ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Оценка 4.6

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
история +1
Взрослым
11.11.2018
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
В данной статье представлены практические советы по использованию исторических концептов при изучении предмета «История» с учетом воспитательного аспекта.Если процесс обучения подразумевает под собой усвоение определенных знаний, навыков и умений, то процесс воспитания направлен на привитие морально-этических принципов и норм поведенияДанная работа направляет учителя на обязательное включение в работу урока воспитательного материала,способствующего формированию морально-нравственных аспектов.Приводятся примеры,подтверждающие глубину понимания изучаемого предмета.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.docx
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС С.В.Локтионова  Учитель истории и права высшей категории 1 (продвинутый уровень) КГУ СШГ№10 имени Чокана Валиханова  г.Талдыкорган Алматинской области  Аңдатпа.   Аннотация.   В   данной   статье   представлены   практические   советы   по   использованию исторических   концептов   при   изучении   предмета   «История»   с   учетом   воспитательного аспекта. Abstact. The publication provides practical advice on the use of historical concepts in the study  of the subject "History" in order to develop the skill of planning training with the educational  aspect.  _____________________________________________________________________________ Түйін сөздер: Ключевые слова:  исторический концепт, обучение, воспитательный аспект, воспитание, планирование обучения, обновление содержания образования, история Keywords: historical concept, training, educational aspect, education, training planning, updating the content of education, history. _____________________________________________________________________________________ Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием. В. А. Сухомлинский Воспитание   ­   это   процесс   целенаправленного   воздействия,   основной задачей   которого   служит   накопление   воспитанником   необходимого социального опыта для жизни в обществе, формирования у него определенной системы ценностей.[1] Если   процесс   обучения   подразумевает   под   собой   усвоение определенных знаний, навыков и умений, то процесс воспитания направлен на привитие морально­этических принципов и норм поведения. Как правило, они тесно связаны между собой и могут осуществляться одновременно. Приведем примеры в форме небольшой таблицы. Обучение Воспитание Учимся сравнивать культуру разных стран Усваиваем,   что   культура   обогащает   внутренний   мир человека в независимости от страны Изучаем экономику Понимаем, что  Осваиваем навыки работы на Осознаем, что нужно учиться на собственных ошибках компьютере Отличие   обучения   от   воспитания   также   кроется   в   степени организованности   –   в   первом   случае   оно   определяется   более   строгими рамками. Так, зачастую в процессе обучения нужно выполнить определенное задание,   решить   задачу   или   уравнение,   выполнить   упражнение   и   т.д.   В воспитании   же   нет   конкретных   стандартов,   его   цели   не   считаются постоянными   в   любом   обществе,   равно   как   и   не   устанавливаются окончательно и бесповоротно.  Какими же приемами и методами можно реализовать воспитательный потенциал   урока?   Существует   несколько   подходов   к   проблеме воспитательных   возможностей   урока.   Один   из   них   отражен   в   суждении: «Каждый   урок   воспитывает».   Это   суждение   порой   произносят   как педагогическую аксиому, видя в ней отражение некой закономерности: если урок дидактически правильно организован, он окажет позитивное влияние на формирование личности. Однако он окажет влияние на формирование, но не на   воспитание,   т.к.   воспитание   –   непременно   целенаправленный   процесс, непрерывный,   организованный   и   построенный   с   осознанной   и   специально поставленной   целью.  [2]  Следовательно,   урок,   лишенный   такой   цели,   не воспитывает, хотя, оказывает формирующее влияние на личность. Нередко учитель   стремится   формировать   новые   воспитательные   аспекты   отдельной целью   к   каждому   уроку,   забывая,   что   воспитание   происходит   гораздо медленнее,   чем   процесс   его   обучения   и   что   воспитание   осуществляется   в значительной   мере   как   результат   правильно   организованного   обучения. Отсюда следует,  что один  и  тот же воспитательный   аспект      может  быть сформулирован   как   в   историческом   концепте,   так   и   в   разделе   «Привитие ценностей». Таким образом, воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе   которого   организуется   целенаправленное   формирование запланированных   педагогом   отношений   учащихся   к   различным   явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке и круг этих отношений достаточно широк. [3] Когда   круг   воспитательных   задач   определен,   как   реализовать задуманное?   