Практикум для педагогов детского сада на тему: «Педагогическая этика общения»
Оценка 4.9
Мероприятия +1
docx
психологическая работа +1
Все классы
30.01.2018
Материал семинара направлен на:
закрепление правил педагогической этики. Умение находить быстро решение в сложившейся ситуации, развивать остроту ума, творчество, уверенность в себе, речевое общение. Создание доброжелательной атмосферы в коллективе педагогов ДО. Овладение навыками взаимодействия. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на выявление позитивных средств общения друг с другом.материал предназначен для работников сферы образования на закрепление знаний педагогической этики
сценарий семинара по педагогической этике январь 2018 год.docx
ГККП «Детский сад № 13 «Кораблик» акимата города Темиртау
отдела образования города Темиртау»
Материал подготовлен методистом Кудиновой Л.Н.
и педагогомпсихологом Зуйковой А. В.
Практикум для педагогов детского сада на тему:
«Педагогическая этика общения»
Цель: Закрепление правил педагогической этики. Нахождение быстрого решения в
сложившейся ситуации, развитие остроты ума, творчества, уверенности в себе, речевого
общения.
Задачи:
1. Создать доброжелательную атмосферу.
2. Овладеть навыками общения друг с другом.
3. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на выявление позитивных
средств общения друг с другом.
Ход мероприятия:
Вступительное слово руководителя:
Наш практикум мне хотелось бы начать словами Вольтера: «Только тот, кто владеет собой
может повелевать миром».
Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может
добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к
этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог. Сегодняшняя наша встреча
посвящена педагогической этике. Слово это образовано от древнегреческого einos – «нрав,
обычай, хороший образ мысли». Требования, предъявляемые в настоящее время современным
обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по
тому, насколько он владеет различными методиками и технологиями, но и по тому, насколько
хорошо он воспитан. Культурный человек, должен владеть достижениями поведенческой
культуры, уметь использовать ее в профессиональной деятельности и личной жизни.
Приветствие
Игра – приветствие: «Импульс», педагогпсихолог.
Цель игры: установление контакта, сплочение группы, обеспечение положительного
эмоционального настроя.
Содержание игры: Участники стоят в кругу, держась за руки. Ведущий пожимает руку,
стоящему справа и говорит: «Привет!». Рукопожатие передаётся дальше по кругу, пока не
вернётся к ведущему. Играть нужно в быстром темпе. В заключение все хором говорят:
«Здравствуйте!». Для усложнения ведущий может через несколько секунд после запуска первого
импульса послать второй, третий (в зависимости от возможностей участников). Всякий раз,
пожимая руку соседа и произнося новое приветствие: «Хеллоу», «Салем». Если известны ещё
какието слова приветствия, можно использовать их.
Основная часть. Теоретический блок.
Мини – лекция, методист:
«Люди сами надевают на себя оковы, завязывают глаза и после этого удивляются,
почему так плохо живется», эти слова Генри Фонда помогут нам сбросить напряжение,
улыбнуться друг другу и настроить нас на дружелюбную рабочую атмосферу. Сегодня будут затронуты теоретические вопросы педагогического общения, а также предложены вам
практические задания. Автор «Маленького принца» Антуан де СентЭкзюпери говорил о
единственной подлинной роскоши – роскоши общения.
Придание гласит о том, что великий мудрец Эзоп, попавший волею судьбы в рабство к
лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший
Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце,
мудрец принес ему язык.
«Почему это блюдо самое лучшее?» спросил удивленный царь.
«Что может быть прекраснее языка, передающего чувства?! Что может быть ценнее языка,
дарящего нам знания?! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви?!» –
ответил Эзоп.
Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее
блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с
языком.
«Но почему?!», воскликнул Крез.
«Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка
сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета?!» – ответил
мудрец.
Эта мудрость, дошедшая до нас через тысячелетия, свидетельствует о том, что общение бывает
как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Она нам говорит о том, что
словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может врачевать или убить. Вот
почему проблема педагогической этики общения является центральной в таких науках как
этика, социальная психология, педагогика. Общение является одной из ведущих видов
жизнедеятельности человека.
