Уважаемые родители, мы рады вас приветствовать на практикуме «Дети и деньги», где мы с вами разберем важные вопросы, касаемых детей и денег. Этот вопрос в наше время очень актуален, и касается он не только детей школьников, но и дошкольников. Ведь уже с 6-7 лет дети хотят иметь свои накопления, и они с большим желанием ходят в магазин. А помочь в этом вопросе можем только мы – родители. А мы, воспитатели расскажем и подскажем, как правильно ребенка научить финансовой грамотности. Желаем вам быть успешными в этом вопросе.
Но сначала прокачаем ваш финансовый интеллект:
Слайд 2
- Скажите, пожалуйста, что считать в чужом кармане не хорошо,
но очень интересно? (деньги)
- Делать это ни в чужом, ни в своем доме не стоит,
деньги выжить можно? (свистеть)
- Что сколачивают из денег? (капитал)
- Какое
животное всегда при деньгах? (поросенок)
С первых своих шагов ребёнок слышит и пытается понять слово «деньги», хотя и в разном контексте. Это слово и все, что с ним связанно, довольно рано становится для ребёнка интересным, привлекательным. Слово «деньги» становится постепенно символом чего – то важного, того, чем оперируют взрослые и что даёт разнообразные блага. На формирование отношения ребёнка к деньгам сильное влияние оказывает воспитание в семье. Формирование такого отношения начинается с того момента, когда ребёнок получает в руки первые купюры или монеты.
Слайд 3
• Кто и как зарабатывает деньги в семье.
Мама и папа работают - получают зарплату. Если есть дедушка и бабушка – получают пенсию, студенты стипендию или иной доход.
• Как формируется семейный бюджет.
Что такое семейный бюджет? Семейный бюджет — это денежный план семьи, учёт всех доходов и расходов за определённый период времени (неделю, месяц, год). Планировать бюджет нужно всегда, при любом уровне доходов! Для чего нужен бюджет: ― чтобы создать «резервный фонд» семьи (на 3–6 месяцев), который сможет выручить в случае непредвиденных обстоятельств; ― чтобы знать, сколько остаётся свободных денег; ― чтобы планировать крупные покупки; ― чтобы был запас прочности на незапланированные расходы (сломался компьютер и т. п.).
· Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое.
Чтобы свободных денег осталось гораздо больше надо быть бережливыми и расчётливыми. Быть бережливым, значит заботиться о сохранении своих вещей, игрушек, проще говоря, беречь имущество – личное, семьи. Быть расчётливым – значит уметь планировать свои дела, расходы.
· Как научиться экономить деньги.
Быть экономным – значит разумно использовать деньги, не тратить зря электроэнергию, воду, деньги, время, продукты, экономно расходовать, продумывать свои покупки и т. д.
Слайд 4
- Предлагаю вам передохнуть и отгадать загадки.
- Слышат ли эти слова наши дети? Какие из них
наиболее часто?
Деньги
— это то, что люди используют для покупки разных вещей и оплаты услуг. Это то,
что люди получают за свой труд. Деньги представляют собой особый
вид товара, который договорились использовать для обмена на услуги или другие
товары. Человек, который производит товар, получает за него деньги, а сам может
оплатить деньгами любые необходимые ему товары или услуги.
Слайд 5
Навыки должны совершенствоваться в постоянной практике. Как быть неработающему ребенку? Выход один – у ребёнка должен быть доход, пусть даже созданный взрослыми искусственно. Какой?
1. Денежные подарки.
Большинство детей школьного возраста получает деньги в подарок. Российские психологи считают, что дарить деньги ребенку до 14 лет не стоит. Если все же кто-то из родственников подарил бумажку – порадуйтесь вместе с ребенком! Но предметно: и напомните ребёнку «Помнишь, ты мечтал о роликах? Тетя Ира как чувствовала! Завтра пойдем вместе покупать подарок от ее имени».
2. Регулярно выдаваемые карманные деньги.
Многих родителей интересует вопрос, «С какого возраста начинать давать деньги ребёнку?». Самое распространенное мнение, что начинать можно с того момента, как ребёнок пошел в школу (6 – 7 лет). Считается, что в этом возрасте дети уже понимают, что деньги терять нельзя, их можно с пользой потратить.
Сколько выдавать? Сумма зависит, прежде всего, от финансового положения семьи и от возраста ребёнка. Начинать нужно с малых сумм. Определите, сколько денег ваш ребёнок сможет потратить «с умом» в соответствии со своим возрастом.
Как часто давать деньги? Дети, в отличие от взрослых, по- другому воспринимают время. Если ребёнку младшего школьного возраста выдавать карманные деньги сразу на весь месяц, то наверняка он не сможет ими грамотно распорядиться. Они потратят сумму в первые же несколько дней, так как младшие школьники категорически, что не умеют делать - это планировать. Детям старшего возраста более целесообразно выдавать карманные деньги раз в месяц – это подводит их к осознанию такого важного понятия, как «бюджет».
Как контролировать? Если вы жестоко устанавливаете, что можно покупать на карманные деньги, а чего нельзя, то они как инструмент развития самостоятельного навыка теряют смысл. Важно научить ребёнка советоваться с вами при выборе лишь дорогой покупки, например велосипеда. Даже если ребенок заблуждается, стоит вежливо его переубедить, но окончательный выбор остается за ним.
3.Заработанные деньги.
Даже дошкольник при наличии определенных личностных данных и мотивации может заработать деньги самостоятельно, например, ребёнок помог бабушке собрать 3 литра малины на даче - это для младшего школьника настоящий трудовой подвиг, за который можно вознаградить или эти деньги положить ребенку в копилку для важной и нужной покупки.
Помнить. Заработанные деньги ребенок имеет право потратить на себя. Но если он захочет купить всей семье торт-мороженое – это добрый знак. Можно заранее рассказать истории о первой зарплате отца, бабушки, старшей сестры.
-А теперь мы с вами посчитаем подаренные, карманные, заработанные деньги.
-Мы все знаем, что деньги
любят счет, итак,
Приготовьте свои ручки - «Будем денежки
считать»:
Один, два, три, четыре, пять (поочередно
разжимаем пальцы рук)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем
пальцы рук, по окончании – пальцы в кулак).
Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем
мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний
палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем
указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой
палец в кулак, согнув все пальцы).
Слайд 6
Деньги – это серьезно. Поэтому чем раньше ребёнок узнает о финансовой стороне жизни, тем лучше для него. Ребёнок может знать слово «деньги», видеть их, иметь представление о том, для чего они нужны. Но кроме этого, он должен научиться обращаться с ними так, чтобы капризы не были определяющей причиной трат. Поучение и чтение морали не способствует усваиванию информации, а хороший опыт дети могут получить от:
1.Походы в магазин.
Для младших школьников эффективная школа правильного обращения с деньгами – магазин. С 6 лет можно посылать ребёнка за покупками. Это тренирует различные навыки:
- самостоятельность;
- самоконтроль;
- внимательность;
- навыки счета.
2.Постановка целей.
Уметь ставить цель – значит понимать ценность денег и стоимость вещей. Если цель – накопить на определенную цель, можно составить график накоплений с каждого получения карманных денег. Видя цель (особенно когда он нарисовал и висит на стене), дети начинают понимать приоритеты в распоряжении собственными деньгами. Ребёнок начинает подсчитывать, сколько времени ему надо для получения вещи и на чем он может сэкономить, от чего отказаться. Это ко всему прочему воспитывает терпение. То, что достается с трудом, имеет в глазах человека большую ценность, чем получение просто так.
3.Личный пример родителей.
Когда мама или папа умеют распоряжаться деньгами и открывают опыт и знания для ребёнка – это лучший способ для них вырастить разбирающегося в финансовых делах человека.
С самого малого возраста ребёнку следует объяснить на личном примере, что деньги это лишь средство для получения каких – либо ценностей.
Слайд 7
- Вот и мы с вами сейчас давайте попробуем
попрактиковаться, актуализируем свои знания в товарно-денежных отношениях и
решим «Кроссворд»
1. Как
называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей?
(Собственность)
2. Плановое ведение хозяйства. (Экономика)
3. Как называется договор между людьми, которые
хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)
4. Чем становится собственность, если ее хотят
продать, обменять? (Товар)
5. Как называются ценные бумаги, при помощи
которых делают покупки? (Деньги)
6. Как называют человека, который продает товар?
(Продавец)
7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)
Слайд 8
Тест для родителей «Ребёнок и деньги».
Проверьте себя! Как в вашей семье обстоит дело с обсуждаемой проблемой? Для ответа на этот вопрос поможет наш маленький тест.
1. Если ребёнок просит меня купить что – то недорогое, я покупаю.
Всегда – 3.
Иногда – 2.
Только если он этого заслуживает – 1.
2. Я хочу, что бы мой ребенок ничем не отличался от сверстников. Если ее одноклассница ходит в новом дорогом платье, я в лепешку расшибусь, но куплю такое же.
Обязательно – 3.
Подумаю, могу ли себе позволить такую покупку – 2.
Обойдётся – 1.
3. Дочь однажды заявляет маме: «Себе ты купила босоножки за две тысячи, а мне всего за 500 рублей!»
Конечно, мама не права – 3.
Если мама хочет, она может покупать себе любимые вещи главное, что бы семья тоже не страдала – 2.
Какая негодяйка, да как она смеет так говорить?–1.
4. Сын возмущается, что родители купили новый холодильник, а он по–прежнему обходится без компьютера.
Родители – жадюги. Мальчику нужно играться столько, сколько он захочет – 3.
Если семье нужен большой холодильник, то парень должен это понять—2.
Пускай идет разгружать вагоны и покупает себе хоть «Мерседес» – 1.
5. Карманные деньги детям необходимы.
Всегда – 3.
Если они не могут зарабатывать сами – 2.
Обойдутся! Все, что им нужно, купят родители. С голоду не помрут! – 1.
6. Я трачу на ребенка столько, сколько могу.
Всегда – 3.
Не балую, в день рождения и на Новый год подарки получает, а в другое время – пусть заслужит – 2.
Сыт, обут, одет. Остальное – мелочи – 1.
Итак, вы набрали:
От 12 до 18 очков.
Осторожней! Вы вконец забаловали свое дитя! Не стоит так часто покупать ему то, что он хочет, а уж тем более позволять ему обсуждать ваши личные покупки. Он не смеет в это влезать, и обсуждать с ним правомерность покупок совершенно ни к чему.
От 6 до 12 очков.
Золотая середина вроде все по делу, ваш ребенок не избалован, но и не заброшен вниманием и заботой. Продолжай в том же духе!
От 1до 6 очков.
Ну, вы перебарщиваете! Строгость строгостью, но держать ребенка в «черном теле» не нужно. Он может возненавидеть вас, заработать кучу комплексов, да просто вырасти очень жадным и злым человеком. Помните, что доброта и ласка, проявленные в подарках, - прекрасный воспитательный прием. Нужно только следить за тем, чтобы этот приём применялся вовремя.
Желаю вам быть финансово грамотными.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.