Материал предполагает максимальное использование наиболее эффективных форм обучения: обсуждение в группах («мозговой штурм»), обучение практикой действия (ролевые игры) и овладение ролью обучающего. Занятие проводится в тренинговой форме. Необходимо заметить, что в ходе занятия участники находятся не за партами, а в общем кругу. Это способствует формированию атмосферы равноправия и доверия.Документ
твой успех без курения.doc
Сказать Курению Нет!
Материал предполагает максимальное использование наиболее эффективных форм обучения: обсуждение
в группах («мозговой штурм»), обучение практикой действия (ролевые игры) и овладение ролью
обучающего. Занятие проводится в тренинговой форме. Необходимо заметить, что в ходе занятия
участники находятся не за партами, а в общем кругу. Это способствует формированию атмосферы
равноправия и доверия.
Примечания
Цель: введение в проблему и знакомство с целью и принципами занятия.
Этапы
Содержание
Вводное слово Все мы хотим, чтобы наша жизнь была яркой, красочной и интересной. Кто
то прикладывает к этому определенные усилия, ктото нет. Но
возможности для этого есть всегда. И нам представилась возможность
разнообразить вашу жизнь в классе. О чем идет речь, мы с вами узнаем чуть
позже.
Игра «Ассоциации». Ведущий показывает карточку со словами:
Здоровье
Успех
Благополучие
Любовь
Опыт
Цель
Мудрость
Участники сначала называют словаассоциации на эти слова, по выбору, а
затем показывают движением свои ассоциации. Выполнение задания
может выполняться по кругу либо по желанию.
Упражнение «Корзинка покупателя». Ведущий заготавливает карточки,
на некоторых указаны семейные роли (муж, жена, сын, дочь, бабушка,
дедушка, тетя и др.). Таких карточек небольшое количество, остальные
пустые. Предлагается учащимся вытянуть карточки. Далее активно
работают те, кому достались «роли», у кого пустые карточки
наблюдатели.
Таким образом, активные участники образуют «семью», которая идет в
магазин за покупками. У них есть определенная сумма денег. Все члены
семьи высказывают свои пожелания о том, что им хочется купить в
магазине. В магазине имеются разные товары (на столе разложены
карточки, картинки, на которых написаны названия товаров, в том числе
и сигареты). Семья осуществляет покупки и обосновывает свой выбор
или отказ от покупки.
Упражнение «Привычки и внешность».Мы сейчас высказывали свои
позиции по отношению к курению. И вот вопрос : «Можно ли, не зная
человека, определить: курит он или нет, основываясь только на восприятии
его внешнего вида».
«Представьте, что в компании, на вечеринке вы встретили нескольких
незнакомых вам людей, силуэты которых –перед вами. Выберите тех, кто
не склонен к курению, и тех, которые, судя по облику, склонны к
курению».
Обсуждение: Действительно, сложно так определить . Необходимо знать
привычки человека, его характер, даже запахи нам необходимы. Бывает
так, что первое впечатление может быть обманчивым, но я дала вам это
задание не только с целью развития наблюдательности, внимания, но самое Ролевое
моделирование
на тему:
«Молодежные
проблемы»
Группо
образование
Упражнение
«Коробочка»
главное, для того, чтобы вы поняли, поведение человека меняется под
воздействием различных психоактивные вещества (ПАВ). Табак –это ПАВ,
т.к. вызывает привыкание. В этом задании нет правильного ответа.
Правильно, то, что поведение изменяется, и не в лучшую сторону.
Появляются новые жесты, манеры, привычки.
Ход игры. Называем проблему современной молодежи и вашего класса,
вредящая здоровью человека. Это табакокурение среди подростков и
молодежи. Человек имеет определенные представления обо всем, что
существует в мире, включая себя самого. Все представления — результат
собственного поиска, анализа внешней информации и сопоставления того и
другого. Таким образом, наши представления могут быть истинными или
ложными. Курение становится возможным прежде всего благодаря
мифическим представлениям о его воздействии. Какой человек в здравом
уме будет отравлять свой организм по доброй воле?
