Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии
Оценка 4.7

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Оценка 4.7
Разработки уроков +1
docx
обществознание
Взрослым
06.04.2017
Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии
Практ занят. по основам философии.docx
Министерство образования Тульской области ГПОУ ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж им. И.С. Ефанова» Утверждаю Директор колледжа _______________О.А. Глотов Приказ №______ от __________ 2016 г. Методические разработки практических занятий по основам философии для студентов 2 курса. Тула, 2016 г. 1 Утверждаю Директор колледжа ____________О.А. Глотов Методические   разработки   практических   занятий   по     философии   для студентов   2   курса   составлены   в   соответствии   с   ФГОС   СПО   для   всех специальностей   базовой   подготовки   и   рабочей   программой   учебной дисциплины «Основы философии» 2011г. Разработчик: Михайлина Н.В., преподаватель. Рецензенты:  Реброва Е.В., преподаватель социально­экономических         дисциплин. Принято на заседании педагогического совета.      Протокол № _____ от _______2016 г. 2 Введение.   Методические   разработки   практических   работ   предназначены   в качестве методического пособия для   преподавателей с целью, помочь им в проведении практических занятий по дисциплине «Основы философии» для специальностей СПО.   Автор   исходил   из   того,   что   философия   является   фундаментом человеческой   культуры,   пронизывая   и   одновременно   синтезируя разнообразные   отрасли   познания   и   практики.   Все   проблемы   философия черпает из самой жизни. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий   мир,   осознать   свое   собственное   Я,   понять   свое   жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного   пути.   Изучение   данной   дисциплины   предполагает   не   только теоретические   занятия,   но   и   практические.   Учебным   планом   колледжа   и рабочей программой на них отводится ­8 часов.   В   ходе   практических   занятий   у   студентов   формируются  общие компетенции (ОК. ).  1 Понимать   сущность   и   социальную   значимость   своей   будущей профессии, проявлять устойчивый интерес к ней.(ОК1.) 2 Организовывать   собственную   деятельность,   определять   методы   и способы   выполнения   профессиональных   задач, эффективность и качество. (ОК. 2)     оценивать   их 3  Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность. (ОК3.) 3 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личного развития. (ОК. 4) 5 Использовать   информационно­коммуникативные   технологии   для совершенствования профессиональной деятельности. ( ОК. 5) 6 Работать   в   коллективе   команды,   обеспечивать   ее   сплоченность, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. (ОК. 6). 7 Самостоятельно   определять   задачи   профессионального   и   личного развития,   заниматься   самообразованием,   осознанно   планировать повышение квалификации. (ОК. 7)  8 Ориентироваться   в   условиях   постоянного   изменения   правовой   базы. (ОК. 9) Требования к знаниям и умениям при выполнении практических  В результате выполнения практических работ, предусмотренных работ. программой по данной специальности, студент должен знать:  Основные категории и понятия философии;  Роль философии в жизни человека и общества;  Основы философского учения о бытии;  Сущность процесса познания;  Основы научной, философской и религиозной картины мира ;  Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;  О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии Студент должен уметь:        ­ ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия,  познания,  ценностей,  свободы   и  смысла   жизни   как  основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста. 4 Методическое   пособие   содержит   полную   разработку   планов практических   занятий   и   весь   ресурсный   материал   урока.   Данное   пособие опиралось на другое пособие автора: «Практикум по основам философии». 5 Занятие №3. Тема:                  Предмет и определение  философии. Вид занятия:        практическая работа №1. Цели:               закрепление и контроль знаний студентов по теме; развитие                            умения осуществлять поиск информации, сравнивать, ана –                           лизировать, делать выводы, рационально решать  познава ­                             тельные задания, самостоятельно работать  с философскими                           текстами, способствовать выработке мировоззренческой по­                           зиции . Задачи:           Формировать общие компетенции: ОК.2.­ Организовывать                          собственную деятельность, определять методы и способы                          выполнения профессиональных задач; ОК.4.­ Осуществлять                          поиск, анализ  и оценку информации, необходимой      для                          постановки и решения профессиональных задач и личного                          развития; работать в коллективе команды, обеспечивать ее                          сплоченность,  ОК.6. ­ Работать в коллективе команды,  эффек­                          тивно общаться с коллегами. ОК.8. Самостоятельно опреде­                          лять задачи личностного развития, заниматься  самообразо­                          нием.    6 План занятия. №  п/п 1. 1.1 1.2  2. 2.1. 2.2 2.3 3.    3.1 3.2 4. 4.1 4.2                  Этапы работы Содержание этапа Организационный момент Цели   для   студентов:   готовность   к   работе; наличие          учебников,        конспектов, письменных принадлежностей. Цели   преподавателя:   проверка   готовности студентов к работе.  Мотивационная беседа. Цели   для   студентов:   показать   знания   по теме   1.1.   «Основные     понятия   и   предмет философии». Цели   для   преподавателя:   проверить уровень   подготовки   студентов,   показать значимость темы для понимания философии, для формирования мировоззрения будущего специалиста. Методы   мотивирования активности студентов. учебной   Приветствие с группой. Отметка   в   журнале   отсутствующих и выяснение   причин. Проверка состояния аудитории   и   наличия учебного материала.     слово Вступительное преподавателя. Фронтальная   беседа   со студентами.  Постановка целей и задач практической работы. Рейтинговая деятельности, портфолио студента.     оценка личный Инструктаж   по занятию.   практическому Объяснение видов работы и выдача задания. Цель   для   студента:   понять   сущность заданий и методику их выполнения. Цель   для   преподавателя:   эффективно организовать работу студентов. Практическая работа студентов.   развитие     умения Цель   для   студента:  осуществлять информации, сравнивать,   анализировать,   делать   выводы, рационально решать  познавательные задания, самостоятельно   работать     с   философскими текстами, логично излагать свои мысли. Цель     для   преподавателя:   Формировать общие  компетенции:  ОК.2.­  Организовывать поиск     Выполнение практической работы:   заданий Решение   познавательных задач и их обсуждение. Выполнение   студентами тестовых заданий 7 4.3 4.4 5. 5.1 5.2 5.3 Написание эссе.         и собственную   деятельность,   определять методы   способы   выполнения профессиональных задач;   ОК.4.­ Осуществлять   поиск,   анализ     и   оценку информации,   необходимой         для постановки   и   решения   профессиональных задач и личного развития; ОК.6­ работать в коллективе   команды,   обеспечивать   ее сплоченность,   эффективно   общаться   с коллегами. Методы работы: Групповая   деятельность   студентов   по вариантам. Работа группы экспертов. Индивидуальная работа. Методы   мотивирования активности студентов   учебной Рефлексия. Цель   для   студента:   осознать   результат своей   деятельности,   понять   свой   личный успех или неудачу. Цель для преподавателя: научить студентов оценивать   результаты   своего   труда,   видеть свои достижения и трудности в усвоении и применении   полученных   знаний.   Получить информацию   о   траектории   личностного развития студентов. Методы   реагирования  на   ситуацию,   когда часть студентов не справилась с заданием: ­ дополнительное занятие; ­ выдача более легкого задания по  теме; ­ индивидуальное задание для внеаудиторной самостоятельной работы. Рейтинговая деятельности, портфолио студента.     оценка личный Беседа со студентами. Индивидуальная работа со студентами. 8 6. 6.1 6.2 6.3 информации, Задание на дом. Цели   для   самостоятельной   работы студентов:  развитие   умения осуществлять поиск сравнивать, анализировать,   делать   выводы,   работать   с учебной литературой. Цели   для   преподавателя:  Формировать общие  компетенции:  ОК.2.­  Организовывать   определять собственную   деятельность, методы   способы   выполнения профессиональных задач. Критерии домашнего задания: ­ знание основных понятий раздела; выполнения и   успешного         Повторить раздел№1. Учебник, стр.4­10. 9 Занятие №3. Тема:                  предмет и определение  философии. Вид занятия:        практическая работа №2. 1. Вопросы для фронтальной беседы:  Что такое философия?  Когда возникла философия?  Почему   философию   называют   основанием   духовной   культуры человечества?  Является ли философия наукой или искусством?  Есть ли связь между философией, мифологией и религией? П. Познавательные задачи. 1.