Рабочая программа курса внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному развитию обучающихся
на уровне основного общего образования
(элективный курс) «Практикум по решению математических задач»
Выполнила: Зотова Рита Ямилевна,
учитель математики,
МБОУ СШ №12,
г.Сургута
Пояснительная записка
Актуальность введения курса.
Элективный курс соответствует требованиям времени: расширяет и систематизирует знания по основным разделам алгебры и геометрии, готовит учащихся к более осмысленному пониманию теоретических сведений, эффективному выполнению практических заданий, способствует качественной подготовке к государственной аттестации. Курс разработан на основании запросов учащихся и их родителей.
Цели курса - создать условия для развития у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний, реализации творческого потенциала, самостоятельного поиска и анализа информации путем практических действий, для результативной подготовки к государственной итоговой аттестации.
Задачи курса:
· систематизировать и обобщать теоретический материал, дополнять знания учащихся материалами прикладного характера;
· формировать и развивать аналитическое и
логическое мышление старшеклассников при проектировании решения задач;
· расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения как стандартных, так и нестандартных математических задач;
· развить интерес и положительную мотивацию изучения математики, дать ученикам возможность проанализировать и раскрыть свои способности через самостоятельное решение задач;
· сформировать навыки работы с научной литературой, интернет-ресурсами;
· развивать коммуникативные и общеучебные навыки работы в группе, умение аргументированно вести дискуссию;
· сформировать опыт творческой и практической деятельности учащихся через проектную и исследовательскую деятельность при решении задач.
Обоснование структуры и принципа отбора обучения.
Предлагаемый курс является продолжением «Базового курса» по математике и предполагает свободное владение его методами и приёмами. Каждая тема содержит теоретические основы, описание методов решения задач, примеры применения методов и набор заданий для решения. Задачи расположены по принципу «от простого – к сложному». После изучения соответствующего теоретического материала и разборов примеров, ведётся практическая работа. Задачи в формате ЕГЭ имеют три уровня сложности: задачи базового уровня сложности, повышенного уровня и высокого уровня сложности. Отличительная особенность курса – изучение материала по спирали, когда тема повторяется несколько раз, каждый раз усложняясь. Это позволяет, и повторять, и постепенно подходить к решению задач высокого уровня сложности.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
Алгебра:
1. Элементы теории чисел.
2. Тригонометрические неравенства.
3. Полезные преобразования и элементы переменных.
4. Нестандартные текстовые задачи.
5. Использование свойств квадратного трёхчлена в задачах с параметрами.
6. Использование различных свойств функций и применение графических иллюстраций.
7. Метод оценок.
8. Задачи на доказательство.
9. Использование особенностей условия задачи.
Геометрия:
1. Треугольники.
2. Окружности.
3. Четырёхугольники и многоугольники.
4. Задачи на доказательство.
5. Задачи на построение.
6. Стереометрия.
Общими принципами отбора содержания программы являются: системность, целостность, научность.
Формы организации занятий:
Лекции и семинары, беседа с выполнением практических и творческих работ (реферат, доклад, презентация); практические занятия и консультации; работа с компьютером.
Методическое обеспечение:
· Занятия включают и теоретическую часть, и практическую. Особое значение отводится самостоятельной работе учащихся. Применяются не только традиционные формы обучения, но и самообразование, саморазвитие учащихся
· Учитель на разных этапах изучения темы выступает в разных ролях, контролирует и направляет работу учащихся. Беседа, дискуссия, консультация, практическое занятие, защита проекта, исследование - основные формы проведения занятий.
· Занятия носят проблемный характер. Предполагаются ответы на вопросы в процессе дискуссии, поиск информации по смежным областям знаний.
· Основные методы преподавания – это использование метода проектов, технологии проблемного обучения, информационных технологий, технологии развития логического мышления.
· Интерактивность (работа в малых группах, тренинги).
· Ведущее место отводится методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. Создание доверительного психологического климата, в основе которого взаимообучение, взаимопомощь, сотрудничество.
· Предполагаются следующие формы организации обучения: индивидуальная, групповая, коллективная, взаимное обучение, самообучение.
· Средства обучения: дидактические материалы, творческие задания для самостоятельной работы, мультимедийные средства, справочная литература.
· Технологии обучения: информационные, проектные, исследовательские. Применяются наиболее содержательные методы учебной информации: генетический метод, метод целесообразных задач, метод информационной накачки, метод укрупненных проблем, метод опоры на ошибки и др.
