Практическое занятие на тему "Методика составления плана воспитательной работы"

  • Семинары
  • docx
  • 29.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная публикация содержит разработку практического занятия "Методика составления плана воспитательной работы". Участники: классные руководители 1-11-х классов, заместитель директора образовательного учреждения по воспитательной работе. Цели: 1) обогатить методический арсенал работы классных руководителей по планированию воспитательной деятельности; 2) познакомить классных наставников с замыслом организации воспитательного процесса в новом учебном году.
Иконка файла материала Практическое занятие.docx
Практическое занятие. Методика составления плана воспитательной работы Участники:  классные   руководители   1­11­х   классов,   заместитель директора   образовательного   учреждения   по   воспитательной работе. Цели:  1)   обогатить   методический   арсенал   работы   классных воспитательной   планированию   руководителей деятельности;   по 2) познакомить классных наставников с замыслом организации воспитательного процесса в новом учебном году. Подготовительная работа 1. Заместитель директора школы готовит информацию для классных руководителей об организации процесса воспитания учащихся в новом учебном году. 2. Составляются   и   размножаются   в   2­3­х   экземплярах   памятки   о проведении анализа воспитательной работы в прошедшем учебном году   структуре   раздела   плана   «Основные   направления   и   дела классно коллектива». 3. Школьный   библиотекарь   оформляет   выставку   книг   и   статей   о планировании воспитательной работы с детьми. Оформление, оборудование и инвентарь: а) на доске пишется тема практического занятия; б) оборудуются в учебном кабинете рабочие места для трех групп классных руководителей (один­два стола, необходимое количество стульев, ручки, бумага для заметок); в) памятки для работы творческих групп; г) выставка методической литературы. Ход занятия 1. Классные   руководители   по   своему   желанию   занимают   рабочие места  за столами творческих групп. 2. Заместитель   директора   школы   рассказывает   о   целях   рабочего занятия и этапах работы творческих групп. 3. Группам   классных   руководителей   предлагается   в   течение   25 минут   в   соответствии   с   полученной   памяткой   составить аналитическую справку о процессе и результатах воспитательной работы с детьми в прошедшем учебном году. Системный анализ воспитательной деятельности Памятка 1Системный   анализ   предполагает   целостное   изучение   и   рассмотрение педагогического   процесса   в   совокупном   единстве   и   взаимодействии   его компонентов:   субъектов,   содержания,   форм   и   методов   организации, результатов деятельности и воспитательных отношений. Акцент делается на «ключевых»   моментах   педагогического   процесса,   считающихся приоритетными в анализируемый период жизнедеятельности класса. Крупнейший специалист в области педагогического менеджмента Ю.А. Конаржевский   предложил   использовать   при   изучении   систем   обучения   и воспитания следующие составные части системного анализа: 1) морфологический   анализ,   позволяющий   выяснить,   из   каких элементов состоит система, что они собой представляют, каков их набор; 2) структурный   анализ,   способствующий   выяснению   внутренней организации системы, определению характера связей элементов, выявлению системообразующих связей и отношений; 3) функциональный   анализ,   направленный   на   раскрытие   функций системы   в   целом   и   её   отдельных   компонентов,   на   изучение механизма   функционирования   целостного   организма   системы  и её основных частей; 4) генетический   (исторический)   анализ,   позволяющий   исследовать зарождение, становление, дальнейшее развитие и преобразование системы. Памятка 2 Критериально­ориентированный анализ воспитательной деятельности Критериально­ориентированный   анализ   направлен   на   выявление изменений  основных показателей результативности учебно­воспитательной работы   в   соответствии   с   разработанными   критериями   эффективности воспитательной   деятельности.   При   анализе   следует   различать   критерии результатов и критерии процесса. Критерии результатов позволяют оценить уровень развития тех или иных качеств личности учащихся, их воспитанности, обученности, социализированности. Критерии процесса помогают понять, как осуществляется   воспитательная   деятельность,   как   действуют   механизмы воспитания,  какое влияние на результаты воспитания оказывают те или иные факторы   (условия).   