Упражнение «Коллективный счет». Инструкция. Сейчас мы с вами
будем считать, но немного необычным способом. Когда я скажу «один», то
со своего стула поднимется один человек, когда я скажу «два» —
поднимутся двое и т.д., пока не встанут все. Есть несколько условий:
нельзя договариваться между собой, нельзя подниматься по очереди,
каждый должен подняться хотя бы один раз. Если встает больше или
меньше человек, чем сказано, то мы начинаем все сначала.
Упражнение «90 градусов». Инструкция. Ребята, постройтесь,
пожалуйста, в одну ровную линию лицом ко мне. Спасибо. Ваша задача: по
моей команде (я буду хлопать в ладоши) повернуться всем одновременно
на 90 градусов. Важно соблюдать некоторые условия: во время выполнения
этого задания вам нельзя разговаривать друг с другом и жестикулировать.
Итак, повернитесь все одновременно, не договариваясь, на 90 градусов.
Упражнение «Два стула». Инструкция. Вы плыли на корабле, и ваш
корабль потерпел крушение. Вы из последних сил добрались до маленького
острова, который состоит из этих двух стульев. Ваша задача: уместиться на
этом острове всем классом так, чтобы каждому хватило места. На это у вас
есть 30 секунд, в противном случае ваш остров накроет морской волной и
он уйдет под воду.
Инструкция. Ведущий кладет цветную коробочку в центр, рядом записку
«Нельзя». Коробочка стоит с начала занятия, но в нее нельзя заглядывать.
Участники группы должны поделиться мыслями и чувствами, которые
возникли у них по отношению к этой коробочке. Соображения о том, что
может там находиться, передаются с помощью мимики, жестов, движений,
без слов. Далее следует обсуждение: почему ребята вели себя так, а не
иначе, чем руководствовались в своем поведении? Трудно ли было не
заглядывать в коробочку?
Нашим поведением движет любопытство, волевое чувство или разум.
Человек находится в процессе поиска и принятия решения «за» или
«против» чеголибо, в том числе курения или некурения. Но для того чтобы
принять какоето решение, нужно собрать определенную информацию об
объекте, в отношении которого надо принять решение, проанализировать
ее, рассмотреть с разных сторон. В этом человеку помогают, с одной
стороны, его интерес к объекту — любопытство, с другой стороны —
разум, который пытается показать обратную сторону, заставить отказаться
oт этого объекта, все хорошо взвесить, приводит разумные аргументы, с
третьей стороны — воля.
Непосредственно
этой проблемой мы
будем заниматься в
период
соревнования.
Упражнения
позволяют настроить
класс на
положительное
эмоциональное
взаимодействие.
Подготовить до
начала занятия.
Оформить карточки
или бейджики Упражнение
«Любопытство,
воля, разум»
Инструкция. Сейчас мы разделимся на три группы. 1я группа —
любопытство, 2я — воля, 3я — разум. «Воля» встает в центр и образует
круг таким образом, чтобы все участники стояли лицом вовне,
изображающие «разум» справа сидят в линию, «любопытство» — слева,
также в линию. Задача «воли» — выслушать внимательно все аргументы,
которые приводят «любопытство» и «разум», и в конце принять решение:
пробовать начать курить или нет. Любопытство пытается склонить волю на
свою сторону: «попробуй закурить», разум — на свою: «не пробуй ни в
коем случае». (На это дается 10 минут.)
«Любопытство» и «разум» закрывают глаза. Каждый из участников,
находящихся в роли «воли», самостоятельно принимает решение —
переходит на чью либо сторону.
• Почему «воля» приняла такое решение, чем руководствовалась?
• Кто был более убедительным: «разум» или «любопытство»?
• На что опиралось «любопытство», когда выдвигало свои аргументы?
• Какие контраргументы предлагал искать «разум»? Трудно ли было их
искать и приводить?
Внимательно следите
за тем, чтобы дети
выслушивали все
аргументы и
говорили, не
перебивая друг
друга. Куратору
необходимо в
процессе игры
внимательно слушать
все те аргументы,
которые предлагает
любопытство,
поскольку в
дальнейшей работе
вы будете к этому
возвращаться.
Карточки с мифами
раздать учащимся
Совместно с детьми
составьте список
мифов и приведите
для них
максимальное
количество
контраргументов.
