Правописание приставок и предлогов по русскому языку. 3 кл

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал поможет в подготовке учителю к уроку по русскому языку в 3 классе по теме: "Правописание приставок и предлогов"
Иконка файла материала Правописание приставок и предлогов. по русскому языку в 3 классе.docx

ГБОУ СОШ № 853 г. Зеленограда

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

По теме: «Правописание приставок и предлогов»

 

 

 

 

Составила: учитель начальных классов Нарыжная И.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Формировать чёткое представление об основных частях основы слова: корне, приставке, суффиксе; ознакомить с ролью приставок в речи, основными правилами их правописания (с гласными а, о в приставках по-, под-, от-, про-, до-).

2. Способствовать развитию речевой деятельности; отрабатывать правильное произношение; каллиграфически правильное написание букв и соединений; обогащать словарный запас учащихся; способствовать привитию интереса к родному  языку.

3. Обогащать речь учащихся фразеологическими  оборотами.

Оборудование: схемы-памятки о правописании приставок; сигнальные карточки; наушники; слайды; интерактивная  доска.

1. Организационный момент.

Звенит звонок, начинается урок.

2. Сообщение темы урока через постановку вопроса, создание проблемной ситуации.

Шла вчера я по улице Новой,
И вдруг слышу из окна
Два каких-то странных слова
Издавали голоса.
“Я падсказка”, - голос первой
Раздаётся надо мной,
“Я подсказка”,- слышу голос
Разлетается другой.
Друг на друга шли два слова
Спором сим увлечены.
И похожи были очень
Друг на друга так они.
Что ж, поможем этим странным
Спорящим нашим словам.
Разберёмся мы с обманом.
А помочь придётся вам.

/ Учитель на доску прикрепляет 2 печатных слова: падсказка и подсказка/

- А теперь скажите, как бы вы написали это слово? / Опрос нескольких учеников/

- Вот эту проблему нам и предстоит решить на уроке. А поэтому, откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

3. На интерактивной доске в этот момент появляется 1 слайд с надписью “ Добро пожаловать в школу XXI века” /с изображением школы/.

- Итак, ребята, урок сегодня будет у нас не совсем обычный. Посмотрите, пожалуйста, ещё раз внимательно на эти 2 слова: падсказка и подсказка и вспомните, что мы делали со словами на прошлых уроках русского языка? / Разбирали их по составу/.

- Сегодня мы продолжим работу по разбору слов по составу.

- А как вы думаете, где можно получить правильный ответ, как написать слово? / В учебнике, в словаре, в энциклопедии, спросить у учителей, у мамы и папы/.

- А я вас сегодня приглашаю совершить космическое путешествие на планету “Словообразования”.

4. Появляется 2 слайд с изображением планеты “ Словообразования”.

- Вы готовы к путешествию? Наши рабочие тетради превращаются в бортовые журналы, где мы будем фиксировать свои наблюдения.

- Чтобы проверить всё ли оборудование в порядке, возьмите в руки ручку - наш рабочий инструмент, который будет нам необходим в течение всего путешествия.

- Для осуществления запуска нашего космического корабля, запишите код.

5. Минутка чистописания: Пт Дд.

- Записали? Приступаем к расшифровке.

- Что вы можете сказать об этих значках? / Это согласные буквы, так как при произношении встречают во рту преграду. Они парные, глухие -пт-, звонкие –д-/.

- Я думаю, что это не простая шифровка, она нам пригодится в полёте. И даже смею предположить, может быть ключом к чему-то.

- Итак, мы в полёте. Ага, а вот и первый сигнал с планеты “ Словообразования”./ Учитель в наушниках./

- Президент планеты делает запрос, с какой целью мы летим в гости? / Летим за новыми знаниями./

- Президент говорит, чтобы получить новые знания, вы должны рассказать и показать, что вы уже знаете. Только в этом случае он даст разрешение на нашу посадку на его планете.

- Что вы хотите увидеть и услышать?/ Учитель обращается к президенту/.

- Президент желает увидеть, можем ли мы образовать новые слова с помощью суффиксов, находить в них орфограммы и способ их проверки. При правильных ответах на экране будут появляться картинки с записями, которые должны совпадать с нашими записями в тетрадях.

