились
представления о чести и достоинстве нашлись люди, которые смогли найти в себе
мужество протянуть руку помощи тем, кого нацисты обрекли на смерть только за то,
что они евреи. Кто эти люди? Как они смогли противостоять злу? Очень важно знать о
них сегодня, когда каждый день из СМИ мы узнаём о террористических актах, о
сбитых самолётах, о гибели ни в чём не повинных людей.
Их называли Праведники Народов Мира. Кто же они «Праведники Народов Мира»?
Послушайте сообщение о том, кому присваивают это звание.
Сообщение читает студентка. Вот уже почти сорок лет при мемориальном музее
Яд Вашем в Иерусалиме, на основании специально принятого в 1953 году закона,
действует общественная комиссия по признанию и увековечению заслуг Праведников
мира – не евреев, которые рискуя своей жизнью, спасали евреев во время Катастрофы.
Признанные получают медаль и Почетную грамоту, а их имена увековечивают в Яд
Вашем на Горе Памяти в Иерусалиме. Получивший статус Праведника мира
приглашается в Израиль и ему торжественно вручают медаль, на которой на двух
языках, на иврите и французском, выбита надпись: "В благодарность от еврейского народа. Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир". В случае, если заслуги
оказываются признанными посмертно, эти награды передаются их ближайшим
родственникам.
Признанные Яд Вашем Праведники народов мира – это выходцы из 44 стран.
Единственное, что их объединяет, это человечность и мужество, стремление в
жестоких условиях террора сохранить лучшие нравственные качества.
Их имена заносятся на Стену почета в Саду Праведников народов мира на
территории музей Яд Вашем.
Аллея Праведников народов мира была заложена в 1962 году. Деревья, как
символ возрождения жизни, были посажены по всей территории Мемориала Яд Вашем
в честь людей, которые с риском для собственной жизни спасали евреев в период
Катастрофы. По последним данным звания Праведника Народов Мира, которое
присуждается израильским институтом изучения Холокоста, были удостоены 24 355
человек, в том числе 179 человек в России.
Преподаватель: на ваших столах лежат критерии, по которым присуждается звание
«Праведник Народов Мира»:
Инициатива спасения принадлежит спасителю.
Наличие чёткой связи между действиями спасителя и фактом спасения.
Спаситель осознавал и подразумевал именно спасение еврея.
Действия спасителя не были мотивированы получением денежного
вознаграждения, и если он брал деньги, то лишь для того, чтобы облегчить успех
спасения, а не с целью обогащения.
Существовала реальная опасность для спасавшего и его близких. В особых
случаях принимается во внимание экономическое и общественное благополучие
спасителя.
Все вышеперечисленное подтверждается свидетельствами выживших или
наличие подходящих документов.
Задание группам:
Опираясь на критериях дать понятие слову «ПРАВЕДНИК»
(каждая группа записывает своё понятие на листах)
Преподаватель поясняет понятие «праведник», а студенты сверяют со своими
понятиями.
ПРАВЕДНИК
В религиозном толковании
Человек, живущий строго, согласно
заповедям, предписаниям какойлибо
религии.
В обыденном понимании
Человек, который во всём
руководствуется принципам
справедливости, честности, не
нарушает правил нравственности.
Преподаватель: Помощь, которую оказывали евреям, могла быть различной.
Послушаем информацию о том, какую помощь оказывали евреям люди, для которых
человеческие ценности были важнее, чем угроза собственному благополучию. Информацию читает студентка:
Предоставление убежища в собственном доме, либо укрытие в таком
общественном или религиозном учреждении, которое могло обеспечить достаточно
надежное, защищенное от внешнего мира и скрытое от посторонних глаз убежище.
Обеспечение еврею возможности выдать себя за не еврея посредством
предоставления ему фальшивого удостоверения личности или свидетельства о
крещении (выдаваемого священнослужителем и служившего законным основанием для
получения официального удостоверения личности).