Аристотель считал, что «есть конкретная наука, которая исследует бытие как само по себе, а также то, что ему свойственно само по себе. Философия не тождественна ни одной из так называемых частных наук, так как ни одна из них не исследует общую природу бытия как такового, а все они, выбирая себе какую­нибудь часть его, исследует то, что свойственно этой части». ­ О каких чертах, свойственных философии, идет речь в тексте? 10 2.   «…для   других   наук   определяется   предмет   исследования;     предмет философии как таковой не может быть ограничен, потому что он включает в себя   все,   что   существует   в   мире.   Именно   потому,   что   он   не   может   быть ограничен,   его   можно   по   существу   обозначить   как   «искомый,   бесконечно искаемый». ­О каких особенностях предмета философии идет речь в тексте? 3. Аристотель подчеркивал,  что «от философии ненужно ждать практической пользы,   т.е.   решения   частных,   прикладных   задач.   Мы   могли   бы   сказать   , философия­ это не тактика, а стратегия человеческой жизни, она есть удел свободного человека, она есть взгляд в вечность». ­ Согласны ли вы с такой оценкой философии? 4.   Для   мифологии   не   существует   вопроса   о   том,   как   ее   боги   и   герои конструируют объекты реального бытия… Соответственно, для мифологии бытие есть образ – символ, реальность, а для философов бытие ( а значит и реальность) есть проблема». ­ В чем вы видите отличие мифологии от философии? 5. Проанализируйте и дайте оценку высказыванию: «Религия,   чтобы   остаться   правдивой,   имеет   потребность   в   философии. Философия, чтобы остаться наполненной, нуждается в религии» (К. Ясперс). 6. Дайте оценку рассуждениям древнего мыслителя о значении философии в жизни людей. «пусть никто в молодости не откладывает занятий философией, а в старости не   устает   заниматься   философией,   потому   что   никто   не   бывает     ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души…» 11 Ш. Темы для эссе. «Философия не есть наука, не есть даже наука об сущности, а есть творческое осмысление духом смысла человеческого существования» Н. Бердяев. «Философия – это не тактика, а стратегия человеческой жизни, она есть удел свободного человека, она есть взгляд в  ввечность». Аристотель. «Философия одна только отделяет нас от дикарей и варваров…» Р. Декарт. «Философия не наука, ибо она есть нечто большее». Хосе Ортега –и­ Гассет.         12 Занятие №8. Тема:                  Основные идеи мировой  философии. Вид занятия:        практическая работа №2. Цели:               закрепление и контроль знаний студентов по теме; развитие                            умения осуществлять поиск информации, сравнивать, ана –                           лизировать, делать выводы, рационально решать  познава ­                             тельные задания, самостоятельно работать  с философскими                           текстами, способствовать выработке мировоззренческой по­                           зиции . Задачи:           Формировать общие компетенции: ОК.2.­ Организовывать                          собственную деятельность, определять методы и способы                          выполнения профессиональных задач; ОК.4.­ Осуществлять                          поиск, анализ  и оценку информации, необходимой      для                          постановки и решения профессиональных задач и личного                          развития; работать в коллективе команды, обеспечивать ее                          сплоченность,  ОК.6. ­ Работать в коллективе команды,  эффек­ 13 тивно общаться с коллегами. ОК.8. Самостоятельно опреде­                          лять задачи личностного развития, заниматься  самообразо­                          нием.                              План занятия. №  п/п 1. 1.1 1.2  2. 2.1. 2.2 2.3 3.    3.1 3.2 4.                  Этапы работы Содержание этапа Организационный момент Цели   для   студентов:   готовность   к   работе; наличие          учебников,        конспектов, письменных принадлежностей. Цели   преподавателя:   проверка   готовности студентов к работе.  Мотивационная беседа. Цели   для   студентов:   показать   знания   по теме 1.2. «История  философии». Цели   для   преподавателя:   проверить уровень   подготовки   студентов,   показать значимость темы для понимания философии, для формирования мировоззрения будущего специалиста и развития их общей культуры. Методы   мотивирования активности студентов.   учебной Приветствие с группой. Отметка   в   журнале   отсутствующих и выяснение   причин. Проверка состояния аудитории   и   наличия учебного материала.       Познавательная   игра «Отгадай, кому принадлежат эти слова» Вступительное преподавателя Постановка целей и задач практической работы. слово   Рейтинговая деятельности, портфолио студента.     