ГБОУ СОШ № 853 г. Зеленограда
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
По теме: «Правописание приставок и предлогов»
Составила: учитель начальных классов Нарыжная И.А.
1. Формировать чёткое представление об основных частях основы слова: корне, приставке, суффиксе; ознакомить с ролью приставок в речи, основными правилами их правописания (с гласными а, о в приставках по-, под-, от-, про-, до-).
2. Способствовать развитию речевой деятельности; отрабатывать правильное произношение; каллиграфически правильное написание букв и соединений; обогащать словарный запас учащихся; способствовать привитию интереса к родному языку.
3. Обогащать речь учащихся фразеологическими оборотами.
Оборудование: схемы-памятки о правописании приставок; сигнальные карточки; наушники; слайды; интерактивная доска.
1. Организационный момент.
Звенит звонок, начинается урок.
2. Сообщение темы урока через постановку вопроса, создание проблемной ситуации.
Шла вчера я по улице Новой,
И вдруг слышу из окна
Два каких-то странных слова
Издавали голоса.
“Я падсказка”, - голос первой
Раздаётся надо мной,
“Я подсказка”,- слышу голос
Разлетается другой.
Друг на друга шли два слова
Спором сим увлечены.
И похожи были очень
Друг на друга так они.
Что ж, поможем этим странным
Спорящим нашим словам.
Разберёмся мы с обманом.
А помочь придётся вам.
/ Учитель на доску прикрепляет 2 печатных слова: падсказка и подсказка/
- А теперь скажите, как бы вы написали это слово? / Опрос нескольких учеников/
- Вот эту проблему нам и предстоит решить на уроке. А поэтому, откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
3. На интерактивной доске в этот момент появляется 1 слайд с надписью “ Добро пожаловать в школу XXI века” /с изображением школы/.
- Итак, ребята, урок сегодня будет у нас не совсем обычный. Посмотрите, пожалуйста, ещё раз внимательно на эти 2 слова: падсказка и подсказка и вспомните, что мы делали со словами на прошлых уроках русского языка? / Разбирали их по составу/.
- Сегодня мы продолжим работу по разбору слов по составу.
- А как вы думаете, где можно получить правильный ответ, как написать слово? / В учебнике, в словаре, в энциклопедии, спросить у учителей, у мамы и папы/.
- А я вас сегодня приглашаю совершить космическое путешествие на планету “Словообразования”.
4. Появляется 2 слайд с изображением планеты “ Словообразования”.
- Вы готовы к путешествию? Наши рабочие тетради превращаются в бортовые журналы, где мы будем фиксировать свои наблюдения.
- Чтобы проверить всё ли оборудование в порядке, возьмите в руки ручку - наш рабочий инструмент, который будет нам необходим в течение всего путешествия.
- Для осуществления запуска нашего космического корабля, запишите код.
5. Минутка чистописания: Пт Дд.
- Записали? Приступаем к расшифровке.
- Что вы можете сказать об этих значках? / Это согласные буквы, так как при произношении встречают во рту преграду. Они парные, глухие -пт-, звонкие –д-/.
- Я думаю, что это не простая шифровка, она нам пригодится в полёте. И даже смею предположить, может быть ключом к чему-то.
- Итак, мы в полёте. Ага, а вот и первый сигнал с планеты “ Словообразования”./ Учитель в наушниках./
- Президент планеты делает запрос, с какой целью мы летим в гости? / Летим за новыми знаниями./
- Президент говорит, чтобы получить новые знания, вы должны рассказать и показать, что вы уже знаете. Только в этом случае он даст разрешение на нашу посадку на его планете.
- Что вы хотите увидеть и услышать?/ Учитель обращается к президенту/.
- Президент желает увидеть, можем ли мы образовать новые слова с помощью суффиксов, находить в них орфограммы и способ их проверки. При правильных ответах на экране будут появляться картинки с записями, которые должны совпадать с нашими записями в тетрадях.
6. Картинно- словарный диктант с комментированием.
-Образуйте при помощи суффиксов: к, новые слова.
/ После записи каждого слова на интерактивной доске появляются картинки, всего 6 слайдов /.
- А теперь давайте посмотрим, соответствуют ли наши записи с тем, что изображено на доске?
/ Появляется общий слайд № 9 с изображением всех слов/
-Мы выполнили задание. Внимание! Контрольный вопрос!
-Что такое суффикс? / Суффикс – это часть основы, которая стоит после корня и служит для образования новых слов/.
-А какая ещё часть основы служит для образования новых слов?
/ Приставка/.
7. Слайд №10./ 2 девочки с планеты “ Словообразования”.
Добро пожаловать на планету. Прочитайте про себя текст.
Город Приставкин встретить вас рад.
Здесь вас встречает приставок парад.
Дамы Приставки здесь посмотри
Пишутся слитно с корнем они.
Корень, как истинный гражданин,
Дамам дорогу уступит своим.
Встанут приставки все впереди
С корнем сольются – им по пути.
- Приставок разных много. Мы сегодня познакомимся только с теми, которые нас интересуют. Вернёмся к нашим словам: подсказка и падсказка.
8. Разбор слова по составу.
-С чего начнём? / Окончание, основа, корень (подбор нескольких однокоренных слов), приставка, суффикс/.
В какой части слова нам встретилась орфограмма?/ В приставке/.
Так какую же букву мы напишем?
- Внимание! Правильный ответ!
9. Слайд№ 11.
Вот приставки
Их запомнить все легко,
Они дружат с буквой О.
- Вот мы и добрались до истины. Получается, что слово поспорило само с собой. Это иногда и у людей бывает, когда они спорят со своим внутренним голосом. Как он называется? / Совесть /.
- Давайте, исправим ошибку./ Учитель зачёркивает букву а, пишет над ней букву о/.
