БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии
Республиканский методический фестиваль
«Современные практики воспитания - 2022»
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
НОМИНАЦИЯ
Практики духовно-нравственного
и культурно-творческого Воспитания
Выполнила:
преподаватель
МЦК-ЧЭМК Минобразования
Чувашской Республики
Усманова Роза Мевлетовна
+79278478365
rena-bat@yandex.ru
2024
Рассмотрено |
«УТВЕРЖДАЮ» |
на заседании ЦК специальности (Рэ) |
Зам. директора по ВР |
Протокол заседания |
____________Н.Ю. Гришина |
от « »____________ 2024 № |
|
Председатель ______Т.Н. Поликарпова |
|
|
|
|
|
Рекомендовано |
|
методическим советом |
|
Протокол заседания |
|
от «__» _____________2024 № ___ |
|
Зам. директора по ИР |
|
________________ О.Б.Кузнецова |
|
|
|
Автор ___________ Усманова Р.М |
|
|
|
|
|
|
|
Пояснительная записка
Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.
Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то есть дело. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу, как место где он может пережить достижения, муки и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других.
Школа - это место где ребенка больше всего воспитывают. Здесь основная воспитывающая функция ложиться на классного руководителя, в нашем случае, в условиях интерната на воспитателя.
Воспитатель сегодня - это педагог - профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении человеческой культуры; организатор системы отношений через разнообразные виды совместной деятельности классного коллектива; создатель благоприятной развивающей среды и благоприятного морально-психологического климата в классе; координатор усилий педагогов, семьи, социума - всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие личности ребенка.
В своей профессиональной деятельности, одним из главных условий воспитания я считаю - нужно принимать ребенка таким, какой он есть, с его слабостями и недостатками, стремлением и темпераментом.
Моя воспитательная работа сконцентрирована по видам деятельности:
- познавательной
- ценностно - ориентированной
- творческой
- спортивно - оздоровительной
- трудовой
Особое место в воспитательном процессе я отвожу ценностно - ориентированной деятельности, направленной на формирование духовной культуры.
Данная программа разработана для детей 1-4 классов. Направлена на формирование и развитие творческих особенностей. Способствует изучению личности воспитанника, его склонностей, интересов, дарований.
Цель программы:
Развитие индивидуальности учащихся, создание благоприятной среды для саморазвития и самовыражения ребенка.
1 Традиции образовательного учреждения как фактор формирования у подрастающего поколения морально-этических, духовно-нравственных норм
Проблема воспитания детей и молодежи волновала человечество на всех этапах его развития. В каждую эпоху были характерные подходы и методы воспитания, выделялись ценности, присущие этому времени, и определенные идеалы. В наше время эта проблема не потеряла своей актуальности. Сейчас, как никогда, нынешняя форма образования и воспитания показывает свою несостоятельность. В паспорте описаны основные проблемные вопросы духовно- нравственного воспитания современной молодежи и пути их решения. В данной работе автор проанализировал специфику и потенциал духовно-нравственного воспитания молодежи в современном колледже.
2 Цель Воспитательной практики
Формирование морально-этических и духовно-нравственных норм на всех стадиях образовательного процесса обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательных систем по формированию духовной личности в образовательных учреждениях всех типов и видов; упорядочение их деятельности, содействующей развитию социальной, духовной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека – гражданина – семьянина – родителя – специалиста-профессионала
3 Задачи Воспитательной практики
- Воспитание высокого уровня правосознания, основанного на традиционных морально-нравственных ценностях;
- повышение социального статуса духовно-нравственного воспитания в системе образования;
- укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений, расширение состава субъектов воспитания, координация их усилий, укрепление взаимодействия семьи и образовательных учреждений;
- развитие системы духовно-нравственного воспитания с учетом специфики историко-культурных ценностей, обычаев и традиций не только коренных народов, но и проживающих в нашем округе;
- развитие традиций патриотического, нравственного, экологического и эстетического воспитания подрастающего поколения, создание условий для развития личности, повышения культуры;
- оказание помощи семье в решении проблем в духовно-нравственном воспитании детей, развитие психолого-педагогического просвещения родителей; усиление роли семьи в воспитании детей;
- повышение уровня работы со средствами массовой информации и печати по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи
4 Участники Воспитательной практики
Участниками Воспитательной практики являлись:
Члены ЦК Право и организация социального обеспечения: Иванова М.С. - зав.отделением, Усманова Р.М. – председатель ЦК , Порфирьева Н.Н., Киселева Т.В., Солодовникова Т.В., Мудрова Н.П. – преподаватели
Студенты группы Со1 и Со3 специальности Право и организация социального обеспечения и студенты группы Ир1
5) Оригинальная идея Воспитательной практики
Целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, направленной на формирование общечеловеческих нравственных ценностей (сострадание, уважение к другим людям, доброту, любовь, истину, сочувствие) – это и есть оригинальная идея Воспитательной практики.
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у молодежи гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляют основу формирования духовной личности.