оценка личный Инструктаж   по занятию.   практическому Объяснение видов работы и выдача задания. Цель   для   студента:   понять   сущность заданий и методику их выполнения. Цель   для   преподавателя:   эффективно организовать работу студентов. Практическая работа студентов. 14 4.1 4.2 4.3 4.4 5. 5.1 5.2 Выполнение практической работы:   заданий Решение   познавательных задач и их обсуждение. Выполнение   студентами тестовых заданий     поиск Цель   для   студента:    развитие     умения осуществлять информации, сравнивать,   анализировать,   делать   выводы, рационально решать  познавательные задания, самостоятельно   работать     с   философскими текстами, логично излагать свои мысли. Цель     для   преподавателя:   Формировать общие  компетенции:  ОК.2.­  Организовывать   определять собственную   деятельность, методы   способы   выполнения   ОК.4.­ профессиональных задач;   и   оценку Осуществлять   поиск,   анализ   информации,   необходимой         для постановки   и   решения   профессиональных задач и личного развития; ОК.6­ работать в коллективе   команды,   обеспечивать   ее сплоченность,   эффективно   общаться   с коллегами. и         Методы работы: Групповая   деятельность   студентов   по вариантам. Работа группы экспертов. Индивидуальная работа. Методы   мотивирования активности студентов   учебной Рефлексия. Цель   для   студента:   осознать   результат своей   деятельности,   понять   свой   личный успех или неудачу. Цель для преподавателя: научить студентов оценивать   результаты   своего   труда,   видеть свои достижения и трудности в усвоении и применении   полученных   знаний.   Получить информацию   о   траектории   личностного развития студентов. Рейтинговая деятельности, портфолио студента.     оценка личный Беседа со студентами. 15 5.3 6. 6.1 6.2 6.3 Методы   реагирования  на   ситуацию,   когда часть студентов не справилась с заданием: ­ дополнительное занятие; ­ выдача более легкого задания по  теме; ­ индивидуальное задание для внеаудиторной самостоятельной работы. Индивидуальная работа со студентами. информации, Задание на дом. Цели   для   самостоятельной   работы студентов:  развитие   умения осуществлять поиск сравнивать, анализировать,   делать   выводы,   работать   с учебной литературой. Цели   для   преподавателя:  Формировать общие  компетенции:  ОК.2.­  Организовывать   определять собственную   деятельность, методы   способы   выполнения профессиональных задач. Критерии домашнего задания: ­ знание основных понятий раздела; ­знание философской мысли и их основных идей. представителей выполнения успешного   важнейших           и   Повторить раздел№2. Учебник, стр.10­69. 16 Занятие №8. Тема:                  Основные идеи мировой  философии. Вид занятия:        практическая работа №2. 1.Познавательная игра: «Отгадай, кому принадлежат эти слова».  Весь мир состоит из атомов и пустоты. (Демокрит)  Познай самого себя, и ты познаешь самое главное. (Сократ)  Ищу человека! (Диоген)  Мир имеет три слоя: мир идей; мир материи и мир вещей. (Платон)  Человеку   нужно   лишь   одно:   мужественно   переносить   удары   судьбы. (Стоики)  Вера выше разума. (А. Блаженный)  Мыслю – следовательно, существую. (Р. Декарт) 17  Человек   всегда должен быть только целью и никогда не может быть средством. (И. Кант)  Миром правит воля к жизни. (А. Шопенгауэр)  Человек   проходит   три   стадии   развития   личности:   Эстетическая, этическая и  религиозная. (С, Кьеркегор)  Современный   человек   это   только   путь   к   настоящему   человеку,   к сверхчеловеку. (Ф. Ницше)  Я отвечаю за все, что случилось со мной, потому что я свободен. (М. Хайдеггер) 2.Проблемные задания. ­ Докажите на конкретных примерах, что античная философия поставила все основные проблемы философии, которые сохраняются до наших дней. ­ Г. Гегель  говорил, что  «философия  – это   мысль  схваченная  эпохой». Какую черту философии он подчеркивал? Приведите конкретные примеры правильности этой мысли. ­ Можно ли сказать, что  Средние века в Европе, ­ а это более тысячи лет, ­ являются не мрачным и темным периодом в истории, как часто считают, а не   менее   интересным   и   важным   периодом   в   развитии   культуры, античность или Новое время? ­ В чем , философии Нового времени? Какие философские вопросы стали главными для этого периода и почему? ­ И. Кант считал, что совесть – это показатель человечности, она не зависит ни   от   каких   условий   и   причин,   это   глас   Бога   в   нас.   А.   Шопенгауэр, напротив,   полагал,     совесть   во   многом   результат   страха   перед общественным   порицанием:   я     не   поступаю   плохо,   потому,   что   боюсь наказания.   