Программа элективного курса ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ
Оценка 4.6

Программа элективного курса ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

Оценка 4.6
Разработки курсов
doc
математика
10 кл—11 кл
15.09.2024
Программа элективного курса ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ
Программ элективного курса составлена для 10 - 11 класса с углубленным изучением математики. Призвана расширить знания по предмету и подготовить обучающихся к ЕГЭ на профильном уровне
электив_10_11_класс.doc

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

учебного курса

«Теория и практика решения задач повышенной сложности»

для среднего общего образования

Срок освоения программы: 2 года (10 - 11 класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Составитель:

Павлова Елена Михайловна

учитель математики высшей квалификационной категории

 

 

 

 

2023г

 

Пояснительная записка

Нормативная база

1.      ФЗ от 29.12.12.№273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2.      ФГОС СОО утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.12 №413

3.      Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской федерации» от 17 мая 2012 г. N 413

4.      Примерная ООП СОО       одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)

При изучении математики на углубленном уроне предъявляются требования, соответствующие направлению «математика для профессиональной деятельности»; выпускник получает возможность изучить математику на гораздо более высоком уровне, что создаст фундамент для дальнейшего серьезного изучения математики в вузе.

 

           

Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра и начала анализа, 10-11», приобретение новых знаний, необходимых для поступления в высшие учебные заведения.

Основные задачи курса:

-       добиться усвоения базовых знаний курса математики, а также вывести учащихся на более высокий уровень

-       сформировать у учащихся навыки решения более сложных задач и  умение ориентироваться в теоретическом материале этого уровня;

-        развить интерес и положительную мотивацию изучения предмета;

-        сформировать и совершенствовать у учащихся приемы и навыки решения задач повышенной сложности,  предлагаемых на  ЕГЭ (вторая часть);

-        продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления для дальнейшего обучения;

-        способствовать развитию у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать;    

-         формировать навыки работы с дополнительной литературой, использования различных интернет-ресурсов.

 

Актуальность предлагаемой программы объясняется расхождениями между стандартами математического образования за курс основной школы и требованиями, предъявляемыми при поступлении в высшие учебные заведения (тесты в рамках центрального тестирования).

Преимущество данной программы заключается в том, что она позволяет учащимся выйти  за рамки школьного курса математики.

Программа рассчитана на учащихся, которым при поступлении в высшие учебные заведения необходимо сдавать экзамен по математике. Ее содержание позволяет охватить основные вопросы школьного курса математики и обеспечивает выпускникам достаточную базу знаний для успешного поступления.

Курс требует от учащихся большой самостоятельной работы, способствует подготовке учащихся к продолжению образования, повышения уровня математической культуры, что соответствует требованиям ФГОС.

Элективный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, концентрации внимания и математической культуры учащихся, расширяет по сравнению с общеобразовательной программой сферу математических знаний, побуждает их к исследовательской деятельности, существенно повышает графическую культуру школьников. Воспитательный эффект курса заключается в формировании таких важных качеств личности, как трудолюбие, целеустремленность, аккуратность.

Описание места курса

«Теория и практика решения задач повышенной трудности по математике (углубленный уровень)»  в УП школы

 

10 класс

11 класс

Всего за два года обучения

Количество  часов в неделю

1

1

--

Количество часов за год

36

34

70

 

В конце курса  на итоговом занятии проводится зачетное тестирование (предусматривается оценка «зачет» / «незачет»). Выставление отметок не предполагается.

Содержание и критерии оценки определяются планируемыми результатами, разрабатываемыми на федеральном уровне и конкретизирующими требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования для каждого из перечисленных направлений.

Результаты

Изучение данного курса дает учащимся возможность:

·                        повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;

·                        освоить основные приемы решения задач;

·                        овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;

·                        познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;

·                        повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;

·                        познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе интернет-ресурсов,  в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.


Содержание программы

Содержание программы включает разделы:

1) из курса алгебры: «Тождественные преобразования выражений», «Текстовые задачи», «Уравнения и их системы», «Неравенства и их системы», «Прогрессии»;

2) из курса тригонометрии: «Преобразования тригонометрических выражений», «Тригонометрические  уравнения, неравенства и их системы»;

3) из курса математического анализа: «Производная и ее применение», «Первообразная и ее применение»;

4) из курса геометрии: «Планиметрические задачи», «Стереометрические задачи»;

5) математика в параметрах  просматривается в разных темах.

1. Текстовые задачи

Различные подходы к решению задач на движение, работу и проценты. Типовые задачи для поступающих в вузы.

2. Преобразования числовых и буквенных выражений

Отработка тождеств сокращенного умножения. Бином Ньютона. Отработка действий со степенями и корнями. Разные подходы при решении заданий на преобразование алгебраических выражений. Типовые задания для поступающих в вузы.