Основные формы контроля и оценивания:
Предполагается использование текущего, тематического и итогового контроля.
Самостоятельная работа, практикумы, тестирование, индивидуальные и групповые проекты, работа на сайте «Решу ЕГЭ» - формы контроля эффективности обучения.
Защита проектов и решений задач, результатов исследований оценивается по пятибалльной системе или системе «зачет-незачет», в зависимости от уровня подготовленности группы. Выполнение вариантов, созданных учителем базового и профильного уровней на сайте «Решу ЕГЭ», результаты по 100- балльной системе фиксируются в журнале сайта, ведётся диагностирование деятельности каждого ученика.
Учебно-тематический план
№ |
Тема (раздел) |
Всего часов |
|
10 класс. Геометрия. |
|
1 |
Треугольники |
6 |
2 |
Окружность |
2 |
3 |
Четырёхугольники и многоугольники |
4 |
4 |
Задачи на доказательство |
5 |
5 |
Задачи на построение |
7 |
|
Алгебра. |
|
6 |
Элементы теории чисел |
6 |
7 |
Тригонометрические неравенства, обратные тригонометрические функции |
5 |
|
11 класс. Алгебра. |
|
8 |
Полезные преобразования и замены переменных |
6 |
9 |
Нестандартные текстовые задачи |
4 |
10 |
Использование свойств квадратичного трёхчлена в задачах с параметрами |
3 |
11 |
Использование различных свойств функций и применение графических иллюстраций |
5 |
12 |
Метод оценок |
4 |
13 |
Задачи на доказательство |
4 |
14 |
Использование особенностей условия задачи |
4 |
|
Геометрия. |
|
15 |
Стереометрия |
5 |
Итого: |
70 |
Содержание курса
10 класс
Геометрия
1. Треугольники (6 часов) Прямоугольные треугольники. Теоремы синусов и косинусов. Биссектриса, медиана, высота. Подобие треугольников. Площадь треугольника.
2. Окружности (2 часа) Углы в окружностях. Касательные, хорды, секущие.
3. Четырёхугольники и многоугольники (4 часа) Параллелограммы. Трапеции. Общие четырёхугольники и многоугольники.
4. Задачи на доказательство (5 часов) Треугольники. Многоугольники. Окружности. Площади.
5. Задачи на построение (7 часов) Алгебраический метод. Метод геометрических мест точек. Метод симметрии и спрямления. Метод параллельного переноса. Метод подобия. Метод поворота и смешанные задачи.
Алгебра
6. Элементы теории чисел (6 часов) Целые числа. Делимость и остатки. Уравнения в целых числах. Смешанные задачи на целые числа. Рациональные и иррациональные числа. Сравнение чисел.
7. Тригонометрические неравенства, обратные тригонометрические функции ( 5 часов) Основные свойства арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса. Преобразование выражений с обратными тригонометрическими функциями. Уравнения и неравенства с обратными тригонометрическими функциями. Отбор решений в тригонометрических уравнениях. Тригонометрические неравенства. Смешанные задачи.
11 класс
Алгебра
8. Полезные преобразования и замены переменных (6 часов) Использование формул сокращенного умножения, выделение полного квадрата. Замены переменных в рациональных уравнениях, неравенствах и системах. Замены переменных в иррациональных уравнениях, неравенствах и системах. Замены переменных в показательных и логарифмических уравнениях, неравенствах и системах. Замена в тригонометрических уравнениях и тригонометрические замены.
9. Нестандартные текстовые задачи (4 часа) Недоопределённые задачи. Неравенства в текстовых задачах. Оптимальный выбор, наибольшие и наименьшие значения.
10. Использование свойств квадратного трёхчлена в задачах с параметрами (3 часов) Исследование свойств квадратичной функции в зависимости от значений параметра. Теорема Виета. Теоремы о расположении корней квадратного трёхчлена на числовой оси. Смешанные задачи.
11. Использование различных свойств функций и применение графических иллюстраций (5 часов) Область определения функции, монотонность, периодичность, чётность и нечётность. Множество значений функции, промежутки знакопостоянства и монотонности. Функциональные уравнения и неравенства. Использование графических иллюстраций.
12. Метод оценок (4 часа) Рациональные и иррациональные уравнения и неравенства. Тригонометрические уравнения и неравенства. Уравнения и неравенства с логарифмическими и показательными функциями.
