Практическое занятие №11. Компьютерные технологии учета уплаты налогов юридическими лицами.
По завершению процесса регистрации юридического лица в исполнительном комитете и статистических органах в соответствии с инструкцией ГНА «Об утверждении инструкции о порядке учета налогоплательщиков» от 19.02.1998 г. № 80 плательщик регистрируется в налоговой инспекции в управлении учета плательщиков, предоставляя для этого все регистрационные документы (устав, свидетельство о регистрации в госадминистрации, свидетельство о регистрации в статуправлении, соглашение об учреждение та деятельность). Регистрация осуществляется с помощью АРМ «Учет плательщиков» и АРМ «Регистрация плательщиков НДС», в результате чего все информационные сведения фиксируются в базе данных налоговой инспекции и после этого передаются в центральную базу данных ГНА Украины через областную ГНА, а именно — в государственный реестр юридических лиц, государственного реестра плательщиков НДС и других БД. После проведения регистрации юридическое лицо получает в налоговой инспекции справку о регистрации и открывает счета в банке, а на протяжении трех дней с момента открытия счетов в банке предоставляет к ГНИ сведения про открытые ему счета, после чего получает регистрационное свидетельство. Процесс регистрации плательщика в налоговой инспекции завершается открытием карточки лицевого счета (КОР) по каждому виду платежей, для чего в БД формируются соответствующие записи.
Периодически, соответственно действующему законодательству, плательщик отчитывается про свою деятельность, прибыли, начисленные налоги и сборы перед налоговой инспекцией. Все отчетные документы (декларации и расчеты), независимо от наличия результатов деятельности, плательщик подает в канцелярию ГНИ. Для повышения оперативности и упрощения процессов налоговой отчетности как для налогоплательщиков, так и для ГНИ, внедряется система электронной отчетности и программных комплексов универсализации отчетных процедур. Налоговые отчеты в электронном виде (электронная отчетность) передаются районном ГНИ на дискетах или как электронные структурированные файлы через электронную почту, заверенные электронными подписями.
Формирование электронной отчетности плательщиками осуществляется с использованием специальных программных средств, которые содержат в своем составе две части: клиентскую — для подготовки электронных отчетов и инспекторскую — для принятия и контроля отчетности.
Использовании программного комплекса клиентской части предоставляет плательщику такие возможности:
- автоматизированное заполнение всех сведений о плательщике, которые однозначно идентифицируют его отчетность;
- контроль в автоматизированном режиме заполнения отчетных форм и правильности расчетов начисленных сумм налоговых платежей;
- обеспечение защиты данных, которые передаются к налоговым органам, от несанкционированного доступа путем электронной подписи;
- организацию БД электронных отчетов и получение их печатных форм.
На сегодня программный комплекс электронной отчетности (АРМ «Отчет») уже внедряется в ряде налоговых инспекций. Основным результатом эксплуатации АРМ «Отчет» является база данных всех отчетных показателей, которая обеспечивает формирование текущих отчетов и проведение информационного анализа отчетной информации. Информация о начисленной сумме налогов после успешного завершения автоматизированного контроля переносится в БД лицевых счетов плательщиков
Важной задачей инспекторов налоговой службы является ежедневное уменьшение недоимки, то есть обеспечение своевременного поступления денежных средств в бюджет. Уменьшение недоимки также является одним из основных функциональных обязанностей отдела принудительного взыскания налогов. Кроме того, этот отдел, вместе с сектором анализа и прогнозирования поступлений, на основании актуальной информации баз данных путем обобщения, сопоставления составляет анализ динамики поступления денег в бюджет в разрезе плательщиков, видов платежей, деятельности и т.п., для формирования предложений и эффективного принятия решений относительно уменьшения недоимки. При выполнении работ по анализу и прогнозированию поступлений налоговых платежей инспекторы широко применяют такие программные средства MS Office, как процессор электронных таблиц Excel, реляционная СУБД Access и др.
Соответственно календарным срокам отчетности плательщик через банк платит все суммы налогов и отчислений. Информация об уплате налогов плательщиками из Госказначейства ежедневно, средствами электронной почты, поступает в налоговую инспекцию в отдел учета и отчетности, где, с помощь программного комплекса «Банк» (что является составной частью АРМ «Учет налогов и платежей») осуществляется автоматическое разнесение платежей кпокарточкам лицевых счетов плательщиков. При нарушении сроков уплаты проводится автоматизированное начисление пени по процентной ставке или ставке НБУ с отображением этой информации в лицевом счете плательщика дифференцированно, по видам платежей.
В случае осуществления торговой деятельности и использования торгового помещения плательщик должен зарегистрировать в ГНИ кассовый аппарат. Учет всех кассовых аппаратов, как юридических, так и физических лиц, осуществляется с помощью АРМ «Кассовые аппараты», при этом создается актуальная база данных состояний зарегистрированных кассовых аппаратов на районном, областном и центральном уровнях в зависимости от подчиненности.
В случае деятельности налогоплательщика в областях оптовой или розничной торговли, общественного питания, обмена валют, игорного бизнеса или бытовых услуг, плательщик оформляет документы на приобретение торгового патента. С помощью режима «Торговые патенты» в Арме «Учет налогов и платежей» выполняется регистрация торгового патента, начисляются суммы к уплате за каждый месяц. Соответствующим образом создается актуальная база данных всех торговых патентов юридических лиц.
На основе годового плана проверок юридических лиц, утвержденного ДГТА Украины, налоговые службы осуществляют документальные проверки финансовой деятельности налогоплательщиков. Проверки могут быть плановыми, тематическими, встречными и, как правило, комплексными. По результатам проверки могут быть выявленные нарушения бухгалтерского учета или налогового законодательства, составдяются акты, решения, протоколы, постановления и прочие документы. В случае выявления нарушений, которые подпадают под действие Уголовного кодекса Украины, к проверкам подключается налоговая милиция. Если в результате проверки нарушений не выявлено, составляется справка о факте проведения проверки. Отображение результатов проверок (актов, решений, протоколов, постановлений, справок), которые проводятся управлением документальных проверок юридических лиц, отделом валютного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и соответствующими подразделениями налоговой милиции, осуществляется с помощью АРМ «Аудит». С помощью этого АРМ формируется БД доначисленных сумм по плательщикам и видам платежей, информация которой служит основой для проведения анализа работы инспекции и формирования срочных, квартальных и общих отчетов. Информация о доначисленной суммы налогов с АРМ «Аудит» переносится в карточки лицевых счетов плательщиков на АРМ «Учет налогов и платежей» соответственно видам доначислений.
Юридические лица — налогоплательщики, которые имеют лицензию на валютные операции, проверяются отделом контроля в сфере ВЭД и подразделениями налоговой милиции. В своей работе эти подразделения используют данные АРМ «Учет налогов и платежей» и «Таможенных пошлин», что дает возможность анализировать файлы с информацией по импортным, экспортным и бартерным операциям, которые осуществлялись субъектами предпринимательской деятельности соответствующего региона, были зафиксированы при пересечении таможенного поста Украины и отображенны в погрузочно-таможенных декларациях.
Юридические лица, которые платят местные налоги, находятся под контролем отдела местных налогов и сборов. Для своей работы информацию о состоянии платежной дисциплины плательщика они получают с помощью АРМ «Учет налогов и платежей», а при администрировании налога с транспортных средств используют АРМ «AUTO», предназначенное для обработки полученного от МВД (МРЕО) информационного файла о транспортных средствах, которые зарегистрированны, перерегистрированны и проданны в соответствующих регионах.
Для контроля за товарными и финансовыми потоками субъектов предпринимательской деятельности (СПД), начиная с 1996 p., в подразделах налоговой милиции введен АРМ «КРП» — контроль реализованной продукции, в соответствии с которым налоговые органы районного уровня проводят сбор информации о реализации ликвидной продукции по определенным субъектам, которая поступает в ГНА Украины. Обобщенная информация по СПД в отсортированном виде по названиям, количеству, стоимости приобретенной продукции возвращается к налоговой инспекции, которая предоставляет возможность сохранять информацию о полученной продукции относительно конкретного СПД, использовать ее во время комплексных документальных проверок, а также отслеживать взаиморасчеты с поставщиками во время проверок и анализа хозяйственной деятельности СПД.
Важное значение в работе ГНИ имеет разработанный алгоритм действий подразделений налоговой милиции при реализации программы по выявлению и прекращению деятельности фиктивных фирм.
С помощью АРМ ФСПД (фиктивные субъекты предпринимательской деятельности) в налоговой службе организованно централизованное накопление информации относительно разоблаченных и отработанных ФСПД и рассылка по регионам данных, необходимых для организации проверок легальных контрагентов, регистрационных данных и других сведений. Дополнительно с целью предотвращение созданию фиктивных предпринимательских структур с помощью утраченных, похищенных или подделанных паспортов, паспортов нетрудоспособных лиц преклонного возраста, инвалидов и т.п. в налоговой службе введен в эксплуатацию АРМ «Паспорт» для создания и использования единого банка данных этих видов Паспортов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.