Правописание приставок и предлогов по русскому языку. 3 кл
Оценка 4.9

Правописание приставок и предлогов по русскому языку. 3 кл

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
12.06.2020
Правописание приставок и предлогов по русскому языку. 3 кл
Данный материал поможет в подготовке учителю к уроку по русскому языку в 3 классе по теме: "Правописание приставок и предлогов"
Правописание приставок и предлогов. по русскому языку в 3 классе.docx

ГБОУ СОШ № 853 г. Зеленограда

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

По теме: «Правописание приставок и предлогов»

 

 

 

 

Составила: учитель начальных классов Нарыжная И.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Формировать чёткое представление об основных частях основы слова: корне, приставке, суффиксе; ознакомить с ролью приставок в речи, основными правилами их правописания (с гласными а, о в приставках по-, под-, от-, про-, до-).

2. Способствовать развитию речевой деятельности; отрабатывать правильное произношение; каллиграфически правильное написание букв и соединений; обогащать словарный запас учащихся; способствовать привитию интереса к родному  языку.

3. Обогащать речь учащихся фразеологическими  оборотами.

Оборудование: схемы-памятки о правописании приставок; сигнальные карточки; наушники; слайды; интерактивная  доска.

1. Организационный момент.

Звенит звонок, начинается урок.

2. Сообщение темы урока через постановку вопроса, создание проблемной ситуации.

Шла вчера я по улице Новой,
И вдруг слышу из окна
Два каких-то странных слова
Издавали голоса.
“Я падсказка”, - голос первой
Раздаётся надо мной,
“Я подсказка”,- слышу голос
Разлетается другой.
Друг на друга шли два слова
Спором сим увлечены.
И похожи были очень
Друг на друга так они.
Что ж, поможем этим странным
Спорящим нашим словам.
Разберёмся мы с обманом.
А помочь придётся вам.

/ Учитель на доску прикрепляет 2 печатных слова: падсказка и подсказка/

- А теперь скажите, как бы вы написали это слово? / Опрос нескольких учеников/

- Вот эту проблему нам и предстоит решить на уроке. А поэтому, откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

3. На интерактивной доске в этот момент появляется 1 слайд с надписью “ Добро пожаловать в школу XXI века” /с изображением школы/.

- Итак, ребята, урок сегодня будет у нас не совсем обычный. Посмотрите, пожалуйста, ещё раз внимательно на эти 2 слова: падсказка и подсказка и вспомните, что мы делали со словами на прошлых уроках русского языка? / Разбирали их по составу/.

- Сегодня мы продолжим работу по разбору слов по составу.

- А как вы думаете, где можно получить правильный ответ, как написать слово? / В учебнике, в словаре, в энциклопедии, спросить у учителей, у мамы и папы/.

- А я вас сегодня приглашаю совершить космическое путешествие на планету “Словообразования”.

4. Появляется 2 слайд с изображением планеты “ Словообразования”.

- Вы готовы к путешествию? Наши рабочие тетради превращаются в бортовые журналы, где мы будем фиксировать свои наблюдения.

- Чтобы проверить всё ли оборудование в порядке, возьмите в руки ручку - наш рабочий инструмент, который будет нам необходим в течение всего путешествия.

- Для осуществления запуска нашего космического корабля, запишите код.

5. Минутка чистописания: Пт Дд.

- Записали? Приступаем к расшифровке.

- Что вы можете сказать об этих значках? / Это согласные буквы, так как при произношении встречают во рту преграду. Они парные, глухие -пт-, звонкие –д-/.

- Я думаю, что это не простая шифровка, она нам пригодится в полёте. И даже смею предположить, может быть ключом к чему-то.

- Итак, мы в полёте. Ага, а вот и первый сигнал с планеты “ Словообразования”./ Учитель в наушниках./

- Президент планеты делает запрос, с какой целью мы летим в гости? / Летим за новыми знаниями./

- Президент говорит, чтобы получить новые знания, вы должны рассказать и показать, что вы уже знаете. Только в этом случае он даст разрешение на нашу посадку на его планете.

- Что вы хотите увидеть и услышать?/ Учитель обращается к президенту/.

- Президент желает увидеть, можем ли мы образовать новые слова с помощью суффиксов, находить в них орфограммы и способ их проверки. При правильных ответах на экране будут появляться картинки с записями, которые должны совпадать с нашими записями в тетрадях.

6. Картинно- словарный диктант с комментированием.

-Образуйте при помощи суффиксов: http://festival.1september.ru/articles/510118/img0.gifк, новые слова.

http://festival.1september.ru/articles/510118/img1.gif

/ После записи каждого слова на интерактивной доске появляются картинки, всего 6 слайдов /.

- А теперь давайте посмотрим, соответствуют ли наши записи с тем, что изображено на доске?

