Цель: ознакомление учителей с типологией уроков в технологии деятельностного метода обучения; формирование профессиональных умений в проектировании уроков ОНЗ, уроков рефлексии, общеметодологической направленности, развивающего контроля. В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.
Учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. И сегодня мы постарались показать, как реализуются эти новые требования у нас в лицее на уроках английского языка. Сейчас мы попросим Вас ответить на вопросы, связанные с представлением о системно-деятельностном подходе в образовании и назовем наш прием: «Действительно ли?»
«Проектирование урока английского языка при реализации деятельностного подхода»
Практикум семинара по теме:
Цель: ознакомление учителей с типологией уроков в технологии деятельностного метода обучения;
формирование профессиональных умений в проектировании уроков ОНЗ, уроков рефлексии,
общеметодологической направленности, развивающего контроля.
План проведения
В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового
стандарта не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и
позволило педагогам поновому выстраивать школьное образовательное пространство.
В основе Стандарта лежит системнодеятельностный подход, который предполагает воспитание и
развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, на основе диалога
культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ
ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.
Учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно
реализовать новые требования. И сегодня мы постарались показать, как реализуются эти новые
требования у нас в лицее на уроках английского языка. Сейчас мы попросим Вас ответить на вопросы,
связанные с представлением о системнодеятельностном подходе в образовании и назовем наш прием:
«Действительно ли?»
I. Актуализация представлений учителей о системнодеятельностном подходе в образовании.
-
+
Слушатели отвечают на листах:
Действительно ли, что…
Актуализация знаний о системнодеятельностном подходе в образовании.
1. Системнодеятельностный подход является основой успешного введения ФГОС?
2. Реализация СД подхода учитывает индивидуальные особенности учащихся?
3. Деятельность – это процесс объяснения учителем новой темы?
4. В основу СД подхода положены принципы деятельности, минимакса, вариативности,
творчества, психологической комфортности?
5. Существует только одна технология, отвечающая требованиям СД подхода?
6. ТДМО может быть реализована на уроках различной целевой направленности?
7. ТДМО предполагает следующую структуру урока: постановка цели урока, изучение
нового материала, первичное закрепление, повторение ранее изученного, итог урока,
д/з?
8. Главная роль на уроке принадлежи учителю, как субъекту, реализующему
деятельностный подход?
9. В современной методике выделяют следующие типы уроков: ОНЗ, рефлексии,
обобщения знаний, развивающего контроля?
10. Существует три уровня овладения ТДМО?
II. Теоретическая часть (типология уроков и их целевая установка)
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи
формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий,
обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам
действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной
мере способствует системнодеятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их
сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими
учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материалаУроки «открытия» нового знания
Уроки рефлексии
Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Уроки развивающего контроля
заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель
должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения
проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором
знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность
к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава,
с единой для всех программой обучения.
Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей:
1.
2.
3.
4.
Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения.
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно
разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения.
Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен
сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система
дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между
учителем и учеником.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии
результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся. Сегодня мы
приготовили для вас необходимый справочный материал, который Вы можете увидеть на своих
столах, это:
1. критерии результативности урока
2. структуры уроков разных типов
Сейчас мы предлагаем Вам разделиться на 2 группы и спроектировать урок «открытия» нового знания
и урока рефлексии в соответствии со структурой уроков в рамках деятельностного подхода. Мы
раздаем Вам технологические карты по которым работают учителя нашего лицея. (работа в группах –
защита разработанных уроков)
Ознакомившись в вашими анкетами и спроектированными уроками следует сделать вывод, что:
1. системнодеятельностный подход является основой успешного введения ФГОС
2. Реализация СД подхода учитывает индивидуальные особенности учащихся
3. В основу СД подхода положены принципы деятельности, минимакса, вариативности,
4.
творчества, психологической комфортности
Технология деятельностного метода обучения может быть реализована на уроках различной
целевой направленности
5. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким
образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого
преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо
организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с
целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)
Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования
становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути
их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться.