Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи
Цель: формировать навык правильного написания НЕ с разными частями речи.
Задачи:
– систематизировать знания о правописании НЕ с существительными, прилагательными, причастиями, наречиями, глаголами, деепричастиями.
– совершенствовать умение правильного написания НЕ с разными частями речи, продолжить развитие познавательного интереса к русскому языку, умение анализировать, обобщать полученные знания, аргументировать свои высказывания.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация знаний
Задача: повторить правила правописания не с разными частями речи.
Развитие речи учащихся. Прочитать и определить, на какую тему подобраны пословицы.
1. (Не)грамотный - слепец.
2. Без грамматики (не)выучить и математики.
3. Если книга (не)прочитана, знаний (не)прибавится.
4. (Не)дочитанная книга – что (не)пройденный путь.
5. Грамота (не) болезнь – годы (не)уносит.
6. Грамота (не)злом, а правдой сильна.
7. (Не) порученное (ни)кому дело (не)тронется с места
Вопросы:
- Что называют пословицей? (Пословица – мудрое народное изречение).
- Какое правило необходимо вспомнить, чтобы правильно записать слова со скобками? (не с разными частями речи).
- Объясните смысл представленных пословиц.
Языковое пространство пословиц и поговорок очень обширно. По нему можно изучать не только грамматику языка, но и получить представление об удивительно трудолюбивом, умном, изобретательном, в то же время скромном народе.
Всегда актуальны пословицы, отражающие духовные ценности человека: «В молодости учись, в зрелости трудись, в старости гордись» и т. д.
Пособие адресовано всем, кому дорог русский язык, кому интересны его судьба и духовное богатство народа, кто дорожит и хранит наследие предков, приумножает и развивает добрые традиции.
IV. Сообщение темы занятия. Тема: «Правописание частицы НЕ с различными частями речи».
Частица не – одно из самых употребительных слов русского языка и безусловный чемпион по количеству связанных с ним орфографических ошибок. Вспомнить, чем может быть не в разных случаях:
Он настоящий неряха;
Он совершенно невежливый;
Он не вежливый, а нахальный.
Итак, чем является не в этих примерах? (В каждом из них не появляется в новом облике: в 1 – это часть корня, во 2 – приставка, в 3 – частица).
Вывод: (запись в тетради)
Чем может быть НЕ |
||
частицей |
приставкой |
частью корня |
пишется раздельно |
пишется слитно |
Выборочный диктант. Выписать слова из текста в которых допущена ошибка на правило «Слитное и раздельное написание НЕ».
В стране без частицы НЕ.
Побывала я как-то в
стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрела вокруг с доуменьем:
Что за лепое положенье!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегали пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
Анализ текста. Проанализировать следующие слова из этого стихотворения: нелепость, невзрачный, несчастный, непролазный, неряха, недотёпа.
Историческая справка. Например: навидеть - сильно любить (ср. наглядеться не могу), лепый - хороший, или красивый ( в фильме «Иван Васильевич меняет профессиию» звучит слово «лепота»)
Беседа.
- Как отличить приставку от частицы?
-Частица не выражает отрицание.
Приставка или частица?
Это не друг. Это не кошка.
Дом не высок. Дом не кирпичный.
Мне не хорошо. Он не бежит.
- Что отрицается в этих примерах?
- В этих примерах отрицается наличие предмета, признака, состояния, действия.
- Посмотрите на другую запись:
Это недруг.
Дом невысок.
Мне нехорошо.
- Что изменилось?
- В этих примерах не стало приставкой.
- Каково значение приставки не?
- Здесь не отрицаются предмет, признак, состояние, а называются противоположные им.
Кроме того, эти слова можно заменить синонимами:
недруг – враг,
невысок – низок.
нехорошо – плохо.
Необходимо уловить разницу, когда отрицается то, что названо словом, а когда рождается новое значение.
Тренировочные упражнения. Раздаточный материал.
Как определить (и написать) не в данных случаях?
К сожалению, меня ждала (не)удача.
Но, к сожалению, (не)удача ждала меня, а настоящий провал.
Смотреть спектакль было совершенно (не)интересно.
(Не) интересно, даже скучно, было сидеть там.
Запись в тетрадях, анализ записанных примеров.
2. Какие слова-синонимы следует предпочесть в данных примерах?
Мы ненавидели его как лютого (врага, недруга).
Человек строен и (невысок, низок).
Он проявил самые (невысокие, низкие) качества своей натуры.
3.Самостоятельно подобрать не к числительным один, оба, пятый.
Вывод. НЕ с числительными пишется раздельно.
4. Проанализировать пословицы. Какие части речи с НЕ здесь встречаются?
Попробовать сформулировать правила написания НЕ с разными частями речи.
Друг познаётся в несчастье.
Красна дружба не лестью, а правдой и честью.
У неряхи да непряхи нет и путной рубахи.
Головня на шесток упала – нечаянный гость.
Небольшой дождишко, а лодырям отдышка.
И зубы есть, да нечего есть.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Не гордись званием, а гордись знанием.
Лёжа хлеба не добудешь.
Лодырю всегда нездоровится.
Друг и брат – великое дело: не скоро добудешь.
Несподручно волку с лисой промышлять.
Не давши слова – крепись, а давши – держись.
Не убив медведя, шкуры не дели.
Работа с таблицей.
не пишется слитно |
не пишется раздельно |
1) Со словами любой части речи, если слово без не не употребляется. 2) С сущ., прил. и наречиями на -о-,-е-, если их можно заменить словами, близкими по значению. 3) С полными причастиями, не имеющими зависимых слов. 4) С отрицат. и неопред. местоимениями (при отсутствии предлога) и наречиями. |
1) Со словами любой части речи, если к слову есть или подразумевается противопоставление. 2) С глаголами, деепричастиями и краткими причастиями. 3) С полными причастиями, имеющими зависимые слова. 4) С отрицат. и неопред. местоимениями при наличии предлога. 5) В составе слов вовсе не, далеко не, отнюдь не |
V.Работа по теме занятия.
Тематический диктант.
Замените развёрнутое описание одним словом с НЕ-
1. То, чего не было и не бывает в действительности; вымысел, выдумка (небылица)
2. Детская игрушка, которую невозможно уложить, Ванька-встанька (неваляшка)
3. Грубый, невоспитанный человек (невежа)
4. Необразованный, малосведущий человек (невежда)
5. Отсутствие удачи; ряд неудач, преследующих кого-то (невезение)
6. Неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства (невзгоды)
7. Раб, обычно из пленников (невольник)
8. Отсутствие свободы, рабство (неволя)
9. Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном месте (непоседа)
10. Человек, который всё делает плохо или не умеет делать что-либо (неумеха)
11. Военный противник, враг (неприятель)
Игра слов
Несколько лет назад, когда было трудно с продуктами, часто рассказывали такой анекдот: «Я прочитал в вашей газете, что негры в Африке (не)доедают. Так нельзя ли то, что они (не)доедают, присылать нам?» На чём основана такая игра слов?
Вывод:
Глаголы с недо- пишутся слитно (недосыпать, недоглядеть). От глагола с приставкой недо - следует отличать глаголы с приставкой до- и с частицей не, которые обозначают неполное, незаконченное действие (аквалангист не достал морскую раковину); недо- можно проверить подбором антонима с пере- .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.