ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду», говорится о том, что сохранение и укрепление психического здоровья детей: повышение функциональных и адаптивных возможностей детского организма; стимулирование сенсорного развития детей. Настрой на позитивное сотрудничество, создание положительного эмоционального фона, развитие воображения.ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду», говорится о том, что сохранение и укрепление психического здоровья детей: повышение функциональных и адаптивных возможностей детского организма; стимулирование сенсорного развития детей. Настрой на позитивное сотрудничество, создание положительного эмоционального фона, развитие воображения.
ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
Цели: сохранение и укрепление психического здоровья
детей: повышение функциональных и адаптивных возможностей
детского организма; стимулирование сенсорного развития
детей.
Задачи:
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
способствовать стабилизации психоэмоционального
состояния;
способствовать снижению тревожности, регуляции
процессов возбуждения и торможения нервной системы;
стимулировать ощущения ребенка: зрительные, слуховые,
тактильные;
формировать самоосознание, развитие Яконцепции;
способствовать созданию положительного эмоционального
фона и помогать преодолевать нарушения в
эмоциональноволевой сфере;
способствовать стимуляции познавательной активности,
возбуждению
интереса
к
исследовательской
деятельности;
корректировать
повышенную
эмоциональную
напряженность;
обучать приемам релаксации;
развивать общую и мелкую моторику, координацию
движений;
побуждать к рефлексии позитивных родительских чувств;
способствовать
повышению
работоспособности,
способности к деятельности.
Педагогпсихолог:
Уважаемые родители! Наша встреча посвящена оченьответственному периоду в жизни ребенка: поступление в
детский сад – новое для него место с незнакомыми
взрослыми. Естественная реакция на новизну – это не
только физический дискомфорт (напряжение мышц,
учащение дыхания), когда ребенок исследует новое
пространство, вынужден в нем ориентироваться, но и
эмоциональное напряжение, когда преобладают эмоции
тревоги, гнева. Ребенок переживает: «Как я без мамы?
Не забудут ли меня здесь?». Привыкание дошкольника к
детскому саду – процесс непростой, поскольку
адаптивные возможности детского организма ограничены.
Помочь ребенку в этот период должны близкие ему люди.
Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать
внимание малыша на деятельность, которая приносит ему
удовольствие. В дошкольном возрасте – это, в первую
очередь, игра. «Язык» игр понятен и доступен любому
ребенку. Он получает возможность выражать свои
эмоции, переживания, общаться со сверстниками,
знакомиться с нормами и правилами жизни, получает
внутреннюю свободу (играть с кем хочу, где хочу,
сколько хочу, чем хочу). Порой и у взрослых возникает
желание поиграть. Но мы либо забыли, как это делать,
либо стесняемся. Сегодня у нас есть возможность
вспомнить детство и поиграть с удовольствием, от
души. Затем можно провести эти игры и с ребенком.
Игра «Полянка настроения»
Цели: настрой на позитивное сотрудничество, создание
положительного эмоционального фона, развитие воображения.
Оборудование: плетеные салфетки, цветные ленточки,
цветная проволока.
Ход игры:Педагогпсихолог:
Используя плетеную салфетку, разноцветные ленточки,
шнурочки, бумажные салфетки, лепестки роз, мы
создадим поляну настроения. Обычно ребенок видит дома
следующую картину: мама моет посуду, варит кашку, а
папа работает за компьютером или смотрит телевизор.
Все взрослые заняты своими делами. И вдруг на глазах
у ребенка и при его участии происходит превращение:
вместо скучной серой салфетки появляется «красота».
Помимо этого, продевание шнурка сквозь отверстие в
салфетке способствует развитию мелкой моторики малыша
– его пальчики становятся более ловкими, пробуждается
творческое воображение.
Игра «Колючий ежик»
Цели: развитие мелкой моторики и координации
движений, стимуляция речевой активности.
Оборудование: массажный мяч.
Ход игры:
Педагогпсихолог:
Самомассаж оказывает на организм благотворное
воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в
игре. На вашей ладони появляется необычный шарик.
Вместе вы внимательно рассматриваете его.
Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете
шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ежика» по
каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей
руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке
каждого пальчика. Массирующие движения следует
выполнять в направлении от периферии к центру.