Как полагал Руссо, учитель должен быть лишен человеческих пороков, и в нравственном
отношении стоять выше общества. Педагогическая этика рассматривает сущность основных
категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно
назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают
своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков
людей. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая
справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.
Кстати, «такт» в переводе с греческого – « легкое прикосновение».
« Легкое прикосновение» к человеку, его мыслям, чувствам, умение понять, посочувствовать,
пожалеть. Говоря словами Г. Гуцкова «Такт – высшее развитие способности общения. Чтобы
быть тактичным, мало одной сердечной доброты или природной скромности. Такт – рассудок
сердца». Педагогический такт – это всегда творчество и поиск.
Постоянное общение педагога требует от него «большого такта, сочетающего в себе
высокую требовательность, чуткость, справедливость, гуманность, настойчивость, выдержку и
самообладание». Все это – важнейшие показатели его профессиональных способностей и
возможностей.
Усвоение хороших манер подчинено общей задаче: воспитанию хороших, добрых манер жизни,
глубинной культуре поведения. Однако, не приходилось ли вам встречать людей, за утончённой
вежливостью которых не чувствуется их искреннего тепла и доброжелательности, ни подлинной
внутренней культуры.
Что же такое внешняя и внутренняя культура.
Значит дело не в знании правил этикета самом по себе, а в том, чтобы это знание правил шло от
сердца и тогда в человеке будет не только внешняя, но и внутренняя культура. И он будет
понимать, что существует определённая мера в поведении.
В чём же выражается определённая мера в поведении (по отношению к детям, коллегам,
родителям, администрации) . В каждой сфере общения используется то или иное поведение и разновидность литературного
языка или стиль общения – официальноделовой, художественный или разговорный.
Какие же недостатки мешают в работе.
Запрещается своей речью наносить разного рода моральный ущерб: обиду, оскорбление.
Следует избегать прямых, негативных оценок личности собеседника. Все высказывания типа
«растяпа», «бестолочь», «перестань пороть глупости», «ещё никогда не встречала такого
бестолкового собеседника» и т. п. не способствуют достижению успехов в работе.
Объясняются участникам основные правила социальнопсихологического поведения в
группе и особенности этой формы работы (заготовлены заранее и помещены на доске).
1. Мы – одна команда.
2. Можно говорить то, что ты думаешь.
3. Каждый имеет право на свое мнение (никто никого не перебивает, не смеется, не оценивает
других).
4. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их
действия. Нельзя использовать высказывания типа: «Ты мне не нравишься». Следует говорить:
«Мне не нравится твоя манера общения» и т.п.
5. На все возникающие вопросы даются исчерпывающие ответы, обсуждаются поступающие
предложения об изменении правил или добавлении новых. Окончательно согласованные и
принятые правила являются основанием для работы группы.
Сейчас мы рассчитаемся на 1ый, 2ой, 3ий, 4ый. У нас образовались микрогруппы из 34
человек и я познакомила вас с основными правилами работы в группе.
Обмен мнениями по документу
Правила педагогической этики утверждены приказом исполняющего обязанности Министра
образования и науки Республики Казахстан от 8 января 2016 года № 9, которыми, мы
пользуемся в нашем детском саду. Этот документ вы, скорее всего, уже изучили и сегодня мы
будем разговаривать о нем. Давайте вспомним этические правила педагогов ДО:
Основные принципы педагогической этики –
5. Основными принципами педагогической этики являются:
1) добросовестность:
добросовестность педагога предполагает его ответственность за результат обучения и
воспитания, умение осуществлять коррективы в своей деятельности, развитую способность к
критике и рефлексии, открытость для любых мнении учеников, родителей, коллег;
2) честность:
честность педагога предполагает открытость его оценочной деятельности, прозрачность
создаваемой им образовательной среды. Честность запрещает педагогу нарушать права ученика,
его родителей (законных представителей), коллег;
3) уважение чести и достоинства личности:
Педагог уважает честь и достоинство ученика, родителя, людей, которые становятся
объектами его профессионального внимания, тактичен в общении с ними. Он искренне желает
развития ребенка, проявляет готовность всегда придти ему на помощь, деликатность в оценке
успехов (неуспехов) обучающегося.
