Тема: практикум по теме: «Текст. Функциональные разновидности языка»
Цель урока: актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.
Задачи:
1. Повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности.
2. Формировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.
3. Воспитывать ценностное отношение к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: о функционально – смысловых типах речи и функциональных разновидностях русского литературного языка.
Уметь: определять способы и средства связи предложений в тексте; выделять признаки публицистического стиля.
Метапредметные:
Личностные УУД. Мотивационная основа учебной деятельности. Познавательные УУД. Синтез знаний. Извлечение информации из учебного пособия и сообщений учителя. Выделение общих признаков предметов и явлений. Коммуникативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход урока
1. Вводно – мотивационный этап.
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы урока.
Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их.
2. Фронтальный опрос.
– Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре…
Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте (Стиль – совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики).
– Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют)
– Проверьте, все ли стили вы назвали?
Таблица:
|
Разговорный |
Научный |
Официально- деловой |
Публицистический |
Художественный |
Цель (зачем?) |
Обмен мыслями, впечатлениям, общение |
Сообщение, передача научной информации |
Точная передача деловой информации |
Сообщение, воздействие на слушателей или читателей |
Воздействие на мысли и чувства |
Сфера применения (где?) |
Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания |
Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги |
Официальная обстановка; деловые бумаги |
Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях |
Художественная литература |
Особен-ности |
Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты |
Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств |
Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальность |
Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности |
Широкое использование изобразительно – выразительных средств; использование средств других стилей |
Фронтальный опрос:
Итак, сколько всего стилей? Проверим. Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.
– Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)
– Передача научной информации, термины (научный)
– Передача деловой информации, деловые бумаги (официально – деловой)
– Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)
– Художественная литература (художественный)
4. Лексическая игра
А теперь посмотрите на 3 графу таблицы, где перечислены особенности стилей. Чем они различаются? Конечно, лексикой. В разных стилях используется разная лексика. Есть разговорная, есть книжная лексика, но во всех стилях используется нейтральная или общеупотребительная. Сейчас мы и поучимся различать лексику.
Общеупотребительная |
Книжная |
Разговорная |
Верх |
Вершина |
Макушка |
Препятствие |
Преграда |
помеха |
Бояться |
Опасаться |
трусить |
прогнать |
Изгнать |
выставить |
волноваться |
Тревожиться |
психовать |
лицо |
лик |
морда(просторечное) |
– Итак, правильно заполнены графы (к редактору)?
– Проверяем все (самопроверка)
Оцениваем (критерии оценки: 1 – 2 ошибки – 4 ,3 – 4 – “3”)
5. Самостоятельная работа ( в группах)
Инструктаж перед с/р.:7
Учитель: Итак, мы вспомнили особенности разных стилей. Вам нужно определить стиль данного вам текста и доказать его принадлежность к стилю.
– На что вы будете обращать внимание? (показать на схему): где и зачем используется данный текст. Во – первых, определите цель, затем сферу применения, особенности.
Потом 1 человек от команды (вы его выберете) зачитает текст и ответит на вопрос, а остальные внимательно слушают и проверяют.
Время выполнения работы 5 мин.
Задание для группы № 1:
«Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников архитектуры, а не так давно был построен Ледовый Дворец. Мы туда с ребятами ходим кататься на коньках, так здорово! Также можно отдохнуть в Парке Мира или погонять на роликах у Вечного Огня. В общем, классно у нас в городе, приезжай – увидишь».
Задание для группы № 2:
Коломна территориально и юридически квалифицируется как часть Подмосковья.
В городе и районе проживают немногим более 143 тысяч человек. За последние годы бурно развивается жилищное строительство, уменьшилась детская смертность, наблюдается положительная динамика в плане деторождения. Администрация города Коломны делает всё возможное для динамического развития города и повышения уровня благосостояния граждан.
Задание для группы № 3:
Коломна – древний город, основанный в 12 веке. Согласно летописным сведениям, он появился всего лишь на 30 лет позднее Москвы.
Само слово «Коломна» относится к финно – угорским племенам, жившим здесь до прихода славян. На их наречии это слово означало «место около кладбища».
Другие данные свидетельствуют о том, что слово Коломна имеет «географическое» происхождение – ведь есть и река Коломенка, и село Коломенское. Существует также и красивая легенда об основании нашего города итальянским графом Карлом Колонною, спасавшимся от гонений римского папы Бонифатия 8.
Как бы там ни было, сегодня Коломна – культурный и промышленный центр Подмосковья, город, которым мы, коломчане, гордимся.
Задание для группы № 4:
Коломна – город, основанный в 1177 году. Летописные сведения свидетельствуют о детерминации финно-угорской группы языков в названии этого города.
Лингвистический анализ, проведённый исследователями и учёными – языковедами, подтверждает эту гипотезу.