Действия сопровождайте стихами:
Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.Ходитбродит вдоль дорожек
Весь в колючках серый ежик,
Ищет ягодкигрибочки
Для сыночка и для дочки.
Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук,
рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры
головного мозга, помогает нормализовать состояние
нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим еще
и общеоздоровительный эффект. Как слайды проецируются
на экран, так и все части нашего тела имеют свою
проекцию в коре головного мозга. Только эти проекции
непропорциональны. Площадь, занимаемая проекционной
зоной кисти, гораздо больше той, что отведена для
другой части тела. Воздействие на кисти рук
оказывает, в свою очередь, воздействие на состояния
мозга, а соответственно, и на общее состояние
организма.
Игра «Что нам подскажут пальчики»
Цели:
развитие
тактильного
восприятия,
наблюдательности, обогащение сенсорного опыта, стимуляция
познавательной активности.
Оборудование: природные материалы различной фактуры:
каштан, грецкий орех, шишка, деревянный ребристый
карандаш, гладкий камушек.
Ход игры:
Педагогпсихолог:
Ребенок осваивает окружающий мир с помощью органов
чувств. В частности, через тактильное восприятие,
чувствительность рук. В плетеной коробочке вы найдете
природные материалы – шишку, каштан, камушек.
Рассмотрите, потрогайте и опишите их. Например, шишка
– шершавая, камень – гладкий. Затем закройте глаза,протяните ладошку, отгадайте, какой предмет лежит на
ней. Если в детском возрасте не тренировать движения
и не обогащать сенсорный опыт (то, что мы чувствуем и
воспринимаем через органы чувств), то, повзрослев,
человек не будет обладать достаточной пластичностью
ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным
обстоятельствам.
При
этом
развивается
чувствительность рук, активизируется внимание. К тому
же подвижность пальцев рук тесно связана с развитием
речи. Активизировать речевое развитие можно,
используя обычную деревянную прищепку и карандаш:
добываем огонь, показываем маятник, пропеллер. Важно
вовлекать в движение большое количество пальцев, а
сами движения проводить энергично. Благодаря этой
игре ребенок с нетерпением ждет новых переживаний,
впечатлений, ощущений, на основе которых впоследствии
у него появится возможность рассуждать, мыслить,
решать проблемы.
Игра «Легкое перышко»
Цель:
развитие диафрагмального типа дыхания,
стабилизация психоэмоционального состояния.
Оборудование:
перышко, ленточка, прозрачная
коробочка.
Педагогпсихолог:
Ход игры:
Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает
различные эмоции. Природа подарила человеку
возможность управлять своими эмоциями с помощью
регуляции
дыхания.
В корзиночке есть два разноцветных пера, соединенные
нитью, а в прозрачной коробке – цветной шнур. Повесим
ниточку с перьями на шнур, сделаем глубокий вдох имедленный долгий выдох так, чтобы наши перья
колыхались в воздухе. У вдоха и выдоха есть своя
психофизиологическая роль. Вдох возбуждает,
мобилизует, усиливает мышечное напряжение; выдох
успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции,
способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект
достигается за счет увеличения времени выдоха по
отношению к времени вдоха и брюшного
(диафрагмального) типа дыхания. Далее выполняем
следующие упражнения.
Упражнение «Дышим животиком»
Педагогпсихолог:
Обычно это упражнение делают лежа. А мы попробуем
выполнить его сидя. Положите ладонь на живот и
почувствуйте, как живот поднимается, когда мы делаем
вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.
Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Сели бегемотики,
Потрогали животики:
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Работа диафрагмы должна восприниматься ребенком и
зрительно, и тактильно. Положим на живот игрушку,
например рыбку, и посмотрим, как она поднимается,
когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем
выдох:
Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох),
То вниз (выдох)Плывет по мне.
Брюшное дыхание – противострессовое, оно способствует
уменьшению
тревоги,
возбуждения,
вспышек
отрицательных эмоций, повышает тонус блуждающего
нерва (основного звена парасимпатической нервной
системы), приводит к общему расслаблению. Срабатывает
универсальный защитный механизм, заложенный природой
в нашей нервной системе: замедление ритма различных
физиологических и психических процессов способствует
достижению более спокойного и уравновешенного
состояния. Такое дыхание поможет ребенку быстрее
уснуть после разнообразных ярких впечатлений,
полученных в течение дня.