Совместно с детьми
составьте список
мифов и приведите
для них
максимальное
количество
контраргументов.
Мифы о
курении
Часто в нас побеждает любопытство, хотя все очень хорошо знают, что
курение — опасное для жизни и здоровья занятие. Но любопытство
питается многочисленными рассказами друзей и знакомых о том, что
курить можно бросить в любую минуту, и т.д.
Миф 1. Курение помогает
расслабиться.
• Переключает внимание на хорошо
знакомые действия.
• В кровь попадают такие вещества,
которые вырабатываются организмом в
ситуациях достижения победы,
следовательно, создается видимость
победы, но реальная проблема остается.
Миф 2.
Проще войти в группу, завязать
разговор.
Миф 3. Курение приносит
свободу.
Миф 4. Курение — не
зависимость: брошу, если
захочу.
Миф 5. Тот, кто курит, —
взрослый.
Миф 6. Курение не приносит
большого вреда. Родители курят
— и ничего.
• Кто говорил, что человек не войдет в
группу, если не курит? Вы действительно
приобретаете «ключик», который
позволяет стать членом группы, но он не
является универсальным, не решает
проблем, связанных с установлением
отношений. Вам придется искать другие
«ключики», например алкоголь...
• А как насчет материальной
зависимости?
• И почему так трудно бросить, если ты
свободен?
• Зачем же выпускают пластыри от
курения, жвачки? Почемуто появились
врачи, помогающие бросить курить.
• Это значит, что некурящие взрослые —
дети?
• Почему же столько взрослых хотят
бросить курить, платят за это деньги и не
хотят, чтобы их дети начинали курить? Выбор
Ролевая игра
«Влияние
сверстников»
Вопросы
Умение сказать
«Нет»
Влияющих сил
много, важно
уделить достаточно
внимания каждой
из них.
Инструкция на
листочке
Каждый человек испытывает внешние воздействия во всех жизненных
ситуациях. Для нас важно понимать это и быть способными осуществлять
собственный выбор. На этом занятии предлагается задуматься: от чего же
часто зависят наши решения, попробовать разобраться в том, почему
некоторым влияниям мы подчиняемся, а некоторым — противостоим.
Почему мнение друзей для нас важнее мнения постороннего человека?
Каждый день мы с вами делаем разнообразный выбор. То, что и как мы
выбираем, зависит от многих причин. Кто или что может влиять на наш
выбор?
— Друзья (сверстники, знакомые). Ваш класс.
— Семья (родители, другие родственники).
— Кумиры (звезды музыки, телевидения, спорта и т.д.).
— Пресса (реклама на радио, в газетах, на телевидении).
— Ценности (наши мнения, взгляды, которые определяют наше поведение).
Разделите класс на две команды. Выберите капитана одной из них и
попросите покинуть класс, снабдив предварительно следующей
инструкцией: «Когда ты вновь войдешь в класс, представь себе, что
находишься на вечеринке с друзьями. Недавно ты решил бросить курить.
Попытайся не закурить, когда вернешься в класс». После того как
выбранный учащийся покинет класс, сообщите его команде, что действие
происходит на вечеринке: все собравшиеся — заядлые курильщики, которые
должны приложить максимум усилий и не дать капитану «отколоться» от их
компании. Задача же второй команды — послать представителей на
вечеринку. Они некурящие и должны постараться убедить капитана не
курить.
• Кто и какую тактику использовал при убеждении партнера в игре?
• Что они оба при этом чувствовали?
• Как сверстники влияют на решения друг друга?
• Почему важно противостоять такому влиянию?
• Какие были эффективные способы отказа от курения?
В нашей жизни нам часто необходимо от чегото отказываться. Ситуации
отказа нередко связаны с неприятными переживаниями: страхом обидеть,
испортить отношения, чувством вины. Но когда мы отказываем уверенно,
спокойно, убедительно, оказывается, что и наш отказ воспринимается
спокойно, не вызывает отрицательных эмоций.