В   качестве   таких   критериев   могут   быть  выбраны, например, следующие: ­ гуманность воспитательных отношений; ­   вовлеченность   учащихся   в   жизнедеятельность   классного коллектива; ­ сформированность деловых и межличностных взаимоотношений; ­ развитость самоуправленческих начал в классе;­ наличие социальных связей классного сообщества; ­ эффективность психолого­педагогического и медико­социального сопровождения процесса развития учащихся. Памятка 3 Описательный анализ событий и явлений Для проведения анализа основных событий и педагогических ситуаций важно   наличие   необходимого   объёма   информации.   Одной   из  форм  его накопления   являются   информационные   или   информационно­аналитические справки.  В  информационных   справках   обычно  указывается,  что   проходило или   проводилось,   когда   и   кто   проводил   мероприятие   (комплекс мероприятий), какие результаты получены в осуществлённой деятельности. В информационно­аналитическую   справку   включается   дополнительная информация следующего содержания: 1. Положительные аспекты (плюсы) проведенной деятельности: что особенно удалось в определении содержания, форм и способов организации совместной деятельности, кто сумел отличиться, как проведенное   дело   (мероприятие)   содействовало   развитию личности   школьников,   в   решении   каких   проблем   удалось продвинуться. 2. Отрицательные аспекты (минусы) осуществленной деятельности: что не получилось, кто не смог справиться со своим поручением, какие   педагогические   и   организационные   задачи   не   удалось решить до конца. 3. Что   нового   удалось   получить   в   результате   подготовки, проведения   и   подведения   итогов   совместного   дела?   Какие педагогические   последствия   возможны   после   проведенного мероприятия? Какие проблемы могут обостриться в ближайшее время, проявиться в отдаленной перспективе? 4. Как участие и позиция педагогов повлияли на результативности дела? 5. Выводы   и   предложения   о   перспективах   и   путях совершенствования совместной деятельности. Успешному   проведению   анализа   основных   событий   способствует коллективный   анализ   жизнедеятельности,   который   предполагает   активное участие в аналитическом процессе всех субъектов воспитательного процесса: педагогов, учащихся, родителей, друзей класса. Среди форм коллективного анализа,   которые   могут   быть   источниками   важной   информации,   можно выделить: устный опрос, анкетирование, заполнение открытого листа мнений, выпуск   различных   информационных   листков,   радио­   фото­,   стенгазет, изготовление   рисованного   фильма   «Дела   уходящего   года»,   разнообразные формы коллективного творческого анализа (устный журнал, «живая газета»,творческий   рапорт   и   т.п.), 4. «телепрограмма»,   смотр   достижений, самоаттестация   коллектива,   классное   собрание,   посвящённое   подведению итогов года.   Руководитель   каждой   творческой   группы   зачитывает составленную   аналитическую   справку.   Заместитель   директора   школы обращает   внимание   классных   руководителей   на   разнообразие   вариантов анализа воспитательной работы в классе. 4.   Творческие группы получают памятки о возможных вариантах структуры   раздела   плана   «Основные   направления   и   дела   классного коллектива» и в течение 15­20 минут пытаются его заполнить. Памятка 4 Сентябрь 1­4 5­11 12­18 19­25 26­30 1­7 8­14 Октябрь 15­18 19­25 26­31 Памятка 5 Сентябрь Памятка 6 1­я неделя 2­я неделя 3­я неделя 4­я неделя Потенциал личности Познавательный Ценностный  (нравственный) Коммуникативный Эстетический Физический Задачи воспитательной деятельности 1. 2. ... Тематические программы «Я и общество» «Я и природа» «Я и моя школа» «Я и моя семья» «Я и моё "Я"» 6. Руководители творческих групп информируют о выполнении задания. 7. Заместитель директора школы рассказывает классным руководителям о   замысле   организации   воспитательного   процесса   в   образовательномучреждении  в  новом   учебном   году   и  предстоящих   общешкольных  делах   и мероприятиях. Рекомендуемая литература 1. Лизинский   В.М.  Планы   и   события   на   35   недель   учебного   года   // Классный руководитель. – 2006. – № 3–6. 2. Нечаев  М.П.  Управление воспитательным процессом в классе. –  М., 2006. 3. Степанов  Е.Н.  Планирование   воспитательной   работы   в   классе   // Классный руководитель. – 2006. – № 3.