Помощь еврею в осуществлении бегства в безопасное место или за границу.
При этом оказывалось, как правило, содействие в преодолении тех опасностей, с
которыми были связаны поездки на порой значительные расстояния по оккупированной
территории и переход границы.
Временное усыновление (удочерение) еврейских детей в период войны.
Постановка проблемы: в ходе семинара мы познакомимся с материалами и
документами, которые позволяют узнать о людях, которые были поставлены жестокой
эпохой перед смертельным выбором. Задача каждой группы, работая со своим
документом, доказать, что их герой заслуживает звания «Праведник Народов Мира».
Рассмотрение проблемы. Работа в группах.
На столах для каждой группы лежат раздаточные материалы пособия
«Праведники Народов Мира. Россия. 19411945», инструкция по работе с
документами.
Каждая группа работает со своим документом:
1 группа«Список Киселёва»
2 группа – «По зову сердца»
3 группа «Мой брат Вовка»
4 группа – «Это общая беда»
5 группа – «Первая русскаяПраведник Народов Мира»
Инструкция по работе с документами
1. Прочитайте текст.
2. Сформулируйте основную мысль документа.
3. Ответьте на вопросы к тексту.
4. Обсудите план выступления
5. Выберите выступающего.
Обсуждение.
Выступление представителей групп.
Вопросы для обсуждения:
1. Что объединяет всех этих людей?
2. Поступки людей, с историями которых вы познакомились, соответствуют
критериям Праведников Народов Мира? 3. Послушайте отрывок из поэмы «Праведники мира» известного еврейского поэта
Хаим Хефер и ответьте на вопрос «А я бы смог?»
Отрывок из поэмы читает студент
…При звуках этих слов – спасителей своих
Я вспомнил, и объят сомнением суровым:
Когда б вокруг ревел той ненависти вихрь, —
Сумел бы я чужих укрыть под отчим кровом?
На риск, на смертный страх – обрек бы я семью,
А душу – на разлад, на мрак ночей бессонных?
Сумел бы обуздать и мысль, и речь свою
Пред всеми, кто вокруг, – в приветствиях, в поклонах?
Вот так – за часом час, вот так – за годом год,
Доносчиков боясь, сумел бы продрожать я —
За благодарный взгляд, что лишь в конце мелькнет,
За слова теплоту, за миг рукопожатья?
Нет платы за добро. За верность нет наград.
И небольшая честь – отдать чужим излишки.
Лишь в самый страшный день увидишь, кто твой брат,
Об искренней любви узнав не понаслышке.
И снова я ищу – и нахожу ответ:
Суметь бы стать таким не на словах, на деле!
Ведь, чтобы выжил я, чтоб видел солнца свет, —
Они презрели смерть и ей в глаза глядели.
За смелость в черный час, за высший ваш талант —
За жар души – поклон вам, искренние братья.
О ты, что не даешь пасть небу, как Атлант, —
О Праведник! Тебе хочу хвалу воздать я!
Преподаватель: Подведём итог нашего семинара «Смертельный выбор». Сегодня мы
познакомились с судьбами некоторых людей, которым были присвоено звание
Праведника Народов Мира, все они разные, но их объединяет любовь к людям,
самоотверженность, готовность придти на помощь. Героические действия Праведников
Народов Мира позволили всему человечеству сохранить веру в добро и гуманизм,
несмотря на страшные преступления фашистов. Их подвиг помогает нам всем усвоить
главный урок, которым мы должны руководствоваться в любой ситуации: человеческая
жизнь это великая ценность. Отсюда и слова, выгравированные на Медали
Праведника народов мира: "Всякий, кто спас жизнь хотя бы одному человеку,
все равно, что спас целый мир". Праведники Народов Мира сделали свой
смертельный выбор и победили.
Практический семинар Тема: «Смертельный выбор»
Практический семинар Тема: «Смертельный выбор»
Практический семинар Тема: «Смертельный выбор»
Практический семинар Тема: «Смертельный выбор»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.