Отказывая, важно быть вежливым, но уверенным. Если ваш ответ
неубедителен, предлагающий может подумать, что вы колеблетесь и
нуждаетесь в более долгом уговаривании. Уверенный, спокойный ответ
спасет вас от ненужной суеты. Упражнение
«Очередь»
Вопросы
Инструкция. Поделитесь, пожалуйста, на две команды: одна — очередь,
другая — эксперты. Все встают в очередь, кроме одного, который
пытается пролезть вперед. Необходимо отказать нахалу. Эксперты
оценивают, насколько удачно удалось отказать. Условие: нельзя кричать,
ругаться и использовать физическую силу.
• Какие чувства возникают в момент отказа?
• В чем основная трудность отказа?
• Почему нам это трудно делать?
• Чего мы боимся?
7 способов сказать
«нет»
1. Вежливого «нет, спасибо» обычно достаточно.
— Не хочешь закурить?
— Нет, спасибо.
Люди понимают, что вы не курите.
2. Иногда простое «нет, спасибо», кажется, не работает. Люди
продолжают предлагать вам сигарету, хотя вы уже отказались от нее. Их
может остановить, если вы повторите ваш отказ.
— Не хочешь закурить?
— Нет, спасибо!
— На, попробуй, это здорово!
— Нет, спасибо, я действительно не курю!
3. В какихто ситуациях можно изменить тему разговора:
— Закурим?
— Я слышал, что в магазине продается новая видеоигра.
Часто, когда мы
отказываем, мы
ищем причины,
убедительные для
других.
Но вы имеете
право не объяснять
причины.
4. Может случиться, что ктото действительно начнет беспокоить вас,
настаивать, чтобы вы курили. Вас могут обзывать юнцом, слабаком и т.д.
В этой ситуации попытайтесь оставаться спокойным, не поддавайтесь на
провокации, не ссорьтесь. Вы можете спросить у предлагающего:
«Почему тебе нужно, чтобы я закурил?» Трудно сразу найтись, что
ответить на этот вопрос.
— На, покури.
— Нет, спасибо.
— Конечно, ты не дорос еще, чтобы курить.
— Зачем тебе нужно чтобы я закурил?
— ?
5. Иногда лучше извиниться и просто уйти или пройти мимо. В этом
случае вы даже не должны отказываться.
— Куришь? Давай присоединяйся к нам.
Просто проходишь мимо, не обращая внимания на компанию, которая
предлагает тебе закурить.
6. Избегай тех мест, в которых часто собираются курящие, пьющие.
7. Чаще бывай в компании, в которой не курят.
Далее участники меняются ролями. Наблюдающий становится
отказывающим, отказывающий — предлагающим, предлагающий —
наблюдающим. При этом все участники по часовой стрелке меняются
карточками с формами отказа.
• Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о том, что происходило.
• Какие мысли у вас возникли в ходе упражнения?
Вопросы Инструкция. Давайте начнем сегодняшнее занятие с того, что выскажем
Мы с вами все являемся членами общества. Общество предъявляет нам
друг другу пожелания на оставшуюся часть дня, и сделаем это так.
свои требования, но и мы чегото требуем от общества. Каждый из нас
Первый участник встанет, подойдет к любому из вас, поздоровается и
занимает определенное место в системе общественных отношений. Самое
выскажет пожелания. Тот, к кому подошел первый участник, в свою
близкая и понятная для нас модель общества — это ваш класс. У всех
очередь подойдет к следующему участнику и так далее до тех пор, пока
свои отношения и свое место в классе. Но без каждого из вас класс был
каждый не получит пожелание на день.
бы далеко не полным. Каждый имеет свое мнение по поводу того, каким
• Как вы себя сейчас чувствуете?
класс должен быть.
• Какие чувства вы испытывали, когда вам дарили пожелания?
Инструкция. В разных углах класса развешаны три таблички — «Да»,
Предложите детям самостоятельно подвести итоги работы.
«Нет», «Не знаю». Посмотрите на них. Теперь подумайте о нашем классе,
• Какие были у вас мысли на занятии? Что запомнилось больше всего?•
о каждом человеке в классе, о себе. Сейчас я буду зачитывать
Что дала вам игра как единому коллективу?
утверждения. Вы, ни с кем не совещаясь, выбираете ответ и подходите к
той табличке, где он написан. Еще раз обращаю ваше внимание, что
Продолжите фразу: «После сегодняшнего занятия я...»