Какая   точка   зрения   выражает,   по   вашему   мнению,   природу человека? 18 ­ М. Горький в свое время провозгласил: «Человек – это звучит гордо!». Но   ни   Н.   Бердяев,   ни   М.   Хайдеггер,   ни   С.   Франк,   ни   Ф,   Ницше категорически не согласились бы с такой фразой. Почему?  Занятие №14. Тема:                  Современная философия о свободе и ответственности                             человека.                          Вид занятия:        практическая работа №3. Цели:               закрепление и контроль знаний студентов по теме; развитие                            умения осуществлять поиск информации, сравнивать, ана –                           лизировать, делать выводы, рационально решать  познава ­                             тельные задания, самостоятельно работать  с философскими                           текстами, способствовать выработке мировоззренческой по­                           зиции . 19 Задачи:           Формировать общие компетенции: ОК.2.­ Организовывать                          собственную деятельность, определять методы и способы                          выполнения профессиональных задач; ОК.4.­ Осуществлять                          поиск, анализ  и оценку информации, необходимой      для                          постановки и решения профессиональных задач и личного                          развития; работать в коллективе команды, обеспечивать ее                          сплоченность,  ОК.6. ­ Работать в коллективе команды,  эффек­                          тивно общаться с коллегами. ОК.8. Самостоятельно опреде­                          лять задачи личностного развития, заниматься  самообразо­                          нием.                              План занятия. №  п/п 1. 1.1 1.2  2. 2.1. 2.2                  Этапы работы Содержание этапа Организационный момент Цели   для   студентов:   готовность   к   работе; наличие          учебников,        конспектов, письменных принадлежностей. Цели   преподавателя:   проверка   готовности студентов к работе.  Мотивационная беседа. Цели   для   студентов:   показать   знания   по теме   2.3.   «   Философская   антропология   и аксиология». Цели   для   преподавателя:   проверить уровень   подготовки   студентов,   показать значимость темы для понимания философии, для формирования мировоззрения будущего специалиста и развития их общей культуры. Приветствие с группой. Отметка   в   журнале   отсутствующих и выяснение   причин. Проверка состояния аудитории   и   наличия учебного материала.    Актуализация знаний. Фронтальная беседа.   слово Вступительное преподавателя Постановка целей и задач практической работы. 20 2.3 3.    3.1 3.2 4. 4.1 4.2 4.3 Методы   мотивирования активности студентов.   учебной Рейтинговая деятельности, портфолио студента.     оценка личный Инструктаж   по занятию.   практическому Объяснение видов работы и выдача задания.     поиск Цель   для   студента:   понять   сущность заданий и методику их выполнения. Цель   для   преподавателя:   эффективно организовать работу студентов. Практическая работа студентов.   развитие     умения Цель   для   студента:  осуществлять информации, сравнивать,   анализировать,   делать   выводы, рационально решать  познавательные задания, самостоятельно   работать     с   философскими текстами, логично излагать свои мысли. Цель     для   преподавателя:   Формировать общие  компетенции:  ОК.2.­  Организовывать собственную   деятельность,   определять выполнения способы   методы     ОК.4.­ профессиональных задач; Осуществлять   поиск,   анализ     и   оценку информации,   необходимой     для     постановки   и   решения   профессиональных задач и личного развития; ОК.6­ работать в коллективе   команды,   обеспечивать   ее сплоченность,   эффективно   общаться   с коллегами. и         Выполнение практической работы:   заданий Решение   познавательных задач и их обсуждение. Анализ текста. Написание эссе. Методы работы: Групповая   деятельность   студентов   по вариантам. Работа группы экспертов. Индивидуальная работа. Методы   мотивирования активности студентов 4.4   учебной Рейтинговая деятельности, портфолио студента.     оценка личный 21 5. 5.1 5.2 5.3 6. 6.1 6.2 6.3 Рефлексия. Цель   для   студента:   осознать   результат своей   деятельности,   понять   свой   личный успех или неудачу. Цель для преподавателя: научить студентов оценивать   результаты   своего   труда,   видеть свои достижения и трудности в усвоении и применении   полученных   знаний.   Получить информацию   о   траектории   личностного развития студентов. Методы   реагирования  на   ситуацию,   когда часть студентов не справилась с заданием: ­ дополнительное занятие; ­ выдача более легкого задания по  теме; ­ индивидуальное задание для внеаудиторной самостоятельной работы.       