Технологическая карта урока
1. Класс: 6. Предмет: история
2. Тема урока: «Правление князя Владимира и крещение Руси»
3. Место и роль урока в изучаемой теме: третий урок в теме» Русь в IX – первой половине XII в.
4. Тип урока: комбинированный урок
Цель урока |
Подведение учащихся к пониманию роли князя Владимира Святославовича в развитии государства, причин и последствий крещения Руси. |
Задачи урока |
Образовательные: определять основные направления политики князя Владимира и значение его деятельности для укрепления государства на Руси; Развивающие: развивать умение работать с картой, находить информацию в тексте, и иллюстрациях, выделять главное. Воспитательные: формировать уважительное отношение к историческому прошлому страны, стремление к правдивому изложению исторического прошлого, толерантности по отношению к людям другой национальности и веры. |
Планируемые результаты |
Личностные: – осознавать историческое значение принятия христианства на Руси, дополнить знания о социально-исторических процессах, сопровождавших принятие христианства; – сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке объектам; – помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений; –развивать навыки общения и совместной деятельности. Метапредметные: – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи; –создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД. Предметные: учащиеся научатся: – объяснять причины принятия христианства, определять основные события крещения Руси, понимать значение этого события для русского народа; – давать оценку деятельности князя Владимира для развития Русского государства; учащиеся получат возможность научаться: – сравнивать свидетельства различных исторических источников; – составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описание событий крещения Руси; – уметь читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий; – извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста. |
Основные понятия и термины |
Ислам, иудаизм, христианство, митрополит, епископ, монастырь, православие, язычество, крещение, католичество. |
Персоналии |
Владимир Первый (Святой) |
Основные источники информации |
мультимедийная презентация, учебник «История России 6 класс» под редакцией А.В.Торкунова , отрывки из «Повести временных лет». |
Оборудование |
Карта «Древнерусское государство в 9 – начале 12 веков», проектор, компьютер, раздаточный материал по крещению Руси. |
Технологии и методы |
Технология смыслового чтения |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||||||
|
|
- Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжим путешествие по истории Древнерусского государства.
|
|
||||||||||
1 этап |
Формулировка темы урока, целеполагание и определение путей достижения цели 5 мин |
Прежде чем мы с вами дальше отправимся листать страницы нашей истории, давайте вспомним некоторые даты и понятия, которые изучили на прошлых уроках.
Соотнесите даты и события:
2. Объясните понятия: Полюдье – это________ Уроки – это___________ Погосты – это__________ Печенеги – это________ Князь- ______________
Слайд 1, слайд 2 (ответы) |
|
||||||||||
2 этап |
Изучение новой темы \ мин |
Перед вами понятия объединенные одним смыслом. Давайте подумаем каким? Слайд 3 Язычество,христианство,митрополит,епископы,монастыри,церковь,патриарх. 1. какие религии вы знаете? 2.На одном из прошлых уроков мы изучали жизнь Восточных славян. Какую религию исповедовали они? 3.В чем отличие язычества от всех остальных религий которые мы знаем? 4.А почему наши предки выбрали для себя именно язычество
|
Религия (церковь, вера)
1.христианство,буддизм,ислам,иудаизм
2.язычество 3. Язычество-это вера в большое количество богов и духов 4. они не могли объяснить себе некоторые природные явления и начали их обожествлять
|
||||||||||
|
|
Мы сказали, что славяне исповедовали язычество, скажите, предпринимались ли попытки принять новую религию? Вывод: |
Да. Княгине Ольга приняла христианство в 957 г. и пыталась склонить к этому сына Святослава, но попытка не увенчалась успехом. Святослав остался язычником.
|
||||||||||
|
|
Исходя из вышесказанного материала, скажите, о что мы с вами будем проходить на сегодняшнем уроке.
Давайте постараемся сформулировать тему урока. Открываем тетради и записываем тему урока «Правление князя Владимира. Крещение Руси». Слайд 4
Давайте теперь постараемся сформулировать план, позволяющий раскрыть содержание данной темы
Молодцы! Давайте запишем план к себе в тетрадь (Слайд 5) 1. Правление князя Владимира 2. Причины принятия христианства 3. Крещение Руси 4. Значение принятия христианства
|
О князе Владимире и крещении Руси
Правление князя Владимира. Крещение Руси
Предполагаемый ответ 1. Правление Владимира 2. Причины принятия новой религии 3. процесс и значение крещения Руси
Запись в тетради 1. Правление князя Владимира 2. Причины принятия христианства 3. Крещение Руси 4. Значение принятия христианства.
|
||||||||||
|
Деятельность князя по укреплению своей власти над всем государством Укрепление обороны страны. 6 мин |
У Святослава было трое сыновей: Ярополк, Олег и Владимир. После его смерти между сыновьями начались усобицы за власть. Вражда между сыновьями Святослава считается самой первой усобицей на Руси. Слайд 6 Скажите, что такое усобицы? Давайте запишем это определение в тетрадь
В ходе ожесточенных междоусобных войн, в 980 году великим князем киевским стал Владимир Святославович (980-1015) Свое княжение Владимир начинает с наведения порядка в государстве. Давайте выясним какое положение у Руси было к 10 в. И какие проблемы предстояло решить Владимиру? Для этого откроем учебники стр 49. п1,пар 6 и работаем с картой представленной на доске, так же такая же карта есть у вас в учебнике .стр 47 Изначально покажем границы Руси и назовем племена проживающие на ее территории работая с картой. И соседей восточных славян, южной части границ.
Карта «Русь в X – XI вв» (Слайд 8).
Теперь поработаем с п 1 и выясним какие задачи стояли перед князем Владимиром
Вывод: Внутренняя политика: 1.Покорил Родимичей, Вятичей, Полоцкое княжество 2.внес изменения в систему управления страной- назначил сыновей наместниками в главные города страны (обеспечил сбор дани, порядок и оборону от внешних врагов) 3.строительство на южных границах мощной оборонительной системы укреплений- крепостей, башен для сигнальных костров. 4.Привёл в южные города-крепости опытных воинов со всей Руси Внешняя политика: 1. Заключение мира на выгодных для Руси условиях с Волжской Булгарией 2.война с Польшей.Захват западноволынских городов (Червень,Перемышль) 3.Остановил натиск Печенегов 4.Расширил территорию государства Причины принятия христианства на Руси но не смотря на то,что уже сделал Владимир вопрос объединения народов оставался нерешённым ,и мы уже говорили что объединить их могли посредством общей для всех религии. Владимир предпринимает попытку провести реформу языческой религии. У вас на столе лежит документ «И стал Владимир княжить» посмотрим как это было.
-Владимир устанавливает 6 верховных божеств Перун-гроза,Даждьбог-свет,Мокошь-плодородие,Хорис-солнце,Симаргл-небо,Стрибог-ветер.Но люди были не довольны такой реформой, потому, что тем самым Владимир принизил других богов и возвысил своих. Люди как и раньше продолжали поклоняться своим богам. Почему Владимир решил провести реформу языческой веры? - поскольку эта реформа не принесла успеха, Владимир решает искать ту религию, которая наиболее подходящей и для народа который надо объединить и для него самого.
Давайте поработаем с документом на стр. 55 и посмотрим какую религию выбрал Владимир и разберёмся почему.