13. Задачи на доказательство (4 часа) Тригонометрические задачи на доказательство. Метод математической индукции. Доказательство неравенств и тождеств.
14. Использование особенностей условия задачи (4 часов) Оптимизация процесса решения, введение функций, искусственное введение параметров, смена ролей параметра и переменной. Чётность и симметричность по нескольким переменным, исследование единственности решения, необходимые и достаточные условия. Редукция задачи и переформулирование условия. Смешанные задачи.
Геометрия
15. Стереометрия (5 часов) Введение. Многогранники. Тела вращения. Комбинации тел.
Предполагаемые результаты.
Занятия дают обучаемым возможность:
· повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
· освоить основные приемы решения задач;
· овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
· овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста;
· познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
· познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ
Учащиеся должны знать:
· формулы сокращенного умножения, тригонометрические формулы, свойства степени с рациональным показателем, свойства корня степени п; свойства логарифмов;
· основные понятия, правила, способы математических действий при решении уравнений и неравенств
· различных видов, систем уравнений и неравенств;
· методы исследования функций, физический и геометрический смысл производной; определение и практическое применение первообразной и интеграла к решению задач;
· определение и свойства модуля, основные методы решения уравнений и неравенств с модулем и параметром;
· способы решения задач на планирование, на движение, задач о покупках и ценах, сплавах и смесях, процентном соотношении величин;
· свойства плоских и пространственных фигур, методы решения геометрических задач.
Учащиеся должны уметь:
· проводить тождественные преобразования иррациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений;
· решать иррациональные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства;
· решать системы уравнений изученными методами;
· строить графики элементарных функций и проводить преобразования графиков, используя изученные методы.
· применять аппарат математического анализа к решению задач;
· применять основные методы геометрии (проектирования, преобразований, векторный, координатный) к решению геометрических задач;
· решать нестандартные задачи, применяя изученные методы;
· применять основные понятия, правила при решении логических задач;
· создавать математические модели практических задач;
· проводить небольшие математические исследования, высказывать собственные гипотезы и доказывать их.
Средства обучения:
1. Таблицы по алгебре и началам анализа, геометрии для 7-9, 10-11 класса;
2. Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
3. Дидактический раздаточный материал к каждому занятию;
4. Подборка ЦОР.
Интернет – ресурсы:
1. Сайт «Решу ЕГЭ». – Режим доступа: https://ege.sdamgia.ru/;
2. Сайт Александр Ларин. – Режим доступа: http://www.alexlarin.net/
3. ФИПИ. - Режим доступа: http://fipi.ru/ ;
4. Стартград. – Режим доступа: http://statgrad.net/;
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образование. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/obschee/ .
Перечень рекомендуемой литературы для учителя и ученика:
1. Математика. Сборник задач по углубленному курсу: МЗЗ учебно-методическое пособие / Б.А. Будак [и др.] ; под редакцией М.В. Федотова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 324с.: ил. – (ВМК МГУ – школе);
2. Решение разноуровневых задач по геометрии. Подготовка к ЕГЭ. – учебно-методическое пособие / Потоскуев Е.В. – М.: Илекса, 2014. – 271с;
3. Тренажёр по математике для подготовки к ЕГЭ и олимпиадам (с решениями): 7 – 11 классы: профильный уровень / Э.Н. Балаян. – Изд. 2-у. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 219, [3] с. – (Большая перемена);
4. Математика. Подготовка к ЕГЭ 2018. задания части 1 по алгебре / Д.А. Мальцев, А.А.Мальцев, Л.И. Мальцева. – Ростов н/Д: Издательство Мальцев Д.А.; М.; Народное образование,2017. – 171[1] с;