информации, Задание на дом. Цели   для   самостоятельной   работы студентов:  развитие   умения осуществлять поиск сравнивать, анализировать,   делать   выводы,   работать   с учебной литературой. Цели   для   преподавателя:  Формировать общие  компетенции:  ОК.2.­  Организовывать   определять собственную   деятельность, методы   способы   выполнения профессиональных задач. Критерии домашнего задания: ­ знание основных понятий раздела; ­знание   сущности   человеческой   свободы   и соотнесения ее с ответственностью. выполнения и   успешного   Беседа со студентами. Индивидуальная работа со студентами. Повторить раздел№2. Учебник, стр.69­126. 22 Занятие №14. Тема:                  Современная философия о свободе и ответственности                                   человека. Вид занятия:        практическая работа №3. А. Фронтальная беседа. 1. Как в истории философии понималась категория свободы? 2. Какое из приведенных определений вам кажется наиболее верным? ­ Свобода – это отсутствие всяких преград и помех. ­ Свобода – осознанное следование необходимости. 23 ­Свобода   –   это   ограничение   индивида   от   чего­то   нежелательного, например, свобода от произвола властей, от безработицы, нищеты и т.д. ­ Свобода – это действие в соответствии с осознанной необходимостью. ­Свобода   –   это   наличие   альтернатив,   возможность   выбора,   плюрализм мнений и т.д. ­Свобода – это избавление жизни от ограничений и принуждения. 3.В   каком   смысле   употребляется   понятие   свобода   в   следующих стихотворениях?  Оковы тяжкие падут,          Темницы рухнут – и свобода          Вас примет радостно у входа,          И братья меч вам отдадут.                                А.С. Пушкин.   Протек для русского народа          Тьмы и тиранства долгий век,          Я жить,  хочу свободы!          Я равен вам, я – человек!                           Н.А. Добролюбов. Б. Познавательные задачи. 1.Согласны   ли   вы   с   мнением   французского   философа   Т.   де   Шардена: «Человек – самый таинственный и сбивающий с толку объект». 2. Как вы понимаете слова русского философа Н. Бердяева: «Человек есть принципиальная новизна в природе». 24 3. Как соотносятся понятия человек­ индивид­ индивидуальность – личность. 14.   Каковы,   на   ваш   взгляд,   слагаемые   личности?   В   чем   ее   сущность   и проявления?  5.Согласны   ли   вы   со   словами   датского   философа   С.   Кьеркегора,   что «личность­   это   прежде   всего   выбор.   Выбор   жизненного   пути,   выбор обстоятельств, поступков». 6.Прокомментируйте слова Н. Заболоцкого: Два мира есть у человека: Один, который нас творил. Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. 7.А. Камю писал: «Есть только один фундаментальный вопрос философии. Остальные – второстепенны». Что  это за вопрос? 8.Какие в истории философии существуют подходы к проблеме смысла жизни человека? 9.Как вы понимаете слова Сенеки: «Жизнь, как пьеса в театре. Важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна». В. Анализ текста. Э. Кассирер « Техника современных политических мифов». Свобода не есть естественная принадлежность человека: чтобы ей владеть, нужно ее создать. Если просто следовать своим природным интересам, мы никогда   не   почувствуем   необходимости   свободы   –   мы   скорее   выберем 25 рабство. Очевидно ведь, что гораздо легче положиться на других, чем самому думать, судить, решать за себя. Это и является причиной того, что и в личной, и в политической жизни к свободе относятся скорее как к бремени, чем к привилегии.  В   трудных   условиях   человек   стремиться   сбросить   с   себя   это бремя. И здесь вступают в действие тоталитарное государство и политические мифы. Новые политические партии обещают, по крайней мере, избавление от дилеммы «свобода ил  несвобода». Они подавляют и уничтожают сам смысл свободы, но зато освобождают человека от всякой личной ответственности. ­Какое   утверждение   точнее   отражает   авторскую   трактовку   сущности свободы? А) человек рождается свободным; Б) человек становится свободным. ­Почему   выполнение   требований   свободы   становится   особенно   трудным   в кризисные периоды общественного развития? ­Согласны ли вы с тезисом о том, что, следуя своим природным инстинктам, человек, скорее, предпочтет рабство свободе? ­Как,   по­вашему,   связаны   понятия   свобода   и   ответственность?   