обсуждение в ходе выполнения задания запрещено.
Утверждения:
— Я считаю, что необходимо чтото изменить в отношениях ребят в
нашем классе.
— Я готов(а) влиять на отношения в классе.
— Мои личностные качества нужны нашему классу.
— Я считаю, что каждый может и должен участвовать в жизни нашего
класса.
— Каждый в нашем классе — уникальная и неповторимая личность.
— Каждый может влиять на обстоятельства.
— Каждый вправе выбирать, с кем и как ему общаться.
— У каждого человека есть качества, которые нужны окружающим.
После этого участники рассаживаются в общий круг.
Обсуждение: кто желает поделиться своими размышлениями по поводу
того, что происходило? Для чего необходимо занимать в жизни активную
позицию? Что такое настоящая команда?Является ли наш класс
командой? Чего нам не хватает как команде?
Ведущий
показывает
Таблички
формата А4:
«Да», «Нет», «Не
знаю» —
приготовить
заранее.
Вопросы
зачитываются с
интервалом в 1—3
минуты. Ведущий
запоминает
примерную
расстановку по
ответам.
Для каждой
микрогруппы
листы и
фломастеры. Лист
ватмана и
маркеры.
Мы уже говорили с вами, что в каждом из нас есть чтото, что
необходимо нам, для того чтобы стать настоящей командой.
Инструкция. Перед нами лежит чистый лист. Представим себе, что это
пустая земля. По нашему проекту здесь может вырасти замечательное
дерево — дерево нашей команды. Каждый из нас может помочь росту
дерева. На нем столько веточек, сколько нас с вами. Напишите,
пожалуйста, каждый на своей веточке качество, которое есть в вас, чтобы
сделать ваш класс единой командой.
Дети пишут в течение 5 минут.
Далее ведущий зачитывает все имена и качества.
Лист ватмана, на
котором
нарисовано дерево
с ветками по
количеству
участников, и
маркеры.
Дерево можно
поместить в
классный уголок.
Посмотрите на наше дерево — на нем много веток и все разные. Если
одна из веток засохнет (ведущий закрывает одну из веточек рукой), чего
то будет недоставать. Смотрите — каждый ценен для каждого.
Общество
Настройка
группы на
работу
Вопросы
Упражнение
Наши
«Джеффа»
достижения
Вопросы
Памятки
Вопросы
Упражнение «Я
готов»
Вывод
Задания на
смекалку
Викторина
Мои права
Антитабачная хартия
— Каждый гражданин имеет право дышать воздухом, не загрязненным табачным дымом, в общественных
местах и в общественном транспорте.
— Каждый работающий имеет право дышать чистым воздухом на рабочем месте. — Каждый ребенок и подросток имеет право на защиту от всех форм рекламы табака, а также на
всевозможные виды поддержки, включая просветительские или иные, которые позволят ему устоять перед
искушением пристраститься к употреблению табака.
— Каждый гражданин имеет право на информацию о возможных последствиях употребления табака для
здоровья.
— Каждый курильщик имеет право на поддержку и помощь при отвыкании от никотиновой зависимости.
У меня есть право быть счастливым. У меня есть право на то, чтобы ко мне относились с любовью и
пониманием.
Это значит:
У меня есть право быть уважаемым как личность.
Это значит:
У меня есть право быть в безопасности.
Это значит:
У меня есть право сказать «нет».
Это значит:
У меня есть право слушать то, что говорится, и право быть услышанным.
Это значит:
У меня есть право познавать себя.
Это значит:…
О работе с родителями
Родители могут оказать очень мощную поддержку своим детям в отказе от курения. С этой целью каждому
родителю передается письмо, содержащее информацию о проведении акции. Кроме того, опыт проведения
показывает, что отличные результаты были получены в тех классах, где в роли куратора выступали
заинтересованные родители.
Трудность, которая может возникнуть, — это опасение родителей, что данное соревнование актуализирует
тему курения для подростков и их дети начнут курить. Такие родители нуждаются в дополнительной
информации о причинах возникновения акции и его целях. Расскажите им о том, почему именно этот
возраст (12—14 лет) выбран для соревнования, о важности передачи подросткам ответственности за свою
жизнь, за свое здоровье. То есть необходимо информировать родителей обо всем, что вызывает у них
сомнения, — информировать честно и открыто.