5. Математика. Подготовка к ЕГЭ 2018. задания части 1 с практическим содержанием / Д.А. Мальцев, А.А.Мальцев, Л.И. Мальцева. – Ростов н/Д: Издательство Мальцев Д.А.; М.; Народное образование,2017. – 138[1] с;
6. Математика. Подготовка к ЕГЭ 2018. задания части 1 по алгебре / Д.А. Мальцев, А.А.Мальцев, Л.И. Мальцева. – Ростов н/Д: Издательство Мальцев Д.А.; М.; Народное образование,2017. – 171[1] с;
7. Математика. Подготовка к ЕГЭ 2018. задания части 1 по геометрии / Д.А. Мальцев, А.А.Мальцев, Л.И. Мальцева. – Ростов н/Д: Издательство Мальцев Д.А.; М.; Народное образование,2017. – 108[1] с;
8. Математика. Подготовка к ЕГЭ 2018. Профильный уровень/ Д.А. Мальцев, А.А.Мальцев, Л.И. Мальцева. – Ростов н/Д: Издательство Мальцев Д.А.; М.; Народное образование, 2018. - 223 [1] с;
9. Математика. Подготовка к ЕГЭ 2018. Базовый уровень/ Д.А. Мальцев, А.А.Мальцев, Л.И. Мальцева. – Ростов н/Д: Издательство Мальцев Д.А.; М.; Народное образование,2017.- 202[1] с;
10. Задачи с параметрами. Подготовка к ГИА и ЕГЭ / А.А. Прокофьев. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 376 с.: ил.;
11. Ольховская Л.С. Математика. Повторение материала средней школы и подготовка к итоговой аттестации. Интенсивный курс для учителей и обучающихся: учебно-методическое пособие / под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону, 2014;
12. Математика теория вероятностей подготовка к ЕГЭ – 2015./ С.О. Иванов, Е.Г. Кононов, Д.И. Ханин; под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону, 2014;
13. Семенко, Е.А. ЕГЭ. Математика. Производная и первообразная/ Е.А. Семенко, М.В. Фоменко, Е.С. Янушпольская, Г.Н. Ларкин; под ред. Е.А. Семенко. – М.: Издательство «Экзамен», 2012;
14. Математика. Подготовка к ЕГЭ: задание 21 (19) профильного уровня. Задачи и решения: учебно-методическое пособие./ С.Д. Дерезин, Е.Г. Коннова. Под ред. Ф.Ф. Лысенко и С.Ю. Кулабухова. - Ростов-на-Дону: Легион, 2015.;
15. Математика. Подготовка к ЕГЭ. Тригонометрические уравнения: методы решения и отбор корней (типовые задания С1) – изд. 2-е, доп. – Ростов – на – Дону: Легион, 2014. – 144 с. – (Готовимся к ЕГЭ);
16. ЕГЭ. Репетитор. Математика. Профильный уровень. Эффективная методика / Л.Д. Лаппо, М.А. Попов – М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 384 с.(Серия «ЕГЭ Репетитор»);
17. ЕГЭ: 4000 задач с ответами по математике. Все задания «Закрытый сегмент» Базовый и профильный уровни / под. ред. И. В. Ященко. – М. : Издательство «Экзамен», 2017. – 703, [1] с. (Серия «ЕГЭ, Банк заданий»);
18. ЕГЭ: 1000 задач с ответами и решениями по математике. Все задания группы С «закрытый сегмент» / И.Н. Сергеев, В.С. Панферов. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.-301, [3] c. (Серия «ЕГЭ, Банк заданий»)/
№ п/п
|
10 класс Тема |
Решение заданий
|
Кол-во часов |
|
1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 |
Треугольники. 6ч. Прямоугольные треугольники. Теорема синусов и косинусов. Биссектриса, медиана, высота. Подобные треугольники. Площадь треугольника. Практическая работа №1. |
Сборник задач стр.131-142 стр. 143-153 стр. 153-164 стр. 165-177 стр.177-187
|
1 1 1 1 1 1 |
|
2 2.1 2.2 |
Окружность. 2ч. Углы в окружностях. Касательные, хорды, секущие. Практическая работа №2 |
стр.188-210 |
1 1 |
|
3 3.1 3.2 3.3 3.4 |
Четырёхугольники и многоугольники. 4ч. Параллелограммы Трапеции. Общие четырёхугольники и многоугольники. Практическая работа №3 |
стр.211-219 стр.219-231 стр. 231-244
|
1 1 1 1 |
|
4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 |
Задачи на доказательство. 5ч. Треугольники. Многоугольники. Окружности. Площади. Практическая работа №4 |
стр. 245-250 стр. 251-252 стр. 253-256 стр. 257-258 |
1 1 1 1 1 |
|
5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 |
Задачи на построение. 7ч. Алгебраический метод. Метод геометрических мест точек. Метод симметрии и спрямления. Метод параллельного сечения. Метод подобия. Метод поворота и смешанные задачи. Практическая работа №5 |
