Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения
Программа профессиональной переподготовки
Преподавание вокала в эстрадном искусстве (340)
Дисциплина: Правила и нормы охраны певческого голоса для взрослых и детей в процессе обучения эстрадному пению
Практическое задание 3, Модуль 3. Правила и нормы охраны певческого голоса в классе эстрадного пения
Выполнил:
слушатель Репринцева Елена Анатольевна
Преподаватель:
Седунова Людмила Михайловна
г. Москва – 2020
Задание: Составьте свои собственные оригинальные «Правила пения эстрадного исполнителя», указав стиль исполнения эстрадных композиций, пол и возраст певцов, а также форму обучения – кружок, студия, класс эстрадного пения и т.д. (на выбор обучающегося в СДО).
Пояснительная записка.
Работа составлена для занятий в классе эстрадного пения. Задача: сформировать у ребёнка правила пения, как систему вокальных занятий - которым он будет следовать в своей дальнейшей самостоятельной работе. При обращении к ученику следует учитывать его возраст и год обучения программы, по которой он занимается: по одной программе обучения ученикам может быть 10 лет (3-й год обучения), другому 15лет (2-й год обучения). Подход должен быть комплексный, учитывающий множество компонентов: возраст, год обучения, так же индивидуальные психофизические особенности обучающегося. «Правила пения эстрадного исполнителя»
Правило 1. Работа над певческой установкой.
- на уроке: Какое правильное положение корпуса, рук и ног, шеи и головы при пение в положении «стоя» и «сидя»? Какая мимика лица при пении?
- дома: следить за своей певческой установкой.
Правило 2. Правила дыхания - вдоха, выдоха, удерживания дыхания.
- на уроке: держать осанку, правильно вдыхать (вдыхательная установка «зевок») и правильно выдыхать (плавно и медленно); использовать певческую позицию в работе с упражнениями и репертуаром; упражнения на crescendo и diminuendo – формируют певческое дыхание.
- дома: дыхательная гимнастика по Стрельниковой; удерживать и закреплять позицию вдоха.
Правило 3. Работа над дикцией и артикуляцией.
- на уроке: исполнить произведение эмоционально отзывчиво, с хорошей дикцией и правильной артикуляцией; без чёткой дикции наше пение окажется бессмысленным; с чёткой артикуляцией певец более артистичен.
- дома: работай со скороговорками; перед зеркалом выразительно проговарить текст песни с хорошей дикцией.
Правило 4. Работа над звукообразованием и звукоизвлечением.
- на уроке: держи уверенную чистую интонацию в упражнениях, а также при исполнении репертуара; отрабатывай различную технику эстрадного исполнительства.
- дома: всегда выполняй специальные вокальные упражнения на развитие голоса перед пением произведений. Отрабатывай произведение короткими фразами.
Правило 5. Работа над орфоэпией.
- на уроке: следи за словесным и логическим ударением вокального текста (за переносом согласных в конце слога или слова к следующему); используй интонацию голоса, создавая образ, чтобы выражать чувства;
- дома: составляй план правильного произношения изучаемого произведения; подключай жесты и мимику при работе с интонацией и ударением.
Правило 6. Работа над стилем исполнения.
- на уроке: поём произведение в разных стилях и жанрах.
- дома: слушай песни разных жанров и смотри выступления певцов разных стилей, определи свой стиль и найти любимый жанр для исполнения.
Правило 7. Работа над образом.
- на уроке: исполняем произведение эмоционально; проанализируй, о чём произведение и сделай своё исполнение маленьким спектаклем;
- дома: составить исполнительский план к разученным песням с учетом их жанра.
Правило 8. Формирование основ певческой культуры.
- на уроке: проанализируем аудио - и видеозаписи выдающихся вокалистов российской, советской и зарубежной эстрады.
- дома: знакомимся с разнообразным певческим репертуаром; ищем свою оригинальную манеру пения и сценический образ.
Правило 9. Домашняя работа вокалиста.
- дома: ставь цель перед занятием дома; знай чётко, чего ты хочешь добиться и как ты будешь это делать, что использовать из того, что узнал на занятиях в классе.
Пример работы по разучиванию нового произведения «Джаз для Вас» муз. Хайруллина, сл. Камышева с ученицей 10 лет (2-й год обучения) в классе эстрадного.
I. Орг. момент: Здравствуй! Сегодня на уроке мы разберём произведением, которое ты выбрала, и отработаем некоторые технические моменты.
II. 1. Подготовка голосового аппарата к пению:
а) стабилизация гортани:
освобождение нижней челюсти на гласные «А», «О», «У», координирование звукообразования и певческого дыхания на слог «Га» с придыхательной атакой; б) формирование резонаторных чувств:
активизация близкого звукообразования и головного резонатора; перевод звука из глотки в головной резонатор – формирование округлого прикрытия (полузевка) на слоги «Лё», «Мо», «Ро», «Зо»; активизация высокой певческой форманты
(направление звука в головной резонатор)
в) активация диафрагмы: упражнения на стаккато; слоги на сочетание согласных с гласными и «Й» на конце слога; (контролировать процесс произношения; работа над ровностью звучания голоса на всём диапазоне)
2. Работа над вокальным произведением
а) беседа педагога (далее П.:) с учащейся (далее У.:) о содержании:
П.: Я просила тебя прослушать песни и подобрать понравившуюся. Какую песню ты выбрала? – У.: «Джаз для Вас» - муз. Хайруллина, сл. Камышева. П.: Понятно, что стиль определить не трудно. – У.: Это джаз.
П.: Какой образ можно под неё создать? – У.: Образ музыканта, играющего на разных инструментах.
П.: Что можно для этого использовать? – У.: Движения, пластику и скэт.
П.: Игру на каких инструментах показать? – У.: На нонтрабасе, саксафоне , рояле.
П.: Что даст использование приёма скэт? – У.: Подчеркнёт джазовый стиль и как изобразительный момент (покажет приёмы игры на инструментах)
П.: Предлагаю использовать для этой песни такой скэт: уап-па- да- ба-да-ба-да-ба, уап-па-да, уап-па-да-ба-да-па, фа-фа-фа.
б) работа над вокализами-скэтами: пропевание в медленном темпе (следить за интонированием согласных в сочетании с гласными); увеличить темп (пение а capella); пропевание фрагментов под фонограмму.
Итог урока: Эмоциональное ощущение от собственного исполнения (что получилось, что не вышло). Выбор фрагментов для самостоятельной работы дома.
Д/З:
а) используй скэт как распевку; отработай отмеченные фрагменты в произведении;
б) подумай какой костюм можно придумать к образу данной песни.
Литература:
1. Т. В. Охомуш. Методика обучения эстрадному вокалу «Чистый голос»
2. Л. М. Седунова. Особенности работы с детскими голосами при обучении эстрадному пению.
3. Е. Сокольская. Джазовые этюды. Иваново 2003г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.