3. Алгебраические уравнения, неравенства и их системы

Задания для поступающих в вузы, приводимые к линейным, квадратным, дробно-рациональным уравнениям и неравенствам. Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметрами. Уравнения высоких порядков. Уравнения и неравенства с модулем. Уравнения и неравенства с модулем, содержащие параметры.

4. Тригонометрия

Тождественные преобразования тригонометрических выражений, тригонометрические уравнения, неравенства и их системы. Различные подходы к их решению. Тригонометрические уравнения, неравенства и системы  с параметрами. Типовые задания для поступающих в вузы.

5. Производная и первообразная

Задачи по темам: «Уравнение касательной», «Наибольшее и наименьшее значения функции». Задачи на экстремальные значения практического содержания. Вычисления площадей криволинейных трапеций разными способами. Типовые задания для поступающих в вузы.

6. Иррациональные уравнения и неравенства

Разные подходы к решению иррациональных уравнений и неравенств. Системы иррациональных уравнений и неравенств. Уравнения и неравенства с параметрами. Типовые задания для поступающих в вузы.

         7. Логарифмические и показательные уравнения и неравенства

Разные подходы к решению логарифмических и показательных уравнений и неравенств. Системы логарифмических и показательных уравнений и неравенств. Уравнения и неравенства с параметрами. Типовые задания для поступающих в ВУЗы.


Календарно - тематическое планирование

 (с определением основных видов деятельности)

10 класс (36 часов)

Наименование разделов и тем

Количество часов

Основные виды деятельности

 

Текстовые задачи

8 часов

 

1,2

Задачи на движение

2

Знать и уметь применять на практике формулы для нахождения V, t, S; решать задачи на движение по воде, по кругу. Переводить проценты в дроби. Решать задачи на сложные проценты, составляя краткую запись или чертёж  к условию задачи.

Практикум по решению задач

3,4

Задачи на работу и производительность

 

2

 

5,6

Задачи на проценты

2

 

7,8

Задачи на  сложные проценты

2

 

Тождественные преобразования числовых и буквенных выражений

6 часов

 

9,10

Тождества сокращенного умножения

Бином Ньютона

 

2

Применять ФСУ и бином Ньютона при преобразовании выражений. Практикум по применению основных свойств и формул степеней и корней

11,12

Действия со степенями

2

13,14

Действия с корнями

2

 

Алгебраические уравнения, неравенства и их системы

14часов

 

15,16

Линейные уравнения

2

Уметь решать уравнения и неравенства, системы уравнений, содержащих одно или два уравнения .

Четко знать алгоритмы решения неравенств второй степени.

Применять алгоритмы решения дробно – рациональных уравнений и неравенств при практическом выполнении упражнений

17

Линейные неравенства

1

18,19

Квадратичные уравнения и неравенства.

2

20

Обобщенный метод интервалов

1

21,22

Дробно-рациональные уравнения

2

23,24

Дробно-рациональные неравенства

2

25,26

Уравнения высших порядков

2

27,28

Уравнения и неравенства с модулем

2

 

Тригонометрия

6 часов

 

29,30

Тождественные преобразования тригонометрических выражений

2

Тождественные преобразования тригонометрических выражений, тригонометрические уравнения, неравенства и их системы. Применять различные подходы к их решению. Решать типовые задания для поступающих в ВУЗы

31,32

Тригонометрические уравнения и способы их решения. Учет ОДЗ

2

33,34

Тригонометрические неравенства и способы их решения. Учет ОДЗ

2

35,36

Системы тригонометрических уравнений и неравенств

2

 

ИТОГО

36 часов

 

 

 

 

 


Календарно - тематическое планирование

 (с определением основных видов деятельности)

11 класс (34 часа)

Наименование разделов и тем

Количество часов

Основные виды деятельности

 

Алгебраические уравнения, неравенства и их системы

9 часов

 

1,2

Решение тригонометрических  уравнений с отбором корней.

2

Решать различные виды уравнений (вторая часть ЕГЭ_ПУ). Уметь производить отбор корней на данном промежутке.

Преобразовывать уравнения различных видов к нужному виду и использованием формул, свойств, опрелелений.

Отрабатывать практически решение уравнений

3,4

Решение показательных  уравнений с отбором корней.

2

5,6

Решение логарифмических уравнений с отбором корней.

2

7,8,9

Решение смешанных  уравнений с отбором корней.

3

 

Производная и первообразная

10 часов

 

10,11

Уравнение касательной

2

Владеют умением применять производную к исследованию функций и построению графиков;  навыками исследования в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций.

