Правила педагогической этики при взаимодействии с родителями.
Оценка 4.8

Правила педагогической этики при взаимодействии с родителями.

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
классное руководство
Взрослым
24.10.2017
Правила педагогической  этики при взаимодействии с родителями.
Статья раскрывает основные правила педагогической этики при взаимодействии с родителями, а также рассказывает об особенностях индивидуального общения, принципах проведения бесед с родителями по инициативе учителя и по инициативе родителей, о правилах проведения и завершения диалога, содержатся выводы, прилагается список использованной литературы.
правила пед этики с родителями.docx
Красникова Н.Б. Правила педагогической  этики при взаимодействии с родителями.       «Воспитывая детей, мы подчас обязаны одновременно воспитывать и взрослых  родителей»           Василий. Александрович Сухомлинский.               Психолого­педагогические основы установления контактов с семьей. Типичное   общение   учителя   с   родителями   характеризуется   непониманием   и взаимными претензиями. Чаще   всего   это   монолог   учителя,   состоящий   из   жалоб   на   ребенка   или отчитывающий родителя за него. Отрицательные чувства   родителя, возникающие то подобного   «общения»,   не   способствуют   возникновению   желания   сотрудничать   с учебным заведением в деле обучения и воспитания его же ребенка. Контакт   между   учителем   и   родителем   возможен   тогда,   когда   и   те   и   другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями. Для этого учителю необходимо показать родителям, что он любит детей такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами, а также обеспокоен их судьбой, как и родители.  Основным средством установления контакта с родителями для учителя является он   сам,   вернее,   его   педагогический   имидж,   включающий   в   себя   профессиональные знания, умения их преподносить и любовь к детям. Поэтому необходимо руководствоваться некоторыми правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей. Правило первое:   В основе работы классного руководителя с семьей должны быть   действия   и   мероприятия,   направленные   на   укрепление   и   повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как может быть источником обид, раздражения, неловкости.   Потребность   родителей   посоветоваться   после   категоричных   «должны», «обязаны»   ­   исчезает.   Единственно   правильная   норма   взаимоотношений   учителей   и родителей – взаимное уважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет   и   совместное   обсуждение,   единое   решение,   удовлетворяющее   обе   стороны. Ценность  таких  отношений  в  том, что  они  развивают  и  у  учителей,  и  у  родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга. Правило   второе:    Доверие   к   воспитательным   возможностям   родителей. Повышение   уровня   их   педагогической   культуры   и   активности   в   воспитании. Психологически   родители   готовы     поддержать   все   требования,   дела   и   начинания учебного заведения. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высшего   образования,   с   глубоким   пониманием   и   ответственностью   относятся   к воспитанию детей. Правило   третье:  Педагогический   такт,   недопустимость   неосторожного вмешательства в жизнь семьи.  Классный руководитель – лицо официальное. Но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он  становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитанными ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания   в   семье   он   должен   обращать   на   утверждение   добра,   помощи   родителям   в воспитании. Правило   четвертое:  Жизнеутверждающий   настрой   в   решении   проблем воспитания,   опора   на   положительные   качества   ребенка,   на   сильные   стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия,   неожиданные   результаты   не   вызовут   негативных   эмоций   и растерянности педагога. Индивидуальное общение. При общении с родителями учитель должен так строить беседу, чтобы родители убедились,   что   они   имеют   дело   с   профессионалом,   любящим   и   умеющим   учить   и воспитывать детей. Цель; Содержание беседы; Манеры поведения, стиль речи, одежды, прически. Поэтому при подготовке к беседе с родителями учитель должен продумать: 1) 2) 3) Каждая деталь должна способствовать созданию образа настоящего специалиста. Может быть два варианта такого обращения: 1) 2) По инициативе учителя; По инициативе родителей. Проведение беседы с родителями по инициативе учителя. Постановка психологической цели. 1. ­ Что я хочу от родителей?   (Вылить свое раздражение на ребенка? Наказать ребенка   руками   родителей?   