6. Картинно- словарный диктант с комментированием.

-Образуйте при помощи суффиксов: http://festival.1september.ru/articles/510118/img0.gifк, новые слова.

http://festival.1september.ru/articles/510118/img1.gif

/ После записи каждого слова на интерактивной доске появляются картинки, всего 6 слайдов /.

- А теперь давайте посмотрим, соответствуют ли наши записи с тем, что изображено на доске?

/ Появляется общий слайд № 9 с изображением всех слов/

-Мы выполнили задание. Внимание! Контрольный вопрос!

-Что такое суффикс? / Суффикс – это часть основы, которая стоит после корня и служит для образования новых слов/.

-А какая ещё часть основы служит для образования новых слов?

/ Приставка/.

7. Слайд №10./ 2 девочки с планеты “ Словообразования”.

Добро пожаловать на планету. Прочитайте про себя текст.

Город Приставкин встретить вас рад.
Здесь вас встречает приставок парад.
Дамы Приставки здесь посмотри
Пишутся слитно с корнем они.
Корень, как истинный гражданин,
Дамам дорогу уступит своим.
Встанут приставки все впереди
С корнем сольются – им по пути.

- Приставок разных много. Мы сегодня познакомимся только с теми, которые нас интересуют. Вернёмся к нашим словам: подсказка и падсказка.

8. Разбор слова по составу.

-С чего начнём? / Окончание, основа, корень (подбор нескольких однокоренных слов), приставка, суффикс/.

В какой части слова нам встретилась орфограмма?/ В приставке/.

Так какую же букву мы напишем?

- Внимание! Правильный ответ!

9. Слайд№ 11.

Вот приставки http://festival.1september.ru/articles/510118/img2.gif

Их запомнить все легко,

Они дружат с буквой О.

- Вот мы и добрались до истины. Получается, что слово поспорило само с собой. Это иногда и у людей бывает, когда они спорят со своим внутренним голосом. Как он называется? / Совесть /.

- Давайте, исправим ошибку./ Учитель зачёркивает букву а, пишет над ней букву о/.

Мы секретик получили.
Знанья нам здесь подарили.
А теперь, чтоб всё понять
Надо это закреплять.
Попрошу сейчас внимания!
Вот и первое задание.
На планете школа есть,
Там приставок всех не счесть.
Подружились мы пока
С теми, где есть “о”, не “а”.
Образуйте-ка слова,
Где в приставках “о”, не “а”.

10. Слайд № 12. / Изображение школы/.

11. Работа по теме урока.

http://festival.1september.ru/articles/510118/img3.gif

12. Отгадывание слова по его составным частям.

Что ж, теперь должны
Отгадать всё слово мы.
Суффикс в нём из слова горка,
Корень в слове посадить,
И поможет поговорка
Нам приставку получить.
Что за слово, отгадайте,
Окончание в нём “а”.
Всё быстрей соединяйте,
Получилось что, друзья?

/ На доске выписываются названные слова, в которых выделяются соответствующие орфограммы/

Посадка.

-Нам пора возвращаться на нашу планету Земля. Ой, мне сигнализируют о том, что пришло письмо.

Слайд № 13./ Письмо/. В нём приказ. Прежде чем покинуть планету “ Словообразования” получите контрольное задание, чтобы хорошо усвоить урок и запомнить правописание приставок.

13. Слайд № 14.

Учащиеся пишут на активированной доске.

http://festival.1september.ru/articles/510118/img4.gif

14.  Осуществление проверки с помощью сигнальных карточек. Обратная связь. Работа учащихся на интерактивной доске. Активируется перо.

15.  Обобщение урока.

Мы благополучно приземлились. И, чтобы не забыть о нашем путешествии, давайте ещё раз расскажем всё, что мы знаем о составе слова.

16.Слайд № 15.

/ Книги и надпись “ Мы сегодня грызли гранит науки”.

- Как вы понимаете это выражение? / Добывали знания”/.

Итог урока. / Учитель отмечает активных учеников/.

17. Домашнее задание.

Презентация

Международная книжная ярмарка non/fiction №15 с 17.11.2013 по 01.12.2013. Почётный гость — Швейцария. ЦДХ, Крымский вал, 10. Книга окрыляет!