6) Ценностно-смысловое наполнение Воспитательной практики воспитание творческой, активной, самостоятельной личности, формирование духовно-нравственных и морально-этических норм, воспитание правильного понимания истинных ценностей, создание дружного сплоченного коллектива, развитие коммуникативных способностей
7) Описание основных этапов реализации Воспитательной практики
Перечень мероприятий проводимые циклами
№ п.п |
Наименование проекта |
Проводимые мероприятия |
1 этап |
«Доверие к лошади – доверие к миру» |
студенты посетили манеж санатории «Чувашия», оказывали материальную помощь, чистили и убирались в манеже |
2 этап |
«Протяните руку помощи животным» |
оказание помощи зоопарку «Ельниковская роща» и зооуголку «Ковчег» на Николаевском парке, закупка овощей для животных (капуста, морковь), оказание помощи в уборке вольеров для животных зоопарка и зооуголка, оказание помощи приюту для животных без владельцев "Право на жизнь" г.Чебоксары. |
3 этап |
Государственный архив электронной и кинодокументации Чувашской Республики |
просмотр материалов архивных фондов, фильмы являются неотъемлемой частью документального наследия Чувашии. Они содержат редкие, и даже уникальные источники, показывающие те стороны жизни общества, которые не фиксируются официально: быт и деятельность частных лиц, и великих, и рядовых. Через призму восприятия этих людей отражаются события в стране и в мир |
4 этап |
«Мы Тимуровцы!» |
поездка студентов и преподавателей цикла в п.Сосновка к одиноким пожилым людям, закупили продукты первой необходимости (растительное масло, макароны, мясо курицы, хлеб), оказывали помощь в уборке хозяйства |
5 этап |
«Не забытые старики» |
оказание помощи одиноким старикам в местах проживания студентов |
6 этап |
«Никто не забыт – ничто не забыто!» |
ежегодно в канун 9 мая преподаватели цикла и студенты проводят уборку, красят ограды заброшенных и забытых могил участников Великой отечественной войны, посещение с мини-концертом и небольшими подарками Республиканский клинический госпиталь для ветеранов войн, помощь ветеранам по месту проживания студентов |
7 |
«Фруктовый сад» |
совместно с воспитанниками детского дома, были посажены кустарники и яблони в саду детского дома-интернат в п. Кугеси |
7 этап |
«С любовью к детям» |
проект направлен на формирование осознанной, инициативной социальной деятельности в отношении детей-инвалидов. В преддверии нового года ежегодно организовывается новогодние представления для детей-инвалидов детского дома-интернат для умственно отсталых детей п. Кугеси, в колледже осуществляется сбор игрушек |
8 этап |
Акция «Шоколадный дом» |
осуществляется сбор шоколадов для детей дома интерната. Студенты совместно с детьми –инвалидами водят хороводы у елки, дарят им подарки |
9 этап |
Акция «Подари ребенку радость» |
осуществляется сбор памперсов специализированного Дома ребенка «Малютка» Минздрава Чувашии |
8) Результаты Воспитательной практики (полезные эффекты для участников образовательных отношений)
Многолетняя деятельность, связанная с духовно-нравственными и морально-этическими нормами, привела к формированию традиций - ценностного элемента содержания социального и культурного наследия. В нашем колледже обычаи и традиции передаются из года в год самими обучающимися (посвящение в студенты, совместно посещение культурно-массовых мероприятий, оказание помощи одиноким пожилым людям, почтение памяти погибших в ВОВ, оказание помощи бездомным животным, просмотр фильмов в Госархиве г. Чебоксары и т.д.). Надо отметить, что в развитии коллектива и в становлении личности традиции играют огромную и важную роль. Одним из традиций является посещение детского дома-интерната в п. Кугеси.
Кугеський детский дом для умственно отсталых детей, является подшефным для преподавателей и студентов цикла Право и организация социального обеспечения. Ежегодно в течение многих лет мы оказываем материальную и духовную поддержку воспитанникам детского дома. Совместными силами преподавателей и студентов, покупаются канцтовары, хозяйственные принадлежности, памперсы, детское питание для тяжело больных детей, кондитерские изделия и т.д. Студенты для детей-инвалидов на праздники готовят представления, устраивают мастер классы, приносят им раскраски и вместе разукрашивают различные персонажи из сказок. В результате такого тесного контакта создается дружеская атмосфера, повышается нравственность студентов по отношению к детям-инвалидам. По всем проведенным мероприятиям имеются благодарности и благодарственные письма. Некоторые моменты наших поездок выложены на сайте http://www.chemk.org/ и http://nsportal.ru/usmanova-roza-mevletovna
9) Место Воспитательной практики в системе воспитания образовательной организации.
При организации процесса обучения студентов колледжа Чебоксарского электромеханического колледжа особое внимание уделяется не только организации образовательного, но и особенно воспитательного процесса при подготовке специалистов разных специальностей. Также надо отметить, что актуальным направлением образования в Российской Федерации является поиск эффективных средств, форм и методов воспитания ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности. Не является исключением и сфера среднего профессионального образования.
Особенности подготовки по данной специальности заключаются не только в формировании у студентов комплекса знаний и навыков, но и в воспитании высокого уровня правосознания, основанного на традиционных морально-нравственных ценностях. В нашем колледже большое внимание уделяется внеучебной работе студентами, где основная роль отводится формированию духовно-нравственных и морально-этических норм.
10) Фото материалы, иллюстрирующие реализацию Воспитательной практики
Проект «С любовью к детям»
Проект «Протяните руку помощи животным»
Проект «Никто не забыт – ничто не забыто!»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.