При   составлении   плана   урока   важно   продумывать   виды деятельности   ученика   на   каждом   этапе   урока   в   связи   с   поставленными воспитательными   задачами,   т.е.   через   какие   виды   деятельности,   формы работы   может   быть   достигнута   поставленная   цель.   Начало   урока   –   очень важный момент с воспитательной точки зрения, так как именно на этом этапе происходит   влияние   на   мотивационную   сферу.   Учитывая   опыт     учителей вышеуказанной   школы,   мы   предлагаем   создание   проблемной   ситуации   и выхода через  ее  решение  на цель урока. Можно предложить  практические работы исследовательского характера,  это пробуждает  любознательность  и вызывает   заинтересованность.   Побуждает   учащихся   к   активности, воспитывается   критическое   мышление   и   тем   самым   создаются   мотивы   к изучению темы. Этап рефлексии на промежуточных этапах выполнения заданий должен присутствовать   обязательно.   Именно   на   этом   этапе   предоставляется возможность оценить урок с воспитательной точки зрения. Делаются акценты на нравственных критериях, затрагиваются аспекты умственного воспитания. Методически   правильно   построенный   урок   воспитывает   каждым   своим моментом. Данные   методические   рекомендации   содержат   краткосрочные планы за 5 и 7 классы по «Истории Казахстана» и «Всемирной истории», в которых наглядно показано, через какие задания происходит воспитательный аспект на определенном уроке, при достижении определенной цели обучения. Однако,   обобщая   результаты   опроса   родителей   ,   личный   опыт   учителей школы   в   рекомендациях     предлагаем   конкретные   шаги   по   реализации воспитательного урока:  ­   при   планировании   урока   необходимо   учитывать   диагностику   уровня воспитанности ученика и класса в целом; ­ продумывать виды деятельности всех учащихся, с учетом их потребностей на каждом этапе урока в связи с поставленными целями обучения; ­осуществлять   при   планировании   урока   выбор   оптимальных   способов   и приемов для начала урока;   ­   использовать   на   уроке   различные   методы   и   приемы   формативного оценивания,   включая   само   и   взаимооценивание,   что   позволит   воспитать ответственность, самостоятельность, независимость суждения и критичность;  ­проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока. [5] аспекта     Стоит обратить внимание и на то, что на каждом уроке учитель должен воспитывать   у   школьников   сознательную   дисциплину,   в   основе   которой находятся осознание школьником важности дисциплины, убеждённости в том, что дисциплинированный человек добьётся большего успеха в любом деле. В воспитании сознательной дисциплины на уроке решающую роль играет умение учителя   показать значения учебно­познавательной деятельности, учебной и трудовой   дисциплины,   преимущества   чёткого   выполнения   необходимых действий   перед   недисциплинированностью,   тактично   и   наглядно,   с   учётом возрастных   и   индивидуальных   особенностей   учащихся   продемонстрировать зависимость   успехов   класса   и   отдельных   учеников   от   уровня   их дисциплинированности.  [4]  В решении этой задачи учителю поможет четко сформулированная   инструкция   к   выполнению   задания,   в   которой   будут намечены шаги к выполнению этого задания. Если инструкции нет или она звучит не четко, то и учащиеся затрудняются в выполнении задания, начинают переспрашивать,   задавать   вопросы,   а   это,   как   правило,   ведет   к   потере дисциплины. Еще  одним   из   признаков   современных   педагогических   технологий является   увеличение   доли   самостоятельной   работы   учащихся   в   процессе обучения.   В   связи   с   этим   усиливается   роль   умений   и   навыков самостоятельной   организации   учащимися   своей   учебно­познавательной деятельности, однако на практике неумение учащихся правильно организовать свою работу, систематическое несоблюдение правил техники безопасности и гигиены труда приводит к тому, что за полученное образование ребёнок часто платит   своим   здоровьем:   нарушением   осанки,   близорукостью,   нервными расстройствами. [6] Неотъемлемой частью школьного образования является социализация – процесс вхождения личности в общественную систему путём приспособления к   социальному   окружению   (Р.   Мертон,   Т.   Парсонс)   и   самореализации   Роджерс).[8] личностью   своего   потенциала   (А. Распространёнными   причинами, социализации, вызывающими   конфликт   между   личностью   и   её   социальным   окружением, являются неумение человека общаться, неадекватность самооценки и оценки окружающих,   негуманные   отношения   в   группе.  [7]  Поэтому   процесс социализации школьников невозможен без формирования у них гуманности, навыков общения, оценочных умений.   К.   препятствующими     Маслоу,   На   уроке  можно   достичь  желаемого   в  воспитательной   области   через эмоции.   Учителю   порой   нет   необходимости   количественно   проверять, насколько он достиг воспитательной цели. Если во время урока учитель видит пустые глаза учеников, значит, урок проходит зря. «Не активностью поднятых рук, а активностью глаз определяю эффективность урока», считает педагог­ новатор Е.Н. Ильин. [8] Однако не всякое содержание учебного занятия позволяет воспитывать, а   лишь   то,   которое   через   вызов   эмоций   и   субъективных   переживаний затрагивает   мотивационную   сферу   психики   учащихся.   Для   того   чтобы   их воспитывать, содержание учебной дисциплины должно быть соответствующим образом подготовлено, тогда и учебные цели будут эффективнее достигаться через   достижение   воспитательных   целей.   Знания   без   мотивации   их применения могут иметь место, но целенаправленной деятельности даже у самых способных учеников не бывает.  Адекватность восприятия воспитывающей информации зависит как от сложности ее содержания, так и от уровня сенсорных возможностей ребенка. В этой связи большую воспитательную значимость имеют методы, которые позволяют   опираться   на   визуальную   информацию,   сопровождаемую комментариями, разъяснениями педагога, а также эффективно использовать примеры   из   окружающей   ребенка   жизни.  [4]  Дети   в   средней   школе   в состоянии   усвоить   элементарные   понятия   о   правах   человека.   Например, можно помочь учащимся выявить, в чём они действительно нуждаются и что им   «просто   хочется»,   затем   сравнить   их   запросы   с   потребностями   и желаниями   других   людей.   Дети   могут   разработать   правила,   которым   они должны   следовать   в   группе,   в   классе,   дома,   с   тем,   чтобы   потребности   и желания одних не задевали, не ущемляли прав и законных интересов других. В таких   случаях   наиболее   успешно   используется   игра,   как   один   из   методов организации урока. В средних и старших классах уроки строятся на модели интерактивного   обучения,   включающей   такие   формы   и   методы,   как сотрудничество   в   группе;   урегулирование   конфликтов   в  процессе   ролевых игр;   тренинги,   диспуты,   семинары,   практикумы     и   т.д.   Особое   внимание заслуживает   работа   с   текстом,   т.к.   содержание   курса   отличается проблемностью, новизной, сопоставимостью. Такая работа даёт возможность формирования   культуры   и   стиля   мышления,   способствует   осмыслению базовых представлений, получаемых при изучении нормативных документов, государственных актов и т.д.  Таким   образом,   воспитание   через   обучение   может   стать   фактором, способствующим   объединению   усилий   по   воспитанию   сознательных, информированных   и   социально­активных   граждан.   Следовательно,   знания школьников имеют прагматический   потенциал, направляют к позитивному действию,   проявляют   готовность   ученика   изменить   неблагоприятное положение дел, поверив при этом  в свои возможности. Приведем несколько примеров приемов обучения, которые формируют ценностные отношения на уроках истории. «История Казахстана», 5 класс. 1.Приём «Черный конверт» Учащиеся в паре получают вопрос, обсуждают его и дают правильный ответ. • Расскажите о видах деятельности эпохи палеолита? • Как изменение климата повлияло на изменение в хозяйственной  деятельности человека? • Что способствовало усовершенствованию орудий труда древним  человеком,  какие изменения произошли?  • Опишите процесс освоения металлов. • Расскажите, что вы знаете о меновой торговле? 2.Заполни схему «Совершенствование орудий труда» + 3.Заполни схему «Освоение металлов» 4.Используя   данные   таблицы,   иллюстрации   и   дополнительные   источники, составить описание видов деятельности: – собирательство и охота – рыболовство – земледелие – скотоводство – освоение металлов – меновая торговля 5.   Используя   стратегию   «Стоп­кадр»,  изобразить   стоп­кадр   из   жизни   и быта   древних   людей,   опираясь   на   полученные   карточки     с   названием деятельности.   В   группе   обсуждают,   и   с   помощью   движений   инсценируют событие перед классом.   Задание­сцена: 1.Изготовление  орудия труда из камня 2.Занятие собирательством и земледелием 3.Охота 4. Разжигание огня 5.Рисование наскальных рисунков 6. Строительство жилища 7. Ткачество, обработка шкур. 1.Приём «Бинго» Перечислите основные признаки феодального общества Объясните значение слова «феод» «Всемирная история», 7 класс. Расскажите о причинах феодальной раздробленности Назовите причины возникновения и роста Расскажите о феодальной иерархии городов Перечислите признаки натурального хозяйства Расскажите о Объясниите правило причинах феодальных междоусобиц «Вассал моего вассала – не мой вассал» Назовите, кто стоял на самой высокой ступени Феодальной иерархии Ответьте, кто не входил в феодальную иерархию Объясните значение слова «вассал» Расскажите о жизни зависимых и вольных крестьян 2. Заполни схему «Основные признаки феодального строя», опираясь на  исторические источники: Основные признаки 3.Прием «Найди соответствие». Задание: Подберите к термину  определение 1. Феодал, получивший земельный надел у  крупного феодала и выполнявший различные  повинности  А Феод 2. Все необходимые вещи и продукты питания  производились в поместье 3. Земельный надел, который выделялся за  несение военной службы 4. Владелец земельного надела 5. Мелкие феодалы, подчиняющиеся баронам. В С Д Е Феодал Рыцари  Натуральное хозяйство Вассалы  4. Задание: Используя легенду «Многоликая Ольга»,  отметить на «Древе Рюриковичей» изображения  князей, подписавших договора с Византией  Заполнить   таблицу  «Сходства   и   различия 5. дипломатических   взаимоотношений   Византии   с соседними государствами» (на примере Киевской Руси и Тюркского каганата) Киевская Русь Тюркский каганат Сходства Различия 6. Выскажите свое мнение:  Как вы относитесь к исторической личности, если его деятельность  имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами?  7.  Сделай и подумай:  используя карту, нанесите на ленту времени дату возникновения цивилизации   долины Инда.  Вспомните, какие цивилизации уже существовали в это время? Особенностью   данных   методических   приемов   является   то,   что   они органично   вписываются   в   контекст   урока,   позволяют   оживить   содержание занятия,   заставляют   ученика   задуматься   над   важными   социальными проблемами, постепенно определить свое отношение к ним и в соответствии с этим выстраивать свою линию поведения.  Подводя   итоги   можно   сделать   вывод,   что  процесс   воспитания происходит   непрерывно,   из   урока   в   урок   и   далее   во   внеурочное   время, включая семью. И в связи с этим хочется сказать, что большую роль играет и неосознанное   воспитание.   Оно   не   планируется   учителем   заранее,   не прописывается   в   тетради,   но   позволяет   воспитывать   каждый   день   своим примером, своим отношением к детям и окружающим, своим внешним видом и  реакциями   на   раздражители.   Когда   же   учитель   говорит   одно,  а   реально поступает   наоборот   –   это   тоже   пример   негативного,   неосознанного воспитания. Следовательно, обучение есть вместе с тем и воспитание. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА    Монография.   Астрахань:   Алишев   Б.С.   Психологическая   теория   ценности: 1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011­2020 годы/www.edu.gov.kz/ru/zakonodatelstvo  2. Мәнгілік Ел./Учебник под ред. М.Б. Касымбекова, С.Ж. Пралиева, К.К. Жампеисовой – Алматы: Ұлағат, 2015 – 336 с.  3.   Системно­ функциональный подход: автореферат доктора психол. наук/Б.С. Алишев. ­ Казань: 2002. – 245 с.    4. Баева Л.В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории.   издательство   Астраханского государственного университета, 2004 – 279 с.       5.Диагностика   и   мониторинг   уровня   воспитанности   школьников:   www. kalinino.edusite.ru        6.Иргалиев   С.С.   Развитие   навыков   исторического   мышления   на   основе исторических   концептов//Педагогика   сегодня:   проблемы   и   решения: материалы  Междунар. науч.  конф. ­ Чита: Издательство  Молодой  ученый, 2017. – С. 86­90. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12182/     7.Нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания. Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/009/76507.php      8.Симанова   И.И.   Воспитательный   аспект   образовательного   процесса, направленный   на   личностный   рост   учащегося.   Режим   доступа:   https:// nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe­obobshchenie/library/2012/11/06/ vospitatelnyy­aspekt­obrazovatelnogo

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018