 

Тема: Правописание приставок и предлогов

Цель: Научить детей писать приставки слитно со словами, а предлоги отдельно.

Задачи:

Образовательные:

1.      Научить различать приставку и предлог на письме.

2.     Систематизировать знания детей о составе слова.

3.     Закреплять умение разбирать слово по составу.

4.     Совершенствовать навыки чистописания.

5.     Учить формулировать тему и проблему урока.

Развивающие:

1.     Развивать умение анализировать задания.

2.     Развивать умение применять полученные ранее знания.

3.     Развивать орфографическую зоркость.

4.     Развивать фонематический слух.

5.     Развивать творческий потенциал учащихся.

Воспитательные:

1.Формировать интерес к изучению русского языка.

2. Формировать умение слушать учителя и одноклассников, не перебивая.

3. Воспитывать стремление быть грамотным и образованным человеком.

Оборудование:

 

 

 

 

 

 

 

Организационный момент:

Д о р о ж и т е 

Родным, милым словом: 

М н о г о л и к и м - 

Большим языком ! 

Нашей жизни ОН - 

П е р в о о с н о в а - 

Всем народам 

Планеты - знаком ! 

 

Берегите ЕГО 

От цветистых 

Иностранных 

И чуждых нам слов, 

Чтоб поток - 

От наречий ручьистых - 

Не затмил 

Родника - Родников ! 

 

В нём черпайте 

Живящую силу: 

Русских говоров, 

Песен, стихов... - 

Всё, что дорого 

С е р д ц у, 

Чтоб слилось 

В ЯЗЫКЕ, - 

Как Основе Основ !

 

Минутка чистописания:

Дельфин, весёлый наш дельфин,
Играет в море не один,
Там два дельфина на воде,
Играя, учат букву … (Д)

На минутке чистописания сегодня мы будем писать букву Дд

-Запишите, продолжив закономерность :

ДД дд Дд…

Да дя До дё Ду дю Ды ди Дэ д…

-Запиши фразеологизм, как ты его понимаешь?

Держать камень за пазухой ( Таить злобу на кого-либо, замышлять что-то недоброе)

Словарно-орфографическая работа:

-Расшифруйте слова: (слова заранее записаны на доске)

Джрнй (дежурный), дкбрь (декабрь),джмпр (джемпер), држр (дирижёр), дрг (дорога), д свдн (до свидания).

-Запишите эти слова в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

Запишите в тетради слово дорога. Подберите к нему несколько однокоренных слов. Разберите их по составу. (Желательно, чтобы дети подобрали однокоренные слова образованные и приставочным и суффиксальным способами)

 

Работа по теме урока:

На доске два столбика слов:

(в)бежал                                    (в)комнату

(от)бежал                                  (от)остановки

(за)ехал                                      (за)линию

(у)селся                                      (у)дерева 

 

-Прочитайте слова. Что вы заметили ? (В одном столбике глаголы с приставками, в другом существительные с предлогами.)

-Запишите эти слова в два столбика, раскрывая скобки.

-Какую тему мы продолжим изучать сегодня на уроке? (Правописание приставок и предлогов)

- Продолжите предложение:

Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов называется … (приставкой)

Самостоятельная часть речи, которая служит для связи слов в предложении называется … предлогом)

- Какое словарное слово, подходящее к теме нашего урока мы сегодня записали (до свидания)

- Коллективное выполнение упражнения 112. Стр.64.

Физкультминутка:

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

 И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

 И работать продолжаем.

Закрепление изученного материала:

Комментированное  выполнение упражнения 113, стр.65.

Творческая работа:

- Составьте текст из четырех, пяти предложений на тему: «Как хорош сегодняшний день!»

Используйте как можно больше предлогов и слов с приставками.

По окончании работы дети зачитывают несколько получившихся текстов, комментируя написание предлогов и приставок со словами. Остальные работы учитель берет на проверку.

Итог урока:

1.     Какую тему мы изучали сегодня на уроке?

2.     Почему нужно различать приставки и предлоги?

3.     Что мы узнали о правописании приставок и предлогов со словами?

4.     Какие знания предшествующих уроков нам сегодня пригодились?

Домашнее задание


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также