Игра «Бабочки на весеннем лугу»
Цели: регуляция процессов возбуждения и торможения,
снижение уровня тревожности, развитие пластики движений.
Оборудование: цветные платки из легкой полупрозрачной
ткани.
Педагогпсихолог:
Ход игры:
А сейчас мы поиграем в прятки. Но не в простые, а в
прозрачные. Эту игру любят абсолютно все дети. Ничто
не может сравниться с радостью, испытываемой
ребенком, когда он обнаруживает любимого родителя,
вытянувшегося по струнке за занавеской или в платяном
шкафу. Кстати, эта любовь не случайна. Прятки
помогают справиться со страхами темноты и замкнутого
пространства, с чувством одиночества (его в какойто
момент испытывает каждый ребенок, а во время игры он
должен некоторое время провести абсолютно один, да
еще и в тайном, укромном месте). Итак, накинув
прозрачный шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, нопри этом – он спрятался! Радость движения будет ярче,
если платки превратятся в крылья бабочек:
Мы – бабочки весенние, на листиках сидели
(ребенок сидит на корточках).
Ветер дунул – полетели (встает, бегает по
комнате, расставив руки в стороны).
Мы летели и летели
И на землю тихо сели (садится на корточки,
замирает).
Ветер снова набежал,
Высоко он нас поднял (встает, поднимает руки
вверх).
Он вертел нас и кружил
И на землю опустил (кружится по комнате, затем
ложится на пол и замирает).
Через некоторое время нужно попросить ребенка
потянуться и почувствовать, как он «расправляет
крылья» во время потягивания.
Игра «Храбрые лягушата»
Цели: снятие психоэмоционального напряжения, обучение
приемлемому способу выражения негативных эмоций,
агрессивных импульсов, развитие координации движений.
Оборудование: бумага в рулоне, корзина.
Педагогпсихолог:
Ход игры:
Особое значение для развития малыша имеют подвижные
игры. С момента рождения ребенок стремится к
движению. Он познает мир, ползая, лазая, карабкаясь,
бегая. Через подвижные игры он учится владеть своим
телом, его движения становятся красивыми и
уверенными. А в момент физического и эмоционального
напряжения эти игры помогут «выплеснуть» негативнуюэнергию приемлемым способом. Наверняка малышам
понравится играпревращение в храбрых лягушат. У нас
есть
обычные
рулоны
бумаги.
И у каждого храброго лягушонка есть лист, на котором
он сидит.
(От рулона каждому участнику отрывается кусок бумаги
и кладется на пол.)
Педагогпсихолог:
Жилибыли в тихом пруду с красивыми кувшинками
молодые лягушата. У каждого из них был свой любимый
листик, на котором лягушонок сидел, грелся на
солнышке и, конечно, разговаривал. А как лягушата
разговаривают? Правильно, квакваква… И вот однажды
прилетела большая птица, которая искала себе сытный
обед. Заметив лягушат, она решила полакомиться ими,
но они были умными: скомкали свои листочки и стали их
бросать в птицу. Птица испугалась и улетела. С тех
пор лягушата ничего не боятся.
А если взять лист бумаги, разорвать его на много
мелких кусочков и на счет 1234 подбросить вверх,
то получится веселый салют. Результат салюта собираем
в корзинку, приговаривая: «Собираем мы листочки
быстробыстро, чисточисто». В этой игре в буквальном
смысле выплескиваются эмоции. В человеческом
организме самой природой заложена возможность
саморегуляции: когда на смену реакции напряжения
(стрессу) приходит расслабление, покой, отдых. И,
конечно, подвижная игра – это источник радости и одно
из лучших средств общения взрослого с ребенком.
Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»
Цели: развитие тактильного восприятия, возбуждение
интереса к исследовательской деятельности.Оборудование: таз с теплой водой, фигурные губки,
пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от
киндерсюрприза, разноцветные бусины, резиновая игрушка.
Педагогпсихолог:
Ход игры:
Особой притягательной силой обладает вода. Теплая
вода расслабляет и успокаивает. Хорошо в воду
добавить отвары трав (валерианы, мелиссы).
Успокаивающий эффект обеспечит добавление в воду
специальных ароматических масел: ромашкового,
лавандового, мятного. Но предварительно лучше
посоветоваться с врачом. В воду опускаются игрушки,
поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями.