/ Появляется общий слайд № 9 с изображением всех слов/

-Мы выполнили задание. Внимание! Контрольный вопрос!

-Что такое суффикс? / Суффикс – это часть основы, которая стоит после корня и служит для образования новых слов/.

-А какая ещё часть основы служит для образования новых слов?

/ Приставка/.

7. Слайд №10./ 2 девочки с планеты “ Словообразования”.

Добро пожаловать на планету. Прочитайте про себя текст.

Город Приставкин встретить вас рад.
Здесь вас встречает приставок парад.
Дамы Приставки здесь посмотри
Пишутся слитно с корнем они.
Корень, как истинный гражданин,
Дамам дорогу уступит своим.
Встанут приставки все впереди
С корнем сольются – им по пути.

- Приставок разных много. Мы сегодня познакомимся только с теми, которые нас интересуют. Вернёмся к нашим словам: подсказка и падсказка.

8. Разбор слова по составу.

-С чего начнём? / Окончание, основа, корень (подбор нескольких однокоренных слов), приставка, суффикс/.

В какой части слова нам встретилась орфограмма?/ В приставке/.

Так какую же букву мы напишем?

- Внимание! Правильный ответ!

9. Слайд№ 11.

Вот приставки http://festival.1september.ru/articles/510118/img2.gif

Их запомнить все легко,

Они дружат с буквой О.

- Вот мы и добрались до истины. Получается, что слово поспорило само с собой. Это иногда и у людей бывает, когда они спорят со своим внутренним голосом. Как он называется? / Совесть /.

- Давайте, исправим ошибку./ Учитель зачёркивает букву а, пишет над ней букву о/.

Мы секретик получили.
Знанья нам здесь подарили.
А теперь, чтоб всё понять
Надо это закреплять.
Попрошу сейчас внимания!
Вот и первое задание.
На планете школа есть,
Там приставок всех не счесть.
Подружились мы пока
С теми, где есть “о”, не “а”.
Образуйте-ка слова,
Где в приставках “о”, не “а”.

10. Слайд № 12. / Изображение школы/.

11. Работа по теме урока.

http://festival.1september.ru/articles/510118/img3.gif

12. Отгадывание слова по его составным частям.

Что ж, теперь должны
Отгадать всё слово мы.
Суффикс в нём из слова горка,
Корень в слове посадить,
И поможет поговорка
Нам приставку получить.
Что за слово, отгадайте,
Окончание в нём “а”.
Всё быстрей соединяйте,
Получилось что, друзья?

/ На доске выписываются названные слова, в которых выделяются соответствующие орфограммы/

Посадка.

-Нам пора возвращаться на нашу планету Земля. Ой, мне сигнализируют о том, что пришло письмо.

Слайд № 13./ Письмо/. В нём приказ. Прежде чем покинуть планету “ Словообразования” получите контрольное задание, чтобы хорошо усвоить урок и запомнить правописание приставок.

13. Слайд № 14.

Учащиеся пишут на активированной доске.

http://festival.1september.ru/articles/510118/img4.gif

14.  Осуществление проверки с помощью сигнальных карточек. Обратная связь. Работа учащихся на интерактивной доске. Активируется перо.

15.  Обобщение урока.

Мы благополучно приземлились. И, чтобы не забыть о нашем путешествии, давайте ещё раз расскажем всё, что мы знаем о составе слова.

16.Слайд № 15.

/ Книги и надпись “ Мы сегодня грызли гранит науки”.

- Как вы понимаете это выражение? / Добывали знания”/.

Итог урока. / Учитель отмечает активных учеников/.

17. Домашнее задание.

Презентация

Международная книжная ярмарка non/fiction №15 с 17.11.2013 по 01.12.2013. Почётный гость — Швейцария. ЦДХ, Крымский вал, 10. Книга окрыляет!

 

Тема: Правописание приставок и предлогов

Цель: Научить детей писать приставки слитно со словами, а предлоги отдельно.

Задачи:

Образовательные:

1.      Научить различать приставку и предлог на письме.

2.     Систематизировать знания детей о составе слова.

3.     Закреплять умение разбирать слово по составу.

4.     Совершенствовать навыки чистописания.

5.     Учить формулировать тему и проблему урока.

Развивающие:

1.     Развивать умение анализировать задания.

2.     Развивать умение применять полученные ранее знания.

3.     Развивать орфографическую зоркость.

4.     Развивать фонематический слух.

5.     Развивать творческий потенциал учащихся.

Воспитательные:

1.Формировать интерес к изучению русского языка.

2. Формировать умение слушать учителя и одноклассников, не перебивая.

3. Воспитывать стремление быть грамотным и образованным человеком.

