Тема. Правописание глаголов прошедшего времени.
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель: Создать условия для развития умения распознавать глаголы прошедшего времени и правильно писать их суффиксы.
Задачи:
Планируемый результат.
Предметные:
Применять правила правописания глаголов на письме:
Умения:
· группировать слова по одной теме и находить «лишние»
· находить в словах изученные орфограммы
· уметь правильно подбирать орфографические правила к словам с изученными орфограммами.
· уметь формулировать тему урока;
· обобщить полученные знания;
· подбирать глаголы к заданным именам существительным.
· совместно составлять предложение с выбранными глаголами;
· определять у глаголов вид, лицо, число и спряжение;
· подбирать глаголы на заданную орфограмму.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия
успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать учебную задачу с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме; планирование учебной деятельности.
Регулятивные УУД
- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- планирование сотрудничества с учителем и сверстниками;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
Уметь самостоятельное выделять познавательную цель; уметь ориентироваться в своей системе знаний; проводить сравнение и классификацию по критериям; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД
- формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждение для аргументирования выражения собственной точки зрения.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки
Ход урока.
I. Орг. момент
II. Сообщение темы урока. Запись числа в тетрадь.
III. Повторение:
- На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? (выписать глаголы в прошедшем времени со слайда).
- какие окончания имеют глаголы в прошедшем времени? (выписать глаголы со слайда и подписать над ними род, выделить окончание).
Введение в тему урока
1. - Прочитайте слова, записанные на доске.
- Поставьте в них ударение
Лежит, видел, открыл, бежит, задумал, хлопал
- Что в них общего, объединяет эти слова между собой?
(Это глаголы)
- Докажите (обозначают действие и отвечают на вопросы….)
2. -Назовите глаголы с безударной гласной в корне (лежит, бежит)
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
3. - Назовите глаголы с безударной гласной в приставке (задумал, открыл)
- Как проверить безударную гласную в приставке?
- Назовите оставшиеся глаголы. (видел, хлопал)
- Определите их время
- Докажите что это глаголы прошедшего времени. (Отвечают на вопрос что делал? и имеют суффикс –л)
IV. Вхождение в тему
- В какой части слова они имеют безударную гласную? (безударная гласная находится в суффиксе)
- Знаете ли вы что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени?
- Так, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о правописании безударных гласных в суффиксах глаголов прошедшего времени)
- Итак, тема нашего урока: Правописание глаголов прошедшего времени
V. Изучение нового.
ВИДЕЛ
ХЛОПАЛ
1) - Прочитайте на доске слова, определите, какой частью речи они являются.
- Определите время данных глаголов и докажите.
- Запишите эти глаголы в тетрадь в столбик
- Поставьте ударение.
- Разберите данные глаголы по составу.
- В какой части слова находится безударные гласные?
2) - Образуйте неопределённую форму, соответствующую каждому глаголу и напишите её.
Видел-видеть
Хлопал-хлопать
- Разберите по составу неопределённую форму.
3) -Подчеркните суффиксы, находящиеся перед суффиксом -Л глаголов прошедшего времени, и суффиксы, находящиеся перед суффиксом глаголов неопределенной формы.
- Сравните в каждой паре слов подчеркнутые суффиксы.
4) - Какой можете сделать вывод о написании суффикса глаголов в прошедшем времени перед суффиксом –Л ?
(У глаголов в прошедшем времени перед суффиксом –Л пишется тот же суффикс, что и перед –ТЬ в неопределенной форме)
VI. Физминутка
VII. Составление кластера
5) – Прочитайте правило на с. 85
П.В. Н.Ф.
![]() |
- Составим кластер.
(Для того чтобы правильно написать суффикс перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени, нужно образовать неопределенную форму, соответствующую данному глаголу. Выяснить, какой суффикс стоит перед _-ть.
В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- надо написать тот же суффикс, который стоит в неопределенной форме.)
IX. Первичное закрепление
Работа в паре:
- Определите, какой суффикс надо написать в глаголах на слайде 13? (половина слов вместе устно, остальные письменно).
Работа в группах: Карточка. Вставить пропущенную букву.
XII. Итог урока. Рефлексия
Сделайте вывод по уроку.
XIII. Домашнее задание. Учебник, с.113, упр.240
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.