Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."
Оценка 4.6

Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа +1
10 кл—11 кл +1
05.08.2018
Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."
Презентация, сопровождающая описание практико - ориентированного проекта "Мемориальные доски рассказывают..."
Мемориальные доски рассказывают....doc
1 Содержание: Введение…..………………………………………………………………………..…2 Основная часть 1. Составление списка и классификация мемориальных досок ………….…...4 2. Мемориальные доски в честь участников Великой отечественной войны...6 3. Мемориальные   доски,   посвященные   участникам   локальных   вооруженных конфликтов…………………………………………………………….………10 Заключение. Реализация Проекта.……………………………………………… ..13 Список используемой литературы…………………………………………….….14 2 Введение Для   современного   общества   очень   важно   сохранение   социально­ исторического и культурного опыта. Мемориальные доски выступают наиболее массовой формой увековечивания исторической памяти.  Согласно Всероссийской музейной энциклопедии «мемориальная доска – это плита,   которая   является   архитектурно­скульптурным   произведением, увековечивающая память об исторических событиях и личностях. Мемориальные доски   устанавливаются   на   зданиях,   в   которых   проживала   или   работала знаменитая персона или в которых (возле которых) произошло важное событие. На   мемориальной   доске   обычно   изображён   профиль   или   бюст   человека   и пояснительная надпись»1. Появившись в России в XIX в. после победы в Отечественной войне 1812 года,   мемориальные   доски     плавно   занимают   значимое   место   в   искусстве общества. Основы правовой установки мемориальных досок в России в ХХ в. были   заложены   Декретом   «О   памятниках   республики»,   подписанном   В.   И. Ленином 12 апреля 1918 года2.  Через   мемориальные   доски   мы   можем   проследить   определённые исторические   события,   или   узнать   о   людях,   внесших   значительный   вклад   в историю страны.  Название:  Практико – ориентированный исследовательский проект «Гранитные страницы   нашей   памяти….»   (рабочее   название   «Мемориальные   доски рассказывают…») Далее – Проект. Научный   руководитель:  Тихонова   Елена   Александровна,   учитель   истории   и обществознания МОУ «ГИМНАЗИЯ № 5» города Саратова. Проект   выполнен   учениками   10   «Б»   класса   социально   –   гуманитарного профиля МОУ «ГИМНАЗИЯ № 5» Цель: 1. Привлечение   внимания   жителей   Заводского   района   города   Саратова   к достопримечательностям родного района и города; 2. Упорядочить известные и малоизвестные факты по данной теме; 3. Воспитание уважения к людям, память о которых  нужно хранить и беречь, чувства гордости и патриотизма. Задачи: 1. Показать   значение   мемориальных   досок   в   сохранении   исторической   и культурной памяти района и города; 1 http://www.museum.ru/rme/ 2 Декрет о памятниках Республики / Декрет СНК от 12 апреля 1918 года. – Декреты Советской власти. Том II. 17 марта – 10 июля 1918 г. – М.: Гос. издат­во политической литературы, 1959. – С. 95­96. 3 2. Исследовать натурные материальные источники – мемориальные доски; 3. Составить аннотированный каталог мемориальных досок Заводского района; 4. Оформить музейную экспозицию по материалам Проекта в Музее боевой славы МОУ «ГИМНАЗИИ № 5»; 5. Создать интерактивную экскурсию «Гранитные страницы нашей памяти…» (рабочее название «Мемориальные доски рассказывают….»); 6. Продолжить дальнейшую исследовательскую работу по данной теме; 7. Продолжить   формирование   компетенций   самостоятельной,   творческо­ поисковой, познавательной деятельности. Актуальность:  содержание   Проекта   соответствует   тем   ценностям,   которые обозначены   в   «Стратегии   развития   воспитания   в Российской   Федерации   на период до 2025 года»: «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские   традиционные   духовные   ценности,   обладающей   актуальными знаниями   и   умениями,   способной   реализовать   свой   потенциал   в   условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины»1. Она   осуществлена   в   соответствии   с   Государственной   программой "Патриотическое   воспитание   граждан   Российской   Федерации   на   2016   ­   2020 годы"2; имеет значимый результат, который позволит проводить патриотическое воспитание в нашей школе на конкретном героическом примере.  