Вывод: Владимир считал что найти правильную веру станет началом развития единого русского государства. Он хотел укрепить международный авторитет, наладить торговые отношения с христианскими государствами. Крещение Руси
Крещению Руси предшествовали еще и следующие события В 987 г. Василий 2,Император Византии попросил у Владимира помощи, что- бы справится со своим войском, которое внезапно подняло мятеж. Владимир согласился послать свои войска на помощь, но потребовал за свою помощь чтобы Василий отдал за него свою сестру Анну. Император был в замешательстве, он не хотел отдавать свою сестру за язычника, поэтому поставил своё условие, чтобы Владимир крестился сам и крестил свой народ, князь согласился и оба подписали договор. Владимиру удалось разгромить мятежников, но император не спешил исполнять свое обещание, тогда князь осадил Корсунь и вскоре взял ее. Император уступил, тут же в Херсонесе Владимир принял крещение, женился на Анне, отдал обратно Корсунь и вернулся с новой женой на родину. 988 году произошло крещение Руси. Прочитайте абзац на стр. 53-54. После принятия христианства, что изменяется в государстве? Значение принятия христианства Переход от язычества к христианству ставил Древнерусское государство на один уровень с христианскими королевствами Европы – Францией, Венгрией, Польшей, Болгарией, Византией. Следовательно, произошел отказ от языческого многоженства и стали заключаться династические браки с европейскими государствами: Принятие христианства привело к развитию древнерусской культуры. Это выражалось в следующем:
В государстве появились русские священники, монахи, епископы и даже митрополиты, ускорилось формирование древнерусской народности. На основе всего услышанного давайте вместе ответим на вопрос: « В чем же значение крещения Руси?» Значение крещения Руси: слайд 14
Вывод: При князе Владимире Древня Русь усилилась и окрепла. В конце 10 в. На Руси было принято христианство в его восточном, православном варианте, что предопределило путь культурного развития страны и оказало огромное влияние на картину мира и систему представлений человека того времени
|
Запись в тетрадь Усобица - внутренняя вражда между лидерами или группами за власть
Запись в тетрадь Правление князя Владимира (980-1015) слайд 7
1 учащийся выходит к карте и показывает границы Древнерусского государства (Древлянское княжество, Новгород, Полоцкое княжество,на Западной Двине города Червень и Перемышль ). По учебнику называем народы проживающие на территории Древнерусского государства (Родимичи, Древляне, Вятичи)
(печенеги,половцы) читают п 1 и вместе с учителем выясняют,что перед киевским князем стояли следующие задачи: -Укрепление обороноспособности государства -Организация сбора дани -Усиление авторитета княжеской власти -Повышение международного авторитета государства -Организация внешней торговли Слайд 9
читают документ «И стал Владимир княжить в Киеве…»
Слайд 10 божества
- возможно потому, что он сам был язычником и воспитывался в языческой среде и предки его были тоже язычниками
читают и отвечают на вопросы.
Слайд 11 Крещение киевлян
Слайд 12 свержение языческих идолов
Строительство церквей, появление религиозных книг, церковные школы
Записываю в тетради значение крещения Руси.
Слайд 13 Софийский собор Киеве Новгороде |
||||||||||
|
|
А сейчас для закрепления изученного материала, немного поиграем. На правильный ответ вы хлопайте 1. Владимир был единственным сынов Святослава; 2. Правление Владимира 980-1015 гг. 3. Первая религиозная реформа состоялась в 980 г. 5. Основной верой славян до 988 года был ислам. 6. Крещение Руси произошло в 988 г. 7. Принятие христианства способствовало укреплению власти князей и авторитету Руси. 8. Начинает подъем культуры, искусства. Молодцы! Давайте себе теперь похлопаем.
Вывод: Христианство – это религия, основанная на любви, любви к Богу, человеку, близкому. Мы сегодня прикоснулись с вами к истории возникновения христианства на Руси. Я думаю, что вы после этого урока станете еще более внимательны друг к другу и к своим родным. |
Тишина Хлопок Хлопок Тишина Хлопок Хлопок
Хлопок |
||||||||||
|
Рефлексия |
Сейчас вам необходимо будет закончить предложения Я узнал (а) …… Мне было особенно интересно изучать ….. Мне понравилось /не понравилось на уроке ….. |
|
||||||||||
|
Домашнее задание. |
1. § 6, |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.