Мы секретик получили.
Знанья нам здесь подарили.
А теперь, чтоб всё понять
Надо это закреплять.
Попрошу сейчас внимания!
Вот и первое задание.
На планете школа есть,
Там приставок всех не счесть.
Подружились мы пока
С теми, где есть “о”, не “а”.
Образуйте-ка слова,
Где в приставках “о”, не “а”.
10. Слайд № 12. / Изображение школы/.
11. Работа по теме урока.
12. Отгадывание слова по его составным частям.
Что ж, теперь должны
Отгадать всё слово мы.
Суффикс в нём из слова горка,
Корень в слове посадить,
И поможет поговорка
Нам приставку получить.
Что за слово, отгадайте,
Окончание в нём “а”.
Всё быстрей соединяйте,
Получилось что, друзья?
/ На доске выписываются названные слова, в которых выделяются соответствующие орфограммы/
Посадка.
-Нам пора возвращаться на нашу планету Земля. Ой, мне сигнализируют о том, что пришло письмо.
Слайд № 13./ Письмо/. В нём приказ. Прежде чем покинуть планету “ Словообразования” получите контрольное задание, чтобы хорошо усвоить урок и запомнить правописание приставок.
13. Слайд № 14.
Учащиеся пишут на активированной доске.
14. Осуществление проверки с помощью сигнальных карточек. Обратная связь. Работа учащихся на интерактивной доске. Активируется перо.
15. Обобщение урока.
Мы благополучно приземлились. И, чтобы не забыть о нашем путешествии, давайте ещё раз расскажем всё, что мы знаем о составе слова.
16.Слайд № 15.
/ Книги и надпись “ Мы сегодня грызли гранит науки”.
- Как вы понимаете это выражение? / Добывали знания”/.
Итог урока. / Учитель отмечает активных учеников/.
17. Домашнее задание.
Презентация
Тема: Правописание приставок и предлогов
Цель: Научить детей писать приставки слитно со словами, а предлоги отдельно.
Задачи:
Образовательные:
1. Научить различать приставку и предлог на письме.
2. Систематизировать знания детей о составе слова.
3. Закреплять умение разбирать слово по составу.
4. Совершенствовать навыки чистописания.
5. Учить формулировать тему и проблему урока.
Развивающие:
1. Развивать умение анализировать задания.
2. Развивать умение применять полученные ранее знания.
3. Развивать орфографическую зоркость.
4. Развивать фонематический слух.
5. Развивать творческий потенциал учащихся.
Воспитательные:
1.Формировать интерес к изучению русского языка.
2. Формировать умение слушать учителя и одноклассников, не перебивая.
3. Воспитывать стремление быть грамотным и образованным человеком.
Оборудование:
Организационный момент:
Д о р о ж и т е
Родным, милым словом:
М н о г о л и к и м -
Большим языком !
Нашей жизни ОН -
П е р в о о с н о в а -
Всем народам
Планеты - знаком !
Берегите ЕГО
От цветистых
Иностранных
И чуждых нам слов,
Чтоб поток -
От наречий ручьистых -
Не затмил
Родника - Родников !
В нём черпайте
Живящую силу:
Русских говоров,
Песен, стихов... -
Всё, что дорого
С е р д ц у,
Чтоб слилось
В ЯЗЫКЕ, -
Как Основе Основ !
Минутка чистописания:
Дельфин,
весёлый наш дельфин,
Играет в море не один,
Там два дельфина на воде,
Играя, учат букву … (Д)
На минутке чистописания сегодня мы будем писать букву Дд
-Запишите, продолжив закономерность :
ДД дд Дд…
Да дя До дё Ду дю Ды ди Дэ д…
-Запиши фразеологизм, как ты его понимаешь?
Держать камень за пазухой ( Таить злобу на кого-либо, замышлять что-то недоброе)
Словарно-орфографическая работа:
-Расшифруйте слова: (слова заранее записаны на доске)
Джрнй (дежурный), дкбрь (декабрь),джмпр (джемпер), држр (дирижёр), дрг (дорога), д свдн (до свидания).
-Запишите эти слова в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
Запишите в тетради слово дорога. Подберите к нему несколько однокоренных слов. Разберите их по составу. (Желательно, чтобы дети подобрали однокоренные слова образованные и приставочным и суффиксальным способами)
Работа по теме урока:
На доске два столбика слов:
(в)бежал (в)комнату
(от)бежал (от)остановки
(за)ехал (за)линию
(у)селся (у)дерева
-Прочитайте слова. Что вы заметили ? (В одном столбике глаголы с приставками, в другом существительные с предлогами.)
-Запишите эти слова в два столбика, раскрывая скобки.
-Какую тему мы продолжим изучать сегодня на уроке? (Правописание приставок и предлогов)
- Продолжите предложение:
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов называется … (приставкой)
Самостоятельная часть речи, которая служит для связи слов в предложении называется … предлогом)
- Какое словарное слово, подходящее к теме нашего урока мы сегодня записали (до свидания)
- Коллективное выполнение упражнения 112. Стр.64.
Физкультминутка:
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Закрепление изученного материала:
Комментированное выполнение упражнения 113, стр.65.
Творческая работа:
- Составьте текст из четырех, пяти предложений на тему: «Как хорош сегодняшний день!»
Используйте как можно больше предлогов и слов с приставками.
По окончании работы дети зачитывают несколько получившихся текстов, комментируя написание предлогов и приставок со словами. Остальные работы учитель берет на проверку.
Итог урока:
1. Какую тему мы изучали сегодня на уроке?
2. Почему нужно различать приставки и предлоги?
3. Что мы узнали о правописании приставок и предлогов со словами?
4. Какие знания предшествующих уроков нам сегодня пригодились?
Домашнее задание
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.