Развивая свои исторические традиции, город по праву входит в пятёрку самых динамично развивающихся субъектов Подмосковья.
Анализ географического положения города позволяет предположить, что в городе и районе преобладают суглинистые почвы, а рельеф местности и климат подходит для стабильного овощеводства.
Задание для группы № 5:
Трудно найти в Подмосковье такой же красивый город, как Коломна. Живописные устья рек, своеобразный ландшафт позволяют в полной мере насладиться красотами этого хранилища традиций древности.
Словно невидимые стражи города, при въезде в него гостей встречают монументальные стелы, а когда проезжаешь мимо Маринкиной башни, кажется, что ещё немного, и появится Дмитрий Донской.
Подобно большой птице, распахнул свои объятья недавно выстроенный Ледовый Дворец спорта.
Проверка: учащиеся зачитывают текст и называют стиль.
Вопрос к другой группе:
– Вы согласны?
6. Подведение итогов.
Давайте обобщим то, о чём мы говорили на уроке.
Сколько всего стилей в русском языке? Запишите названия по памяти.
Самопроверка (открывается доска со словами).
7. Домашнее задание.
|
Разговорный |
Научный |
Официально- деловой |
Публицистический |
Художественный |
Цель (зачем?) |
Обмен мыслями, впечатлениям, общение |
Сообщение, передача научной информации |
Точная передача деловой информации |
Сообщение, воздействие на слушателей или читателей |
Воздействие на мысли и чувства |
Сфера применения (где?) |
Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания |
Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги |
Официальная обстановка; деловые бумаги |
Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях |
Художественная литература |
Особен-ности |
Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты |
Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств |
Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальность |
Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности |
Широкое использование изобразительно – выразительных средств; использование средств других стилей |
|
Разговорный |
Научный |
Официально- деловой |
Публицистический |
Художественный |
Цель (зачем?) |
Обмен мыслями, впечатлениям, общение |
Сообщение, передача научной информации |
Точная передача деловой информации |
Сообщение, воздействие на слушателей или читателей |
Воздействие на мысли и чувства |
Сфера применения (где?) |
Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания |
Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги |
Официальная обстановка; деловые бумаги |
Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях |
Художественная литература |
Особен-ности |
Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты |
Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств |
Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальность |
Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности |
Широкое использование изобразительно – выразительных средств; использование средств других стилей |
Задание для группы № 1:
«Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников архитектуры, а не так давно был построен Ледовый Дворец. Мы туда с ребятами ходим кататься на коньках, так здорово! Также можно отдохнуть в Парке Мира или погонять на роликах у Вечного Огня. В общем, классно у нас в городе, приезжай – увидишь».
Задание для группы № 2:
Коломна территориально и юридически квалифицируется как часть Подмосковья.
В городе и районе проживают немногим более 143 тысяч человек. За последние годы бурно развивается жилищное строительство, уменьшилась детская смертность, наблюдается положительная динамика в плане деторождения. Администрация города Коломны делает всё возможное для динамического развития города и повышения уровня благосостояния граждан.
Задание для группы № 3:
Коломна – древний город, основанный в 12 веке. Согласно летописным сведениям, он появился всего лишь на 30 лет позднее Москвы.
Само слово «Коломна» относится к финно – угорским племенам, жившим здесь до прихода славян. На их наречии это слово означало «место около кладбища».
Другие данные свидетельствуют о том, что слово Коломна имеет «географическое» происхождение – ведь есть и река Коломенка, и село Коломенское. Существует также и красивая легенда об основании нашего города итальянским графом Карлом Колонною, спасавшимся от гонений римского папы Бонифатия 8.
Как бы там ни было, сегодня Коломна – культурный и промышленный центр Подмосковья, город, которым мы, коломчане, гордимся.
Задание для группы № 4:
Коломна – город, основанный в 1177 году. Летописные сведения свидетельствуют о детерминации финно-угорской группы языков в названии этого города.
Лингвистический анализ, проведённый исследователями и учёными – языковедами, подтверждает эту гипотезу.
Развивая свои исторические традиции, город по праву входит в пятёрку самых динамично развивающихся субъектов Подмосковья.
Анализ географического положения города позволяет предположить, что в городе и районе преобладают суглинистые почвы, а рельеф местности и климат подходит для стабильного овощеводства.
Задание для группы № 5:
Трудно найти в Подмосковье такой же красивый город, как Коломна. Живописные устья рек, своеобразный ландшафт позволяют в полной мере насладиться красотами этого хранилища традиций древности.
Словно невидимые стражи города, при въезде в него гостей встречают монументальные стелы, а когда проезжаешь мимо Маринкиной башни, кажется, что ещё немного, и появится Дмитрий Донской.
Подобно большой птице, распахнул свои объятья недавно выстроенный Ледовый Дворец спорта.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.