стр. 259-263 стр. 263-269 стр.270-274 стр.274-280 стр.281-285 стр.285-289 Решение задач ЕГЭ Профильный уровень №3, №6, №16. |
1 1 1 1 1 1 1 |
|
6 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 7
7.1
7.2
7.3
7.4 7.5 |
Элементы теории чисел. 6ч. Целые числа. Делимость и остатки. Уравнения в целых числах. Смешанные задачи на целые числа. Рациональные и иррациональные числа. Сравнение чисел. Практическая работа №6 Тригонометрические неравенства, обратные тригонометрические функции. 5ч. Основные свойства арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса. Преобразование выражений с обратными тригонометрическими функциями. Уравнения и неравенства с обратными тригонометрическими функциями. Отбор решений в тригонометрических уравнениях. Тригонометрические неравенства. Смешанные задачи. Практическая работа №7 |
стр.9-11 стр.11-13 стр.14-16 стр.17-19 стр.19-22
стр.23-27
стр.27-30
стр.30-33
стр.33-34 Решение задач ЕГЭ Профильный уровень №1,№2,№4.№5,№9, №11,№13,№15,№19 |
1 1 1 1 1 1
1
1 1
1 1 |
№ п/п |
11 класс Тема |
Решение заданий
|
Кол-во часов |
|
8 8.1
8.2
8.3
8.4
8.5 8.6 |
Полезные преобразования и замены переменных. 6ч. Использование формул сокращенного умножения, выделение полного квадрата. Замены переменных в рациональных уравнениях, неравенствах и системах. Замены переменных в иррациональных уравнениях, неравенствах и системах. Замены переменных в показательных и логарифмических уравнениях, неравенствах и системах. Замена в тригонометрических уравнениях и тригонометрические замены. Практическая работа №8 |
стр.34-38
стр.39-41
стр.41-42
стр.42-45
стр.46-50
|
1
1 1
1
1
|
|
9 9.1 9.2 9.3 9.4 |
Нестандартные текстовые задачи. 4ч. Недоопределённые задачи. Неравенства в текстовых задачах. Оптимальный выбор, наибольшие и наименьшие значения. Практическая работа №9 |
стр.53-55 стр.56-59 стр.59-62
|
1 1 1 1 |
|
10
10.1
10.2
10.3 |
Использование различных свойств квадратного трёхчлена в задачах с параметрами. 3ч. Исследование свойств квадратичной функции в зависимости от значений параметра. Теорема Виета. Теоремы о расположении корней квадратного трёхчлена на числовой оси. Смешанные задачи. Практическая работа №10 |
стр.63-66
стр.67-73 Решение задач ЕГЭ Профильный уровень №13,№15,№11,№12,№18 |
1
1 1 |
|
11
11.1
11.2
11.3 11.4 11.5 |
Использование различных свойств функций и применение графических иллюстраций. 5ч. Область определения функции, монотонность, периодичность, чётность и нечётность. Множество значений функции, промежутки знакопостоянства и монотонности. Функциональные уравнения и неравенства. Использование графических иллюстраций. Практическая работа №11 |
стр.75-77
стр.78-83
стр.84-88 стр.89-94
|
1
1 1 1 1
|
|
12 12.1 12.2 12.3
12.4 |
Метод оценок. 4ч. Рациональные и иррациональные уравнения и неравенства. Тригонометрические уравнения и неравенства. Уравнения и неравенства с логарифмическими и показательными функциями. Практическая работа №12 |
стр.85-97 стр.98-103 стр.104-106
|
1 1 1 1 1 |
|
13 13.1 13.2 13.3 13.4 |
Задачи на доказательство. 4ч. Тригонометрические задачи на доказательство. Метод математической индукции. Доказательство неравенств и тождеств. Практическая работа №13 |
стр.106-108 стр.109-110 стр.111-113
|
1 1 1
1 |
|
14 14.1
14.2
14.3
14.4 |
Использование особенностей условия задачи. 4ч. Оптимизация процесса решения, введение функций, искусственное введение параметров, смена ролей параметра и переменной. Чётность и симметричность по нескольким переменным, исследование единственности решения, необходимые и достаточные условия. Редукция задачи и переформулирование условия. Смешанные задачи. Практическая работа №14 |
стр.114-117
стр.118-122
стр.123-127 Решение задач ЕГЭ Профильный уровень №11,№12, №13.№15,№17 |
1
1 1 |
|
15 15.1 15.2 15.3 15.4 15.5 |
Стереометрия. 5ч. Введение. Многогранники. Тела вращения. Комбинации тел. Практическая работа №15 |
стр.290-293 стр.294-299 стр.300-305 стр.306-307 Решение задач ЕГЭ №8, №14 |
1 1 1 1 1 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.