Показать   родителям   их   педагогическую несостоятельность?) При   всех   указанных   вариантах   не   стоит   вызывать   родителей,   т.к.   такие психологические цели свидетельствуют о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияют на общение учителя и семьи. Вызывать   родителей   стоит,   если   учитель   хочет   лучше   узнать   ребенка,   понять причины   его   поведения,   подобрать   индивидуальный   подход   к   нему,   поделиться положительными   фактами   относительно   ребенка   и   т.д.,   т.е.   психологическая   цель должна быть стимулом для дальнейшего общения с родителями. Организация начала диалога. 2. Церемония приветствия. Приветствуя   родителей,   необходимо   оставить   свои   дела,   встать   навстречу, улыбнуться,   доброжелательно   сказать   слова   приветствия,   представиться   (если встречаетесь впервые), обратиться к ним по имени­отчеству. 3.  Это   означает,   что   Установление   согласия   на   контакт.   учитель обязательно   обговаривает   время   диалога,   особенно   если   он   видит,   что   родитель торопится,   необходимо   уточнить,   каким   запасом   времени   тот   располагает.   Лучше перенести разговор, чем проводить его в спешке, т.к. он все равно не будет усвоен. 4. Создание   обстановки   диалога   заключается   в   том,  что   учитель продумывает, где и как будет проходить диалог. Недопустимо, чтобы учитель сидел, а родитель   стоял,   или   чтобы   учитель   сидел   за   своим   столом,   а   родитель   –   за ученическим. Нужно   проследить,   чтобы   в   классе   никого   не   было,   никто   не   вмешивался   в разговор. Усадив родителя, необходимо поинтересоваться, удобно ли ему, обратить внимание на его и свои жесты и позы. Жесты   и   позы   учителя   должны   демонстрировать   открытость   и доброжелательность (недопустимы скрещенные на груди руки, руки в поясе – «руки в боки», запрокинутая назад голова и т.д.). Для снятия напряжения родителя и перехода к проблеме следует корректно и конкретно сообщать цель вызова, например: « Мне хотелось лучше  узнать (Васю), чтобы подобрать к нему подход», «Нам нужно   лучше   с  вами   познакомиться,  чтобы   действовать   сообща», «Я   ещё   не   очень хорошо знаю (Васю), вижу в нем и положительные черты и не очень, мне нужна ваша помощь, чтобы лучше понять его» и т.д. Вызывая   родителя   для   беседы,   учитель   не   должен   забывать,   что   беседа подразумевает диалог, следовательно, ему нужно продумать не только свое сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому необходимо сформулировать свои вопросы к родителям ученика и дать возможность высказаться им.                                                    Проведение диалога. Начало   разговора   должно   содержать   положительную   информацию   о   ребенке, причем  это   не оценочные  суждения: «  у  Вас  хороший  мальчик,  но… (дальше  идет отрицательная   информация   на   10   минут)»,   а   сообщение   о   конкретных   фактах, характеризующих ребенка с положительной стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и доброжелательном, т.е. о профессионале. Факты   о   поведении   или   успеваемости,   вызывающие   беспокойство   у   педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений, начинающих на «не»: «Он у Вас непослушный, неорганизованный, невоспитанный и т.д.» Так   же   не   следует   после   положительной   информации   об   ученике   продолжить рассказ о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный, опрятный, но неорганизованный». Переходить   к   нелицеприятным   фактам   лучше   всего   в   форме   обращения   за советом: «Я ещё не очень хорошо знаю Васю, не могли бы Вы  мне помочь разобраться (далее идет описание факта)»   или «Я не могу понять…», «Меня беспокоит…», «Я хочу понять, что стоит за этим…». При сообщении негативных фактов, рекомендуется делать акцент не на них, а на пути преодоления нежелательных проявлений. Учитель   должен   постоянно   подчеркивать   общую   цель   его   и   родителей относительно   будущего   ребенка,   поэтому   не   следует   употреблять   выражение   «Ваш сын», т.е. противопоставлять себя и родителей. Рекомендуется чаще говорить «мы», «вместе», обращаться по имени­отчеству как можно чаще. Самым важным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно оно делает разговор беседой, диалогом. От   учителя   требуется   умение   слушать.  После   того   как   учитель   закончит   свое сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он, используя приемы активного слушателя, может узнать много важного и необходимого об учащемся и его семье.   