Тема. Правописание НЕ с прилагательными.
Цели урока.
Познакомить учащихся с правилом написания не с прилагательными;
Повторить правописание не с существительными и глаголами.
Воспитательная: прививать любовь к учебе.
Ход урока.
-Здравствуйте, ребята. Надеюсь, вы готовы к уроку. Готовы получать знания. Начнем с проверки домашнего задания.
-Посмотрите, пожалуйста, на экран. Выполните задание: раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст?
М.В.Ломоносов о поведении учащихся.
С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем.
Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.
(Не) быть гордым и грубым.
(Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.
Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.
Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!
(1758 год)
-Что общего в правилах “НЕ с существительными”, “НЕ с глаголами”?
Они пишутся слитно, если слово без НЕ не употребляется.
- Ребята, М.В.Ломоносов советовал беречь время учебы, так как оно “не вернется, его не наверстаешь”. Согласны вы с его высказыванием?
Посмотрите внимательно на слова на слайде и объясните правописание слов.
(Не)настье;
(не)друг, а враг;
(не)друг;
(не)брежный;
(не)решительность;
(не)правда;
(не)годование;
(не)веселый.
-В каких словах вы почувствовали затруднения при выполнении данной работы?
-В словах (не)брежный, (не)веселый.
-А данные слова являются какой частью речи?
-Прилагательными
-А почему вы испытали затруднения в данных словах?
-Данную тему не изучали
-Тема нашего урока “Правописание НЕ с прилагательными”
-Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.
1) Повторить… .
2) Познакомиться с … .
3) Научиться … .
-Ребята, посмотрите на таблицу.
Как пишется НЕ с именем прилагательным? Заполните пустые строки таблицы
Правописание не с прилагательными Не весёлый, а грустный; Не широкий, а узкий; Недобрый (злой), нехороший (плохой) Далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не: вовсе не глубокая река; Сказка ничуть не страшная.
|
|
Слитно |
Раздельно |
|
|
|
|
|
|
-При каких условиях в первом случае слова с НЕ пишутся слитно?
Слова без НЕ не употребляются.
-При каких условиях во втором случае написаны слова слитно?
Можно заменить синонимом.
-Посмотрите на колонку, в которой имена прилагательные написаны раздельно. Как вы думаете, почему они пишутся раздельно?
Учащиеся выдвигают гипотезы.
-Какой вывод можно сделать по результатам анализа данной таблицы?
-Это были наши с вами выводы, откройте учебник, прочитайте правило.
Есть ли какая-то новая информация по данной теме?
С краткими прилагательными НЕ пишется так же, как и с полными прилагательными.
-Дополните таблицу новой информацией (примеры).
Вернемся к орфографической пятиминутке: к словам, которые у вас вызвали затруднения.
Немного отдохнем. Я буду читать словосочетания. Если не с прилагательным пишется слитно, вы садитесь, если раздельно – продолжайте стоять.
Неожиданное известие, далеко не удачный ответ, не обрывистый, а пологий берег, нестрогий человек, не мягкий, а твёрдый, неглубокий овраг, нечаянная встреча, небрежный почерк.
-Предлагаю выполнить упражнение № 305. Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не. В каких прилагательных приставка не- придает слову противоположное значение? Подчеркните непроизносимые согласные в корнях слов.
Упражнение №308.Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не с прилагательными. Какое из прилагательных имеет синоним трудный?
- Давайте еще раз повторим, как пишется не с прилагательными?
Домашнее задание.
Закончить выполнение упражнения дома.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.