Практикум по решению задач

12,13

Механический смысл производной в задачах ЕГЭ

2

14,15

Геометрический смысл производной в задачах ЕГЭ

2

16,17

Задачи на наибольшее и наименьшее значения

2

18,19

Вычисление площадей произвольных фигур

2

 

 

Иррациональные уравнения и неравенства

6 часов

 

20,21

Иррациональные уравнения. Способы их решения

2

Знают, как применить алгоритм решения иррационального уравнения и  неравенства в зависимости от основания; умеют использовать формулы, содержащие соответствующие расчеты; Умеют преобразовывать формулы. Умеют записывать ответы с учетом ОДЗ

22,23

Иррациональные неравенства.  Способы их решения

2

24,25

Уравнения и неравенства с параметрами

2

 

Логарифмические, показательные уравнения и неравенств

8 часов

 

26,27

Логарифмические уравнения. Учет ОДЗ

2

Знают, как применить алгоритм решения логарифмического и показательного уравнения и  неравенства в зависимости от основания; умеют использовать формулы, содержащие соответствующие расчеты; Умеют преобразовывать формулы. Умеют записывать ответы с учетом области допустимых значений

28,29

Показательные уравнения. Учет ОДЗ

2

30,31

Логарифмические неравенства. Учет ОДЗ

2

32,33

Показательные неравенства. Учет ОДЗ

2

34

Итоговое занятие

1

 

 

ИТОГО

34 часа

 

 


 

Требования к уровню подготовки выпускников

 

Освоение обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников. Предметом государственной (итоговой) аттестации выпускников является достижение ими предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования в соответствии с планируемыми результатами. Оценка направлена на выявление способности выпускников к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся осуществляется в форме Единого государственного экзамена. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся проводится в соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования определяют содержательно-критериальную и нормативную основу оценки:

- результатов освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования;

- функционирования различных уровней системы общего образования.

 


Информационно-методическое обеспечение

 

  1. Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы: Учеб. пособие. Под ред. М.И. Сканави, М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: Альянс-В, 2000.
  2. Саакян С.М. и др. Задачи по алгебре и началам анализа для 10-11 классов. – М., Просвещение, 1990.
  3. Симонов А.Я., Бакаев Д.С., Эпельман А.Г. и др. Система тренировочных задач и упражнений по математике. – М., Просвещение, 1991.
  4. Единый государственный экзамен. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ, М.: Интеллект-Центр, 2010-2012.
  5. Новые олимпиады по математике. И.С. Маркова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  6. Задачи с параметрами. П.И. Горнштейн, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: ИЛЕКСА, 2007.
  7. Математика. Районные олимпиады. 6—11 классы / Агаханов Н.X., Подлипский О.К. — М. : Просвещение, 2010.
  8. Математика. Областные олимпиады. 8—11 классы / Н. X. Агаханов, И. И. Богданов, П. А. Кожевников и др. — М. : Просвещение, 2010.
  9. Математика. Всероссийские олимпиады. Вып. 1 / Н. X. Агаханов, И. И. Богданов, П. А. Кожевников и др. — М. : Просвещение, 2008.
  10. Математика. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 / Н. X. Агаханов, О. К. Подлипский; под общ. ред. С. И. Демидовой, И. И. Колисниченко. — М. : Просвещение, 2009.
  11. Математика. Международные олимпиады / Н. X. Агаханов, П. А. Кожевников, Д. А. Терешин. — М. : Просвещение, 2010.
  12. http://www.fizteh2012.ru – Олимпиада МФТИ ФизТех
  13. http://www.sammat.ru – Межрегиональная олимпиада школьников по математике «САММАТ»
  14. http://www.100ege.ru – Центр олнайн - обучения

  15. Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа учебного курса «Теория и практика решения задач повышенной сложности» для среднего общего образования

Рабочая программа учебного курса «Теория и практика решения задач повышенной сложности» для среднего общего образования

Пояснительная записка Нормативная база 1

Пояснительная записка Нормативная база 1

Воспитательный эффект курса заключается в формировании таких важных качеств личности, как трудолюбие, целеустремленность, аккуратность

Воспитательный эффект курса заключается в формировании таких важных качеств личности, как трудолюбие, целеустремленность, аккуратность

Содержание программы Содержание программы включает разделы: 1) из курса алгебры: «Тождественные преобразования выражений», «Текстовые задачи», «Уравнения и их системы», «Неравенства и их системы», «Прогрессии»; 2)…

Содержание программы Содержание программы включает разделы: 1) из курса алгебры: «Тождественные преобразования выражений», «Текстовые задачи», «Уравнения и их системы», «Неравенства и их системы», «Прогрессии»; 2)…

Календарно - тематическое планирование (с определением основных видов деятельности) 10 класс (36 часов) №

Календарно - тематическое планирование (с определением основных видов деятельности) 10 класс (36 часов) №

Тригонометрические неравенства и способы их решения

Тригонометрические неравенства и способы их решения

Календарно - тематическое планирование (с определением основных видов деятельности) 11 класс (34 часа) №

Календарно - тематическое планирование (с определением основных видов деятельности) 11 класс (34 часа) №

Логарифмические, показательные уравнения и неравенств 8 часов 26,27

Логарифмические, показательные уравнения и неравенств 8 часов 26,27

Требования к уровню подготовки выпускников

Требования к уровню подготовки выпускников

Информационно-методическое обеспечение

Информационно-методическое обеспечение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2024