Для   этого   педагогу   нужно   всем   своим   видом   показать,   что   он   внимательно слушает родителя. Свое участие в диалоге учитель может выразить через отражение чувств по поводу рассказа родителя: «Я рад тому, что у нас единые взгляды на..», «Меня удивило..», «Я огорчена..» и т.д. Выполнение этого условия предотвращает возникновение конфликта при разнице во мнениях и способствует взаимопониманию сторон. Конкретные советы должны даваться учителем только в том случае, если родитель просит у него совета. Они будут эффективны тогда, когда будут конкретны по содержанию, доступны в выполнении, просты по форме изложения. Завершение диалога. Учителю   рекомендуется     подвести   итог   беседы   на   основе   рефлексивного слушания   –   «резюмирования»:   «Если   теперь   подытожить   сказанное   Вами,   то…»   и наметить   пути   дальнейшего  сотрудничества,  договориться  о   цели,  месте  и  времени будущей встречи. Беседа с родителями должна заканчиваться  церемонией прощания. Прощаясь с родителем, учителю следует, обращаясь к нему по имени­отчеству, поблагодарить  за беседу, высказать  свое удовлетворение ею, проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой. Проведение беседы учителем по инициативе родителей. Установление согласия на контакт. (Участники диалога обговаривают время его протекания.) Представьте   ситуацию:   Визит   мамы     стал   неожиданным   для   Вас.   У   Вас   нет времени с ней разговаривать. Как Вы поступите? Проявив   максимум   внимания   и   предупредительности   к   маме,   учителю   вместо избежания диалога следует сообщить ей, что он не знал о её приходе и запланировал очень важное дело, которое нельзя отложить, и располагает временем в … минут, если маму  это   устроит,  то  можно   и  поговорить,  если  нет,  то   он   выслушает   её  в  любое удобное ей время.   Таким   образом,   учитель   дает   понять   о   своем   желании   диалога,   несмотря   на неблагополучные обстоятельства. Выслушайте родителя. Дайте родителю «выпустить пар». Помните, что на самом деле агрессия направлена не на вас, а на образ, сложившийся у родителей. Следует мысленно отделить себя от этого образа и, наблюдая за беседой как бы со стороны, стараться   понять,   что   же   кроется   за   агрессией,   что   волнует   родителя?   Важно   не отвечать агрессией на агрессию, т.к. иначе ситуация может стать неуправляемой. Следите за своей позой!   Выражение учителем сочувствия, понимания переживаний родителей: «Я вижу, Вы обеспокоены успеваемостью Васи…», «Постараюсь понять Вас…», «Давайте вместе разберемся»   ­   придадут   беседе   конструктивный   характер,   что   поможет   выяснить истинную причину обращения к учителю. Учителю   не   следует   упускать   того,   что   родитель   приходит   с   определенными фактами. Задача учителя состоит в том, чтобы определить степень обоснованности этих фактов. Доказать несостоятельность этих фактов можно только с помощью убедительных аргументов.   Умение   учителя   использовать   объективные,   хорошо   обоснованные аргументы повышает его компетентность в глазах родителей. Необходимо   ответить   на   все   вопросы   родителя.   Это   способствует   переводу беседы на деловой уровень общения и выяснению всех остальных «болевых точек» родителя в области обучения его ребенка. Закончить беседу следует также по инициативе учителя.                                                 Литература: 1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: Учеб.пособие.­ СПб.:  Питер, 2003.   2. Бордовская Н.В. Педагогика: Учеб.для вузов.­ СПб.: Питер, 2003, 2004.   3. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов /И.А.  Колесникова и др.­ М.: Академия, 2005.   4. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб.пособие для  студ.вузов.­ М.: ВЛАДОС­Пресс, 2004. 5. http://www.i­u.ru/biblio/ 6. http://www.sci­lib.com/ 7. http://allforchildren.ru/pictures/school.php 8. http://go.mail.ru/search_images

Правила педагогической этики при взаимодействии с родителями.

Правила педагогической  этики при взаимодействии с родителями.

Правила педагогической этики при взаимодействии с родителями.

Правила педагогической  этики при взаимодействии с родителями.

Правила педагогической этики при взаимодействии с родителями.

Правила педагогической  этики при взаимодействии с родителями.

Правила педагогической этики при взаимодействии с родителями.

Правила педагогической  этики при взаимодействии с родителями.

Правила педагогической этики при взаимодействии с родителями.

Правила педагогической  этики при взаимодействии с родителями.

Правила педагогической этики при взаимодействии с родителями.

Правила педагогической  этики при взаимодействии с родителями.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2017