Можно   ли нести  ответственность   в  условиях  несвободы? Бывает  ли безответственная свобода? Г) Темы для эссе. «Свободу   не   уподобишь   награде   или   знаку   отличия…     Это   повинность, изнурительный бег изо всех сил, и притом в одиночку». А. Камю. «Свобода – это воля к личной ответственности». Ф. Ницше. «Свобода   требует   ответственности,   вот   почему   так   много   людей   ее боятся». Б. Шоу. 26 Занятие №24. Тема:                  Глобальные проблемы человечества. Вид занятия:        практическая работа  №4. Цели:               закрепление и контроль знаний студентов по теме; развитие                            умения осуществлять поиск информации, сравнивать, ана –                           лизировать, делать выводы, рационально решать  познава ­   27 тельные задания, самостоятельно работать  с философскими                           текстами, способствовать выработке мировоззренческой по­                           зиции . Задачи:           Формировать общие компетенции: ОК.2.­ Организовывать                          собственную деятельность, определять методы и способы                          выполнения профессиональных задач; ОК.4.­ Осуществлять                          поиск, анализ  и оценку информации, необходимой      для                          постановки и решения профессиональных задач и личного                          развития; работать в коллективе команды, обеспечивать ее                          сплоченность,  ОК.6. ­ Работать в коллективе команды,  эффек­                          тивно общаться с коллегами. ОК.8. Самостоятельно опреде­                          лять задачи личностного развития, заниматься  самообразо­                          нием.                              План занятия. №  п/п 1. 1.1 1.2  2. 2.1.                  Этапы работы Содержание этапа Организационный момент Цели   для   студентов:   готовность   к   работе; наличие          учебников,        конспектов, письменных принадлежностей. Цели   преподавателя:   проверка   готовности студентов к работе.  Мотивационная беседа. Цели   для   студентов:   показать   знания   по теме   2.4.,   2.5.   «Этика   и   социальная философия».     «   Место   философии   в духовной культуре и ее значение». Приветствие с группой. Отметка   в   журнале   отсутствующих и выяснение   причин. Проверка состояния аудитории   и   наличия учебного материала.    Актуализация знаний. Вступительное преподавателя   слово 28 2.2 2.3 3.    3.1 3.2 4. 4.1 4.2 4.3 Цели   для   преподавателя:   проверить уровень   подготовки   студентов,   показать значимость темы для понимания философии, для формирования мировоззрения будущего специалиста,   развития     общей   культуры   и экологического сознания, ответственности за будущее человечества. Постановка целей и задач практической работы. Рейтинговая деятельности, портфолио студента.     оценка личный Объяснение видов работы и выдача задания. Выполнение практической работы:   заданий Работа круглого стола.   Завершение   и   отчет   о проектной деятельности. Методы   мотивирования активности студентов. Инструктаж   по занятию.   учебной   практическому     поиск Цель   для   студента:   понять   сущность заданий и методику их выполнения. Цель   для   преподавателя:   эффективно организовать работу студентов. Практическая работа студентов.   развитие     умения Цель   для   студента:  осуществлять информации, сравнивать,   анализировать,   делать   выводы, рационально решать  познавательные задания, самостоятельно   работать     с   философскими текстами, логично излагать свои мысли. Цель     для   преподавателя:   Формировать общие  компетенции:  ОК.2.­  Организовывать собственную   деятельность,   определять выполнения способы   методы     ОК.4.­ профессиональных задач; Осуществлять   поиск,   анализ     и   оценку информации,   необходимой     для     постановки   и   решения   профессиональных задач и личного развития; ОК.6­ работать в коллективе   команды,   обеспечивать   ее сплоченность,   эффективно   общаться   с коллегами. и         Методы работы: Групповая   деятельность   студентов   по вариантам. Работа группы экспертов. 29 4.4 5. 5.1 5.2 5.3 6. 6.1 6.2 6.3 Индивидуальная работа. Методы   мотивирования активности студентов   учебной Рефлексия. Цель   для   студента:   осознать   результат своей   деятельности,   понять   свой   личный успех или неудачу. Цель для преподавателя: научить студентов оценивать   результаты   своего   труда,   видеть свои достижения и трудности в усвоении и применении   полученных   знаний.   Получить информацию   о   траектории   личностного развития студентов. Методы   реагирования  на   ситуацию,   когда часть студентов не справилась с заданием: ­ дополнительное занятие; ­ выдача более легкого задания по  теме; ­ индивидуальное задание для внеаудиторной самостоятельной работы. информации, Задание на дом. Цели   для   самостоятельной   работы студентов:  развитие   умения осуществлять поиск сравнивать, анализировать,   делать   выводы,   работать   с учебной литературой. Цели   для   преподавателя:  Формировать общие  компетенции:  ОК.2.