ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

  • Работа с родителями
  • rtf
  • 10.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду», говорится о том, что сохранение и укрепление психического здоровья детей: повышение функциональных и адаптивных возможностей детского организма; стимулирование сенсорного развития детей. Настрой на позитивное сотрудничество, создание положительного эмоционального фона, развитие воображения.ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду», говорится о том, что сохранение и укрепление психического здоровья детей: повышение функциональных и адаптивных возможностей детского организма; стимулирование сенсорного развития детей. Настрой на позитивное сотрудничество, создание положительного эмоционального фона, развитие воображения.
Иконка файла материала ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ - «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду».rtf
ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду» Цели:  сохранение   и   укрепление   психического   здоровья детей: повышение функциональных и адаптивных возможностей детского   организма;   стимулирование   сенсорного   развития детей. Задачи: · · · · · · · · · · · способствовать   стабилизации   психоэмоционального состояния; способствовать   снижению   тревожности,   регуляции процессов возбуждения и торможения нервной системы; стимулировать ощущения ребенка: зрительные, слуховые, тактильные; формировать самоосознание, развитие Я­концепции; способствовать созданию положительного эмоционального фона   и   помогать   преодолевать   нарушения   в эмоционально­волевой сфере; способствовать   стимуляции   познавательной   активности, возбуждению   интереса   к   исследовательской деятельности; корректировать   повышенную   эмоциональную напряженность;  обучать приемам релаксации; развивать   общую   и   мелкую   моторику,   координацию движений; побуждать к рефлексии позитивных родительских чувств; способствовать   повышению   работоспособности, способности к деятельности. Педагог­психолог: Уважаемые   родители!   Наша   встреча   посвящена   оченьответственному периоду в жизни ребенка: поступление в детский   сад   –   новое   для   него   место   с   незнакомыми взрослыми.   Естественная   реакция   на   новизну   –   это   не только   физический   дискомфорт   (напряжение   мышц, учащение   дыхания),   когда   ребенок   исследует   новое пространство,   вынужден   в   нем   ориентироваться,   но   и эмоциональное   напряжение,   когда   преобладают   эмоции тревоги, гнева. Ребенок переживает: «Как я без мамы? Не забудут ли меня здесь?». Привыкание дошкольника к детскому   саду   –   процесс   непростой,   поскольку адаптивные возможности детского организма ограничены. Помочь ребенку в этот период должны близкие ему люди. Чтобы   снизить   напряжение,   необходимо   переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие.   В   дошкольном   возрасте   –   это,   в   первую очередь,   игра.   «Язык»   игр   понятен   и   доступен   любому ребенку.   Он   получает   возможность   выражать   свои эмоции,   переживания,   общаться   со   сверстниками, знакомиться   с   нормами   и   правилами   жизни,   получает внутреннюю   свободу   (играть   с   кем   хочу,   где   хочу, сколько хочу, чем хочу). Порой и у взрослых возникает желание поиграть. Но мы либо забыли, как это делать, либо   стесняемся.   Сегодня   у   нас   есть   возможность вспомнить   детство   и   поиграть   с   удовольствием,   от души. Затем можно провести эти игры и с ребенком. Игра «Полянка настроения» Цели:  настрой на позитивное сотрудничество, создание положительного эмоционального фона, развитие воображения. Оборудование:  плетеные   салфетки,   цветные   ленточки, цветная проволока. Ход игры:Педагог­психолог:  Используя   плетеную   салфетку,   разноцветные   ленточки, шнурочки,   бумажные   салфетки,   лепестки   роз,   мы создадим поляну настроения. Обычно ребенок видит дома следующую   картину:   мама   моет   посуду,   варит   кашку,   а папа   работает   за   компьютером   или   смотрит   телевизор. Все взрослые заняты своими делами. И вдруг на глазах у   ребенка   и   при   его   участии   происходит   превращение: вместо   скучной   серой   салфетки   появляется   «красота». Помимо   этого,   продевание   шнурка   сквозь   отверстие   в салфетке способствует развитию мелкой моторики малыша – его пальчики становятся более ловкими, пробуждается творческое воображение.  Игра «Колючий ежик» Цели:  развитие   мелкой   моторики   и   координации движений, стимуляция речевой активности. Оборудование: массажный мяч. Ход игры: Педагог­психолог:  Самомассаж   оказывает   на   организм   благотворное воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в игре.   