Этапы самостоятельной работы
Повторение пройденной теории.
Формулировка главных вопросов тематики.
Выявление глубины и содержания знаний, составление тезисов по теме.
Выполнение упражнений, решение задач.
Анализ производимой работы.
Приобретение навыков и умений.
Составление вопросов по лекции.
Требования ФГОС СПО
Образовательное учреждение при формировании ОПОП обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей, сопровождать ее методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Цели самостоятельной работы.
Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
Углубление и расширение теоретических знаний;
Развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
Формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
Развития исследовательских навыков
Видысамостоятельной работы.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине (профессиональному модулю) – выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя , но без его непосредственного участия.
Объем времени , отведенный на внеаудиторную (самостоятельную) работу , находит отражение:
- в рабочем учебном плане: в целом по теоретическому обучению, по каждому из циклов, по каждой дисциплине (профессиональному модулю);
в рабочих программах учебных дисциплин (профессиональных модулей) с распределением по разделам и темам;
в календарно – тематических планах;
- в журналах теоретического обучения.
Планирование самостоятельной работы.
Образовательное учреждение само планирует объем внеаудиторной (самостоятельной) работы по учебным дисциплинам , профессиональным модулям, но отводя на нее не более 50% от обязательной учебной нагрузки обучающихся.
При отборе содержания самостоятельной работы преподаватель ориентируется на общие и профессиональные компетенции, которые должны быть освоены при изучении учебной дисциплины, освоении профессионального модуля.
При планировании самостоятельной работы преподаватель учитывает мотивацию обучающихся и уровень их подготовленности к самостоятельной работе.
Виды самостоятельной работы обучающихся.
Виды самостоятельной работы, направлены:
на формирование умений:
выполнение чертежей, схем, расчетно – графических работ;
решение ситуационных производственных (профессиональных задач;
подготовка к деловым играм;
проектирование и моделирование объектов, процессов профессиональной деятельности;
выполнение экспериментально –конструкторских и опытно – экспериментальных работ;
решение задач и упражнений по образцу;
подготовка и выполнение курсовых и дипломных работ (проектов);
использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета;
Виды самостоятельной работы обучающихся.
на овладение знаниями:
- работа с текстами (учебник, первоисточник, дополнительная литература); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписка из текста;
работа со словарем и справочниками;
изучение нормативных документов;
учебно – исследовательская работа;
использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета;
Виды самостоятельной работы обучающихся.
на закрепление и систематизацию знаний:
работа с конспектом лекций, учебным материалом (учебник, первоисточник, дополнительная литература, аудио- и видеозаписи) в т.ч. по составлению плана и тезисов ответов, ответов на контрольные вопросы
аналитическая обработка текста, аннотирование рецензирование, реферирование и т.д;
подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
подготовка рефератов, докладов;
составление библиографии, тематических кроссвордов;
использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета;
Организация самостоятельной работы и контроль за качеством её выполнения.
Основные задачи преподавателя:
ознакомление обучающихся с целями, содержанием, средствами, объемом, сроками выполнения , формами контроля самостоятельной работы;
оказание им необходимой индивидуальной и групповой консультативной помощи;
осуществление контроля за качеством выполнения самостоятельной работы.
При выборе видов заданий для самостоятельной работы рекомендуется использовать дифференцированный подход к обучающимся.
Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины (профессионального модуля)
Средства обучения.
Учебно – методические средства, использующиеся для руководства самостоятельной деятельностью обучающихся – методические рекомендации (указания) по курсу дисциплины (профессионального модуля), по отведенным темам или к выполнению отдельных видов работ, включающие в себя:
инструкции по работе с методическими рекомендациями, в т.ч. алгоритмы и образцы выполнения заданий;
рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями;
задания для самостоятельной работы;
критерии самооценки выполненной работы;
список основной и дополнительной литературы;
Средства обучения.
Дидактические средства, которые могут быть источником самостоятельного приобретения знаний (первоисточники, документы, тексты художественных произведений, сборники задач и упражнений, комплекты журналов и газет, научно –популярная литература, учебные фильмы, видеозаписи, карты, таблицы, приборы, вещества, коллекции и т.д.);
Технические средства, при помощи которых предъявляется и обрабатывается учебная информация (компьютеры, аудио- и видеотехника).
Средства контроля.
Средства контроля зависят от применяемых преподавателем форм и методов контроля самостоятельной работы обучающихся.
В качестве форм и методов могут быть использованы : тестирование, защита творческих работ, представление проектов и др.
Кроме внешнего контроля , преподаватель должен уделять внимание развитию у обучающихся навыков самоконтроля.
Использование технологии «Портфолио», ориентированный на личность обучающегося, позволяет осуществлять всесторонний контроль выполнения самостоятельной работы.
Критерии оценки результатов самостоятельной работы.
Критериями оценки результатов самостоятельной работы могут быть:
уровень освоения теоретического материала;
умение обучающихся применять теоретические знания при выполнении практических задач;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление продукта творческой самостоятельной деятельности обучающегося в соответствии с установленными требованиями;
сформированность общих и профессиональных компетенций.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.