Не допускается применение методов физического, морального и психического насилия по
отношению к участникам образовательного процесса;
4) уважение общечеловеческих ценностей:
признавая приоритет общечеловеческих ценностей, педагог с уважением относится к
особенностям, ценностям и достоинству каждой национальной культуры.
Педагог воспитывает культуру межнациональных отношений, пробуждает у обучающихся
уважение прав и достоинства всех наций и всех людей вне зависимости от возраста, пола, языка, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и
имущественного положения или любых иных обстоятельств;
Педагог способствует созданию климата доверия и уважения в школьном коллективе;
5) профессиональная солидарность:
педагог заботится о престиже профессии, уважает честь и достоинство коллег, не допускает
действий, наносящих ущерб авторитету учительства.
Не допускается в какой бы то ни было форме, злоупотреблять доверием своих коллег,
мешать им выполнять профессиональные обязанности, наносить им какойлибо ущерб. Педагог
оказывает содействие коллегам в повышении уровня теоретического и методического
мастерства, в развитии творческих способностей, приходит на помощь к коллегам, попавшим в
беду. Профессиональная солидарность не может служить оправданием неправды и
несправедливости;
6) непрерывность профессионального развития.
Педагог совершенствует свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий
и общенаучный уровень.
3. Основные нормы педагогической этики
6. В своей деятельности педагогические работники:
1) способствует воспитанию обучающихся и воспитанников в духе высокой нравственности,
уважения к родителям, этнокультурным ценностям, бережного отношения к окружающему
миру;
2) не допускают совершения действий, способных дискредитировать высокое звание
педагогического работника Республики Казахстан;
3) добросовестно и качественно исполняют свои служебные обязанности;
4) непрерывно совершенствуют свое профессиональное мастерство, активно занимаются
самообразованием и самосовершенствованием;
5) неукоснительно соблюдают трудовую дисциплину;
6) бережно относятся к имуществу организации образования и не используют его в личных
целях;
7) принимают меры по предупреждению коррупции, своим личным поведением подают
пример честности, беспристрастности и справедливости;
8) не допускают использования служебной информации в корыстных и иных личных целях;
9) личным примером способствуют созданию устойчивой и позитивной морально
психологической обстановки в коллективе;
10) придерживаются делового стиля в одежде в период исполнения своих служебных
обязанностей.
7. В отношениях с участниками образовательного процесса педагогические работники:
1) уважают права, честь и достоинство человека независимо от возраста, пола,
национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и
имущественного положения или любых иных обстоятельств;
2) не допускают фактов финансовых и иных вымогательств по отношению к участниками
образовательного процесса, прилагают усилия по пресечению таких действий со стороны своих
коллег;
3) своими действиями не дают повода для обоснованной критики со стороны общества,
терпимо относиться к ней, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и
улучшения своей профессиональной деятельности;
4) оказывают профессиональную поддержку участниками образовательного процесса.
8. В отношениях с коллегами педагогические работники:
1) соблюдают общепринятые моральноэтические нормы, быть вежливыми и корректными;
2) не ставят публично под сомнение профессиональную квалификацию другого
педагогического работника. Упражнение 3. «Комплимент», педагогпсихолог.
Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение
техникой комплимента.
Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.
Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы
« Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты…!
Сегодня будем говорить друг другу комплименты, в кругу. Обмен комплиментами будет
происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его
возвратить. Например: Наташа, ты такой отзывчивый человек! Да, это так! А еще, я добрая!
А у тебя Оля, такие красивые глаза! Комплимент принимается в определенной форме: Да, это
так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к
говорящему.
Анализ упражнения:
1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?
Практический блок 1, методист. Игра « Хорошо ли быть педагогом?!»
Цель: развивать реакцию, логическое мышление, умение находить аргументы в утверждение
высказываний, характеризующих профессию педагога.
Ведущий: Уважаемые коллеги! Вы должны по очереди высказаться о своей работе, приводя
доводы о ее значимости. Найти положительные стороны и отрицательные.
Например:
Хорошо
Воспитателем быть хорошо – это
интересная, динамичная работа.
Плохо
Воспитателем быть хорошо – эта работа
благодарная, это счастье – видеть горящие
глаза детей, учить их добру, давать им знания.
Воспитателем быть хорошо – тебя уважают
родители, прислушиваются к твоему мнению и
т.д.