На   вашей   ладони   появляется   необычный   шарик. Вместе   вы   внимательно   рассматриваете   его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик   на   ладонь   ребенка,   прокатываете   «ежика»   по каждому   пальчику,   начиная   с   большого   пальца   ведущей руки,   и   чуть   дольше   задерживаетесь   на   подушечке каждого   пальчика.   Массирующие   движения   следует выполнять   в   направлении   от   периферии   к   центру. Действия сопровождайте стихами: Дай ладошечку, моя крошечка,  Я поглажу тебя по ладошечке.Ходит­бродит вдоль дорожек  Весь в колючках серый ежик,  Ищет ягодки­грибочки Для сыночка и для дочки. Самомассаж   кисти   развивает   мускулатуру   пальцев   рук, рефлекторно   стимулирует   соответствующие   зоны   коры головного   мозга,   помогает   нормализовать   состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим еще и общеоздоровительный эффект. Как слайды проецируются на   экран,   так   и   все   части   нашего   тела   имеют   свою проекцию в коре головного мозга. Только эти проекции непропорциональны.   Площадь,   занимаемая   проекционной зоной   кисти,   гораздо   больше   той,   что   отведена   для другой   части   тела.   Воздействие   на   кисти   рук оказывает,   в   свою   очередь,   воздействие   на   состояния мозга,   а   соответственно,   и   на   общее   состояние организма. Игра «Что нам подскажут пальчики» Цели:  развитие   тактильного   восприятия, наблюдательности, обогащение сенсорного опыта, стимуляция познавательной активности. Оборудование:  природные   материалы   различной   фактуры: каштан,   грецкий   орех,   шишка,   деревянный   ребристый карандаш, гладкий камушек. Ход игры: Педагог­психолог:   Ребенок   осваивает   окружающий   мир   с   помощью   органов чувств.   В   частности,   через   тактильное   восприятие, чувствительность рук. В плетеной коробочке вы найдете природные   материалы   –   шишку,   каштан,   камушек. Рассмотрите, потрогайте и опишите их. Например, шишка –   шершавая,   камень   –   гладкий.   Затем   закройте   глаза,протяните ладошку, отгадайте, какой предмет лежит на ней. Если в детском возрасте не тренировать движения и не обогащать сенсорный опыт (то, что мы чувствуем и воспринимаем   через   органы   чувств),   то,   повзрослев, человек   не   будет   обладать   достаточной   пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам.   При   этом   развивается чувствительность рук, активизируется внимание. К тому же подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи.   Активизировать   речевое   развитие   можно, используя   обычную   деревянную   прищепку   и   карандаш: добываем огонь, показываем маятник, пропеллер. Важно вовлекать   в   движение   большое   количество   пальцев,   а сами   движения   проводить   энергично.   Благодаря   этой игре   ребенок   с   нетерпением   ждет   новых   переживаний, впечатлений, ощущений, на основе которых впоследствии у   него   появится   возможность   рассуждать,   мыслить, решать проблемы. Игра «Легкое перышко» Цель:  развитие   диафрагмального   типа   дыхания, стабилизация психоэмоционального состояния. Оборудование:  перышко,   ленточка,   прозрачная коробочка. Педагог­психолог:  Ход игры: Находясь   в   новой   обстановке,   ребенок   испытывает различные   эмоции.   Природа   подарила   человеку возможность   управлять   своими   эмоциями   с   помощью регуляции   дыхания.   В корзиночке есть два разноцветных пера, соединенные нитью, а в прозрачной коробке – цветной шнур. Повесим ниточку   с   перьями   на   шнур,   сделаем   глубокий   вдох   имедленный   долгий   выдох   так,   чтобы   наши   перья колыхались   в   воздухе.   У   вдоха   и   выдоха   есть   своя психофизиологическая   роль.   Вдох   возбуждает, мобилизует,   усиливает   мышечное   напряжение;   выдох успокаивает,   рассеивает   отрицательные   эмоции, способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект достигается   за   счет   увеличения   времени   выдоха   по отношению   к   времени   вдоха   и   брюшного (диафрагмального)   типа   дыхания.   Далее   выполняем следующие упражнения. Упражнение «Дышим животиком» Педагог­психолог:  Обычно   это   упражнение   делают   лежа.   А   мы   попробуем выполнить   его   сидя.   Положите   ладонь   на   живот   и почувствуйте, как живот поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох. Бегемотики лежали, Бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). Сели бегемотики, Потрогали животики: То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). Работа   диафрагмы   должна   восприниматься   ребенком   и зрительно,   и   тактильно.   Положим   на   живот   игрушку, например   рыбку,   и   посмотрим,   как   она   поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох: Качаю рыбку на волне,  То вверх (вдох), То вниз (выдох)Плывет по мне. Брюшное дыхание – противострессовое, оно способствует уменьшению   тревоги,   возбуждения,   вспышек отрицательных   эмоций,   повышает   тонус   блуждающего нерва   (основного   звена   парасимпатической   нервной системы), приводит к общему расслаблению. Срабатывает универсальный   защитный   механизм,   заложенный   природой в   нашей   нервной   системе:   замедление   ритма   различных физиологических   и   психических   процессов   способствует достижению   более   спокойного   и   уравновешенного состояния.  