Вы можете делать эту работу индивидуально или в группе — на родительском собрании. На собрании вы
можете организовать дискуссию по возникающим проблемам или просто ответить на все вопросы
родителей. Возможно, родителей будет интересовать вопрос о том, как они могут помочь своим детям в
ходе акции, или им будет важно получить информацию о химических зависимостях. Вы можете сделать эту
работу сами или обратиться за помощью к координаторам соревнования или специалистам.
Викторина « Курение или здоровье »
Задачи:
1. актуализация знаний детей о различных аспектах отрицательного воздействия табакокурения;
2. пропаганда здорового образа жизни;
3. формирование негативного отношения к курению на основе знаний, полученных учащимися при
изучении школьных курсов. Форма проведения: игра.
Оформление:
1. плакаты с афоризмами о вреде курения:
«Не погибай по неведению»;
«Все пороки от безделья»;
«Человек часто сам себе злейший враг» (Цицерон);
«Сигарета – это бикфордов шнур, с одного конца которого огонек, а с другого дурак...» (Бернард Шоу);
«Кто курит табак, тот сам себе враг»;
«Курение или здоровье? Выбирайте сами!» (Лозунг ВОЗ);
«Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если
бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом» (Л.Н.Толстой);
2. диаграммы;
3. расписание уроков;
4. работы учеников «Нет – курению!», «Влияние курения на организм человека».
5.карточки с заданиями.
Предварительная работа: подготовка команд (эмблема, девиз).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вступление учителя: Цель нашего сегодняшнего занятия: обобщить знания о влиянии курения на
организм человека, полученные вами на разных уроках.
Хорошее здоровье – это образ жизни. Это стиль жизни, который человек выбирает для себя, если хочет
достичь наивысшего благополучия. Считается, что все, что ни делает человек, так или иначе, отражается
на состоянии его здоровья. Хорошее здоровье – это не фиксированное состояние, а непрерывно
протекающий процесс. Причем, по заключению экспертов ВОЗ (1985), оно на 50% зависит от социальных
условий и образа жизни человека.
Следовательно, каждый из нас сам ответственен за свое здоровье.
Ежегодно в мире (по данным ВОЗ) от болезней, связанных с потреблением табака, преждевременно
умирает около 2,5 млн. человек, т.е. примерно один человек каждые 13 секунд. Таким образом, курение –
самая серьезная из предотвратимых причин нарушения здоровья.
На нашем занятии сегодня мы постараемся выяснить негативные последствия курения, а помогут нам в
этом школьные предметы и учебники.
2. Объяснение правил игры:
На доске вы видите расписание «уроков», по которому будет проходить наше занятие:
1.Математика 1.Русский язык
2.Биология
3.История
4.Обществознание
5.Химия
6.Литература
После проведения каждого «урока» табличка с его названием переворачивается, на обратной стороне
написано слово из афоризма о вреде курения. («Нетоксичной сигаретой может считаться та, которая не
горит. А. Аптон.)
Учащиеся разделены на две команды. Каждая команда заранее подготовила свое название, эмблему.
Победив в конкурсе, команда получает право перевернуть табличку с названием предмета.
3. Представление жюри
4. Представление команд
5. Конкурсы
1 конкурс «Математика»
Команды получают карточки с математическими задачами, условия которых содержат данные о влиянии
курения на организм человека. (Приложение 1).
2 конкурс «Русский язык».
Вспомни слово: командам раздаются карточки со словами. В течение 3 минут надо придумать и написать
напротив словаантонимы, связанные с проблемой курения:
Мудрость — Глупость;
Свобода — Зависимость;
Удовольствие — Боль, страдание;
Здоровье — Болезнь;
Самостоятельность — Зависимость;
Сила воли — Безволие;
Целеустремленность — Бесцельность;
Смелость — Трусость;
Твердость — Неуверенность.
3 конкурс «Биология» («Развенчание мифов») Команды получают карточки, на которых записаны известные мифы о курении: «Курение помогает
оставаться стройным» и «Курение помогает сосредоточиться и лучше работать». Задача команд – привести
доводы, опровергающие эти мифы.