Эта работа не только знакомит с культурным пространством нашего города, но   и   способствует   формированию   патриотических   чувств,   а   также   дает  представление о памятных досках как исторических источниках.  Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Гипотеза   проекта  заключается   в   предположении   о   том,   что   интерактивная экскурсия   и   выставка   о   мемориальных   досках   Заводского   района   города Саратова   привлечет   внимание   учащихся   к   достопримечательностям   города;  воспитает   уважение   к   людям,   память   о   которых   нужно   хранить   и   беречь; появится гордость за родной город, воспитает патриотизм. Проект   позволяет   привлекать   к   представлению   информации   об историческом   наследии   родного   края   людей,   заинтересованных   в   пропаганде культурно­исторического наследия малой Родины. 1 http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf 2 Федеральный закон от 25.06.2002 № 73­ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" / Российская газета. ­ № 116­117. – 29.06.2002. 4 Основная часть Исторический   опыт   ставит   перед   современным   обществом   социальные, духовные   и   организационные   проблемы.   Уклад   образования   и   воспитания основными   приоритетами   в   этом   вопросе   определяет   культуру,   патриотизм   и гражданственность. Идея патриотизма должна стать стержнем, вокруг которого сформируются   высокие   социально­значимые   взгляды,   чувства   убеждения, позиции   и   устремления   детей   и   подростков,   их   готовность   и   способность   в будущем к активным действиям во благо Родины. Ценностные деформации в сознании и поведении молодых людей связаны с отсутствием в целом национальной идеи с патриотическим смыслом служения Отечеству   на   основе   единства   личных,   общественных   и   государственных интересов. Благодаря   Проекту   «Гранитные   страницы   нашей   памяти….»   очевидны патриотические   возможности   краеведческого   материала,   которые   позволяют расширить   знания   современного   гражданина   не   на   абстрактных   идеалах,   а   на примерах   из   жизни   конкретных   людей   ­   земляков,   на   событиях   из   жизни   и истории своего района и города. В   настоящее   время   не   опубликовано   ни   одного   издания,   касающегося количественного   состава   или   особенностей   установки   мемориальных   досок города   Саратова.   Мы   решили   начать   с   малого   –   мемориальные   доски, установленные на территории Заводского района. В результате проделанной работы  ­ беседы с местными жителями, работа с книжными и интернет – ресурсами, мы выяснили, что на территории Заводского района города Саратова установлены следующие мемориальные доски: 1. Воротынову   Дмитрию   Николаевичу.   На   здании   МОУ   СОШ   №   16. Капитану   милиции,   погибшему   при   выполнении   служебно   –   боевых   задач   в Чеченской республике.  2. Ерошину   Евгению   Александровичу.  На   здании   МОУ   СОШ   №   83. Погибшему при исполнении служебно – боевых задач в Чеченской республике. 3. Калинкиной Зое Спиридоновне.  На здании МОУ «ГИМНАЗИЯ № 58». Первому директору гимназии № 58, Заслуженному учителю РФ. 4. Косареву Владимиру Иванович. На здании жилого дома по адресу улица Огородная   д.164/1.   Участнику   трех   Парадов   Победы,   ветерану   Великой отечественной войны, Почетному гражданину города Саратова. 5. Малянову Сергею Николаевичу. На здании МОУ СОШ № 83. Погибшему при исполнении интернационального долга в Афганистане. 5 6. Оглоблину Ивану Васильевичу.  На жилом доме по адресу 5­й нагорный проезд, дом № 8/12. Герою Советского Союза, ветерану Великой отечественной войны.  7. Родионову Юрию Николаевичу . На здании МОУ СОШ № 39. Погибшему при выполнении боевой задачи в Чечне. 8. Розенберг   Льву   Моисеевичу.   На   здании   МОУ   «ГИМНАЗИЯ   №5». Основателю Гимназии, ветерану Великой отечественной войны. 9. Сарафанову Геннадию Васильевичу . На здании МОУ СОШ № 16. Герою Советского Союза, летчику – космонавту. 10. Феклюнину Михаилу Ивановичу. На здании школы поселка Тепличный. Учителю математики и участнику двух войн, Финской и Великой Отечественной. 11. Шведову  Олегу Петровичу.   На здании МУК «Городской дом культуры национального   творчества».   Заслуженному   работнику   культуры   России, основателю и бывшему руководителю ГЦНК. Мы попытались провести сбор информации максимально тщательно, но не претендуем на полноту представленного списка и не исключаем возможности его дополнения. В ходе исследований мы установили, что большее количество мемориальных досок, установленных на территории Заводского района, отражают подвиг народа в   период   Великой   Отечественной   войны   1941   –   1945   гг.   и   локальных вооруженных конфликтов и проанализировали причину этого. По   мнению   Питирима   Сорокина   историко­культурное   содержание мемориальных   памятников   отразило   глубинные   пласты   народной   жизни,   в которых   зафиксированы   особенности   восприятия   прошлого   –   настоящего   – будущего, того, что именуется в гуманитарной науке историческим сознанием. Историческое   сознание   формировалось   в   переломный   момент   Отечественной истории, когда внешнеполитические отношения определяли (и определяют) ход Российской государственности1.  Поскольку   основными   событиями,   вехами   исторической   памяти   и   всей структуры   исторического   сознания   российского   народа   являются   войны   и революции, то большая часть мемориалов посвящена именно этим событиям. Получив вышеназванные результаты, было принято решение сузить объект исследования   и   остановиться   (на   данном   этапе)   на   сборе   информации   об участниках   Великой   отечественной   войны   1941   –   1945   годов,   и   локальных вооруженных конфликтов второй половины XX – начала XXI веков.  1 Сорокин Питирим. Человек. Цивилизация. Общество. – М.:1992, Издательство политической литературы, с.173 Мемориальные доски в честь участников Великой отечественной войны. 6 Герой Советского Союза ОГЛОБЛИН Иван Васильевич 1 января 1921 года — 13 декабря 2011 года Командир   звена   25­го   гвардейского   авиационного полка   ночных   бомбардировщиков   2­й   гвардейской авиационной   дивизии   ночных   бомбардировщиков   8­й воздушной   армии   4­го   Украинского   фронта,   гвардии старший лейтенант.  Родился 1 января 1921 года в посёлке Тирлянский (ныне   посёлок   городского   типа   Белорецкого   района Башкирии) в семье рабочего. В Красную Армию призван в   декабре   1940   года.   Окончил   военную   авиационную школу пилотов. В действующей армии с мая 1942 года.  Весь боевой путь прошел в составе 709­го ночного легкобомбардировочного авиационного полка, в ноябре 1942 года преобразованного в 25­й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. За три месяца боев на Юго­Западном фронте – с мая по август 1942 года – младший сержант Оглоблин совершил 140 успешных ночных боевых вылетов, был награжден орденом Ленина. К декабрю 1943 года гвардии старший лейтенант Оглоблин совершил 503 боевых вылета. Указом Президиума Верховного Совета СССР   от   13   апреля   1944   года   за   образцовое   выполнение   боевых   заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество гвардии старшему лейтенанту Оглоблину Ивану Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".  После   войны   окончил   Военно­воздушную   академию,   был   военным советником в Республике Афганистан. В звании полковника уволен в запас.  Награждён   двумя   орденами   Ленина,   орденами   Красного   Знамени, Отечественной войны 1­й степени, Красной Звезды, медалями. 7 Участник трех Парадов Победы Почетный гражданин города Саратова  КОСАРЕВ Владимир Иванович  служил       Иванович Уроженец   Саратовской   области Владимир Иванович Косарев ушел на фронт в 18 лет. С ноября 1941 года по июнь 1945 Владимир в артиллерийских   полках   Карельского фронта сначала рядовым, затем командиром орудия.  В   составе   85  морской   стрелковой бригады   на   Карельском   фронте   защищал северные рубежи нашей Родины, принимал участие   в   освобождении   Советского Заполярья и Северной Норвегии. Известие   о   великой   Победе   он   встретил   в   Северной   Норвегии   под Киркинесом, оттуда был направлен на Парад в Москву — 24 июня 1945 года, которым командовал маршал Советского Союза Георгий Жуков. После войны окончил военное училище, служил в Германии, в Московском округе ПВО, в Северном военном округе. После демобилизации в 1960 году более 30   лет   работал   в   различных   организациях   Заводского   района,   участвовал   в пропаганде военно­патриотических знаний. За   мужество   и   отвагу   в   боях,   добросовестный   труд   награжден   :   орденом Красной   Звезды,   орденом   Отечественной   войны   2­й   степени,   медалями   «За отвагу», «За боевые заслуги», орденами «За заслуги перед Отечеством» 1­й и 2­й степени.   Удостоен   званий   «Заслуженный   работник   культуры»   и   «Почетный гражданин   города   Саратова».   Был   занесен   на   районную   и   городскую   Доску Почета. 8 Розенберг Лев Моисеевич Ветеран Великой отечественной войны Основатель Гимназии № 5 17 июля 1922 – 5 октября 2007 года Родился   в   городе   Артемьевске, Луганской   области.   4   июля   1941   года недавний выпускник Лев Розенберг ушел добровольцем на фронт.   В августе 1943 года после окончания пулеметного   училища   во   Владивостоке Л.М.   Розенберг   служил   заместителем командира   взвода,  участвовал   в  войне  с Японией, был тяжело ранен.  Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Японией», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», медалью Жукова и др. В мае 1947 года Розенберг  Л.М. начинает  работать в системе образования Саратовской области, которой честно прослужил 59 лет. В июле 1975 года Лев Моисеевич становится директором школы­новостройки № 29 в Комсомольском поселке г. Саратова, которая в 1992 году его усилиями была реорганизована в гимназию № 5. Бессменным директором этого учебного заведения Розенберг Лев Моисеевич проработал 28 лет, вплоть до сентября 2002 года. Большое   значение   Лев   Моисеевич   придавал   патриотическому   воспитанию подрастающего поколения. По его инициативе в 1977 году в школе был создан Музей боевой славы им. 28­й танковой бригады.  За самоотверженный труд, преданность профессии Розенберг Лев Моисеевич был   удостоен   высоких   званий:   «Отличник   просвещения   СССР»   и   «Отличник просвещения РСФСР». В 1970 году он был награжден медалью «За доблестный труд», в 1982 году медалью «Ветеран труда». В 1997 году ему было присвоено звание «Заслуженный учитель РФ». 9 Участник Советско – Финской войны,  Ветеран Великой отечественной войны  ФЕКЛЮНИН Михаил Иванович В год 65­летия Победы в Великой Отечественной войне на здании школы п. Тепличный Саратовского района Саратовской области появилась мемориальная доска.   Эта   мемориальная   доска   установлена   в   память   о   Феклюнине   Михаиле Ивановиче,   учителе   математики   и   участника   двух   войн,   Финской   и   Великой Отечественной.  Родился он в 1914 г в Турковском районе Саратовской области. В 1936 г. поступил   в   Саратовский   Государственный   университет   на   математический факультет,   но   закончить   его   не   успел,   так   как   началась   Финская   война. Студентами   он   и   его   однокурсники   были   призваны   на   фронт.   Вернувшись   с войны,  Михаил  Иванович   продолжил   обучаться  в  СГУ.  В 1941  году  началась Великая Отечественная война. Но Михаила Ивановича призвали на фронт только в 1942 году, после окончания университета. Он воевал на Карельском фронте, по соседству с белофиннами.    Михаил   Иванович   воевал   до   1945   года   в   звании   лейтенанта.   Он   очень гордился своими наградами, среди которых было два ордена «Красной Звезды». После войны Михаил Иванович стал работать в школе учителем математики до 1972 года, так как вышел на заслуженный отдых. Михаила Ивановича уже нет в живых, на открытии мемориальной доски присутствовала его дочь, Феклюнина Елена Михайловна. Мемориальные доски, посвященные участникам локальных вооруженных 10 конфликтов Капитан милиции Воротынов Дмитрий Николаевич 05.08.1965 – 10.12.2000 Погиб при выполнении служебно – боевых задач в Чеченской республике Родился   5   августа   1965   года   в   городе Саратове. В спецподразделении СОБР с мая 1993   года:   начальник   отделения   СОБР УБОП по Саратовской области.   Неоднократно   участвовал   в   операциях по задержанию особо опасных преступников. Защищал   законность   и   правопорядок   на территории Чеченской Республики. В   составе   группы   сотрудников   СОБР   Приволжского   РУБОП   капитан милиции   Воротынов   8  декабря   2000   года   выполнял   боевую   задачу.   Во   время движения   по   Старопромысловскому   шоссе   колонна,   охраняемая   собровцами, была обстреляна из засады, а автомобиль ГАЗ­66, в котором находился капитан милиции Воротынов, был подорван боевиками на управляемом фугасе. Дмитрий Николаевич   получил.   Несмотря   на   осколочные   ранения   различной   степени тяжести и контузию, он организовал отражение нападения боевиков и оказание первой помощи раненым. Десятого декабря 2000 года капитан милиции Дмитрий Николаевич Воротынов от полученных ранений скончался. Указом   Президента   Российской   Федерации   за   мужество   и   отвагу, проявленные   при   исполнении   служебного   долга,   капитан   милиции   Дмитрий Николаевич Воротынов награжден орденом Мужества (посмертно). Мемориальная доска на здании МОУ СОШ № 16 (где учился) 11 Рядовой МАЛЯНОВ Сергей Николаевич 10.06.1965 – 26.12.1983 Погиб при выполнении  интернационального долга в Афганистане Родился   10   июня   1965   года   в   городе Саратов. Русский. Учился в средней школе № 83 с   1973   по   1980   год.     Работал   в   Саратовской автоколонне  "Автоконтейнер".   В   Вооруженные Силы   СССР   призван   30   сентября   1983   года Заводским   РВК   Саратова.   В   Республике. Афганистан   находился   с   ноября   1983   года. Служил в 181 мотострелковом полку водителем. Погиб при выполнении интернационального долга 26 декабря 1983 года. Ему было 18 лет Старший лейтенант ЕРОШИН Евгений Александрович 02.06.1965 – 09.01.2000 Погиб при выполнении служебно – боевых задач в Чеченской республике Родился в Саратове. Учился в средней школе № 83 с 1982 по 1992 год. Утром 9 января 2000 г. Личный состав с 3­ей ГСН 20 Отряда специального назначения ВВ МВД на трех БТР  выдвинулся для оказания помощи армейской колонне , попавшей   в   засаду   в   районе   Джалки,   на   маршруте   Аргун­Гудермес,   в окрестностях н.п. Цоцин­Юрт группа сама попала в засаду. В этом бою спецназ понес тяжелейшие потери, погибли 9 бойцов Отряда. Среди них командир взвода Старший лейтенант Ерошин Евгений Александрович. 12 Старший сержант милиции РОДИОНОВ Юрий Николаевич 30.03.1968 – 15.01.1995 Погиб при выполнении  служебно – боевых задач в Чеченской республике Родился 30 марта 1968 года в селе Лох Новобурасского района Саратовской области. С   декабря   92­го   началась   его   служба   в ОМОН   при   УВД   Саратовской   области.  В составе отряда милиции особого назначения при УВД Саратовской области был направлен в   Чеченскую   Республику   10   января   1995 года. В   составе   разведывательной   группы старший   сержант   милиции   Ю.   Н.   Родионов вел разведку дороги, ведущей на  Грозный. На окраине группа попала в засаду и была обстреляна боевиками. 15 января 1995 года Ю. Н. Родионов, проявив мужество и героизм, прикрыл телом более молодого сотрудника ОМОН и в результате обстрела был убит. Награжден   орденом   Мужества (посмертно).   