Технологическая карта урока по предмету русский язык во 2-м классе УМК «Школа России» на тему: « Правописание частицы не с глаголами»
Сивак И.Н.
учитель начальных классов МБОУ «РСШ №1»
Тип урока: изучение нового материала
Авторы УМК: Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Цель: Ввести понятие “частица НЕ” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся, формировать умение правильно писать частицу не с глаголами.
Планируемые результаты:
Предметные:
• знать частицу не;
• знать правило написание частицы не с глаголами; уметь раздельно писать частицу не с глаголами.
Метапредметные:
Познавательные:
• умение ориентироваться в своей системе знаний,
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему,
• находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные:
• участвовать в диалоге по теме, отстаивать свою точку зрения;
• умение определять и формулировать тему и цель урока вместе с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие с учетом характера сделанных ошибок; вносить свое предположение.
Коммуникативные:
• умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Личностные:
• развитие мотивов учебной деятельности и формирование положительного отношения к учению;
• воспитание личностных качеств: трудолюбия, терпения, усидчивости; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
• развитие навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.
Оборудование: Русский язык 2 кл. 2ч, Канакина В.П., Горецкий В.Г.10-е издание, переработанное Москва «Просвещение» 2019., карточки со стихотворением, карточки со словами.
Этап урока Методы и приемы |
Вре мя |
Содержание урока |
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
Самоопредел ение к деятельности, целеполагани е (беседа) |
1 мин |
Здравствуйте, ребята! Какими сегодня нужно быть на уроке, чтобы урок был вам полезным, интересным, продуктивным? |
Активными, дружными, любознательными… |
Л: самоопределение к деятельности; К: умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать речь других. |
2. Актуализация знаний, мотивация Практич.: орфографиче ская минутка (учебный диалог) |
6 мин |
Орфографическая минутка Открыли тетради, сегодня шестое апреля, классная работа. - Словарный диктант. Степная, поет, яблоко, стоять, ребята, хорошие, бежать, мороз, не хочу. - Читаем по цепочке, объясняем орфограмму. |
Степная – степь, поет – пой, яблоко – словарное слово, стоять – стой, ребята – словарное слово, хорошие – словарное слово, бежать – бег, мороз – словарное слово. |
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой; умение слушать и вступать в диалог. Р: формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; |
3. Самопределе ние к деятельности (диалог, инсценирован ие) |
3 мин |
В некоторых семьях, к сожалению, бывают такие ситуации. На доске записаны слова: (Не)хочу,(не)упаду, (не)отойду, (не)приеду, (не)приду, (не)услышу, (не)найду, (не)слезаю, (не)решу, (не)мечтаешь, (не)молчу. -Какой частью речи являются данные слова - Запишите глаголы с безударной проверяемой гласной в корне.
- Сможете вы это сделать? Что такое не? Как нужно написать не с глаголами? |
Ученики играют сценку: - Слезь со стула! - Не хочу! - Упадёшь! - Не упаду! - Отойди! - Не отойду! - Приедешь? - Не приеду! - Придешь? - Нет, не приду! - Услышишь? - Не услышу! - Найдёшь? - Нет, не найду! - Молчишь? - Нет, не молчу! - Конфетку, может, хочешь? - Нет! Да, хочу, хочу! (Шибаев А.) Нет, не знаем как написать не. Не знаем. Не знаем. |
П: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинноследственные связи. К: участвуют в диалоге, формулируют собственную точку зрения и дают ее обоснование. Р: осознают недостаточность своих знаний, целеполагание |
|
|
Возникла проблема. - Предположите тему нашего урока - Какие цели поставим? - Составим план урока
|
Правописание частицы не с глаголом Научиться писать частицу не с глаголами 1. Узнать, какой частью речи является НЕ 2. Узнать как пишется частица НЕ с глаголами 3. Научиться писать частицу НЕ с глаголами 4. Закрепить новые знания. |
|
4. Открытие нового знания
(диалог)
(работа с учебником)
(практич. Выполнения |
18 мин |
-Что такое НЕ? Разгадайте ребус - Ребята, а можем ли мы поставить вопрос к этому слову? - Обозначает ли оно предмет, или признак предмета, или действие предмета? -Является ли членом предложения? - Правильно, ребята. -В русском языке существуют такие слова, которые не отвечают ни на какие вопросы, не обозначают ни предметов, ни действий, ни признаков. К таким словам и относится НЕ. - Что такое НЕ? - Итак, НЕ- частица.