­  Организовывать   определять собственную   деятельность, методы   способы   выполнения профессиональных задач. Критерии домашнего задания: ­ знание основных понятий раздела; ­понимание выполнения успешного общества       как       и   Рейтинговая деятельности, портфолио студента.     оценка личный Беседа со студентами. Индивидуальная работа со студентами. Повторить раздел№7. Учебник, стр.203­279. 30 саморазвивающейся системы; ­   знание   взаимосвязи   человека   и   культуры, человека и природы; ­осознание   основных   направлений   кризиса современной цивилизации. Занятие №24. Тема:                  Глобальные проблемы человечества. 31 Вид занятия:        практическая работа  №4. 1. Вступительное слово преподавателя. Будущее во многом – следствие тех единичных и уникальных решений, которые ежедневно принимает каждый человек, и того коллективного выбора, который совершается большими группами людей. В   представлениях   общества   о   будущем   достаточно   и   надежд,   и опасений.   Будущее   многовариантно.   Тем   не   менее,   современная философия   склонна   к   пессимистическим   прогнозам.   Обращаясь   к будущему,   она   концентрируется   не   на   надеждах,   а   на   опасениях   и вероятных   угрозах.   Основной   причиной   этого   стало   осознание человечеством своей хрупкости и уязвимости перед лицом глобальных проблем цивилизации.   Тема   нашего   практического   занятия   «Глобальные   проблемы современности». Нам предстоит выяснить суть этих проблем, причины их возникновения и попытаться обозначить возможные пути решения этих   проблем.   Это   является   завершающим   этапом   проектной деятельности, которой многие из вас занимались довольно длительное время. Практическое занятие мы проведем в форме круглого стола.  «Ученые» и   «эксперты»   займите   свои   места.   «Журналисты»   готовьте   свои вопросы. Ведущий может начинать работу. 2. План работы круглого стола.                      1.Глобализация современного общества.                      2.Глобальные проблемы современности.                      3.Наука и ее влияние на будущее человечества. 3. Заключительное слово преподавателя. Итак, мы заслушали выступления «ученых», «экспертов» , увидели какие   вопросы   волнуют   «журналистов»   и   общественность.   Можно констатировать,   что   мировая   цивилизация   находится   в   состоянии кризиса,   что   определяет   необходимость   выработки   стратегии   ее дальнейшего   развития.   Перед   молодым   поколением   стоит   задача выработки   этой   стратегии   и   обеспечения   стабильного   развития человечества.   Это   задача   каждого   из   вас.   Надеюсь,   вы   будете   в 32 состоянии ее решить. Удачи вам на этом сложном и ответственном пути! 1.Литература.  33 1.Антюшин С.С. Основы философии: Учебное пособие. – М.: РИОР: ИНФРА – М: РАП, 2010.  2.Горелов А.А.  Основы философии: учебник для СПО ­ М., Академия, 2012.      М:   Основы   философских   знаний: 3.Грядовой   Д.И.   Учебник, «Профессиональный учебник», 2010.  4.Губин В.Д. Основы философии: Учебное пособие – М; ФОРУМ: ИНФРА­ М. 2008.  5.Гуревич П.С. Основы философии: Учебное пособие.­ М: Гардарики, 2009. 6.Канке   В.А.   Основы   философии:   Учебное   пособие.   ­   М;   ТОН,   2008. 7.Кохановский В.П. Основы философии: учебник / В.П. Кохановский, Т.П. Матяш,   В.П.   Яковлев,   Л.В.   Жаров;   под   ред.   В.П.   Кохановского.   –   М.: КНОРУС, 2012. 8.Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. М,: Альфа – М: ИНФРА­ М, 2010.  9.Философия: учебное пособие/ под редакцией Лавриненко В.Н., Ратниковой В.П.;   М.,­ Юнити­Дана, 2009.                       2. Дополнительная литература. 1. Бердяев Н.А. Человек.// О назначении человека. М., Республика, 1993 2.Лосев А.Ф., Тахо­Годи А.А. Платон. Аристотель. М.; Молодая гвардия,     Серия ЖЗЛ.1993 3.Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию.­ М., 1990. 4.Ортега­и­Гассет   Х.   М.,   Что   такое   философия.  Наука,   1991. 5.filosof.historic.ru 6. lib.ru/FILOSOF 7. lib.ru/FILOSOF 8. www.sunhome.ru/rate/2401 9. clarino2.narod.ru/phylosophy.htm 10. philosophy.wideworld.ru 11. books.atheism.ru/philosophy/ 12. philosophy.allru.net 13. www.sunhome.ru/philosophy/1643 14. ru.wikipedia.org/wiki/ 15. www.filoru.ru/dop_t1r2part1.html 16.ru.wikipedia.org/wiki/Философия_XX_ 34 35

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии

Практикум по Основам философии, Практические занятия по Основам философии, Тесты по Основам философии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2017