Логинова Евгения Евгеньевна
E-mail loginovaev60@gmail.com
Группа ТПЧ
Тема 5. Технология продуктивного чтения. Практикум
Предмет литературное чтение класс 2
КОТЕНОК
(Быль)
Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала.В (Что случилось? Куда могла пропасть? О Предположения детей) Дети искали ее везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали, над головой что-то мяучит тонкими голосами. (Неужели пропавшая кошка?!) Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала: «Нашел? Нашел?» Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей: «Нашел! наша кошка... и у нее котята; такие чудесные; иди сюда скорее». П Нашлась! В (Значит, почему пропала? О Ответы детей) Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. (В Зачем? О Предположения детей) Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать (да, правильно мы предположили: дети его себе оставили)
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. В Зачем взяли? О Предположения детей)
Ветер шевелил солому по дороге, а котенок играл с соломой,
и дети радовались на него.П (Вот ответ:
чтобы котенок поиграл, порезвился…) Потом они
нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котенка.
Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» и увидали, что скачет
охотник, а впереди его две собаки увидали котенка и хотят схватить его. А
котенок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и
смотрит на собак.
Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак. (Спас котёнка! Всё хорошо!)
Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принес домой котенка и уж больше не брал его с собой в поле. (В Почему не стали брать котёнка с собой? О Предположения детей)
1. Прочитайте текст изучающим чтением, вычитывая в нем три уровня информации:
– фактуальную (то, о чем сообщается в явном виде): брат и сестра оставили себе котёнка, но взяв его на прогулку, забыли про своего друга и котёнка могла съесть собака;
– подтекстовую («между строк»): нельзя относиться безответственно к своим питомцам, Вася –смелый мальчик (спас котёнка);
– концептуальную (основная идея, главная мысль): если взяли себе животное, то нужно его защищать и заботиться о нём.
2. Художественная задача рассказа Л.Н.Толстого «Котёнок» - поделиться своими эмоциями, переживаниями за котёнка, желание его спасти. Жанр – быль.
3. Цели: проследить по тексту, что чувствовали и переживали герои рассказа, помочь детям представить картины, пережить определённые эмоции (негодование, сопереживание, радость).
4. Тема. Мы в ответе за тех, кого приручили (рассказ Толстого «Котёнок»).
5. Тип урока. Первый урок работы с новым текстом (восприятие, анализ).
6.Прогнозирование содержание рассказа.
-Какие рассказы Толстого вы знаете?
-Прочитайте название рассказа. О ком он будет? Что вы можете предположить?
-Просмотрите иллюстрации. Помогут ли вам определить содержание рассказа?
7. Первичное чтение: учитель вслух, так как дети должны эмоционально «прожить» текст при первичном чтении (приём - диалог с автором).
8. Перечитываем один раз (дети). Читаем и представляем картины, называем эмоции – свои и героев.
9. Концептуальная беседа с постановкой главного смыслового вопроса.
– Что можно сказать о Васе? Какой он?
– Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала?
– Почему ребята взяли котёнка с собой?
– Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа?
– Почему ваше настроение менялось?
– Чему учит эта быль?
1) Теперь вы поняли, что скрывается за названием рассказа – «Котёнок»?
2) Как вы думаете, как сам автор относится к поступку Васи?
3) Как вы думаете, что хотел сказать нам, читателям, Л. Н. Толстой своим рассказом? (Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. И если не будем делать этого, то они погибнут).
10. После чтения:
1) Если бы вам предложили назвать по-другому этот рассказ, какое заглавие вы бы предложили?
2) Определите, события, которые описал Л.Н. Толстой могут ли происходить в жизни или нет?
3) Нарисуйте главного героя так, как он описан в рассказе.
11. Выбирает домашнее задание.
Вам необходимо подготовить пересказ от лица Васи. Или подготовить сообщение о своем домашнем питомце.
При выполнении этого задания у меня не возникло трудностей, так как прослушав лекцию и просмотрев презентацию, где были даны чёткие рекомендации. Теперь понятно, как составить проект урока. Он отличается от составления конспекта.
Огромное спасибо Вам за этот курс. Я убеждаюсь в том, что использование технологии продуктивного чтения ведёт к повышению качества обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.