Тема: Правописание ча-ща , чу-щу, жи-ши. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.
Планируемые результаты: научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–-ща, чу–щу;
получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.
Метапредметные:
Познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
Коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
Регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, посмотрите, к нам в гости пришло солнышко!
Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось.
Лучик теплый, золотой
На урок возьмем с собой.
Будет он нас согревать
И в учебе помогать.
II. Актуализация знаний.
Фонетическая разминка
· Скажите, как жужжат шмели? (ж – ж – ж )
- Что вы можете рассказать об этом звуке? (согласный, звонкий, парный, всегда твердый)
- Какой буквой обозначаем этот звук? Ж
· Как шипит змея? ( ш-ш-ш )
- Что вы можете рассказать об этом звуке?
- Какой буквой обозначаем этот звук? Ш
· Какой звук издают ножницы при работе? (ч-чик )
- Назовите первый звук. Что вы можете сказать об этом звуке?
- Какой буквой обозначаем этот звук? Ч
· Как шипит масло на сковороде? ( щ-щ-щ)
- Что вы можете сказать об этом звуке?
- Какой буквой обозначаем этот звук? Щ
Минутка чистописания
- Напишите буквы красиво и до конца строчки.
Чч, Щщ, Жж, Шш
- На какие 2 группы можно разбить звуки, которые обозначают эти звуки? ( всегда мягкие и всегда твердые )
- Что объединяет эти звуки? (шипящие)
- Запишите предложения.
Шурик Щуров щурился на солнце.
Саша Чайкин кушает щавель.
Щукин Женя щук ловил.
- Подчеркните орфограммы.
- Посмотрите на слоги. Есть ли среди них опасные места?
но те су жи ву ши мо ча ща лу ме чу щу
- Почему эти места опасные? Спишите эти слоги?
III. Работа по теме урока.
- Как вы думаете какая у нас сегодня тема урока?
- Что же мы будем делать сегодня на уроке? Какие цели нашего урока? Чему мы должны научиться?
- Сегодня на уроке мы будем повторять правописание сочетаний жи –ши, ча – ща, чу –щу.
- А поможет нам в этом необычный гость. Он очень любознательный. Он прилетел из далёкой Галактики. Пролетая мимо нашей планеты, он решил сделать остановку и познакомиться с жителями. Мы ему очень понравились, и наш любопытный пришелец тоже решил научиться нашему языку. У него это быстро получается. Но вот правильно написать своё имя у него ещё не получается и наша с вами задача ему в этом помочь.
- А вот чтобы узнать его имя на нужно потрудиться.
· Отгадайте загадки.
Очень мирные мы змеи.
Любим жить в лесах у рек.
Яда вовсе не имеем
И не знались с ним во век. (Ужи.)
Без ног, а стоит,
Огород сторожит,
Рукавами машет —
С ветром пляшет.
Птицы боятся —
На грядки не садятся. (Чучело)
На огне ворчу, бурчу.
А потом чихаю —
Пар я выпускаю. (чайник)
- Сложи слоги, которые являются опасными местами в отгадках.
- Познакомьтесь – ЖИЧУЧА
- Почему же у Жичучи не получается правильно написать своё имя?
- Что же для этого нужно знать?
Физминутка.
· Повторение правил правописания.
Знаем твердо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только с а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем с буквой у.
· Вставь пропущенные буквы.
Чиж…, уж…, еж…, стриж…,
Ж…рафы, мыш… и морж…,
Маш…ны, ш…ны, камыш… –
Запомни слоги ж… и ш….
- Найди ошибки и исправь.
· Игра доскажи словечко.
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын (жираф)
Я сижу, едва не плача,
Очень трудная (задача)
А петух с колючим ёжиком
Режут сало острым (ножиком)
Поэт закончил строчку,
В конце поставил (точку)
IV. Рефлексия.
Упражнение «Вставь пропущенную орфограмму»
- Ребята, давайте проверим, насколько хорошо мы поняли эту тему. Прочитаем стихотворение и вставим в него пропущенные слоги.
Часто в чаще я ищу
Ягодку малинку.
Я молчу, молчу, молчу,
Все кладу в корзинку.
Вот уже закрыто дно.
Вот уж серединка.
Я ищу , ищу, ищу.
Покажись, малинка!
- Остановимся проверить наши знания.
В каком слове слог жи ударный?
1. Живот
2. Жираф
3. Моржи
После какой буквы не пишется буква ы?
1. п
2. ж
3. н
Найти слово с ошибкой
Шына
Малыши
Лужица
Машина
- С правописанием каких орфограмм мы сегодня познакомились?
- Какие правила нужно помнить?
V. Итоги урока.
- Давайте подведём итоги урока.
- Ребята выбирают любое высказывание и продолжают его.
- Сегодня я узнал… (для чего нужны правила, что правила появляются там, где есть что-то необычное)
- У меня получилось… ( написать тест без ошибок… и т.д)
- Было трудно…
- Было интересно…(составлять словосочетания)
- Теперь я умею… (писать сочетания ши, жи, ча, ща, чу, щу)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.