РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением
Цели урока:
1.Обобщить знания детей о правописании безударных гласных в корне.
2.Формировать умение подбирать проверочные слова.
3.Учить детей обобщать, группировать слова по определённому признаку.
4.Развивать орфографическую зоркость, внимание, речь учащихся.
5.Корректировать память, произвольное внимание, логическое мышление, двигательную сферу на основе аналитико-синтетической деятельности, зрительное восприятие.
6.Прививать любовь к школе, чувства товарищества и дружбы.
Ход урока.
Организационный момент.
1.Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» для снятия напряжения перед занятием, улучшает мыслительную деятельность.
Учитель. Дышите ровно, расслабьте плечи, уроните голову вперёд. Продолжайте ровно дышать. Покачивайте головой из стороны в сторону, подбородком «вычерчивая» слегка изогнутую линию на груди.
2.Психологический настрой.
Учитель. А сейчас создадим хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу.
Откроем тетради. Запишите: 27 ноября. Классная работа.
Минутка чистописания.
Учитель. Посмотрите внимательно.
Какие буквы видите? ( а, о, е, и, я )
Что это за буквы? (гласные )
Как называется гласный, на который падает ударение?
Как называется гласный, на который не падает ударение?
Какой из двух гласных - ударный или безударный – слышится яснее и чётче?
Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Возьмите из конвертов, которые лежат на партах, карточки со словами. Сложите из слов фразу и определите тему сегодняшнего урока. Если задание выполните правильно, то на обратной стороне карточек сможете прочитать слово.
Проверяемые в
безударные е
гласные р
в н
корне о
Словарная работа.
Звучат отрывки музыкальных произведений, связанных со звуками леса, голосами птиц. Показываю плакат с изображением таинственного леса.
Учитель. Мы с вами оказались в волшебном лесу. Дорога на поляну царицы Орфографии идёт по двум тропинкам.
Налево мы пойдём-
В гости к безударной непроверяемой гласной попадём.
Назовите животных, которые должны пройти по ней. (Медведь, лисица, заяц, собака, петух, корова, слон, кот, мышка, волк )
Словарь: медведь, лисица, заяц, собака, петух, корова. Дети с помощью сигнальных карточек показывают гласную, которую надо запомнить.
Повторение изученного об однокоренных словах.
Молодцы!
Вот по листочку ползёт гусеница. Игра « Родственники».
--Вы кто такие?
--Я, Гусь, это – Гусыня, это наши гусята. А ты кто?
--А я ваша тётя Гусеница.
Запись в тетради. Гусь, гусыня, гусята, гусеница. Найдите слова с корнем -гус- . Относится ли к ним слово гусеница? Докажите
Дети. Слова, которые имеют общее значение и общий корень называют однокоренными. Слово гусеница не является родственным.
Игра « Проверь себя».
1. Нос, носатый, носильщик.
2. Час, часок, часть.
3. Цирк, циркач, циркуль.
Какое слово будет проверочным?
Поставьте ударение, выделите корень.
Коллективная работа в подборе проверочных слов к словам с безударными гласными.
Учитель.
Направо мы пойдём –
К словам с безударной гласной придём.
Давайте оглянёмся вокруг себя и посмотрим, что нас окружает в нашем волшебном лесу. Найдите имена существительные, которые требуют проверки.
Работа у доски.
Учитель. Какое время года на картине?
Учитель. Произнесите ещё раз это слово. Поставьте ударение. В каком слоге гласная требует проверки? Как проверить безударную гласную в корне слова?
Чтение правила проверки безударных гласных в корне слова по плакату.
Дети. Надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы на сомнительную гласную падало ударение.
Учитель. Запишите эти слова в тетрадь, рядом напишите проверочное слово, поставьте ударение, выделите корень, поставьте точку под безударной гласной.
Что растёт в лесу? (деревья)
Трава, зелёная, земля, цветок, грибы, лосёнок, волчонок, змеи, тигрёнок, слонёнок.
Физкультминутка.
Самостоятельная работа.
Инструктаж учителя.
Открываем учебник на странице 119, упражнение № 322.
Читаем задание. Каждый самостоятельно продолжает ряд однокоренных слов.
Проверка самостоятельной работы.
Разноуровневое задание:
Работаем по карточкам –
1. Выдели корень в словах:
сад – садовый, лес – лесной, зима – зимний.
2. Вставь пропущенные буквы и выдели корень:
Сад – с…довый, лес – л…сной, з…ма – зимний
3. Подбери и запиши однокоренные слова, отвечая на вопрос какой. Выдели корень:
Сад - _ _ _ _ _ _ _
Лес - _ _ _ _ _ _
Зима - _ _ _ _ _ _
Итог урока.
Ответьте на вопросы:
1. Какие гласные требуют проверки?
2. Сколько их?
3. Какую тему повторяли?
4. Что надо помнить, чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне слова?
Выставление оценок.
Инструктаж домашнего задания.
Учитель. Учебник, страница121, номер 330. Спиши. Подчеркни гласные, которые нужно проверять.
КГУ «Средняя школа № 6 города Зыряновска»
Открытый урок
по русскому языку
Тема: «Безударные гласные
в корне слова, проверяемые ударением»
Класс: 2 «В»
Учитель: Сгибнева А.В.
г. Зыряновск
2015 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.