Если игра с водой происходит в дневное время, можно
включить в нее познавательный компонент: сравнивать
опускаемые в воду предметы по фактуре и весу. Можно
заполнить миску с водой пуговицами, бусинками,
монетками, небольшими кубиками и т. д. и поиграть с
ними:
·
·
·
взять как можно больше предметов в одну руку и
пересыпать их в другую;
собрать одной рукой, например, бусинки, а другой –
камушки;
приподнять как можно больше предметов на ладонях.
После выполнения каждого задания ребенок расслабляет
кисти рук, держа их в воде. Продолжительность
упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет.
По окончании игры руки ребенка следует растирать
полотенцем в течение одной минуты.
Игра «Разговор с игрушкой»
Цели:
обучение способу выражения своего
эмоционального состояния, переживаний, развитие навыковречевого общения.
Оборудование: игрушки «бибабо», перчаточные игрушки.
Педагогпсихолог:
Ход игры:
Для ребенка в период жизненных изменений важна
поддержка взрослого. У малыша есть потребность
сообщить, что у него «не так», но сделать это ему
пока сложно. Помочь ребенку в этом может его любимая
игрушка, которая ассоциируется с положительными
эмоциями, ощущением комфорта и безопасности. Давайте
попробуем надеть на руку перчаточную игрушку. На руке
ребенка тоже игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете
погладить и пощекотать, при этом спрашиваете, «почему
мой… грустный, у него мокрые глазки; с кем он
подружился в детском саду, как зовут его друзей, в
какие игры они играли» и т. д. Побеседуйте друг с
другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ
игрушки, перенося на него свои переживания и
настроения, ребенок расскажет вам, что же его
тревожит, поделится тем, что трудно высказать без
специальной поддержки. Ученые установили, что дети,
окруженные любовью и заботой, легче переносят
стрессовые ситуации, в их организме вырабатывается
меньше кортизола – гормона, негативно воздействующего
на обмен веществ, иммунную систему, мозг.
Родительское тепло и чуткость помогают малышу
управлять своими эмоциями. Дошкольнику важно
чувствовать контакт с мамой (и физический в том
числе). Ведь общаясь с ребенком, мы как бы говорим
ему:
«Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».Игра «Рисунки на песке»
Цели:
развитие тактильной чувствительности,
визуализация понятия «Я».
Оборудование: цветные пластиковые подносы, манная
крупа.
Педагогпсихолог:
Ход игры:
Давайте вспомним одну из самых любимых игрзанятий
нашего детства. Когда на улице становилось тепло,
детвора собиралась в песочнице. Создадим свою
маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой).
Можно насыпать ее горкой или разгладить.
По песочку пробежится стадо лошадей, проскачут
зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его
согреют солнечные лучи, и на нем появится рисунок. А
какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с
удовольствием включится в эту игру. Почему дети любят
играть в песке? Песок помогает расслабиться: руки
зарываются в песок – это приятные тактильные
ощущения; песок медленно сыпется – это зрительно
завораживает; из песка можно построить что угодно,
все, что хочется – быстрые изменения, превращения
отвлекают от переживаний. А в целом играть с песком
просто интересно. Полезно выполнять движения двумя
руками. Это помогает синхронизировать активность
обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие
логического, отвечающего за речевое развитие левого
полушария, и интуитивного, эмоционального правого
полушария.
Игра «Дом счастливого ребенка»
Цели:
повышение ответственности родителей за
изменение социальной роли ребенка, побуждение к рефлексиипозитивных родительских чувств.
Оборудование: игровой материал.
Ход игры:
Педагогпсихолог:
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был
счастлив. А счастье – это когда рядом мама и папа, у
них хорошее настроение, когда есть любимые и
интересные игрушки, есть место для всех – «счастливый
дом». Давайте попробуем построить «Дом счастливого
ребенка». У нас есть полянка, игрушки: мебель,
животные, куклы, машинки, конструктор. Можно
использовать все, что находится в этой комнате.
Удовольствие, с которым вы сегодня играли, важно «не
расплескать» и передать его своим детям. Человек так
устроен, что привязанности, особенно между детьми и
родителями, «питаются» позитивными эмоциями.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь