Практико-ориентированные задания
как средство повышения мотивации изучения учащимися математики
Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования. Основное внимание направлено, на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Актуальность исследования. В настоящее время в школьном математическом образовании одним из преимущественных направлений является подготовка учащихся к использованию математики в решении широкого круга проблем, возникающих в реальном мире за пределами образовательного процесса.
Формирование у школьников универсальных умений, необходимых для решения жизненных и профессиональных проблем, является одной из ключевых ФГОС. Повышенное внимание прикладной составляющей математического образования школьников прослеживается и в содержании контрольно-измерительных материалов для ОГЭ и ЕГЭ.
Цель исследования: разработать задания с практико-ориентированным содержанием для повышения мотивации школьников на уроках математики в 5-7 классах.
В концепции развития математического образования в РФ, принятой в 2013 году, одной из главных нерешённых проблем школьного образования является недостаточная мотивации обучающихся к изучению математики.
Человек – существо деятельное, он постоянно включен в какую-либо деятельность. Для того, чтобы школьник эффективно учился, он должен совершать определенные действия, а учитель побуждать его и направлять. Иначе, как говорил В. А. Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться»
Значимость математики в формировании у учащихся умений решать задачи, возникающие в процессе практической деятельности, в этом и заключается актуальность данной темы.
Вопросами мотивации поведения человека занимались такие известные ученые психологи как А. Маслоу, Л. С. Выготский, А. Ф. Лазурский, Ф. Герцберг, А. Н. Леонтьев, В. К. Вилюнас, Н. Н. Ланге, С. Л. Рубинштейн,. Огромнейший вклад в развитие мотивации учебной деятельности внесли Л. И. Божович, А. К. Маркова.
Практико-ориентированные задачи – это задачи из окружающей действительности, которые тесно связанны с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Цель таких задач – формирование умений действовать в социально- значимой ситуации. Практико-ориентированные задачи помогают учащимся работать с информацией, выделять и отбирать главное, выстраивать собственные пути решения и обосновывать их, работать в парах и в группах, развить свои точки зрения, чувства, убеждения и желания в поисковой творческой деятельности учащихся. [8].
Обучение с использованием практико – ориентированных задач приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения задач.
Разделим все задачи на группы:
1 группа-это задачи профориентационного направления.
2 группа – задачи связанные с жизнью, с практической деятельностью человека.
3 группа-задания создание с проблемной ситуацией
4 группа- ролевые и деловые игры
Решение практико-ориентированных задач на уроках математики должно иметь конкретные цели:
- научиться решать задачи, с которыми мы столкиваемся в повседневной жизни.
- опровергнуть мнение, что не всем нужно учиться математике,
- доказать, что математика нужна всем, где бы не учился, чем бы не занимался, какой бы профессией не владел,
- готовиться к Единому Государственному Экзамену, в который входят практико-ориентированные задачи.
Алгоритм составления практико-ориентированных заданий:
1) Определить цель задания, его место на уроке, в теме, в курсе.
2) Определить направленность задания (профессиональная, межпредметная).
3) Определить виды информации для составления задания. В учебниках и методической литературе в основном встречается только один вид - текстовый. Остальные виды используются очень редко, в то время как можно использовать все.
4) Выбрать структуру задания.
5) Определить форму ответа на вопрос задания (однозначный, многовариантный, нестандартный, отсутствие ответа, ответ в виде графика).
Содержание образования доводится до учителя и учащегося в виде предметного учебно-методического комплекса (УМК), ведущую роль в котором играет учебник. Используя учебник, (А.Г. Мерзляк. Математика 6 класс) на базе имеющихся заданий можно разработать свои задания, направленные на профориентацию.
Раздел который я взяла для примера «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». Составляет 24 ч. Учебник 6 класса Математика авторы Мерзляк А.Г., Полонский В.Б, Якир М.С. Задачи профориентационного направления.
Рассмотрим несколько задач на данный раздел.
Тема: Основное свойство дроби
Часовщик починил четыре пары часов в разное время. Изобрази на рисунке в какой время мастер закончил свою работу.
Профессия: часовщик
Тема: Сокращение дробей
Чтобы в школьной столовой приготовить ежедневно напитки. Необходимо взять продукт представленный в таблице. Сократи дробь.
Профессия: повар
Тема: Приведение дробей к общему знаменателю.
В школьной библиотеке 2/11 журналов, художественной литературы 3/22, а учебников 51/66 Что занимает больше места в библиотеке: журналы или книги (художественная литература и учебники).
Профессия: библиотекарь
Тема: Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
В магазин привезли апельсины. В первый день продали 2/9, а во второй день 2/3. Какую часть апельсинов осталось продать?
Профессия: продавец
Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел.
Клиент взял одновременно в трех разных банках кредиты на общую сумму 18000руб. В первый и второй банк он отдал 63/4 руб., а во второй и третий -5 1/3 руб. Какую сумму взяли клиент в каждом банке?
Профессия: бухгалтер
Наблюдения за деятельностью учащихся свидетельствуют о том, что частое применение практико-ориентированных задач обеспечивает повышение интереса учащихся к учебной деятельности, формирование положительной мотивации на уроках.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепции учебного предмета «Математика» (утверждена Приказом Министерства образования от 29.05.2009 № 675).
2. Концепции развития математического образования в РФ, принятой в 2013 году,
3. В. А. Сухомлинский
4. Фридман, Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о пед. психологии. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с., ил.
5. . Подласый, И. П. Педагогика начальной школы: учеб. для студ. пед. училищ и колледжей / И. П. Подласый. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 399 с.:ил.
6. Амельков, А. А. Педагогическая психология в схемах, понятиях и персоналиях / А. А. Амельков, М. А. Дыгун, Л. Н. Иванова. – Мозырь: Содействие, 2006. – 72 с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – Спб.: Питер, 2008. – 400 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
8. Матюхина М. В. Структура мотивации учения младших школьников // Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984. – С.10-42.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.