Такое   дыхание   поможет   ребенку   быстрее уснуть   после   разнообразных   ярких   впечатлений, полученных в течение дня. Игра «Бабочки на весеннем лугу» Цели:  регуляция   процессов   возбуждения   и   торможения, снижение уровня тревожности, развитие пластики движений. Оборудование: цветные платки из легкой полупрозрачной ткани. Педагог­психолог:  Ход игры: А сейчас мы поиграем в прятки. Но не в простые, а в прозрачные. Эту игру любят абсолютно все дети. Ничто не   может   сравниться   с   радостью,   испытываемой ребенком,   когда   он   обнаруживает   любимого   родителя, вытянувшегося по струнке за занавеской или в платяном шкафу.   Кстати,   эта   любовь   не   случайна.   Прятки помогают справиться со страхами темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночества (его в какой­то момент испытывает каждый ребенок, а во время игры он должен   некоторое   время   провести   абсолютно   один,   да еще   и   в   тайном,   укромном   месте).   Итак,   накинув прозрачный шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, нопри этом – он спрятался! Радость движения будет ярче, если платки превратятся в крылья бабочек: Мы   –   бабочки   весенние,   на   листиках   сидели (ребенок сидит на корточках). Ветер   дунул   –   полетели  (встает,   бегает   по комнате, расставив руки в стороны). Мы летели и летели И   на   землю   тихо   сели  (садится   на   корточки, замирает). Ветер снова набежал, Высоко   он   нас   поднял  (встает,   поднимает   руки вверх). Он вертел нас и кружил И   на   землю   опустил  (кружится   по   комнате,   затем ложится на пол и замирает). Через   некоторое   время   нужно   попросить   ребенка потянуться   и   почувствовать,   как   он   «расправляет крылья» во время потягивания. Игра «Храбрые лягушата» Цели: снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому   способу   выражения   негативных   эмоций, агрессивных импульсов, развитие координации движений. Оборудование: бумага в рулоне, корзина. Педагог­психолог:  Ход игры: Особое   значение   для   развития   малыша   имеют   подвижные игры.   С   момента   рождения   ребенок   стремится   к движению. Он познает мир, ползая, лазая, карабкаясь, бегая.   Через   подвижные   игры   он   учится   владеть   своим телом,   его   движения   становятся   красивыми   и уверенными.   А   в   момент   физического   и   эмоционального напряжения   эти   игры   помогут   «выплеснуть»   негативнуюэнергию   приемлемым   способом.   Наверняка   малышам понравится игра­превращение в храбрых лягушат. У нас есть   обычные   рулоны   бумаги.   И у каждого храброго лягушонка есть лист, на котором он сидит. (От рулона каждому участнику отрывается кусок бумаги и кладется на пол.) Педагог­психолог:  Жили­были   в   тихом   пруду   с   красивыми   кувшинками молодые лягушата. У каждого из них был свой любимый листик,   на   котором   лягушонок   сидел,   грелся   на солнышке   и,   конечно,   разговаривал.   А   как   лягушата разговаривают? Правильно, ква­ква­ква… И вот однажды прилетела   большая   птица,   которая   искала   себе   сытный обед.   Заметив   лягушат,   она   решила   полакомиться   ими, но они были умными: скомкали свои листочки и стали их бросать   в   птицу.   Птица   испугалась   и   улетела.   С   тех пор лягушата ничего не боятся.  А   если   взять   лист   бумаги,   разорвать   его   на   много мелких   кусочков   и   на   счет   1­2­3­4   подбросить   вверх, то получится веселый салют. Результат салюта собираем в   корзинку,   приговаривая:   «Собираем   мы   листочки быстро­быстро, чисто­чисто». В этой игре в буквальном смысле   выплескиваются   эмоции.   В   человеческом организме   самой   природой   заложена   возможность саморегуляции:   когда   на   смену   реакции   напряжения (стрессу)   приходит   расслабление,   покой,   отдых.   И, конечно, подвижная игра – это источник радости и одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»  Цели:  развитие   тактильного   восприятия,   возбуждение интереса к исследовательской деятельности.Оборудование:  таз   с   теплой   водой,   фигурные   губки, пластмассовые   бутылочки   с   отверстиями,   коробочки   от киндер­сюрприза, разноцветные бусины, резиновая игрушка. Педагог­психолог:  Ход игры: Особой   притягательной   силой   обладает   вода.   Теплая вода   расслабляет   и   успокаивает.   Хорошо   в   воду добавить   отвары   трав   (валерианы,   мелиссы). Успокаивающий   эффект   обеспечит   добавление   в   воду специальных   ароматических   масел:   ромашкового, лавандового,   мятного.   Но   предварительно   лучше посоветоваться   с   врачом.   