Похоронен   в   городе Саратове Мемориальная доска  на здании МОУ СОШ № 39 В   мае   2008   года   на   здании школы была открыта  мемориальная доска в память о выпускнике 1983­ го   года   –   Юрии   Родионове,   бойце отряда ОМОН, погибшем в Чечне в январе 1995­го года. 13 Заключение В процессе проектной деятельности нам удалось: 1. Установить,   что   на   территории   Заводского   района   размещено   9 мемориальных досок с именами 11 граждан нашей страны. 2. Собрать   и   проанализировать   документальный   материал   об   их   жизни, службе и вкладе в развитие нашего региона и страны.  3. Осуществить   фото­   и   видео   –   съемку   для   создания   интерактивной экскурсии и музейной экспозиции. 4. Создать интерактивную экскурсию (12 – минутный видеофильм), которая активно   используется   на   уроках   истории,   на   классных   часах   и мероприятиях для учеников 5­11 классов МОУ «ГИМНАЗИЯ № 5». 5. Оформить   музейную   композицию   в   Музее   боевой   славы   МОУ «ГИМНАЗИЯ   № 5»  города   Саратова,   которую  к   настоящему   времени посетили многие ученики, учителя и родители Гимназии. Таким   образом,   мы   считаем,   что   удалось   выполнить   поставленную   цель данного Проекта. Но мы на этом не останавливаемся и продолжим работу. Не все доски еще изучены 14 Список источников и литературы. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73­ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об объектах культурного   наследия   (памятниках   истории   и   культуры)   народов   Российской Федерации" / Российская газета. ­ № 116­117. – 29.06.2002. Декрет о памятниках Республики / Декрет СНК от 12 апреля 1918 года. – Декреты Советской власти. Том II. 17 марта – 10 июля 1918 г. – М.: Гос. издат­во политической литературы, 1959. Могильницкий   Б.Г.   Историческое   познание   и   историческое   сознание   (к постановке   вопроса)//Историческая   наука   и   историческое   сознания.   –   Томск: 2000. Святославский   А.   В.   Среда   обитания   как   среда   памяти:   К   истории отечественной   мемориальной   культуры.   Автореф.   дис.   д­ра   культурологии. Москва, 2011. 53 с. Сорокин   Питирим.   Человек.   Цивилизация.   Общество.   –   М.:1992, Издательство политической литературы. http://memory­map.prosv.ru/#/memorial­ 8228/type=map¢er=51.479678,45.880591&zoom=13 http://saratov.spravker.ru/news/saratovets­proshel­vsyu­vojnu­i­uchastvoval­v­ parade­pobedyi­1945­goda.htm  http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=2098 https://peoplelife.ru/211967 https://soiro.ru/news/2018/03/20/v­muzee­pedagogicheskoy­slavy­saratovskoy­ oblasti­otkrylas­ekspoziciya

Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."

Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."

Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."

Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."

Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."

Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."

Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."

Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."

Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."

Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."

Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."

Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."

Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."

Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."

Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."

Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."

Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."

Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."

Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."

Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."

Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."

Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."

Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."

Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."

Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."

Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."

Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."

Практико - ориентированный проект "Мемориальные доски рассказывают..."
Скачать файл