4 конкурс «История» (Кроссворд»)
Задача команд – решить кроссворд «Из истории распространения табака». (Приложение 2).
5 конкурс «Обществознание»
Викторина «Знаешь ли ты закон?»
Командам задаются вопросы на знание закона РФ «Об ограничении курения табака». Кто быстрее и
правильнее ответит на эти вопросы.
Когда был издан закон?
Какие ограничения по возрасту вводит Закон на продажу табачных изделий?
Какие ограничения вводит Закон на розничную продажу табачных изделий?
Какие меры должны предприниматься для предупреждения потребителя о вреде курения?
(Текст Закона см. в Приложении 3).
6 конкурс «Химия» (Игра «Домино»)
Команды получают карточки, которые надо разложить в определенной последовательности. (Приложение
4).
7 конкурс «Литература» (Игра «Найди автора»)
Команды получают тексты с отрывками из произведений известных писателей и карточки с их фамилиями.
Нужно определить, какому автору принадлежат данные отрывки. (Приложение 5).
После проведения всех конкурсов команды должны из открывшихся слов составить высказывание
Генерального директора Национального института раковых заболеваний доктора А. Аптона (США) и
зачитать его.
6. Подведение итогов игры. Выступление жюри.
7. Заключительное слово учителя
Особенностью каждого человека является способность привыкать к какимлибо действиям и ощущениям.
Эти привычки могут быть полезными и вредными. Многие из них оказывают влияние на здоровье человека.
На нашем уроке мы доказали с помощью ваших знаний из разных научных областей, что курение,
несомненно, наносит огромный вред организму человека, особенно развивающемуся организму ребенка. От
курения страдают практически все внутренние органы и системы человека. (Обращается внимание на
плакаты).
«Курить или не курить?» – важный вопрос, решать который приходится многим из нас в какойто момент
жизни. И в тот момент, когда вам придется делать этот выбор, вспомните наш разговор и задумайтесь, что
выбрать: курение или здоровье. 2. Одно число в два раза больше другого. Если боль шее из этих чисел умножить на два, а меньшее
умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа. Меньшее из них покажет вам, сколько
минут жизни заби рает одна сигарета.
Ответ: 12 и 6.
3. Сердце нормально тренированного человека бьется с частотой 70 ударов в минуту; сердце курящего
вынуждено делать на 510 ударов в минуту больше. Сколько дополнительных ударов приходится делать
сердцу курильщика за сутки?
Ответ: 7200 – 14400.
Задачи для команды №2.
1. Решите примеры и расшифруйте, какие отравляющие вещества попадают в организм вместе с табачным
дымом:
2,3x7,9+7,7x7,9;
14,5x3,814,5x1,8;
0,125x8x5,49;
0,4x7,2x5x0,02x25.
79 — цианид водорода, 29 — кадмий, 5,49 — свинец, 7,2 — толуол.
Цианид водорода применяли в газовых камерах, кадмий используется в авто мобильных аккумуляторах,
толуол промышленный ра створитель.
2. Среднее арифметическое двух чисел равно 36,5. Если большее уменьшить в 7 раз, а меньшее уменьшить
в 5 раз, то их разность будет равна 7. Найдите эти числа и узнай те, какое количество мужчин и женщин из
каждых 100 в России курят. А вы хотите присоединиться к ним?
Ответ: 63 и 10.
3. Сердце нормально тренированного человека бьется с частотой 70 ударов в минуту; сердце курящего
вынуждено делать на 510 ударов в минуту больше. Сколько дополнительных ударов приходится делать
сердцу курильщика за сутки?
Ответ: 7200 – 14400.
Л.Н. Толстой «Юность»
«Курительные же препараты я тотчас решил пустить в дело и испробовать. Распечатав четвертку,
тщательно набив стамбулку красножелтым, мелкой резки султанским табаком, я положил на нее горячий
трут и, взяв чубук между средним и безымян ным пальцем (положение руки, особенно мне понравившееся),
стал тянуть дым.
Запах табака был очень приятен, но во рту было горько, а ды хание захватило. Однако, скрепив сердце, я
довольно долго втягивал в себя дым, пробовал пускать кольца и затягиваться. Скоро комната вся
наполнилась голубоватыми облаками дыма, трубка начала хри петь, горячий табак подпрыгивать, а во рту
я почувствовал горечь и в голове маленькое кружение. Я хотел уже перестать и только посмот реться с
трубкой в зеркало, как, к удивлению моему, зашатался на ногах; комната пошла кругом, и, взглянув в
зеркало, к которому я с трудом подошел, я увидел, что лицо мое было бледно, как полотно. Едва я успел
упасть на диван, как почувствовал такую тошноту и сла бость, что, вообразив себе, что трубка для меня смертельна, мне по казалось, что я умираю. Я серьезно перепугался и хотел уже звать людей на помощь и
посылать за доктором. Однако страх этот про должался недолго. Я скоро понял, в чем дело, и со страшной
голов ной болью, расслабленный, долго лежал на диване».
. При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного
двигателя. Как называется этот газ?
Ответ: Угарный газ, который, соединясь с красными кровяными тельцами, уменьшают количество
кислорода, переносимого кровью.
2. Сколько известных канцерогенных веществ содержится в одной сигарете?
4 ? 8 ? 12 ? 15 ?
Ответ: В каждой сигарете содержится 15 различных канцерогенных веществ.
3. Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствия курения?
Ответ: Сердце. Курение является одной из причин заболевания сердца.
4. Верно или нет, что физические упражнения сводят на нет пагубное воздействие курения?
Ответ: Неверно. Спорт ни в коей мере не нейтрализует вреда, причиненной курением организму.
5. Какова главная причина бытовых пожаров с гибелью людей: электроприборы, воспламеняющиеся
химические препараты или непогашенные сигареты.
Ответ: Сигареты.
6. Если человек выкуривает пачку сигарет в день ежедневно в течение года, сколько смолы оседает в его
легких?
Ответ: Около литра.
7. Верно или нет, что курение вызывает сильнейшее привыкание?
Ответ: Верно. Курение порождает как физическую, так и психологическую зависимость, это одна
из причин, почему так трудно бросить курить.
8. Какой процент курильщиков заявляет, что хотели бы бросить курить?
Ответ: 85 %
9. Сколько сигарет необходимо выкурить, чтобы нарушить нормальный баланс кислорода и крови в
легких?
Ответ: Одной сигареты достаточно, чтобы увеличить сердцебиение, повысить артериальное
давление и нарушить нормальное кровообращение и газообмен в легких.
Приложение №4
Последствия курения
НИКОТИН Активное вещество, содержащееся в табаке, в чистом виде –
смертельный яд.
Его употребление быстро приводит к зависимости.
Немедленное воздействие
на организм
Человек испытывает чувство
тревоги сразу же после
употребления табака, а затем
наступает релаксация.
Происходит увеличение частоты
сокращений и временное
повышение кровяного давления.
Возникают так же
головокружения, тошнота и
уменьшение аппетита.
ЧАСТИ ТЕЛА
Сердце
Легкие
Уши
Глаза
Рот
Нос
Кожа
Долгосрочное воздействие
на организм
Включает: заболевание сердца и
легких, закупорку артерий
(заболевание периферических
сосудов), гипертензию, бронхит,
рак легких, раковые заболевания
полости рта.
ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ
Сужает кровеносные сосуды
Затрудняет нормальное дыхание
Поражает нервы и сосуды уха
Делает глаза красными
Повреждает слизистую оболочку,
изменяет вкусовую чувствительность,
приводит к кашлю, приводит к
неприятному запаху изо рта,
способствует инфекциям полости рта.
Снижает способность воспринимать
запахи
Температура кожи падает, раньше
появляются морщины.
Практикум "Твой успех без курения"
Практикум "Твой успех без курения"
Практикум "Твой успех без курения"
Практикум "Твой успех без курения"
Практикум "Твой успех без курения"
Практикум "Твой успех без курения"
Практикум "Твой успех без курения"
Практикум "Твой успех без курения"
Практикум "Твой успех без курения"
Практикум "Твой успех без курения"
Практикум "Твой успех без курения"
Практикум "Твой успех без курения"
Практикум "Твой успех без курения"
Практикум "Твой успех без курения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.