Воспитателем быть плохо – работа трудная,
требует обширных знаний, постоянно надо
читать методическую литературу…
Воспитателем быть плохо – все постоянно
проверяют, как ты работаешь, чем
занимаешься с детьми, приходится постоянно
писать планы.
Воспитателем быть плохо – постоянно
приходится сдерживать себя, свои эмоции по
отношению к окружающим.
Упражнение – тест 4, педагогпсихолог: Способность контролировать своё настроение, свой
гнев, раздражение, способность регулировать свои эмоции, способность вести себя так, как
требует ситуация, а не раздражённая гневом душа, необходимый навык современного человека.
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»: «Учитесь властвовать собою,
не всякий вас, как я, поймёт,
к беде неопытность ведёт».
Предлагаем вам с помощью теста «Уровень эмоциональной устойчивости» определить
особенности вашей эмоциональной системы, и уровень своей психологической защиты, столь
важной для каждого в наши дни, полные стрессогенных ситуаций (приложение 3).
Практический блок 2. Общение между людьми существует не ради общения как такового. В
общении мы лучше узнаем друг друга, и самих себя, через общение мы получаем какуюто
информацию об окружающих, об окружающем нас мире, усваиваем социальные, духовные,
нравственные нормы.
Важнейшим элементом стиля учреждения является культура речи сотрудников.
Предположите какие требования можно предъявить к речи педагога (Ответы педагогов)
Раздать листы названием требований и педагоги обсуждают и раскрывают понятия в
микрогруппах (Приложение №1)
Самая главная деятельность педагога – это речевая деятельность. Слово – самый тонкий и
самый острый инструмент, которым педагог должен умело прикасаться к сердцам своих
воспитанников.
Человек, не овладевший в детстве элементарным речевым этикетом, в дальнейшей жизни будет
испытывать трудности при контактах с другими.
Советы по эффективному общению
Коммуникативные навыки приобретаются, а не наследуются.
Предположите, что сообщение, отправленное вами, поймут неправильно. Значит, вам надо
давать информацию более осмысленно, прогнозируя обратную связь .
Не бойтесь того, что вы выражаетесь просто, больше волнуйтесь о том, чтобы вас правильно
поняли.
Люди больше обращают внимание на тон, а не на их содержание. Приблизительно 90% из того,
о чем вы говорите, воспринимается благодаря тону вашего голоса и жестам.
Когда люди вместе, они общаются, ведь они без общения не могут.
87% информации можно получить, глянув в глаза собеседнику. Если ваши слова расходятся с
вашим поведением, ваш собеседник поверит вашим поступкам.
Общение – это сложный поведенческий, динамичный и сменный процесс. Это не просто обмен
словами. Можно сделать много ошибок, поступить неправильно, если общение будет на уровне
непонимания.
В словаре вы можете и не найти значение слова. Нужно помнить, что мы передаем не значения,
а сообщения, которые отражают для людей значения этих слов.
Кокой же должна быть наша речь, речь педагога? Об этом – стихотоворение – шпаргалка.
Семь компонентов нашей речи
Запомнить просто и легко!
Лишь вспомни радугу на небе,
И станет на душе светло!
Ведь радуга, как речь, игрива,
Спонтанна, звучна и проста,
И удивительна красива
Во все былые времена!
В ней правильность, логичность, точность,
Богатство красок, чистота,
А выразительность какая?
Ведь от неё поёт душа!
Мой стих приобретёт известность,
И в этом есть свой толк, уместность! Рефлексия: заполнение педагогами анкеты «Обратная связь» (приложение 2)
Литература:
1. Правила педагогической этики, утверждены приказом исполняющего обязанности
Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 января 2016 года № 9
2. Справочник кадровика. Казахстан. № 1/2018
3. Интернет ресурсы
Приложение №1
Раздаточный материал для педагогов
Требования к речи педагога:
1. Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и
выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила
литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
2. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информация, которая лежит в
ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону
речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
3. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между
частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном
возрасте закладываются представления о структурных компонентах связанного высказывания,
формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
4. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение
нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая
данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников
(подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо
использование словпаразитов, диалектных и жаргонных слов. Не завышать интонацию!
5. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая
атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным
орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности
речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию
произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания
речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
6. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального
выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируется
основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует
не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки
точности словоупотребления, выразительности и образованности речи.
7. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям
общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладанием чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры
речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами
речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Наша работа подошла к концу. Я надеюсь, что сегодняшняя наша встреча посвященная
педагогической этике заставит вас задуматься о высоком предназначении педагога. И еще раз
прочитав Правила педагогической этики, переосмыслить свое отношение к профессии и
окружающим вас людям.
Правильность
Точность
Логичность
Чистота
Выразительность
Богатство
Уместность
Приложение №2 Анкета «Обратная связь»
Что вам понравилось, было интересно?
________________________________________________________
________________________________________________________
Что вам не понравилось, не вызвало интереса?
________________________________________________________
________________________________________________________
Ваши пожелания
_________________________________________________________
Приложение №3
«Уровень эмоциональной устойчивости»
Тест
С помощью этого теста вы сможете определить не только особенности
вашей эмоциональной системы, но и уровень своей психологической защиты, столь
важной для каждого в наши дни, полные стрессогенных ситуаций.
1. Вас часто мучают кошмарные сновидения?
да – 2 балла;
нет – 1 балл.
2. Раздражает ли вас многолюдное общество?
да – 3 балла;
нет – 0 баллов.
3. Часто ли терзает вас чувство вины?
да – 3 балла;
нет – 0 баллов.
4. Вы способны не выражать своих чувств?
да – 0 баллов; нет – 1 балл.
5. Легко ли вы обижаетесь на шутки в свой адрес?
да – 3 балла;
нет – 1 балл.
6. Подвержены ли вы частой смене настроения?
да – 2 балла;
нет – 1 балл.
7. Нуждаетесь ли вы в людях, способных понимать, одобрять или утешать
вас?
да – 2 балла;
нет – 1 балл.
8. Легко ли вы осваиваетесь в кругу новых для вас людей?
да – 0 баллов;
нет – 2 балла.
9. Принимаете ли вы все происходящее близко к сердцу?
да – 3 балла;
нет – 0 баллов.
10.Легко ли вас вывести из себя?
да – 2 балла;
нет – 1 балл.
Интерпретация по сумме баллов.
78 баллов: это означает, что у вас высокий уровень эмоциональной
устойчивости, базирующийся на стабильной психике. Вам, скорее всего, не
страшны никакие эмоциональные стрессы. Вот только «не почивайте на
лаврах» поддерживайте свою нервную систему в том же прекрасном
состоянии любыми доступными вам средствами.
914 баллов: вы достаточно уравновешенны, с чем вас нельзя не поздравить!
Вы адекватно реагируете на большинство стрессовых ситуаций. У вас
средний уровень эмоциональной устойчивости, то есть та норма, которая
свойственна большинству людей. 1520 баллов: вас характеризует повышенный уровень эмоциональности. Вам
следует освоить приёмы психической саморегуляции, и, хотя бы иногда,
принимать успокаивающие травяные сборы.
2125 баллов: вам присуща очень высокая степень эмоциональной
возбудимости. Наверняка у вас крайне низкий уровень психологической
защиты, ваши нервы «обнажены». Повидимому, порой вы хотите прибегнуть
к помощи транквилизаторов. Однако лучше всего вам могут помочь
справиться с эмоциональной незащищённостью специалисты психологи или
даже психотерапевты.
Практикум для педагогов детского сада на тему: «Педагогическая этика общения»
Практикум для педагогов детского сада на тему: «Педагогическая этика общения»
Практикум для педагогов детского сада на тему: «Педагогическая этика общения»
Практикум для педагогов детского сада на тему: «Педагогическая этика общения»
Практикум для педагогов детского сада на тему: «Педагогическая этика общения»
Практикум для педагогов детского сада на тему: «Педагогическая этика общения»
Практикум для педагогов детского сада на тему: «Педагогическая этика общения»
Практикум для педагогов детского сада на тему: «Педагогическая этика общения»
Практикум для педагогов детского сада на тему: «Педагогическая этика общения»
Практикум для педагогов детского сада на тему: «Педагогическая этика общения»
Практикум для педагогов детского сада на тему: «Педагогическая этика общения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.