Упр. 135 на стр. 78 - Прочитайте стихотворение. - О чем оно? - Почему оно так странно названо? - Какие еще хорошие привычки должны быть у девчонок и мальчишек? - Прочитайте все глаголы с НЕ из стихотворения - Посмотрите на эти глаголы и сделайте вывод правописания частицы НЕ с глаголом Давайте проверим ваши |
Частица
Нет
Нет
Нет
Частица
Читают стихотворение О вредных привычках Предположения детей Ответы детей Не дергать, не драться, не говорить Частица не с глаголами пишется разделено
Да
|
К: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других; умение слушать и вступать в диалог. П: поиск и выделение информации Р: саморегуляция П: установление причинноследственных связей; умение осознанно строить речевое высказывание устно.
|
упр.)
(работа с учебником)
(практич. Выполнения упр.)
|
|
предположения с правилом в учебнике. - Все ли верно вы сказали? - Расскажите это правило в парах - Выпишите глаголы с частицей НЕ. - Подчеркните пробел. Упр. 136 на стр. 78 - Прочитайте пословицы. - Какая пословица вам больше нравится? - Как вы понимаете пословицу? - Спишите одну из пословиц, подчеркните глаголы и частицу НЕ. - Если вы все верно списали и объяснили пословицу, поставьте себе 2 балла ФИЗМИНУТКА |
Не хвались, пока люди не похвалят: не хвали сам – другие могут не оценить твоего поступка, и ты будешь выглядеть хвастунишкой. А если поймут твое достижение, оценят, тогда и похвалят сами. Не дразни собаки, и лаять не станет: Языком не торопись, а делом не ленись: больше делай, меньше говори |
|
5. Первичное закрепление
(учеб. диалог) |
3 мин |
- Давайте еще раз проговорим. - Какое правило мы сегодня узнали? - Посмотрите на слова: (не)хочу, (не)буду, (не)приду. - Как они пишутся? |
Слово НЕ – это частица. Частица не с глаголами пишется раздельно. Это орфограмма. Частица не пишется раздельно |
К: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других; умение слушать и вступать в диалог. П: установление причинноследственных связей. |
6. Самостоятель ная работа с самопроверко й (Практич.: работа с карточками) |
5 мин |
- На партах вы видите карточки. Как вы думаете, что вам нужно сделать? Ленивая кошка (Не)ловит мышей. Ленивый мальчишка (Не)моет ушей. Ленивая мышка (Не)выроет норку. Ленивый мальчишка (Не)любит уборку. Ю. Мориц - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте. |
- Выписать глаголы с частицей не, раскрыв скобки.
|
Р: саморегуляция П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; |
7. Включение в систему знаний, повторение
|
|
Работа в группах Упр. 137 на стр.79 (на карточке) Объединитесь в группы и ответьте на 3 вопроса |
Гололедица (Не)идется и (не)едется, Потому что гололедица. Но зато отлично падается! |
К: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и |
(практич. Выполнения упр.)
|
|
Почему стихотворение так называется? Какие слова в строках рифмуются? Какие звукосочетания вы слышите в конце рифмующихся слов? Спишите, подчеркните глаголы и частицу НЕ. Проверьте написанное у друг друга. - Какая группа желает ответить на вопросы? |
Почему ж никто (не)радуется? 1) Стихотворение называется «Гололедица», потому что в нем речь идет о гололедице, о том, что происходит на дороге, когда скользко 2) едется, гололедица, падается, радуется 3) (ца) |
понимать речь других; умение слушать и вступать в диалог. |
8. Рефлексия деятельности
(учеб. диалог) |
|
- Какую темы мы сегодня изучали? - Какую цель ставили? - Мы ее достигли? - А все пункты плана выполнили? - Что нового узнали сегодня о глаголе? - Чему научились на уроке? - Домашнее задание: с.79 упр.138 |
Правописание частицы НЕ с глаголами Научиться писать частицу не с глаголами Да Да Частица не с глаголами пишется раздельно. |
К: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других. Л: умение самостоятельно делать выбор в мире мыслей |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.