Оборудование:

 

 

 

 

 

 

 

Организационный момент:

Д о р о ж и т е 

Родным, милым словом: 

М н о г о л и к и м - 

Большим языком ! 

Нашей жизни ОН - 

П е р в о о с н о в а - 

Всем народам 

Планеты - знаком ! 

 

Берегите ЕГО 

От цветистых 

Иностранных 

И чуждых нам слов, 

Чтоб поток - 

От наречий ручьистых - 

Не затмил 

Родника - Родников ! 

 

В нём черпайте 

Живящую силу: 

Русских говоров, 

Песен, стихов... - 

Всё, что дорого 

С е р д ц у, 

Чтоб слилось 

В ЯЗЫКЕ, - 

Как Основе Основ !

 

Минутка чистописания:

Дельфин, весёлый наш дельфин,
Играет в море не один,
Там два дельфина на воде,
Играя, учат букву … (Д)

На минутке чистописания сегодня мы будем писать букву Дд

-Запишите, продолжив закономерность :

ДД дд Дд…

Да дя До дё Ду дю Ды ди Дэ д…

-Запиши фразеологизм, как ты его понимаешь?

Держать камень за пазухой ( Таить злобу на кого-либо, замышлять что-то недоброе)

Словарно-орфографическая работа:

-Расшифруйте слова: (слова заранее записаны на доске)

Джрнй (дежурный), дкбрь (декабрь),джмпр (джемпер), држр (дирижёр), дрг (дорога), д свдн (до свидания).

-Запишите эти слова в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

Запишите в тетради слово дорога. Подберите к нему несколько однокоренных слов. Разберите их по составу. (Желательно, чтобы дети подобрали однокоренные слова образованные и приставочным и суффиксальным способами)

 

Работа по теме урока:

На доске два столбика слов:

(в)бежал                                    (в)комнату

(от)бежал                                  (от)остановки

(за)ехал                                      (за)линию

(у)селся                                      (у)дерева 

 

-Прочитайте слова. Что вы заметили ? (В одном столбике глаголы с приставками, в другом существительные с предлогами.)

-Запишите эти слова в два столбика, раскрывая скобки.

-Какую тему мы продолжим изучать сегодня на уроке? (Правописание приставок и предлогов)

- Продолжите предложение:

Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов называется … (приставкой)

Самостоятельная часть речи, которая служит для связи слов в предложении называется … предлогом)

- Какое словарное слово, подходящее к теме нашего урока мы сегодня записали (до свидания)

- Коллективное выполнение упражнения 112. Стр.64.

Физкультминутка:

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

 И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

 И работать продолжаем.

Закрепление изученного материала:

Комментированное  выполнение упражнения 113, стр.65.

Творческая работа:

- Составьте текст из четырех, пяти предложений на тему: «Как хорош сегодняшний день!»

Используйте как можно больше предлогов и слов с приставками.

По окончании работы дети зачитывают несколько получившихся текстов, комментируя написание предлогов и приставок со словами. Остальные работы учитель берет на проверку.

Итог урока:

1.     Какую тему мы изучали сегодня на уроке?

2.     Почему нужно различать приставки и предлоги?

3.     Что мы узнали о правописании приставок и предлогов со словами?

4.     Какие знания предшествующих уроков нам сегодня пригодились?

Домашнее задание


 

Скачано с www.znanio.ru

ГБОУ СОШ № 853 г. Зеленограда

ГБОУ СОШ № 853 г. Зеленограда

Формировать чёткое представление об основных частях основы слова: корне, приставке, суффиксе; ознакомить с ролью приставок в речи, основными правилами их правописания (с гласными а, о…

Формировать чёткое представление об основных частях основы слова: корне, приставке, суффиксе; ознакомить с ролью приставок в речи, основными правилами их правописания (с гласными а, о…

Сегодня мы продолжим работу по разбору слов по составу

Сегодня мы продолжим работу по разбору слов по составу

После записи каждого слова на интерактивной доске появляются картинки, всего 6 слайдов /

После записи каждого слова на интерактивной доске появляются картинки, всего 6 слайдов /

Слайд№ 11. Вот приставки

Слайд№ 11. Вот приставки

На доске выписываются названные слова, в которых выделяются соответствующие орфограммы/

На доске выписываются названные слова, в которых выделяются соответствующие орфограммы/

Тема: Правописание приставок и предлогов

Тема: Правописание приставок и предлогов

Организационный момент: Д о р о ж и т е

Организационный момент: Д о р о ж и т е

Словарно-орфографическая работа: -Расшифруйте слова: (слова заранее записаны на доске)

Словарно-орфографическая работа: -Расшифруйте слова: (слова заранее записаны на доске)

Покрутились, повертелись И за парты все уселись

Покрутились, повертелись И за парты все уселись
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.