Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Многопрофильная школа № 17 имени маршала инженерных войск А.И.
Прошлякова»
Все работы хороши, выбирай на вкус
Самусенко Вера Борисовна,
учитель истории и обществонания
МБОУ «Многопрофильная школа № 17»
г. Рязань
Проблема выбора профессии является одной из самых главных в жизни каждого
человека. Но особенно актуальна она для ребят 89 классов, впервые стоящих перед
необходимостью выбора профессии. Одной из главных задач современной школы является
помочь своим обучающимся выбрать свою будущую профессию, сформировать у них
качеств, которые позволят им быть востребованными в современном обществе, найти в нем
свое место, сталь значимым и полезным обществу. Это позволит , с одной стороны, школе
реализовать свою становятся крайне актуальными задачами, решив которые школа реализует
свою гуманистическую функцию, и, с другой стороны, поможет подростку осуществить
социальное и профессиональное самоопределение
Часто по причине недостаточной информации о ситуации на рынке труда, отсутствия
практического опыта в профессиональной деятельности и ориентации семьи на «модные»
специальности будущие абитуриенты избирают профессии, не соответствующие их интересам,
склонностям, способностям, а главное – потребностям рынка труда. От обоснованного выбора
профессии, качественного уровня образования, конструктивного поведения на рынке труда
зависит успешность профессионального пути, а в конечном итоге – удовлетворенность
человека своей жизнью. Поэтому ранняя профориентация, которая в буквальном смысле
должна начинаться со школьной скамьи, стала главной при работе с учащимися 8 классов.
Чтобы избежать ошибок при выборе профессии мною был предложен восьмиклассникам
практико – ориентированный проект «Мир профессий». В ходе реализации проекта
обучающиеся познакомятся с востребованностью профессий на местном рынке труда,
правилами выбора профессии, познакомятся с учебными заведениями города и профессиями,
которые можно получить на базе этих учреждений. Итогом работы ребят станет проект «Все
работы хороши, выбирай на вкус».
Проект ориентирован на 8 классы.
Цель проекта: подготовка к выбору профессии.
Продукт проекта – создание газет (в бумажном и электронном виде) и в дальнейшем на
этой базе электронного справочника по профессиям.
Обучающиеся научатся в ходе выполнения проекта:
выявлять свои профессиональные интересы, способности и склонности,
оценивать свои профессиональные качества,
получат навыки выбора у профессии,
работать с литературными источниками, интернетресурсами, работать со статистической информацией из интернет ресурсов,
работать с компьютером,
обрабатывать текстовую информацию, создавать презентацию,
защищать свой проект по выбранной им профессии.
Приобретут умения XXI века:
ставить и решать проблемы способность выявлять, анализировать и решать проблемы.
работать с информацией и медиасредствами умение находить, анализировать,
управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и разными
способами.
информационной культуре.
Самостоятельной работой по проекту обучающиеся занимаются в свободное от учебных занятий
время.
На первом этапе проводился классный час «Ты и твоя будущая профессия».
Цель мероприятия:
формирование положительного отношения к осознанному профессиональному выбору.
Задачи:
расширить представление детей о различных профессиях;
ознакомить с новыми профессиями;
побудить к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию.
Оформление и техническое оснащение:
на доске – тема мероприятия: «Ты и твоя будущая профессия», три фигуры – круг, треугольник,
квадрат
вопросы для тестирования; ключи к тестам; толкование новых слов.
В ходе классного часа ребятам была предложена информация по группам профессий, возможность
проанализировать свои возможности и способности для дальнейшего определения своей будущей
профессиональной деятельности. (Разработка классного часа прилагается).
В дальнейшем ребята работали над проектом: им была предложена информация (интернет –
ресурс) по группам профессий.
Предмет проекта
Наименование проекта
Сроки реализации
проекта
Тип проекта
Этапы реализации
проекта
Цель
Задачи
Внеклассная работа
«Все работы хороши, выбирай на вкус»
20162017 учебный год
Практико – ориентированный, информационный
1. Проектировочный (подготовительный) этап – сентябрьоктябрь Выбор
специальностей.
2. Основной этап октябрь. Реализация проекта.
3.Обобщающий ноябрь. Анализ достигнутых результатов проекта. Защита
проекта
оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора
профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
выработка у учащегося
профессионального самоопределения в
условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими
возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
1. Ознакомление с миром профессий.
2. Ознакомление с правилами выбора профессии;
4. Мотивация размышлений о своем профессиональном будущем Основные направления
Принципы реализации
Виды деятельности по
проекту
Виды работы
Ожидаемые конечные
результаты реализации
проекта
5. Создание электронного справочника.
1. Профессиональное просвещение.
- Принцип свободы выбора;
Принцип партнерства;
Принцип добровольного участия детей и взрослых;
Принцип системного подхода;
Принцип личностноориентированного подхода;
Принцип культуросообразности;
Принцип природосообразности.
Диагностические исследования об интересах,
способностях,
наклонностях, мотивах учащихся, поиск и систематизация информации
о профессиях и предприятиях, социальнокоммуникативная, творческая
деятельность.
Беседы о профессиях (классный час ).
Тематические занятия (тренинг).
Целевые экскурсии на предприятия и в учебные заведения города.
Организация индивидуальных и групповых занятий с целью
оказания проведения анализа собранного материала, макета газет.
обретение профессиональной идентичности,
самостоятельному решению своих проблем.
личностных компетентностей.
Исследовательская работа обучающихся.
Помощь в профессиональной ориентации учащимся школы.
Формирование профессионального сознания и самосознания,
готовности к
Развитие личностных качеств учащихся, повышение их
Перед ребятами была поставлена задача – изучить данную информацию, выбрать профессию,
которая вызвала у них интерес, и подобрать, проанализировать, систематизировать изученный в
интернет – ресурсах материал по следующему плану:
1. Группа профессий и содержание их деятельности.
2. Название выбранной специальности и краткое содержание деятельности.
3. Важные качества характера и физических возможности для работы по данной специальности.
4. Место и условия работы.
5. Социальная значимость данной специальности для общества, экономики страны.
6. Информация по Рязанской области о востребованности данной специальности на рынке труда.
7. Где можно получить образование по данной специальности, в т.ч. и в г. Рязани и Рязанской
области.
8. Какие вступительные испытания необходимо пройти для получения выбранной ребятами
специальности.
9. Отдельно стояла перед ребятами задача по поиску и изучению информации об уровне средней
заработной платы по регионам России, вакансий по данной специальности по России. Надо
было найти диаграммы и статистические данные.
Следующий этап был составление макета газеты – плаката. Данная работа проводилась совместно
с учителем – руководителем (Самусенко В.Б.)
Затем была найдена возможность материализовать данный проект в плакатах и ребята провели
защиту своих проектов перед классом.
На основе полученного материала создан электронный справочник специальностей «Все работы
хороши, выбирай на вкус».
Практико - ориентированный ученический проект "Мир профессий" (8 класс)
Практико - ориентированный ученический проект "Мир профессий" (8 класс)
Практико - ориентированный ученический проект "Мир профессий" (8 класс)
Практико - ориентированный ученический проект "Мир профессий" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.