В   воду   опускаются   игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Если игра с водой происходит в дневное время, можно включить   в   нее   познавательный   компонент:   сравнивать опускаемые в воду предметы по фактуре и весу. Можно заполнить   миску   с   водой   пуговицами,   бусинками, монетками,   небольшими   кубиками   и   т. д.   и   поиграть   с ними: · · · взять   как   можно   больше   предметов   в   одну   руку   и пересыпать их в другую; собрать   одной   рукой,   например,   бусинки,   а   другой   – камушки; приподнять как можно больше предметов на ладонях. После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти   рук,   держа   их   в   воде.   Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По   окончании   игры   руки   ребенка   следует   растирать полотенцем в течение одной минуты. Игра «Разговор с игрушкой» Цели:  обучение   способу   выражения   своего эмоционального   состояния,   переживаний,   развитие   навыковречевого общения. Оборудование: игрушки «бибабо», перчаточные игрушки. Педагог­психолог:  Ход игры: Для   ребенка   в   период   жизненных   изменений   важна поддержка   взрослого.   У   малыша   есть   потребность сообщить,   что   у   него   «не   так»,   но   сделать   это   ему пока сложно. Помочь ребенку в этом может его любимая игрушка,   которая   ассоциируется   с   положительными эмоциями, ощущением комфорта и безопасности. Давайте попробуем надеть на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка   тоже   игрушка.   Вы   прикасаетесь   к   ней,   можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете, «почему мой…   грустный,   у   него   мокрые   глазки;   с   кем   он подружился   в   детском   саду,   как   зовут   его   друзей,   в какие   игры   они   играли»   и   т. д.   Побеседуйте   друг   с другом,   поздоровайтесь   пальчиками.   Используя   образ игрушки,   перенося   на   него   свои   переживания   и настроения,   ребенок   расскажет   вам,   что   же   его тревожит,   поделится   тем,   что   трудно   высказать   без специальной   поддержки.   Ученые   установили,   что   дети, окруженные   любовью   и   заботой,   легче   переносят стрессовые   ситуации,   в   их   организме   вырабатывается меньше кортизола – гормона, негативно воздействующего на   обмен   веществ,   иммунную   систему,   мозг. Родительское   тепло   и   чуткость   помогают   малышу управлять   своими   эмоциями.   Дошкольнику   важно чувствовать   контакт   с   мамой   (и   физический   в   том числе).   Ведь   общаясь   с   ребенком,   мы   как   бы   говорим ему:   «Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».Игра «Рисунки на песке» Цели:  развитие   тактильной   чувствительности, визуализация понятия «Я». Оборудование:  цветные   пластиковые   подносы,   манная крупа. Педагог­психолог:  Ход игры: Давайте   вспомним   одну   из   самых   любимых   игр­занятий нашего   детства.   Когда   на   улице   становилось   тепло, детвора   собиралась   в   песочнице.   Создадим   свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой). Можно   насыпать   ее   горкой   или   разгладить.   По   песочку   пробежится   стадо   лошадей,   проскачут зайчики,   потопают   слоники,   покапает   дождик.   Его согреют солнечные лучи, и на нем появится рисунок. А какой   рисунок,   вам   подскажет   ребенок,   который   с удовольствием включится в эту игру. Почему дети любят играть   в   песке?   Песок   помогает   расслабиться:   руки зарываются   в   песок   –   это   приятные   тактильные ощущения;   песок   медленно   сыпется   –   это   зрительно завораживает;   из   песка   можно   построить   что   угодно, все,   что   хочется   –   быстрые   изменения,   превращения отвлекают от переживаний. А в целом играть с песком просто   интересно.   Полезно   выполнять   движения   двумя руками.   Это   помогает   синхронизировать   активность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического,   отвечающего   за   речевое   развитие   левого полушария,   и   интуитивного,   эмоционального   правого полушария. Игра «Дом счастливого ребенка» Цели:  повышение   ответственности   родителей   за изменение социальной роли ребенка, побуждение к рефлексиипозитивных родительских чувств. Оборудование: игровой материал. Ход игры: Педагог­психолог:  Каждый   родитель   хочет,   чтобы   его   ребенок   был счастлив. А счастье – это когда рядом мама и папа, у них   хорошее   настроение,   когда   есть   любимые   и интересные игрушки, есть место для всех – «счастливый дом».   Давайте   попробуем   построить   «Дом   счастливого ребенка».   У   нас   есть   полянка,   игрушки:   мебель, животные,   куклы,   машинки,   конструктор.   Можно использовать   все,   что   находится   в   этой   комнате. Удовольствие, с которым вы сегодня играли, важно «не расплескать» и передать его своим детям. Человек так устроен,   что   привязанности,   особенно   между   детьми   и родителями, «питаются» позитивными эмоциями. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь